Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGY FOR ECONOMIC SAFETY OF FUEL AND ENERGY COMPLEX UNDER MODERN CONDITIONS

Mestoev R.A. 1
1 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The article is dedicated to the peculiarities of economic safety of fuel and energy complex. The energy strategy for the period until 2030 accepted in 2009 is targeted to providing economic safety under conditions of transferring to innovative way of development. The article underlines that economic safety is the priority type of national safety of the Russian Federation and plays the key role in providing national safety. As well as economic safety is the material base for national safety, giving guarantee of stable development of the country and its independence. Energy strategy includes opinion of experts in this sphere and is targeted to development and territorial variety of energy infrastructure, building of oil and gas complexes in the east of Russia, development of hydrocarbon fields of the Arctic sea and territories in the north of the country, development of energy based not on fuel, continuing elaboration of measures for energy saving.
budget efficiency of energy.
energy efficiency
energy safety
economic safety

Экономическая безопасность является приоритетным видом национальной безопасности Российской Федерации и играет в ее обеспечении определяющую роль. Также она является материальной основой национальной безопасности, дающей гарантии стабильного развития страны и ее независимость.

Это обусловлено тесной взаимосвязью экономической безопасности с системой национальных интересов государства. С помощью именно этой категории интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства.

Текущее состояние системы экономической безопасности можно оценить с помощью ряда параметров, критериев и индикаторов, которые определяют пороговые значения функционирования экономической системы. Как показывает опыт многих других стран, выходя за рамки этих значений система утрачивает способность к постоянному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом распространения монополий, а также внутри нее разрастается коррупция и криминалитет.

Проблемы топливно-энергетического комплекса современной экономики указывают на необходимость обособление энергетической безопасности в самостоятельный вид. Данная необходимость обусловлена тем, что, источники энергии весьма ограничены, а их цена довольно высока. Также причиной является конкурентная борьба за контроль над этими ресурсами между предприятиями, производящими энергоносители, и энергораспределительными сетями.

Целью исследования является изучение опыта обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса в рамках Энергетической стратегии России.

Информационную и статистическую основу исследования составили научные публикации по вопросам экономической безопасности, а также приведенные в зарубежной и отечественной научной литературе, статистические данные, материалы, используемые финансово-кредитными институтами и органами государственного управления, электронные ресурсы сети Интернет. Методологической основойисследования стали диалектический, системный и исторический подходы.

Результаты исследования и их обсуждение.Понятие «энергетическая безопасность» (ЭБ) было сформулировано Международным энергетическим агентством после нефтяного кризиса в 1973 г.  В настоящее время под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения. При этом состояние защищенности - состояние, соответствующее в нормальных условиях обеспечению в полном объеме обоснованных потребностей (спроса) в энергии, в экстремальных условиях - гарантированному обеспечению минимально необходимого объема потребностей.

Общая стратегия развития энергетической безопасности предполагает проведение государственной политики в энергетическом секторе и разработку концепций, стратегий и нормативно-правовых актов, нацеленных на обеспечение энергетической безопасности. Российская Федерация проводит непрерывную политику в области обеспечения энергетической безопасности. Обеспечение ее ведется на плановой основе, учитывая меняющуюся обстановку в экономике, стране и мире. Цель данной политики направлена на эффективное использование энергоресурсов и всех возможностей топливно-энергетического комплекса страны для постоянного роста экономики, улучшения уровня жизни населения и укрепления позиций России в мировой экономике.

В 2009 году была утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), которая провозгласила новые направления развития энергетики в условиях становления экономики России на инновационный путь развития. В рамках данной стратегии были определены цели и задачи развития ТЭКа в долгосрочной перспективе, приоритеты и направления, механизмы политики государства в области энергетики, которые направлены на достижение желаемых целей.

Положения ЭС-2030 используются при разработке и корректировке программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации, комплексных программ по энергетическому освоению регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, Северо-Западного региона России, полуострова Ямал и континентального шельфа Российской Федерации, при разработке и корректировке генеральных схем развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса, программ геологического изучения регионов страны, при подготовке и корректировке параметров инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.

