Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIONS IN SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Mebaduri Z.A. 1 Gudkova V.S. 1
1 Penza State University of Architecture and Construction
Small business in Russia in its formation and development faces many problems, most of which are objective in nature and require a decision at the state level. Recent years to support this sector of the economy, the state is actively engaged in the creation of business incubators. In the functioning of business incubators, entrepreneurs are provided with the necessary resources and support to promote the diffusion of innovative products, implementation of scientific and technical developments in production, solve the employment problem. Russian movement of business incubators and more than 10 years, but only in the last two years this has been a real interest from both government and private individuals.
innovation.
small business youth business state support of business incubators
В Российской Федерации малое предпринимательство имеет своё начало с 1988 года. К числу малых предприятий на тот момент относились, в том числе и государственные, на которых среднее число ежегодно занятых было не более 100 человек. Но критерии, по которым предприятия относили к малому бизнесу, неоднократно менялись. Изменения в законах о малом предпринимательстве применяли в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., 1995 г. Последние критерии были приняты 14  июня 1995 года, с принятием Федерального закона Российской Федерации « О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» № 88-ФЗ.

Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предприятия в разных странах различны. В Российской Федерации к субъектам малого предприятия относятся предприятия и организации, которые имеют  численность персонала до 100 человек, и ограничение по выручке – 400 млн рублей. Индивидуальные предприятия, имеющие статус физического лица, также относятся к субъектам малого предприятия.

Большой приток людей  в малый бизнес связан с началом реформ 90-х годов.  На 1995 год приходится примерно 60 %  малых предприятий, но данная ситуация изменилась из-за кризиса 1998 г. Только к 2000 г. ситуация нормализовалась, и число малых предприятий составило 891 000.

На сегодняшний день в России доля малых предприятий составляет 30 % всех действующих фирм, в основном которые расположены в центральном районе. Лидирующие места занимают города федерального назначения – это Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено 20% и 12% соответственно. В малом предпринимательстве основными являются такие направления, как торговля и общепит. Пятую часть занимают фирмы,  оказывающие различные услуги. Строительство – 13 %, промышленность – 12  %. Самую малую часть занимают предприятия в сфере сельского  хозяйства – всего лишь 2 %.

По сравнению с зарубежными странами развитие предпринимательства в Российской Федерации невелико. Например, на 1000 россиян в среднем приходится около 6 малых предприятий, тогда как в странах Европейского Союза приходится не менее 30. 

В России на 1 января 2013 года было зарегистрировано  около двух миллионов малых предприятий, что на 8,7 % больше, по сравнению с 2012 годом. Следует отметить, что развитие малых предприятий благоприятно влияет на формирование рынка доступного жилья в РФ [2].

В странах ЕС  малому бизнесу уделяется особое внимание, это объясняется тем, что за счёт малых предприятий создаётся более 50 % ВВП. В России этот показатель составляет 20 %. На сегодняшний день президентом Российской Федерации была поставлена задача «Увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП к 2020 году до 60–70 %».

Малое предпринимательство имеет определённые преимущества:

1.                      Простая система регистрация в  Налоговой Инспекции;

2.                      Быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

3.                      Высокая степень независимости в действиях;

4.                      Гибкость и оперативность в принятии в принятии управленческих решений;

5.                      Способность быстро воспринимать новые идеи;

6.                      Относительно невысокие расходы на управление бизнесом;

7.                      Оперативная реакция на изменения конъюнктуры рынка;

8.                      Способность обходиться меньшими капиталовложениями в расчёте на одного работающего;

9.                      Собственники малых предприятий более склонны к сбережению, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха.

Несмотря на существенную поддержку государством за последние годы бизнесу, на сегодняшний день малый бизнес сталкивается с проблемами и ограничениями.

С  такими проблемами, как:

1.                      Отсутствие производственных площадей;

2.                      Высокая арендная плата;

3.                      Отсутствие оборотных средств;

4.                      Дороговизна сырьевых ресурсов;

5.                      Высокие тарифы на перевозки;

6.                      Недоступность кредитов;

7.                      Низкий платёжеспособный спрос населения;

8.                      Слабое развитие внутреннего рынка;

9.                      Недостатки налоговой системы;

10.                  Экономическая политика государства.

Для того чтобы малый бизнес развивался успешно, необходимо сочетание интересов государства, предпринимателей и потребителей. Этого можно достигнуть путём принятия упрощённой и эффективной нормативно-правовой базы, которая будет стимулировать развитие бизнеса, а также создавать для этого благоприятные условия.

В качестве субъектов малого бизнеса большое внимание уделяется такой категории населения, как молодёжь, которая является важнейшим ресурсом развития малого и среднегобизнеса, и прежде всего инновационного.  Бизнес успешнее  развивается там, где есть  опора на научные познания студентов или ученых, но также практические навыки предпринимателей. Молодежь является наиболее активной  частью  общества, которая обладает высоким предпринимательским потенциалом, умением быстро приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.  Молодёжь имеет больше способности создать  что-то новое, ранее неизвестное то, что может внести большой вклад в социально-экономическое развитие страны через разработку инновационных идей и создание новых предприятий  в сфере малого и среднего бизнеса.

