Любовь к Родине должна быть осмысленной,
как творческий акт духовного самоопределения,
ибо только в этом виде своем она достигает
истинной высоты и зрелости...
И.А. Ильин
Идея гражданственности, социальной значимости гражданских качеств личности остается одной из основополагающих при создании и дальнейшем функционировании государства. Крайне актуальна проблема становления гражданственности для современной России, где задачи воспитания являются приоритетным направлением государственной политики.
На актуальность формирования гражданственности обращено внимание в современных документах, связанных с модернизацией образования. В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения среди личных достижений выделяются социальные, что еще раз подчеркивает высокую значимость формирования таких качеств личности, как гражданственность и патриотизм [10]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» подчеркивается, что «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [6].
Современные проблемы гражданского воспитания отражены в указах президента РФ и нормативных письмах Министерства РФ. Государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации ориентированы на все социальные слои общества и определяют основные пути развития системы гражданско-патриотического воспитания. Важнейшим направлением данных программ стало воспитание личности гражданина - патриота России. При этом должны быть созданы соответствующие условия реализации данной цели, среди которых приоритетное место отводится педагогическим технологиям [4].
Анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме позволил сделать вывод, что гражданское воспитание - это метапредметная проблема. Ее решение связано с выявлением специфики каждого учебного предмета в целостном процессе становления гражданственности. В стандартах второго поколения подчеркивается важность формирования личностных универсальных учебных действий. Приоритетным является развитие основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты) [10]. Центральная роль в становлении гражданственности отводится географическому образованию. Особое внимание отдается школьному курсу «География Россия», который развивает такие качества личности, как гражданственность и патриотизм, отражающие осознание принадлежности к своей стране, любовь к Родине, ее истории, ответственность за настоящее и будущее.
Нами разработаны концептуальные основы формирования гражданственности как социально значимого и личностного качества средствами школьной географии, которые включают:
1) сквозные направления обогащения и реализации гражданско-патриотического потенциала школьной географии в целом и в рамках элективного курса в частности;
2) этапы становления гражданственности, сопряженные с содержанием элективного курса «Я гражданин Великой страны»;
3) технологии коллективных творческих дел, способствующие последовательному становлению гражданственности.
Считаем, что становление гражданственности средствами школьной географии предполагает обогащение содержания в контексте следующих сквозных направлений.
1. Экологизация. Реализация экологического потенциала, связанного с раскрытием разнообразных взаимоотношений человека и природы на различных территориальных уровнях, в различные исторические эпохи, экологическими проблемами, ценностями и нормами, экологическим императивом, экологической ответственностью, экологической культурой личной, социально-групповой, общественной.
2. Средовые идеи и геоаксиологизация. Средовые идеи предполагают рассмотрение включенности жизнедеятельности человека в процессы пространственно-временной организации географической оболочки. Особо значимы в этом контексте вопросы микро- и макроадаптации в многомерной и постоянно изменяющейся географической среде, проблемы выживания и устойчивого развития человека.
Геоаксиологизация способствует включению в содержание элементов «бытийной» географии (Э. Рельф, В.С. Преображенский), которая способствует проявлению географических чувств и географических переживаний, географически окрашенных потребностей и мотивов, означивание географического пространства, осознание событийности, происходящих в нем социокультурных явлений, восприятие духовных символов географической среды.
Геоаксиологизация предполагает связь географии с искусством, этикой и эстетикой. Включенность этого материала в содержание обеспечивает создание более полной и богатой красками, «сочной» и многообразной географической картины мира, что составляет опорный каркас для становления гражданственности и патриотизма.
Фундаментализация. Она отражает современный этап цивилизационного развития, связанный со становлением информационного общества и соответственно с повышением
информационной емкости образовательной среды.
3. Персонификация. Она обеспечивает преодоление «обезличивания» географического содержания и предполагает обращение к конкретным примерам проявления гражданственности россиян (в том числе географов) в разные исторические эпохи.
4. Проблемный подход предполагает включение в содержание реальных экологических и социально значимых проблем, что обеспечивает активизацию образовательного процесса, ввод учащихся в реальный жизненный контекст. Этот подход предусматривает выявление и обоснование учащимися своей позиции, развитие опыта принятия решений и готовности к активному гражданскому действию - участию в их решении.
5. Гуманизация и социализация. Содержание географического образования включает элементы личностно-ориентированного обучения, когда личный опыт учащихся выступает эффективным средством гражданского воспитания, обогащая этот процесс гуманистическими идеями, ценностями и идеалами, способами мышления и деятельности.
Социализация предполагает включение в содержание совокупности социально ориентированных знаний, ценностей и способов деятельности с целью осознания личностью себя как части социума, ответственной за гармоничное развитие.
6. Культурологическая направленность и нормативно-правовой аспект. Культурологическая направленность является ключевым фактором отбора и структурирования содержания. Она реализует культурологический потенциал географии, предполагая процессы самоидентификации учащихся в геокультурном пространстве, его означивание, осознание своего места, роли и ответственности в его развитии. В содержание образования включаются объекты, отражающие материальную и духовную ценность народа, взаимосвязь поколений - культурное наследие, природное наследие, культурный ландшафт, а также методы их познания и «мыслью» (рационально-логические), и «сердцем» (ассоциативно-образные), оценивания и окультуривание географических объектов.
Процесс освоения личностью ценностно-смысловых доминант геокультурного пространства определяет механизм становления гражданственности, который включает три этапа (Н.Ф. Винокурова).
I этап - обеспечивает гражданскую самоидентификацию на различных территориальных уровнях (Я - гражданин своей местности, страны, мира).
II этап - ориентирован на становление гражданской позиции как результат выявления и решение экологических и социально значимых проблем своей местности и России.
III этап - способствует развитию личной гражданской ответственности за решение экологических и социальных проблем мира, России, своей местности.
С использованием этих идей был разработан элективный курс «Я гражданин Великой страны».
Цель курса - формирование гражданственности у учащихся как личностного результата.
Содержание курса обладает значительным потенциалом для гражданского воспитания учащихся, вооружения их теоретическими и практическими знаниями по изучению России и формированию личной гражданской ответственности за решение экологических и социальных проблем мира, России, своей местности.
Программа курса рассчитана на год и ориентирована на учащихся восьмого класса. Тематическое содержание курса «Я гражданин Великой страны» соотносится с программой по географии России учебной линии СФЕРА (под ред. В.П. Дронова, