Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYSTEM APPROACH TO THE FORMULATION OF OBJECTIVES AND ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL AS A CONDITION OF FORMATION OF SOCIAL ELEMENTS OF NATIONAL SECURITY

Polyakova T.A. 1
1 Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod
The article deals with legal documents describing the concept of "social national security." The analysis of the wording of the general cultural competences identified in the federal state educational standards relating to the results of educational activities on the subject "Physical Education" and correlated them with of the contents the exemplary program of the discipline recommended for all areas of training (specialties) and profiles of training graduate qualification Bachelor . The analysis may be an initial indicator of the theoretical possibility of achieving the intended effect of physical education students. The approaches to the formulation of the objectives and organization of quality management of educational process in the discipline "Physical Education" in high school on the basis of indicators for assessing the quality of education in the discipline, the correlation with the goals of modern education.
quality management education.
physical education
the physical culture
national security

Концепция национальной безопасности была утверждена в 1997 году Указом Президента РФ, она стала средством административно-правового регулирования отношений безопасности, в ней были сформулированы такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность РФ», определённая как безопасность ее многонационального народа, который, в свою очередь, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, категория «национальные интересы» [2].

Р.Г. Яновский (2001), рассматривая классификацию видов национальной безопасности, отнёс к ним: политическую безопасность, экономическую безопасность, духовнуюбезопасность, социальную безопасность, информационную безопасность. Однако, выделяя виды национальной безопасности, автор отмечал, что «сами определения видов безопасности пока еще в науке не устоялись», при этом социальная безопасность является одним из ведущих компонентов системы национальной безопасности[9].

В.Н. Кузнецов (2009), обобщая опыт работы научной школы, писал: социальная безопасность - 1)совокупность мер по защите целей, идеалов, ценностей и интересов человека, семьи, страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений.Объектами социальной безопасности являются люди, их цели, идеалы, ценности, законные интересы (потребности), общности, отношения; системы социализации человека (образования, воспитания, соцкультбыта); инфраструктуры жизнеобеспечения (здравоохранение, торговля, снабжение и т.д.); образ жизни. Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа; 2)защи­щённость социальной сферы общества и государства от угроз, способных разрушить её или обусловить её деградацию [3].

На наш взгляд, аспекты понятия «социальная безопасность» конкретного человека напрямую связаны с его здоровьем,в том числе физическим, определяющим работоспособность, востребованность, реализованность, качество жизни и т.п.

В многочисленных публикациях СМИ последних лет указывается, что значительной угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.Последствиями кризиса являются сокращение средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения [1].

В документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утверждённом Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. N 537 в качестве основного приоритета социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала на 2014-2020 гг. названо распространение стандартов здорового образа жизни [7].

Пункт 1данной Стратегии «Демографическая политика и политика народосбережения» гласит: «Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания».

В пункте 3 данной Стратегии «Развитие физической культуры и спорта» обозначены:

 - стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта;

-основные направления реализации цели: развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;

- установлены целевые ориентиры развития физической культуры и спорта.

В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [6] сказано, что расходы общества на занятия физической культурой и спортом следует рассматривать как выгодное вложение в развитие и более экономически эффективное использование человеческого потенциала.

В этом направлении важной мерой является сохранение обязательной формы физкультурного образования для студентов - не менее 4 часов обязательных занятий в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов.

В статье 84  главы 7Концепции «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта»  Закона  «Об образовании в Российской федерации»  от 29.12.2012  № 273 отмечено, что реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта[8].

Компетентностный подход, заложенный в основе ФГОС ВПО, акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека успешно действовать в различных ситуациях. Результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) послеобучения по всей или части образовательной программы.

Цель исследования

На наш взгляд, анализ формулировок общекультурных компетенций, обозначенных во ФГОС, относящихся к результатам образовательной деятельности по данной дисциплине, и соотнесение их с содержанием примерной программы дисциплины «Физическая культура»,  рекомендуемой для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки квалификации (степени) выпускника бакалавр, может являться первоначальным теоретическим показателем возможности достижения эффективности планируемого процесса физического воспитания.