 Правительство Российской Федерации заинтересовано в развитии молодёжного бизнеса, так как это позволяет подготовку высококвалифицированных специалистов и переход экономики на инновационный путь развития.  Конкретная  система поддержки  молодёжного бизнеса ещё не выстроена, но существует ряд программ и мероприятий, которые очень востребованы.  Одной из форм поддержки становления и развития являются бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи[4].

Первые прообразы бизнес-инкубаторов появились еще в начале 20 веке, а первый инкубатор в современном понимании этого слова был создан в 1959 году в г.Батавия(шт.Нью Йорк, США) Джозефом Манкусо, который купил склад при фабрике, основал BataviaIndustrialCenter, организовал новые рабочие места и тем самым помог своему городу бороться с экономической депрессией.Другим не менее важным аспектом в истории инкубаторов является Кремниевая долина. Она стала своего рода стартовой площадкой для развития и культивирования идеи сопровождения бизнеса на ранних стадиях его развития. Основатели этой компании, и по совместительству выпускники Стэндфордского университета, Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард по наставлению профессора Фредерика Термана занялись промышленной разработкой осциллятора, получили финансовую и консультативную поддержку от Индустриального парка их университета. Эту историю можно назвать самым ярким и успешным, а самое главное первым примером эффективной работы бизнес-инкубатора[6].

Следует отметить, что американские бизнес-инкубаторы развивались благодаря трем составляющим:

·  Предоставление субъектам малого и среднего бизнеса незанятых производственных помещений;

·  Финансовая помощь государства, финансирующего новые университетские программы в области инноваций и предпринимательства;

·  Стремление предпринимателей делится своими навыками с начинающими малого и среднего бизнеса, а также вложение необходимых ресурсов в новые технологические компании.

В США по разным оценкам количество бизнес-инкубаторов составляет от 850 до 1100.

Первые бизнес-инкубаторы в России появились более шестнадцати лет назад, когда согласно Указу Президента РФ № 491 от 4 апреля 1996 г. их создание провозглашалось одной из форм  государственной поддержки развития малого предпринимательства. В 1997 г. в России было создано некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов», основными целями которого являются:

· оказание содействия и взаимопомощи бизнес-инкубаторов России;

· обмен опыта между бизнес-инкубаторами;

· разработка необходимых мероприятий по решению общих проблем развития бизнес-инкубаторов России.

Однако более активное развитие бизнес-инкубаторы в России начинается с   2005 г. после того, как было принято правительством РФ постановление «Об условиях и порядке предоставления в 2005 г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» № 249 от 22 апреля 2005 г.

Основными целями бизнес-инкубатора являются:

·  ускорение создания новых малых предприятий, повышение их жизнестойкости, устойчивости и конкурентоспособности;

·  облегчение доступа к разного рода ресурсам;

·  активизация инновационной деятельности;

·  создание новых производств с целью создания новых рабочих мест;

·  формирование стандартов профессионального бизнеса среди предпринимателей малого бизнеса;

·  распространение передового отечественного и зарубежного опыта[5].

Главная задача бизнес-инкубаторов – помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии [3].

Одним из главных преимуществ бизнес-инкубаторов по сравнению с другими инструментами развития малого предпринимательства выступает льготная арендная ставка, составляющая 40 % от ставки на государственную (муниципальную) нежилую недвижимость в первый год, 60 % – во второй, 100 % – в третий. С учетом того, что арендная ставка федеральной (муниципальной) офисной и производственной недвижимости в 1,5–2 раза ниже средних арендных ставок коммерческой недвижимости[7].

Несмотря на наличие явных преимуществ бизнес-инкубаторов для эффективного развития микропредприятий, следует указать и на ряд ограничений использования данного инструмента субъектами малого предпринимательства:

 –субъект малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе имеет право находиться со сроком не более трех лет, хотя для того чтобы малый бизнес  начал выводить проекты на рынок, требуется в среднем 2,5–4 года.

–в аренду  помещения предоставляются только вновь созданным предприятиям (со сроком до 1 года с момента регистрации);

 – отсутствует производственно-технологическая база (общая площадь, согласно рекомендациям Минэкономразвития РФ, не менее 900 кв. м), в том числе для проведения прикладных научных исследований, апробации новейших технологий [1].

С 2005 года Правительством РФ выделяются субсидии субъектам РФ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов. В  2008 г. из федерального бюджета на развитие региональных бизнес-инкубаторов бюджета было выделено 667,95 млн рублей, а из региональных бюджетов — 374,53 млн рублей. В2010 г. объем финансирования бизнес-инкубаторов и технопарков  составил 4,1 млрд руб., в 2011 г. –около 2,8 млрд руб., в 2012 г. – около 1,8 млрд, то в 2013 г. – около 1,2 млрд руб.

