Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFIC CHARACTER OF TENDENTSIYFORMIROVANIYA AND DEVELOPMENT OF THE POTENTIAL OF THE BRANCHES OF THE SERVICES OF THE SOCIAL INFRASTRUCTURE

Tkachev S.V. 1
1 Kazan National Research Technological University
In the article are analyzed the tendencies and the specific special features of the resource potential of the branches of the services of the social infrastructure, including of reduction in the average annual volume of employment in the branches of social infrastructure, break between the level of the qualification of the workers of the branches of social infrastructure and the level of the remuneration for their labor, which found its regular reflection in a drop in the fraction of the average annual volume of employment in the branches of social infrastructure in the joint volume of employment in the economy of Russia, drop in the specific weight of the fixed capital for social infrastructure in the joint volume of the fixed capital for the economy, increase in the yearly stock-taking wear of the fixed capital, exceeding of the parameters of the periods of service and age of the fixed capital for social infrastructure in comparison with the analogous indices from the economy as a whole, the anticipating increase in the financial resources of the economy as a whole in comparison with the rates of increase in the financial resources of the branches of social infrastructure, which can to create the system structural defects of the proportionality of economic development can negatively be reflected in the rates of economic increase.
the rates of economic increase.
the rates of increase in the fixed capital
the dynamics of the volume of employment
tendency and regularity
the potential of the branches of social infrastructure
social infrastructure

Специфические тенденции динамики развития отраслей социальной инфраструктуры, их неравномерное и непропорциональное развитие объективно предполагают проведение анализа ресурсного потенциала этих отраслей с целью определения специфики их влияния на экономическое развитие региона. Вполне очевидно, что макроэкономические тенденции, проявляющиеся в отраслях социальной инфраструктуры национальной экономики в целом, являются основой формирования траекторий развития этих отраслей на мезоуровне. Это утверждение вполне закономерно относится и к оценке ресурсного потенциала, анализ и оценку которого целесообразно начинать с выявления специфических отраслевых особенностей на уровне макроэкономики[2]. 

            По мнению специалистов [1], анализ ресурсного потенциала отраслей социальной инфраструктуры экономики должен, прежде всего, включать такие составляющие, как анализ трудовых ресурсов, основных фондов этих отраслей, а также финансовых ресурсов. Значимость трудовых ресурсов в отраслях социальной инфраструктуры определяется, прежде всего, тем, что результатом труда в этих отраслях являются услуги, прирастающие фонды личного потребления населения, прямое участие отраслей социальной инфраструктуры в процессе воспроизводства рабочей силы и развитии личности, а также прямая заинтересованность общества в росте численности работников этих отраслей.

            Сравнительный анализ  динамики среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры России в 2000-2013 годах показал, что в анализируемый период наблюдается выраженная тенденция к снижению среднегодовой численности  занятых в отраслях социальной инфраструктуры. Так, если в целом по национальной экономике ежегодные темпы прироста среднегодовой численности составляли в 2005 году 3,5%, в 2007 - 1,3%, в 2010 - 0,1%, в 2011 - 1,6%, в 2012 - 1,7%, в 2013 - 1,7%, то в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг с 2007 года наблюдается устойчивое падение среднегодовой численности занятых. В образовании в 2008 году падение среднегодовой численности составило 0,6%, в 2010 - 1,3%,  в 2013 - 0,3%.

            Аналогичная тенденция наблюдается и в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, где в 2009 году падение среднегодовой численности составило 0,7%, в 2010 - 0,4%,  в 2011 - 0,5 %, в 2013 -  0,5%. В  целом же по экономике России среднегодовой численности занятых за анализируемый период выросла на 4,1 млн человек, в то время как среднегодовая численности занятых в перечисленных отраслях социальной инфраструктуры за этот же период сократилась более чем на 1 млн  человек.

            Определенный аналитический интерес представляют данные об уровне квалификации работников социальной инфраструктуры в сравнении с экономикой в целом. Так, если в 2012 году в целом по экономике России на долю лиц с высшим профессиональным образованием приходилось 28,5% в общей численности занятых, то этот показатель для таких отраслей социальной инфраструктуры, как образование составлял 49,5%, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 32,6%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 26,9%. Существенно отличалось распределение занятых по уровню образования и в отношении работников, имеющих среднее профессиональное образование. Так, если в целом по экономике на долю этой категории работников приходилось в 2012 году 27,3% в общей численности занятых в экономике, в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг этот показатель составлял в 2012 году 45,9%, в сфере образования - 28,7%, а в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 30,6%  [3].

            Таким образом, анализ распределения занятых в отраслях социальной инфраструктуры по сравнению с экономикой в целом по уровню квалификации показал, что предъявляемые отраслью требования к уровню квалификации работников значительно превышают уровень этих требования для экономики в целом. Эта же тенденция подтверждается и сравнительным анализом динамики доли среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры России в 2000-2013 годах, в процентах к итогу по всем видам экономической деятельности, представленным в таблице 1. Как свидетельствуют данные проведенного анализа, доля среднегодовой численности занятых в образовании за анализируемые 14 лет сократилась с 9,3% до 8,4% в совокупной численности работников отечественной экономики. В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг снизился за этот же период с 6,9% до 6,7%.

Таблица 1

Динамика доли среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры России в 2000-2013 годах, в процентах к итогу по всем видам экономической деятельности

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Образование

9,3

9,0

8,9

8,9

8,7

8,9

8,7

8,5

8,5

8,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

6,8

6,8

6,8

6,8

6,8

6,9

6,8

6,8

6,7

6,7

Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг

3,6

3,7

3,8

3,8

3,8

3,7

3,7

3,7

3,8

3,8

Источник: [4]

            Показательны в этом отношении сравнительные данные о структуре численности занятых в отраслях инфраструктуры в России и некоторых зарубежных странах, представленные в таблице 2. Так, в сфере образования по этому показателю Россия сопоставима с ведущими экономически развитыми странами. Если на долю образования в структуре численности занятых в отраслях инфраструктуры в России в 2013 году приходилось 8,6% общей численности занятых в экономике, то в Германии этот показатель составлял 6,2%, в Польше - 7,7%, в Великобритании - 10,2%, в США - 9,1%, во Франции - 6,8%, в Финляндии - 6,7%, в Швеции - 10,6%.

            Однако в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг картина резко меняется. Если в России на долю здравоохранения и предоставления социальных услуг в структуре численности занятых в отраслях инфраструктуры в 2013 году приходилось 6,7%, то в развитых странах этот показатель превышал отечественный уровень как минимум вдвое. На долю здравоохранения и предоставления социальных услуг в структуре численности занятых в отраслях инфраструктуры в 2013 году в Германии приходилось 11,8%, в Великобритании - 13%, в США - 12,5%, в Финляндии - 15,8%, во Франции - 12,8%, в Швеции - 15,5%.

Таблица 2

Структура численности занятых в отраслях инфраструктуры в России и некоторых зарубежных странах, в процентах к итогу по всем видам экономической деятельности

в 2013 году

 

Страны

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг

Россия

8,6

6,7

3,8

Германия

6,2

11,8

4,4

Польша

7,7

5,8

2,7

Великобритания

10,2

13,0

5,2

США

9,1

12,5

9,3

Финляндия

6,7

15,8

5,2

Франция

6,8

12,8

4,0

Швеция

10,6

15,5

5,0

Источник: [4].

            Не менее значимый разрыв в анализируемых показателях структуры численности занятых между Россией и развитыми странами наблюдается в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Если в России в 2013 году на долю предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг приходилось 3,8% в совокупной численности занятых в экономике, то для Германии этот показатель составлял 4,4%, для Великобритании - 5,2%, для США - 9,3%, для Финляндии - 5,2%, для Швеции - 5%.

            Достаточно информативным для целей проводимого исследования является сравнительный анализ уровней оплаты труда работников отраслей социальной инфраструктуры и экономики страны в целом, представленный в таблице 3. Как показывают результаты анализа, за период с 2000 по 2013 годы наблюдается рост начисленной номинальной заработной платы как в целом по экономике, так и по отдельным ее отраслям, в том числе и отраслям социальной инфраструктуры.Так, если в целом по экономике за анализируемый период среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла в 10,5 раза или с 2223,4 рубля до 25367,5 рублей, то в образовании она увеличилась в 14,2 раза и достигла в 2013 году 17664,2 рублей.

Таблица 3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников отраслей социальной инфраструктуры в сравнении с другими отраслями экономики России, тыс. рублей

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

В целом по экономике

2,2

8,5

10,6

13,5

17,2

18,6

20,9

23,6

24,7

25,3

Добыча полезных ископаемых

5,9

19,7

23,2

28,1

33,2

35,3

39,8

45,2

47,8

49,4

Обрабатывающаяпромышленность

23,6

8,4

10,1

12,8

16,0

16,5

19,0

21,7

23,9

27,9

Производство и распределение электроэнергии,

газа и воды

3,1

10,6

12,8

15,5

19,0

21,5

24,1

27,0

28,1

29,6

Образование

1,2

5,4

6,9

8,7

11,3

13,2

14,0

15,8

16,6

17,6

Здравоохранение и предоставлениесоциальных услуг

1,3

5,9

8,0

10,0

13,0

14,8

15,7

17,5

19,5

22,0

Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг

1,5

6,2

7,9

10,3

13,5

15,0

16,3

18,2

20,5

22,7

Источник: [4].

            В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла в 16,5 раза и достигла в 2013 году 22032,3 рубля. В сфере предоставления прочих коммунальных, социальных персональных услуг среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за анализируемый период также росла адекватными темпами и увеличилась в 14,7 раза и достигла к 2013 году 22809,7 рублей.

            Однако сопоставимость относительных показателей динамики роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы отраслей социальной инфраструктуры и экономики в целом не может заслонить резкой дифференциации в абсолютных величинах этой заработной платы между указанными сферами. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании в 2013 году была на 30% ниже, чем в целом по экономике, почти втрое меньше, чем у работников отраслей по добыче полезных ископаемых, на 40% ниже, чем у работников обрабатывающих отраслей, и на 42% ниже среднемесячной номинальной начисленной заработной платы у работников отрасли по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

            Таким образом, на основе проведенного анализа были выявлены структурные дефекты экономической политики, связанные с резко выраженным разрывом между уровнем квалификации работников отраслей социальной инфраструктуры и уровнем оплаты их труда, что нашло свое закономерное отражение в падении доли среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры в совокупной численности занятых в экономике России [2].

            Анализ второй ресурсной составляющей потенциала отраслей социальной инфраструктуры отечественной экономики связан с исследованием роли основных фондов в процессе их функционирования и развития. Анализ динамики темпов роста (снижения) объема основных фондов по видам экономической деятельности в 2004-2013 годах представлен в таблице 4.

Таблица 4

Динамика темпов роста (снижения) объема основных фондов по видам экономической деятельности в 2004-2013 годах, в процентах к предыдущему году

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

В целом по экономике

101,6

101,9

102,4

103,1

103,6

103,2

103,0

103,2

102,9

102,7

Добыча полезных

ископаемых

105,0

104,6

105,4

106,1

106,1

106,3

103,6

104,1

104,7

105,1

Обрабатывающая

промышленность

103,7

103,8

104,1

105,3

105,7

105,5

105,5

105,5

105,4

 

105,1

Производство и распре-

деление электроэнергии,

газа и воды

100,4

100,7

100,9

102,4

102,9

103,3

103,9

103,7

103,3

103,0

Образование

100,6

101,4

102,3

103,2

103,4

102,3

102,6

102,9

103,2

103,3

Здравоохранение и предоставление

социальных услуг

102,1

102,9

103,7

104,2

104,3

103,9

103,6

103,7

103,1

103,3

Предоставление прочих коммунальных, социаль-ных персональных услуг

103,3

103,9

104,6

104,9

105,1

102,9

103,5

103,9

103,2

103,8

            Источник: [4].

            Данные проведенного анализа свидетельствуют о наличии устойчивого роста объемных показателей основных фондов социальной инфраструктуры. Так, например, за период с 2004 по 2013 годы объем основных фондов в сфере образования вырос с 1,2 трлн рублей до 2,8 трлн рублей или более чем вдвое. В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг объем основных фондов за анализируемый период вырос с 940 млрд рублей до 2,4 трлн рублей или более чем вдвое. В сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг также наблюдается положительная тенденция роста объемов основных фондов, абсолютная величина которых с 2004 по 2013 год выросла с 940 млрд рублей до 2,2 трлн  рублей.

            Однако прирост абсолютных показателей динами основных фондов социальной инфраструктуры не позволяет судить об относительных параметрах их динамики в сравнении с другими отраслями экономики или экономики в целом. Если сопоставить динамику доли отраслей социальной инфраструктуры в совокупных объемах основных фондов всех видов экономической деятельности, то картина получается несколько иная.  Так, за анализируемый период с 2004 по 2010 год доля основных фондов социальной инфраструктуры в совокупном объеме основных фондов экономики России в целом, имела тенденцию к снижению. Этот показатель в сфере образования снизился за анализируемый период с 3,5% до 2,9%, в сфере здравоохранения - с 2,7% до 2,3%, а в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - с 2,7% до 2,2%[4].

            Иначе говоря, падение удельного веса основных фондов социальной инфраструктуры в совокупном объеме основных фондов экономики в целом свидетельствует об опережающих темпах роста основных фондов других отраслей экономики по сравнению с отраслями социальной инфраструктуры, что может создавать системные структурные дефекты пропорциональности экономического развития и может отрицательно отразиться на темпах экономического роста.

            Анализ показал, что величина коэффициента ежегодного износа основных фондов по экономике в целом за период с 2004 по 2013 год выросла с 43,5% до 48,7%. При этом степень износа в отраслях социальной инфраструктуры росла опережающими темпами. В сфере образования коэффициент ежегодного износа основных фондов вырос с 37% в 2004 году до 56,9% в 2013 году. Не менее ускоренными темпами росли параметры коэффициента ежегодного износа основных фондов в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, величина которого за период с 2004 по 2013 год выросла с 45,2% до 56,7%. Несколько меньшими темпами увеличивался коэффициент ежегодного износа основных фондов в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, величина которого за анализируемый период выросла с 42,9% до 47,8%.Иначе говоря, суммарная величина ежегодного износа основных фондов социальной инфраструктуры выросла с 275,4 млрд  рублей в 2004 году до 685,3 млрд рублей в 2010 году или более чем вдвое[4]. Как известно, в соответствии с методикой Росстата, коэффициент обновления основных фондов определяется как отношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию на конец года, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес новых (введенных за год) основных фондов в их общем объеме. Основная тенденция в динамике коэффициента обновления основных фондов в экономике в целом за анализируемый период в одно десятилетие с 2004 по 2013 год можно сравнить со спиралеобразным развитием, характеризующимся устойчивым ростом в период с 2004 до 2009 год, а затем стагнацией и падением вплоть до 2013 года. Так, если за период с 2004 по 2008 год коэффициент обновления основных фондов экономики в целом уверенно увеличивался с 2,7% до 4,4%, то в период с 2009 по 2013 год его параметры снизились с 4,1% до 3,5% [4].

            Необходимо отметить, что влияние этой траектории в динамике коэффициента обновления основных фондов в экономике в целом стало определяющим в траекториях колебания коэффициентов обновления основных фондов в отраслях социальной инфраструктуры. Зависимость здесь оказалась устойчивой и непосредственной, не взирая на активную реализацию в этот период специальных федеральных программ развития отраслей социальной инфраструктуры, финансируемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.

            Таким образом, проведенный анализ выявил устойчивую тенденцию к превышению параметров сроков службы и возраста основных фондов социальной инфраструктуры по сравнению с аналогичными показателями по экономике в целом. Так, по данным экспертов, средний возраст имеющихся основных фондов представленных отраслей социальной инфраструктуры превышает аналогичный показатель по экономике в целом на 40 %. При этом одной из специфических особенностей основных фондов социальной инфраструктуры является относительно небольшая и постоянно снижающаяся, по мнению экспертов, доля в них непрофильных активов [1,5].

            Анализ финансовых ресурсов потенциала отраслей социальной инфраструктуры предполагается построить на основе, прежде всего, исследования собственных и заемных источников финансирования текущей деятельности. Анализ финансовых ресурсов отраслей социальной инфраструктуры России в 2009-2013 годы показал, что наблюдается тенденция к росту финансовых ресурсов отраслей социальной инфраструктуры. Объем финансовых ресурсов социальной инфраструктуры за анализируемый период вырос с 2 трлн рублей в 2009 году до 4,9 трлн рублей или более чем вдвое. Однако анализ темпов прироста видов экономической деятельности за анализируемый период показал, что темпы ежегодного прирост финансовых ресурсов экономики в целом опережали темпы прироста финансовых ресурсов отраслей социальной инфраструктуры. Так, если в среднем ежегодные темпы прироста финансовых ресурсов экономики в целом колебались от 14% до 12%, то в сфере социальной инфраструктуры ежегодные объемы финансовых ресурсов сокращались.  Например, в сфере образования объемы привлеченных финансовых ресурсов в виде кредитов банков и займов на протяжении всего анализируемого периода сокращались, а кредиторская задолженность постоянно росла. Еще более выраженно эти процессы нарастали в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, когда объемы ежегодно привлекаемых финансовых ресурсов в виде кредитов банков и займов  сократились с 25,9 млрдрублей в 2010 году до 12,7 млрд рублей в 2013 году или вдвое. При этом ежегодный объем кредиторской задолженности  в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг неуклонно увеличивался и вырос в период с 2009 по 2013 год на 50%. Более того, в структуре привлеченных финансовых ресурсов в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг доминирующая доля приходится на краткосрочные заемные финансовые ресурсы в виде кредитов банков.

            Указанные процессы и тенденции свидетельствуют об отсутствии экономической заинтересованности коммерческих банков выдавать кредиты лечебным учреждениям, что в условиях дефицитности и сокращения финансового обеспечения из средств фондов обязательного медицинского страхования ведет к нарушению финансовой устойчивости лечебных учреждений и возникновению угроз их функциональной дееспособности. В целом в структуре привлеченных финансовых ресурсов социальной инфраструктуры наблюдается выраженная тенденция к перераспределению в пользу краткосрочных кредитов банков. При этом доминирующая доля в структуре совокупных финансовых ресурсов социальной инфраструктуры на протяжении всего анализируемого периода приходилась на кредиторскую задолженность, удельный вес которой в сфере образования вырос с 73,7% в 2009 году до 81,2% в 2013 году, в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг - с 49,8% в 2009 году до 66,1% в 2013 году.

            Указанные тенденции подтверждаются анализом сравнительной динамики обеспеченности собственными оборотными средствами отраслей социальной инфраструктуры и экономики в целом в России в период с 2004 по 2013 год, результаты которого представлены в таблице 5. В рассматриваемых нами отраслях социальной инфраструктуры, как известно, доминирующая роль в структуре оборотных средств принадлежит заработной плате. Как показывают данные официальной статистики, обеспеченность собственными оборотными средствами отраслей социальной инфраструктуры отличается выраженной неоднородностью. Так, в сфере здравоохранения  отрицательные значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами значительно опережали аналогичные показатели в целом по экономике. Если за период с 2009 по 2013 год отрицательные значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в целом по экономике выросли с  - 8,2 до - 16,7 или вдвое, то в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг этот показатель увеличился за тот же период с - 21,4 до - 43,1 или также вдвое, только при значительно больших абсолютных параметрах.                                                                               

Таблица 5

Динамика коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами по видам экономической деятельности в России в период с 2004 по 2013 год

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

В целом по экономике

- 8,2

- 12,5

- 13,3

- 10,5

- 14,1

- 18,8

- 14,1

- 16,5

- 15,4

- 16,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

- 3,2

- 10,0

- 19,2

- 20,2

21,4

8,5

6,9

6,5

7,9

6,2

Образование

- 0,2

6,6

10,0

6,8

7,2

18,8

19,9

15,5

17,7

18,1

Здравоохранение

и предоставление социальных услуг

- 21,4

- 63,9

- 72,9

- 59,7

- 67,0

- 48,5

- 45,5

- 44,5

- 49,7

- 43,1

Предоставление прочих коммунальных, социальных персональных услуг

- 12,1

5,0

15,3

19,9

8,2

5,9

5,9

5,7

5,8

5,3

            Источник: Рассчитано по данным официальной статистики.

            Относительной стабильностью на протяжении всего анализируемого периода отличается обеспеченность собственными оборотными средствами в сфере образования, когда в 2009 году коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в этой отрасли составлял - 0,2, то к 2009 году он стабилизировался на уровне 18,8 и сохраняет это значение до сих пор.

            Таким образом, анализ        ресурсного потенциала отраслей услуг социальной инфраструктуры выявил следующие тенденции и специфические особенности:

-  наблюдается выраженная тенденция к снижению среднегодовой численности  занятых в отраслях социальной инфраструктуры;

-  проведенный анализ распределения занятых в отраслях социальной инфраструктуры по сравнению с экономикой в целом по уровню квалификации показал, что предъявляемые отраслью требования к уровню квалификации работников значительно превышают уровень этих требования для экономики в целом;

-  выявлены структурные дефекты экономической политики, связанные с резко выраженным разрывом между уровнем квалификации работников отраслей социальной инфраструктуры и уровнем оплаты их труда, что нашло свое закономерное отражение в падении доли среднегодовой численности занятых в отраслях социальной инфраструктуры в совокупной численности занятых в экономике России;

-  падение удельного веса основных фондов социальной инфраструктуры в совокупном объеме основных фондов экономики в целом свидетельствует об опережающих темпах роста основных фондов других отраслей экономики по сравнению с отраслями социальной инфраструктуры, что может создавать системные структурные дефекты пропорциональности экономического развития и может отрицательно отразиться на темпах экономического роста;

-  выраженная тенденция к росту ежегодного учетного износа основных фондов, как экономики в целом, так и отраслей социальной инфраструктуры;

-  выявлено влияние параболической траектории в динамике коэффициента обновления основных фондов в экономике в целом на траекторию коэффициентов обновления основных фондов в отраслях социальной инфраструктуры, несмотря на активную реализацию в этот период специальных федеральных программ развития отраслей социальной инфраструктуры, финансируемых за счет средств федерального и региональных бюджетов;

-  выявлена устойчивая тенденция к превышению параметров сроков службы и возраста основных фондов социальной инфраструктуры по сравнению с аналогичными показателями по экономике в целом;

-  ежегодный прирост финансовых ресурсов экономики в целом опережал темпы прироста финансовых ресурсов отраслей социальной инфраструктуры;

-  в целом в структуре привлеченных финансовых ресурсов социальной инфраструктуры наблюдается выраженная тенденция к перераспределению в пользу краткосрочных кредитов банков. При этом доминирующая доля в структуре совокупных финансовых ресурсов социальной инфраструктуры на протяжении всего анализируемого периода приходилась на кредиторскую задолженность.


Рецензенты: 

Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Экономика»ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань;

Посталюк М.П., д.э.н., профессор, зав.кафедрой экономической теории НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ»»,  г. Казань.