Материалы и методы исследования

Рассмотрим формулировки общекультурных компетенций, характеризующих  результаты процесса физического воспитания (таблица). Проанализированы пункты 5.1. (общекультурные компетенции) ФГОС  ВПО укрупнённых групп направлений, всего 54 стандарта (стандарты профессионального образования сферы физической культуры не рассматривались): основа сформулированных во ФГОС компетентностей - способность или готовность вести здоровый образ жизни (полное совпадение текста в 32 стандартах).

Между тем компетентность должна включать личностное отношение к предмету деятельности. Именно личностное отношение - основа не только мотивации, но и более высокой психологической характеристики - психологической установки, предполагающей дальнейшие конкретные действия.

Приведём некоторые дословные выдержки из Примерной  Программы  дисциплины «Физическая культура», рекомендуемой для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки. Квалификация (степени) выпускника  - бакалавр. Авторы: В.Г. Щербаков, В.Ю. Волков, Д.Н. Давиденко (2010).Целью физического воспитания студентов является  формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения  и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Из ФГОС каких направлений взяты формулировки общекультурных компетенций в Примерной программе не указано. Однако видно, что формулировка цели физической культуры в Программе содержит несколько векторов: направленность на формирование осознания ценности физической культуры, направленность на овладение знаниями, умениями и навыками двигательных действий, направленность на целевое использование опыта двигательной деятельности  - для выполнения социально-биологической роли, для эффективности в будущей профессии. На наш взгляд, первый вектор не достаточно представлен в формулировках общекультурных компетенций, в рассмотренных ФГОС, а именно он - основа психологической установки к осознанной, грамотно используемой двигательной активности, не зависящей от контроля со стороны.

С целью повышения вероятности положительной результативности процесса физического воспитания в не физкультурном вузе в основе формирования  целей и задач физической культуры в вузе, возможно, использовать схему моделей входов организационной системы, например, Ф.И. Перегудова, Ф.П. Тарасенко, (1989) [4].

То есть при описании целей и задач процесса физического воспитания, которые при условии их выполнения дадут желаемый результат - компетентность студентов - необходимо учитывать четыре составляющих входа: от вышестоящих систем, от нижестоящих систем, от существенной среды и собственные интересы студентов. Использование данного подхода позволит выделять объективно измеряемые показатели и индикаторы процесса.

Интеграция российских вузов в европейскую систему гарантий качества образования ведет к необходимости формирования в самом вузе системы повышения эффективности организации и качества образования. Оперируя терминами, сформулированными согласно международным стандартам качества ISO серии 9000, качество образования по физической культуре можно обозначить как сбалансированное соответствие характеристик учебно-воспитательного процесса и его инфраструктуры модельным параметрам [5].

Повышение эффективности и качества образования студентов по дисциплине «Физическая культура»связано с разработкой методологических основ гуманизации учебного процесса, усилением его образовательного компонента, индивидуальной ориентированности и преодолением дискретности учебного процесса, повышением профессиональной компетентности преподавательского состава.

В модель «качество образования по физической культуре» входят самые различные параметры: соответствие требованиям ФГОС; уровень методического обеспечения учебного процесса; динамика физического состояния студентов; оснащённость залов спортивным оборудованием и их доступность и т.д. Совокупность данных параметров позволяет рассматривать управление качеством образования по физической культуре как интегральную характеристику многовекторной деятельности, обеспечивающей необходимый уровень специальных знаний, двигательных умений и физических кондиций студентов, формирование потребности в здоровом стиле жизни, степень удовлетворения содержанием занятий.

Важными в разработке стратегии управления качеством образования по дисциплине «Физическая культура» являются следующие мероприятия: обоснование целей, планирование мероприятий, направленных на повышение креативности учебно-воспитательного процесса, эффективности управления ресурсами, на основе интеграции инновационных по функциям образовательных, научно-исследовательских и воспитательных компонентов, связанных с внедрением результатов научно-педагогических исследований в практику в виде оздоровительных технологий.