В России действует свыше 150 бизнес–инкубаторов в 75 Субъектах федерации, большинство из которых построены в рамках федеральной программы поддержки предпринимательства. Особое внимание хотелось бы уделить наличию бизнес-инкубаторов, а также их развитию в Пензе и Пензенской области. В данном регионе  действует около 37 бизнес-инкубаторов, их общая площадь 35 849, 85 кв.м.  По полученным  итоговым данным  2013 года в областных бизнес-инкубаторах осуществляли деятельность 150 субъекта малого предпринимательства, общее число работников в  которых составило 814  чел., а также  арендовано 795 рабочих места (рис.1). Прирост по данному показателю за 11 месяцев 2013 года составил 68,7%.

 

Рис.1

Общая полезная площадь областных бизнес-инкубаторов – 10996,5 м2, из них арендовано – 6356 м2. Наличие свободных площадей объясняется следующими факторами:

1.     С 2012-2013 года происходило освобождение занятых площадей компаниями-выпускниками; За указанный период было расторгнуто 130 договоров, по окончании срока размещения в бизнес-инкубаторе – 68. В результате этого на 2012 год освободившаяся площадь составила  4245,35 м2, рабочих мест – 367,  а в 2013 году 2025 м2 и 171 рабочих мест соответственно.

2.        В результате введения в эксплуатацию 4 бизнес-инкубаторов, площадь которых – 5311,7 м2.

3.        Длительные сроки проведения конкурсных процедур на размещение в бизнес-инкубаторах. Средний срок заключения договоров аренды с резидентами порядка 2-х месяцев.

После ряда изменений общая высвободившаяся площадь в бизнес-инкубаторах составила 9557,05 м2, что составляет более 86% от общей полезной площади областных бизнес-инкубаторов. В 2013 году по итогам 11 конкурсных отборов заключено 87 договоров с новыми резидентами, арендовано 495 рабочих мест, вновь занятая площадь составила 4554,7 м2. (Рис.2).

Рис.2

Эффективность деятельности региональной сети бизнес-инкубаторов в 2013 году подтверждается следующими показателями: 1.Годовой оборот (выручка от реализации товаров, работ, услуг) резидентов областных бизнес-инкубаторов за 9 месяцев 2013 года уже превысил годовой оборот за 2012 год и составил 465,9 млн руб. (в 2012 данный показатель  был равен 363,1 млн руб.); 2. Объём налоговых отчислений резидентами бизнес-инкубаторов Пензенской области в расчёте на одно арендованное рабочее место по итогам 2012 года составил 61,4 тыс.руб. По данному показателю Пензенской области занимает третье место среди регионов ПФО, что подтверждает эффективность создания рабочих мест в бизнес-инкубаторах.

Следует отметить, что существенный рост годового оборота резидентов бизнес-инкубаторов в 2012–2013 годах сложился за счёт роста инновационной активности предприятий и выпуска высокотехнологической продукции.  Управлением инновационной политики и специальных проектов Правительства Пензенской области совместно с группой экспертов из числа представителей ВУЗов, малого и среднего бизнеса, маркетологов и инновационных менеджеров составлен прогноз развития региональной сети бизнес-инкубаторов. Планируется, что уже к 2018 году общий годовой оборот резидентов областных бизнес-инкубаторов Пензенской области будет удвоен и составит около 1 млрд руб. Налоговый отчисления резидентов составят не менее 105 млн руб., что обеспечит окупаемость деятельности региональной сети бизнес-инкубаторов. За 11 месяцев 2013 года бюджетные доходы в виде арендных площадей  резидентами бизнес-инкубаторов составили 11,08 млн руб. В случае полной занятости полезных площадей бизнес-инкубаторов в 2014 году бюджетные поступления составят 16 млн руб.

В настоящее время определены следующие направления развития сети бизнес-инкубаторов:1.Привлечение для развития предпринимательства не только субъектов малого, но и крупного бизнеса. В рамках этого направления планируется использовать ресурсы сети бизнес-инкубаторов как коммуникативные площадки, где представители крупного бизнеса будут делегировать малому бизнесу свои идеи-запросы; 2.Развитие бизнес-инкубаторов как маркетинговых центров по продвижению инновационной продукции предприятий Пензенской области в целях освоения перспективных рынков, современных технологий и увеличения объёма выпуска новых видов продукции; 3. Популяризация и продвижение бизнес-инкубаторов как одной из форм эффективного развития малого и среднего предпринимательства.

Как уже было сказано, основным недостатком для создания и развития бизнес-инкубаторов в России является отсутствие поддержки, заинтересованности и соучастия частного бизнеса. На наш взгляд, будущее российского малого бизнеса зависит от заинтересованности не только государственных структур, но и среднего и крупного бизнеса, что позволило бы в конечном итоге появление частных бизнес-инкубаторов с более серьёзной финансовой и практической поддержкой.

Рецензенты:

Хаметов Т.И.,д.э.н.,  профессор, зав. каф. «Землеустройство и геодезия» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г.Пенза;

Баронин С.А.,д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г.Пенза.