Энергетическая стратегия до 2030 года базируется как на оценке опыта реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, так и на анализе существующих тенденций и новых системных вызовов развитию энергетики, учитывает возможные колебания внешних и внутренних условий экономического развития России. При этом представленные в Концепции важнейшие цели и долгосрочные качественные ориентиры перехода экономики страны на инновационный путь развития рассматриваются как инвариантные, несмотря на возможные последствия начавшегося в 2008 году глобального экономического кризиса. Те же требования предъявляются к важнейшим целям и долгосрочным качественным ориентирам настоящей Стратегии.

В документеЭС-2030 представлены:текущие результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года и целевое видение настоящей Стратегии; основные тенденции и прогнозные оценки социально-экономического развития страны, а также взаимодействия экономики и энергетики; перспективы спроса на российские энергоресурсы; основные положения государственной энергетической политики и ее важнейших составляющих; перспективы развития топливно-энергетического комплекса России;ожидаемые результаты и система реализации настоящей Стратегии.

ЭС-2030 была разработана в условиях кризиса, крайней нестабильности мировых экономик и геополитических угроз, таких как:недостаточная географическая диверсификация экспортных поставок топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) из России, ограниченность товарной номенклатуры; мощная европейская направленность. Только сейчас начинает очень медленно развиваться азиатское, тихоокеанское направление.

- высокая политизированность отношений в энергетической сфере и обусловленные этим фактором дискриминационные действия отдельных стран, их сообществ и компаний по отношению к российским экспортерам ТЭР;

- неустойчивая конъюнктура мировых финансовых и энергетических рынков в
 сочетании с нестабильностью военно-политической обстановки в основных регионах добычи энергоресурсов;

- прогнозные ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов в связи с блокированием нефте- и газопроводов на территориях транзитных государств, невыполнением конвенции по свободе судоходства в проливах и каналах и др.;

- противодействие участию российских компаний в освоении месторождений,приобретении либо строительстве энергетических объектов за рубежом.

В ЭС-2030 сформирован стратегический курс развития энергетического сектора Российской экономики, который основывается на целевых ориентирах, а не на постоянно изменяющихся прогнозах потенциальных угроз и содержит в себе современный взгляд экспертов на проблемы и пути развития ТЭК, а также взгляды экономистов на развитие экономики России.

Ряд основных положений стратегических документов входят в состав ЭС-2030, а именно, положения:

- «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»;

- «Долгосрочного проекта развития экономики России на 2009-2030 годы»;

- «Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года»;

- «Генеральной схемы размещения объектов энергетики на период до 2020 года»;

- «Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2030 года»;

- «Государственной программы теплосбережения и повышения энергетической эффективности».

Стратегические инициативы развития ТЭК устремлены на: развитие и территориальную разнообразие энерготранспортной инфраструктуры; образование нефтегазовых комплексов на востоке России; освоение углеводородных месторождений шельфа морей Арктики и территорий на севере страны; развитие энергетики, производимой не на топливе; продолжение разработки мероприятий по энергосбережению.

Развитие нетопливной энергетики влечет за собой развитие атомной энергетики, гидроэнергетики и использование возобновляемых источников энергии. Предполагается увеличить долю использования возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии с 0,6 % в 2008 году до 4,5 % в 2020 году, для требуется ввести в эксплуатацию электростанции суммарной мощностью 23-25 ГВт.[4]

В данной стратегии рассмотрено четыре стратегических приоритета: энергетическая безопасность; энергетическая эффективность;бюджетная эффективность энергетики;ориентир «экологическая безопасность энергетики».

В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, российский энергетический сектор внесет важнейший вклад в переход к устойчивому инновационному развитию российской экономики и обеспечит:

расширенное воспроизводство совокупного энергетического потенциала России;

необходимое развитие энергетической инфраструктуры;

стимулирование инновационного развития смежных отраслей.

Россия станет региональным лидером в сфере обеспечения евразийской энергетической безопасности на основе:

эффективного влияния на обеспечение стабильной и предсказуемой ценовой ситуации на региональных энергетических рынках;

рационализации энергетических потоков на евразийском пространстве через активное использование российской энергетической инфраструктуры, а также ее полноценной экономической и технологической интеграции с евразийской системой энергетических коммуникаций;

повышения долгосрочной устойчивости спроса и предложения энергоресурсов на евразийском пространстве за счет развития экспортных поставок российских энергоносителей, а также активного диалога со странами-производителями и странами-потребителями энергоресурсов в регионе.