Модернизация учебного процесса предусматривает переориентацию целевых установок на удовлетворение интересов студентов с учётом их индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей. Это требует обновления программ по индивидуально-социализирующему, гуманитарно-образовательному и инновационно-педагогическому направлениям.

Важным фактором эффективности процесса физического воспитания студентов является соответствие следующим принципам: направленность на развитие личности; создание позитивной атмосферы для обучения, условий для достижения студентами успеха, индивидуализация, наличие интегративных связей между дисциплинами, последовательность реализации, содержательность действий.

Одно из направлений повышения качества образования по физической культуре - воспроизводство ценностей физической культуры (телесное совершенствование обеспечивает движущие силы этого процесса). Другое направление - формирование готовности педагога и студента к оздоровительной деятельности.

Управление качеством образования по дисциплине «Физическая культура», с целью формирования здоровья и развития личности, на наш взгляд, будет эффективным, если осуществлять следующие мероприятия:обозначить управленческие аспекты деятельности; разработать концептуально-методологические подходы здоровьесберегающей инфраструктуры; выбрать модель научно-педагогического сопровождения учебного процесса по физической культуре; внедрить в учебную деятельность здоровьесберегающие технологии на основе комплексного подхода; проводить регулярные осмотры занимающихся и реабилитационно-коррекционные мероприятия; сформировать у студентов мотивацию к поддержанию собственного здоровья и личностно-ориентированному обучению; проводить методические семинары с преподавательским составом по вопросам здоровьесберегающих технологий.

Результаты и обсуждение

В развитие приведенных выше положений можно предложить ряд показателей оценки качества образования по физической культуре.

Для выявления уровня усвоения знаний должны оцениваться информационно-психологические и психофизиологические составляющие процесса восприятия информации, допустимые темпы и наиболее эффективные формы и методы подачи учебного материала, нормативы знаний при подготовке к лекционным и методико-практическим занятиям, оценки за экзамен по теории физической культуры.

Для определения социально-психологических резервов повышения результативности оздоровительных мероприятий и ускорения адаптации студентов к условиям учебно-тренировочных занятий следует оценивать, например, с помощью социометрических методов, взаимоотношения и психологический климат в коллективах, умение студентов применять методы самооценки здоровья.

Должны также оцениваться показатели результативности научного и педагогического труда преподавателей, основываясь на теории информации, эффективность учебно-тренировочных занятий: по качеству, объему и интенсивности нагрузок, доступности в ходе занятия студентам данной группы, отнесенным к затратам на организацию, подготовку и проведение занятия.

В системе управления качеством образования по дисциплине«Физическая культура» должны использоваться также обобщенные критерии комплексной оценки режима всех видов учебных занятий с точки зрения педагогической, социально-психологической, психофизиологической эффективности формирования у студентов компетенций, требуемых ФГОС.

Требует особого внимания создание системы мотивации и стимулирования ведения ЗОЖ. С целью развития инновационного потенциала студента для повышения эффективности его участия в научно-технической, образовательной  и предпринимательской деятельности путем совершенствования организационной и профессиональной культуры. Также важно создание базы знаний в целях концептуализации, сохранения, приращения и использования инновационного опыта сохранения и укрепления здоровья.

Обобщенные показатели качества образовательного процесса по физической культуре должны быть согласованы с системой внешних критериев и показателей оценки качества подготовки выпускников, входящих в структуру системы аттестации и аккредитации вузов.

Заключение

Концептуальное положение заключается в том, что модернизированная система показателей оценки качества образования по физической культуре должна соответствовать и целям современного образования: развития личности, формирования его ключевых компетенций, и целям национальной политики в сфере безопасности.

В целом социальная безопасность -как совокупность всех видов защитных средств социальной жизнедеятельности, во многом зависит от «состояния здоровья общества» в целом и физического здоровья граждан в частности.

Залогом результативности процесса физического воспитания в вузе является научный подход к формулированию целей, задач, к организации процесса, примером которого служит системный подход.

 Рецензенты:

Щелина Т.Т., д.п.н., профессор ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Арзамас;

Толстолуцкий В.Ю., д.м.н., профессор ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Арзамас.