Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPACT OF MACROSOCIAL FACTORS ON RESILINCE IN TEENAGERS

Gorkovaya I.A. 1 Isachenko T.V. 1 Shmygareva V.V. 2
1 Herzen State Pedagogical University
2 Herzen State Pedagogical University of Russia (Vyborg branch)
The data received as a result of the study extend theoretical ideas about life-meaning orientations and resilience in adolescents living in the city and suburbs. Meaning orientations of urban teenagers differ in the way that they are characterized by inclination to preserve their identity, as well as by a desire for independence, while orientations of teenagers in suburbs are mainly pragmatism and a focus on their own prestige. Teenagers view viability in the metropolis as both physical endurance and strength, whereas for suburban teenagers viability is associated with the meaning and value of life. The greatest resilience is displayed by male teenagers compared to female adolescents, while female adolescents show higher levels of neuropsychic stability. When developing the program of psychological assistance to adolescents one must take into account their existing differences: for all adolescents one important value is the recognition and respect of others. Teenagers in the metropolis area are less resistant to stress, whereas those growing in suburbs are more focused on the position they occupy in society. For female adolescents the most important is the understanding of their status. Finally, for male adolescents it is the idea of self-realization.
resistance to stress
life-meaning orientation
metropolis
teenagers
resilience
viability
В каждом возрастном периоде человека существуют некоторые внутренние ресурсы, которые позволяют оптимально справляться с жизненными трудностями, однако эти ресурсы могут остаться невостребованными, если их вовремя не развить. Подрастающему поколению важно показать его возможности, помочь их осмыслить, выбрать нужное для себя, сформулировать цель.  Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, которые, несомненно, накладывают отпечаток на всю последующую жизнь [1]. Поэтому особую значимость формирование жизнестойкости, определение своих жизненных ценностей и ориентаций приобретает в подростковом возрасте, ведь условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. 

Понятие «жизнестойкость»  включает в себя такие компоненты, как вовлеченность, принятие риска и контроль, а также, при более детальном рассмотрении, объединяет в себе аспекты внутренних ресурсов, потенциала, стрессоустойчивости, личностных установок [3]. Жизнестойкость определяется как мера способности личности  выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности [2].

Анализ теоретических и методологических основ позволяет  сделать вывод о том, что жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку; это то, что он может изменить и переосмыслить, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах [5]. 

В современной науке происходит постоянное обновление и расширение категории жизнестойкости, поэтому важно понимать факторы и условия, которые влияют на ее формирование.

1.                  Влияние социальной среды. Исследованиями доказано, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни. Значит, большая роль отводится социуму: семье и образовательному процессу.

2.                  Влияние культурной среды. Содержание культуры – идеалы, смыслы и ценности – могут наделять жизнь смыслом [4].  

     В контексте нашей работы в качестве среды, в которой происходит формирование смысложизненных ориентаций и ценностей, выступает мегаполис. Жизнь мегаполиса отличается от провинциальной жизни не только увеличенными скоростями набирающего обороты прогресса, но и количеством внутренних, психологических трудностей, с которыми приходится сталкиваться городским жителям. Мир мегаполиса характеризуется специфическими чертами: «1. Протяженностью пространства. 2. Масштабностью. 3. Высокой плотностью населения. 4. Многофункциональностью пространственных форм. 5. Семантической нагруженностью. 6. Постоянным притоком населения. 7. Завышенными социальными требованиями. 8. Низкой социальной солидарностью. 9. Отчужденным отношением к городскому хозяйству» [6, с. 78]

Объект исследования

 Современные подростки в возрастной категории от 15 до 17 лет, проживающие в Санкт-Петербурге, — 50 человек, и подростки, проживающие в поселке Кузьмолово Ленинградской области, — 50 человек.

Психодиагностические методы исследования

1. Тест жизнестойкости (Мадди С., адаптация Леонтьева Д.А.)

2. Методика «Прогноз» (Рыбников В.Ю.)

3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева).

4. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) (Карпушина Л.В.).

5. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций (Бубнов С.С.).

6. Методика исследования системы жизненных смыслов (Котляков В.Ю.).

Для математико-статистической обработки полученных результатов применялся пакет компьютерных программ «Statistica ver.6.0».