Российский энергетический сектор претерпит качественные изменения и станет современным, высокотехнологичным, эффективным, устойчиво развивающимся комплексом, важнейшей составляющей которого будет не столько природно-ресурсный, сколько человеческий и инновационный потенциалы.

При этом в соответствии с настоящей Стратегией будут обеспечены:

- гарантированная энергетическая безопасность России и ее регионов;

- полноценное участие России в формировании системы глобальной энергетической безопасности, в том числе за счет диверсификации направлений экспортных поставок;

- снижение зависимости экономического благосостояния страны от нефтегазового сектора с уменьшением доли топливно-энергетического комплекса в структуре валового внутреннего продукта с 30 до 18 процентов;

- снижение удельной энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем в 2,3 раза;

- оптимизация структуры топливно-энергетического баланса страны со снижением доли газа в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов с 52 до 46 - 47 процентов и увеличением доли нетопливной энергетики с 11 до 13 - 14 процентов;

- энергетическое освоение новых регионов;

- развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества;

- рост финансово-экономической устойчивости и бюджетной эффективности хозяйствующих субъектов топливно-энергетического комплекса, достижение их стабильной инвестиционной обеспеченности;

- инновационное обновление производственных фондов и энергетической инфраструктуры, создание и развитие новых видов энергии и энергетических технологий;

- экологическая безопасность и эффективность развития и функционирования топливно-энергетического комплекса с ограничением объема выбросов парниковых газов к 2030 году до уровня 100 - 105 процентов объема указанных выбросов в 1990 году.

В целом реализация Стратегии и осуществление сформулированной в ней государственной энергетической политики позволит удовлетворить требования к энергетическому сектору, вытекающие из намеченного перехода экономики страны на инновационный путь развития, и укрепить лидирующие позиции России на мировых энергетических рынках.

В настоящее время в мире господствуют законы баланса, а не согласования интересов. Глобализация мировой экономики и всевозможные интеграционные процессы бросают серьезные вызовы национальной, экономической и энергетической безопасности страны. Глобализация должна являться объективным процессом, однако сегодня модель глобализации «диктуется» интересами ведущих западных стран, являющихся основными субъектами глобальной экономики.И все же не стоит оставлять без внимания тот факт, что монопольное доминирование недопустимо в экономическом развитии.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.

Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения[3].

Энергетический фактор является одним из основных составляющих, которые определяют уровень развития государственной экономики, уровень и условия жизни населения.

Основными критериями энергетической безопасности как условием устойчивого развития экономики нашей страны являются: степень обеспеченности ресурсами и энергетической оснащенности экономики, оборонной и социальной сфер; уровень сбалансированности политики экспорта и импорта, с увеличением экспорта продукции высоких переделов и уменьшением сырьевого экспорта; обеспечение максимально эффективного пользования и воспроизводства энергетических ресурсов; своевременная разработка и внедрение в топливно-энергетических комплекс инновационных технологий и новых видов топлива.

Под натиском установленных западом экономических санкций и в условиях кризиса экономика нашего государства сильно пострадала. Но это и есть прекрасная возможность взяться за ее оздоровление. Именно сейчас важно и нужно сказать о главных критериях развития энергетической безопасности и экономики в целом.

Российская модель экономики основывается исключительно на сырьевой базе, на энергетических ресурсах, которые страна экспортирует не обрабатывая. Российской Федерации пора пересмотреть свои приоритеты и увидеть, что путь светлому будущему лежит через обеспечение собственных потребностей энергоресурсами, в том числе обработанными. Необходимо восстановить или наладить крупные производства и перейти к модели производственной экономики, в условиях которой Россия ни коем образом не зависела бы от ценовой политики на нефть, газ и другие энергетические ресурсы.

Выводы. Таким образом, основная цель, решаемая Энергетической стратегией России на период до 2030 г. состоит в преодолении возможного дефицита энергетических ресурсов и обеспечении их максимально эффективного использования.

 

Рецензенты:

Дигилина О.Б., д.э.н., профессор, зав кафедрой экономки Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г.Владимир;

Хартанович К.В., д.э.н., профессор кафедры экономики Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г.Владимир.