Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMICS OF SOCIAL CALLS TO THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE PERSONALITY IN MODERN RUSSIA

Shessler O.V. 1 Sukhanova M.E. 1 Yaremenko I.Yu. 1 Polinova M.V. 1
1 FGBOU VPO "Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin"
In article dynamics of social calls of society Russian Federation to various levels of an educational system – to school and professional pedagogical is considered. So, the research conducted by a group of authors sociological allowed to determine inquiry of modern society, in particular seniors, students of system of SPO and their parents to labor education and education by work. And it has to become a task of the teacher of modern times. The pilot study of a role and functions of the resource centers conducted by authors in the organization of practice of students of teacher training colleges confirmed that future teachers have to react to changes of social tendencies flexibly. Survey total sociological conducted by author´s group concerning future teachers allowed to note that civil identity, active living position of teachers is appreciated by society along with professional competences, and, often, even above them.
civil identity.
industrial practice work
resource center
social order
social inquiry
social call
В последнее время происходит все более активная ориентация системы общего и профессионального образования на требования социального заказа, социального запроса или на структуру и сущность социальных вызовов. Первоначально следует провести дихотомию этих понятий. Так, «социальный заказ представляет собой выполнение интеллектуальной работы, например, в области искусства, культуры, с учетом идеологической направленности официальной политики государства»[7]. Таким образом, становится понятно, что это регламентируемый государством свод требований к образовательному результату и образовательному продукту, представленный в нормативно-правовых документах (законах и подзаконных актах), а также отраженный во ФГОС соответствующих уровней. Динамика этого заказа в последние десятилетия таксонометрически выверена и составляет пятилетний цикл, что вполне разумно с позиций сроков реального внедрения инноваций,  адаптации к ним и получения, а также оценки полученного результата.

Иным образом строится система социального образовательного запроса как требования общества не столько к результатам, сколько к процессу реализации образовательных услуг. Такой запрос, как правило, представляется в бинарной системе: «родители ученика-школа», «родители ученика-педагог», «студент-вуз», «студент-преподаватель». О тенденциях такого запроса и условиях его изменения во времени в разные годы писали такие видные ученые, как Ю.В. Громыко, В.И. Загвязинский, В.А. Игнатова, В.В. Нестеров, В.В. Сковородников и др [5]. В этом образовательном запросе выражаются субъективные пристрастия и оценки деятельности образовательных организаций и отдельных педагогов. В связи с этим встает вопрос – в какой мере необходимо опираться на этот запрос конкретному педагогу, педагогическому коллективу, а также системе профессионального педагогического образования. И важно понять – каким должен быть новый педагог, чтобы осуществляя социальный заказ соответствовать социальному образовательному запросу.

Разобраться в этих и других педагогических условиях профессиональной деятельности позволит рассмотрение динамики социальных вызовов к системе педагогического образования в различных направлениях ее деятельности. Для этого введем понятия «социальные вызовы» и «социальной ситуации развития образования». Так, понятие «вызовы» чаще всего употребляется в словосочетании «вызовы времени». В этом смысле под временем понимается настоящее и будущее время, в связи с чем можно заключить, что социальные вызовы времени к системе профессионального педагогического образования – это «вызревающие из будущего» (термин Н.А. Бернштейна) образы целей, результатов и продуктов педагогического процесса как целостности.

Итак, в ходе рассуждений, нами получены три координаты социального заказа, вызова, запроса к системе профессионального педагогического образования. Первая из них – государственный заказ, содержащий как инвариантные, так и вариативные компоненты и отражающий социальную ситуацию образования в ретроспективно-рефлексивном ключе. Он, так сказать, идет вслед за ситуацией, извлекая из нее уроки.  Назовем эту координату ретроспективной.

Вторая – проспективная, отражающая ситуацию сегодняшнего дня в режиме он-лайн, хотя и в несколько субъективном развороте. Это социальный образовательной запрос со стороны тех заказчиков, которые в данный момент находятся во взаимосвязи с образовательным процессом или непосредственно вовлечены в него (студенты, ученики, их родители). Динамика этой координаты наименее подчинена закономерностям или правилам, так как является в значительной мере субъективной.

Третья координата – наиболее важная с точки зрения проектирования системы профессионального педагогического образования – это социальные вызовы времени. Назовем эту координату пресктептивной. Одно из направлений инноваций в образовании направлено как раз на ее вычисление и осмысление. Дело в том, что традиционное образование в социально-стабильном обществе ставило цели исходя из уроков прошлого и настоящего, то есть ретроспективным способом, что давало сбои именно на стадии профессионального образования. Так, потребность в юристах и экономистов в эпоху перестройки породила шквальный рост численности учебных заведений, готовящих специалистов указанных профилей, что привело в дальнейшем к безработице в этой профессиональной среде и необходимости переподготовки большей части таких специалистов. В инновационной системе происходит ориентация на потенциальные потребности общества в профессиональных компетенциях, в личностном тезаурусе и, как ни странно, именно в постиндустриальном обществе во главу угла ставится мировоззрения человека. Таким образом, педагог будущего должен быть подготовлен к проектированию и практической реализации полинаправленной системы воспитания.

Если  рассматривать  динамику  социального  заказа в отношении  развитие таких  черт  личности как патриотизм  и  гражданственность, то оказывается, что наиболее  остро  встает вопрос о формировании  гражданской идентичности   во  всей  системе  общего и  профессионального педагогического  образования именно во времена реформирования общественного строя. В понятия «гражданское воспитание», затем «гражданственность», и наконец «гражданская идентичность» вкладывались разные целевые установки. Гражданско-патриотическое воспитание в советский период строилось исходя из эталона «строителя коммунизма», где базисными ценностями были «Родина», «Труд» и «Коллектив». В эпоху Перестройки «гражданственность» рассматривалась без идеологической призмы, и в ней появились требования к индивидуальности личности – к творческой самореализации на благо своего народа.

Современный социальный заказ к общему и профессиональному образованию направлен  на формирование «гражданской идентичности». Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний[4]. Исследования понятия «идентичность» берут свое начало в психоанализе. В работе З. Фрейда «Толкование сновидений», «Групповая психология и анализ Эго», появившейся в 1914 г., понятие «идентификация» впервые использовалось в психологическом контексте. Также идентичность достаточно четко определена в трудах Э. Эриксона. Он обозначил структуру   и ввел понятие кризисов личностной идентичности. Таким образом, требования к воспитанию патриотизма и гражданской идентичности в системе образования приобрели неоднородный характер, учитывающий сенситивные периоды развития качеств не только психики, но и личности. Ценность каждой личности, ее неповторимости и незаменимости в обществе возросла и проникла из образовательной системы в широкий социум, а затем в качестве требования к процессу воспитания вернулась в системе социального заказа, что позволяет отнести решение вопроса к  инновационным задачам, поставленным  перед  педагогическим  сообществом.

Нами проводилась диагностика степени сформированности гражданской  идентичности  у  студентов педагогического колледжа, как профессионально значимого качества личности. Так, состояние гражданской  позиции в сфере  ценностных ориентаций у  выпускников образовательных организаций можно охарактеризовать следующими данными:80 % опрошенных задумываются о  состоянии гражданского  общества  в  России, их  интересуют  вопросы,  связанные  с  гражданско-патриотическим  воспитанием. Выпускники подробно  и  позитивно  характеризуют образы  россиянина, гражданина, патриота. 100% респондентов считают себя патриотами и готовы  участвовать  в  акциях,  мероприятиях патриотической направленности. Данные исследования позволяют  судить  о  достаточно высокой  степени сформированности  гражданской  идентичности у выпускников образовательной организации, как показано в таблице 1.

Таблица 1

Результаты  диагностики сформированности гражданской идентичности

у студентов педагогического колледжа

Вопрос

Варианты ответов

Результаты

1.Что такое на Ваш взгляд патриотизм

1) любовь к Родине

2) любовь к народу
3) любовь к близким

4) прославление побед Родины

13чел-52%

5чел-20%

7чел-28%

2.  Что, на Ваш взгляд, необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?

1) воспитание чувства патриотизма с детского сада;
2)  оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
3)  поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
4)  организация досуга молодёжи;
5)  личный пример, примеры героев войн;
6)  развитие молодёжных организаций

12чел-48%

 

1чел-4%

 

 

1чел-4%

 

11чел-44%

 

Оценивая состояние формирования гражданской идентичности в школах в нынешнее время, можно отметить отсутствие четкого и определенного  алгоритма путей решения данной проблемы учителями. Для этого необходимы инновационные ресурсы профессиональной подготовки педагогов, к ним также общество предъявляет свои требования.

 

В свете того, что качество конечного результата образовательного процесса шире, чем просто профессиональная подготовка выпускников, инновационные образовательные ресурсы профессионального педагогического образования должны быть нацелены также на физическое и духовно-психическое здоровье, общую культуру, интеллект, ценностные ориентации выпускников [1]. С  целью выявления социального заказа в отношении таких ресурсов было проведено исследование, которое включало в себя методику незаконченного предложения и анкетирование студентов педагогического колледжа  по изучению функциональных возможностей  образовательного ресурсного центра «Педагог будущего». Результаты опроса показали, что все студенты оценивают уникальность, значимость и необходимость ресурсного центра в своем профессиональном становлении в современном обществе.

 

 

Рис. 1. Показатели частоты посещаемости студентами педагогического колледжа лабораторий  ресурсного центра профессионального образования «Педагог будущего»

            Профессиональная деятельность требует регулярного «тренажа» в проблемном поле педагогической деятельности. Такую возможность имеют только 23% респондентов, которые являются постоянными пользователями лабораторий центра. Эти занятия позволяют студентам взращивать свою профессиональную индивидуальность инновационными техническими и технологическими средствами. Большинство студентов (69%), к сожалению, недооценивают предоставляемых в центре возможностей профессионального и личностного роста. Это может быть связано с их характерологическими особенностями и ценностно-смысловой сферой их личности.

 

В ходе исследования  были выявлены индивидуальные потребности и получены данные об уровне профессиональной подготовки студентов. Оказалось, что с позиций студентов и их будущих работодателей на первое место выходит индивидуализация практического обучения, так как современному рынку труда требуется индивидуальный  специалист, обладающий ширококонтекстным набором компетенций. Тем не менее, большинство студентов указывают на нестабильность использования лабораторий ресурсного центра в практическом обучении.

 

Рис. 2. Распределение постоянных пользователей ресурсного центра по лаборатории центра профессионального образования «Педагог будущего»

Как показало исследование, в основном лаборатории задействованы для учебных занятий, особенно с применение информационно-коммуникационных технологий. Также популярной является лаборатория здоровьесберегающих технологий. В специфике профессиональной подготовки будущих педагогов важное место занимают различные виды творческой деятельности и компетенции по созданию эмоционально-позитивного фона учебных занятий. Однако, лаборатории, имеющие указанные цели («Звездное детство» и художественно-эстетическая лаборатория) оказались мало востребованными.

В расширении перечня просоциальных задач, на решение которых направлена деятельность центра, на наш взгляд, состоит потенциал использования его мощностей. Таким образом, с позиций современного социального заказа необходима гармонизация функционирования всех учебных лабораторий образовательного ресурсного центра для формирования универсальных профессиональных компетенций будущего специалиста. 

Современное общество является не монолитным и статичным, именно поэтому кроме позитивных требований к развитию личности оно может вызывать и негативные тенденции в образовании. Так «общество потребления» делает самоцелью жизни удобство и комфорт, под его влиянием человек становится приложением к вещам. Молодежь была вовлечена в «эру потребления»[6], как самая зависимая прослойка общества. Потребительская идеология распространилась на все институты социализации, не обойдя стороной и систему образования. Роль педагога как «просветителя» заменилась на человека оказывающего образовательные услуги. Школа  проигрывает сценарий ознакомления с человеческими качествами и натаскивает на образовательный  результат.  Воспитание нуждается в обновлении, поиску необходимого решения для «вытягивания» молодежи из потребительских оков. Молодой человек, прежде всего, должен ощутить свою «производящую мощность личности» [3], научится не только «брать», но и «отдавать», делать своими руками.

Решением этой проблемы может стать ретроспективная идея А.С. Макаренко и его детско-взрослое образовательное производство. Одной из основ педагогики А.С.Макаренко был воспитывающий труд – «труд-забота» (ответственное попечение юного человека о мире, о других людях, о самом себе) [2]. А сам труд должен быть «образцовым», что в свою очередь обязывает к созданию организации наивысшего качества, с повышенными требованиями. А повышенное требование к делу, прежде всего, возможно только через совершенствование требований к самому себе.

Для проверки актуальности идей детско-взрослого образовательного производства было проведено исследование, в котором отражено отношение учащихся к возможности их участия  в таком производстве; определен круг направлений работы школьного предприятия и отражено мнение школьников о получении и распределении прибыли в производстве; рассматривается мнение учащихся о готовности к созданию школьного производства учителей и родителей учащихся.

В результате было выявлено, что большинство участников опроса имеют средний академический уровень успеваемости. Им комфортнее проводить время дома, но интереснее среди своих друзей, в связи с этим, можно сделать вывод о том, что коллективное детско-взрослое производство может стать альтернативой пребыванию дома  и совместной деятельностью  сплотить классный коллектив.

Выявление финансового положения учащихся, с помощью вопроса о наличии карманных денег, который показал, что учащиеся в подавляющем большинстве располагают личными средствами (суммы средств не уточняются). Однако большинство учащихся не возражают против дополнительного заработка и посильной трудовой занятости.  Вопрос о распределении прибыли и использовании заработанных денег  показал, что участники опроса планируют ее распределить на заработную плату или покупку себе гаджета, второй по популярности ответ был ответ – планирование и проведение совместных поездок и экскурсий.  Многие хотели бы своим заработком помочь родителям, отдав всю сумму или купив им подарки.

Данные о месте создания производства разделились. Многие респонденты предполагают,  подобное производство должно быть создано на базе школы или отдельно стоящего, но относящегося к школьному комплексу учебно-производственного комбината. Остальные респонденты в выборе не определились. 

В качестве основных направлений планируемого детско-взрослого производства («школьного – бизнеса») респонденты отдали предпочтение столярной мастерской, типографии, школьной теплице и фотоателье.  Были предложены варианты швейного цеха и магазина-мастерской кулинарии. При этом мнение детей разделилось:  одни предпочли бы работать под началом родителей, другие – под  руководством специалистов. Поддержку этой идеи респонденты ожидают от педагогов (65%) и от родителей (70%).

 Таким образом, оказалось, что интерес учащихся к школьному производству значительный, следовательно, создание детско-взрослого образовательного производства на базе образовательной организации было бы популярным. Среди планируемых результатов такого производства кроме материальной выгоды следует указать формирование у учащихся и педагогов таких необходимых качеств, как:

· мотивация к качественному труду;

· умение осуществлять трудовую деятельность,

· ответственность за работу не только перед собой, но и перед коллективом;

· овладение особенностями делового, межличностного общения;

· трудовая дисциплина;

· возможность принятие важных решений; взаимовыручка.

Этот вид деятельности сделает значительный вклад в воспитательный процесс образовательных организаций. И к созданию такого производства, к руководству им современные педагоги также должны быть подготовлены.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что подготовка педагога к осуществлению профессиональной деятельности, в частности, воспитательной, может быть эффективной лишь при условии динамики социальных процессов, отраженных в мировоззрении его членов и в общественном мнении. Эта деятельность требует изыскания инновационных возможностей и ресурсов профессионального образования. При этом, система профессионального образования в целях учета требований социального заказа к педагогической деятельности может черпать ресурсы, как в инновациях, так и в ретроспективе опыта педагогов-мастеров прошлого.

Рецензенты:

Филиппова Л.В., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород;

Быстрицкая Е.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.