  Сравнительный анализ средних значений, полученных по методикам исследования, позволил выявить что жизнестойкость и смысложизненные ориентации подростков старшего возраста (15–17 лет) имеют свои специфические особенности в зависимости от места проживания — мегаполис или пригород, а также от половой принадлежности.

1.             Подростки мегаполиса демонстрируют большую эмоциональную насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Им присуще убеждение в том, что жизнь поддается сознательному контролю и ею можно управлять. В среде городских подростков высоко ценятся смыслы самореализации и собственного престижа одновременно с приятным времяпрепровождением и отдыхом, т.е. проявляющиеся в большей степени в сфере увлечений. Общая осмысленность жизни у подростков мегаполиса при этом выше, чем у подростков пригорода (табл. 1, табл. 2).

Таблица 1

Сравнительный анализ средних значений, полученных в группах по тесту «Смысложизненные ориентации»  (Д.А. Леонтьев)

Смысложизненные ориентации

Подростки мегаполиса

Подростки пригорода

Цели в жизни

18,22 + 2,16

20,76 + 3,52

Процесс жизни

22,32 + 3,34

21,12 + 2,95

Удовлетворенность

16,88 + 2,26

14,84 + 2,17

Локус «Я – хозяин жизни»

14,62 + 2,59

14,82 + 2,12

Локус «управляемость жизнью»

23,66 + 4,18

20,12 + 4,25

Осмысленность жизни

95,7 + 6,40

91,66 + 6,73

 

Таблица 2

Сравнительный анализ средних значений, полученных в группах по методике «Реальная структура ценностных ориентаций» (С.С. Бубнов)

 

Ценностные ориентации

Подростки мегаполиса

Подростки пригoрода

Приятное времяпрепровождения, отдых

5,04+0,60

4,36+0,56

Высокое материальное благосостояние

4,40+0,88

5,16+0,62

Поиск и наслаждение прекрасным

3,88+0,72

4,10+0,74

Помощь и милосердие к другим людям

2,04+0,67

1,98+0,65

Любовь

4,16+0,93

3,38+0,64

Познание нового в мире

4,14+0,76

3,32+0,62

Высокий социальный статус

4,42+0,61

5,48+0,50

Признание и уважение, влияние на окружающих

4,68+0,94

5,28+0,61

Социальная активность

4,26+0,66

3,88+0,56

Общение

4,24+0,43

3,72+0,57

Здоровье

2,12+0,52

3,04+0,67

Итак, у подростков мегаполиса, в целом по группе в реальной жизнедеятельности преобладает ценность приятного времяпрепровождения (по t – критерию Стьюдента при p≤ 1%), отдыха и менее всего выражена ценность помощи и милосердия к другим людям. У подростков пригорода сильнее всего в реальной жизнедеятельности выражена ценность высокого социального статуса и менее всего — ценность помощи и милосердия к другим людям, как и у подростков мегаполиса.

2.             Специфической особенностью подростков мегаполиса является тот факт, что, несмотря на более высокую осмысленность жизни, их жизнестойкость ниже, чем у подростков пригорода. Ведущим компонентом жизнестойкости у них является контроль, т.е. убежденность в том, что с помощью борьбы можно повлиять на результат. Нервно-психическая устойчивость городских подростков также оказывается ниже, чем у подростков пригорода (рис. 1, 2).

Рис. 1. Графическое представление сравнительного анализа средних значений, полученных в группах среди девушек и юношей по тесту жизнестойкости

3.             У юношей жизнестойкость выше, чем у девушек. У девушек выше нервно-психическая устойчивость (рис. 2).

Рис. 2. Графическое представление сравнительного анализа средних значений, полученных в группах среди девушек и юношей по методике «Прогноз» (В. Ю. Рыбников)

4. У девушек по сравнению с юношами наиболее выражен такой компонент жизнестойкости, как вовлеченность, т.е. получение удовольствия от собственной деятельности и убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти что-то стоящее и интересное для личности (рис. 1).

 Для подростков мегаполиса значимой жизненной ценностью являются социальные контакты, которые, реализуясь в расширении межличностных связей, установлении благоприятных отношений, способствуют определению целей в жизни подростков, их стремлению самореализоваться, а также большей нервно-психической устойчивости личности, которая снижает риск дезадаптации личности в стрессе.

Наиболее жизнестойкими оказываются подростки мегаполиса, для которых значима ценность сохранения собственной индивидуальности. Примечательно при этом то, что такие подростки выявляют меньшую нервно-психическую устойчивость, которая связывается нами с наличием конфликтов, неизбежно возникающих в жизни подростка, пытающегося отстоять свою независимость и неповторимость, поскольку он вынужден идти наперекор некоторым социальным требованиям, устоявшимся традициям, семейным правилам и ценностям, которые ограничивают его.

Жизнестойкость личности подростка мегаполиса снижается, если в системе его ценностей выражены такие смыслы, как собственный престиж, высокий социальный статус.

Для подростков пригорода значимой жизненной ценностью является собственный престиж, который связан с сохранением нервно-психической устойчивости личности. Однако по данным корреляционного анализа выявлено, что собственный престиж отрицательно взаимосвязан с жизнестойкостью (вовлеченностью, контролем, принятием риска), т.е. способностью выносить напряжение, преодолевая стрессовые ситуации. Можно предположить, что те подростки, которые озабочены завоеванием и сохранением собственного престижа, на самом деле  испытывают тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестность), которая мешает мобилизовать силы на преодоление стрессовой или кризисной ситуации.

 Жизнестойкость подростков пригорода обнаруживает прямую взаимосвязь с осмысленностью жизни и наличием в ней духовного удовлетворения, убеждением в возможности свободно и осознанно принимать решения, контролировать свою жизнь, а также с осознанием своей уникальности и неповторимости.

 Нервно-психическая устойчивость подростков пригорода зависит от положения, занимаемого подростками пригорода в обществе: чем больше признания в глазах окружающих имеют подростки, тем более они психически устойчивы и уверены в собственных силах, в том, что могут построить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о ней и целями, которых желают достигнуть. При этом нервно-психическая устойчивость не связывается подростками пригорода непосредственно с физической активностью и состоянием физического здоровья, не предполагает проявления нестандартного решения жизненных задач, проявления творчества, изменения окружающей действительности.

Для подростков пригорода значимыми оказываются смысложизненные ориентации, связанные с убежденностью в управляемости жизни, в том, что личность способна контролировать жизненные процессы и выстраивать их по своему усмотрению. Ориентация на такие смыслы и ценности повышает жизнестойкость подростков, их способность справляться со стрессовыми ситуациями, не снижая успешности деятельности.

Примечательными оказались данные, полученные по фактору «Стрессоустойчивость». Подростки мегаполиса обнаруживают слабую выраженность этого фактора, в то время как пригородные подростки демонстрируют положительную выраженность этого фактора. Данные различия, на наш взгляд, могут быть обусловлены условиями окружающей подростка среды, в которой он проживает (мегаполис – поселок), так как в мегаполисе стрессогенные факторы выражены сильнее.  

Обобщая полученные данные, можно сказать, что в условиях жизни большого города, напряженного темпа жизни, неуверенности в завтрашнем дне подростки проявляют низкий уровень жизнестойкости, нервно-психической устойчивости, что снижает успешность их деятельности в данных условиях. Корреляционный анализ подтвердил наличие статистически значимых, достоверных взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью (или ее компонентами). Примечательным оказался характер этой взаимосвязи у подростков мегаполиса и пригорода. Так, жизнестойкость подростков мегаполиса отрицательно коррелирует с осмысленностью жизни, в то время как в группе подростков пригорода эта взаимосвязь оказывается положительной.

У подростков женского пола выявлены меньшая осмысленность жизни и невысокий уровень жизнестойкости (по сравнению с подростками мужского пола) при более высоком уровне нервно-психической устойчивости. Поэтому психологическая помощь, оказываемая лицам подросткового возраста, должна организовываться с учетом половой принадлежности подростка и условий среды его проживания.

При разработке программы психологической помощи подросткам необходимо учитывать имеющиеся у  них различия: для всех подростков важной является ценность признания и уважения окружающих; подростки мегаполиса менее  стрессоустойчивы, подростки пригорода более нацелены на занимаемое положение в обществе; для подростков женского пола наиболее значимыми оказываются статусные смыслы, для подростков мужского пола – смыслы самореализации.

Рецензенты:

Коржова Е.Ю., д.псх.н., профессор,  заведующая кафедрой психологии человека Психолого- педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

Аверин В.А., д.псх.н., профессор, ГБОУ ВПО «Санкт Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», г. Санкт-Петербург.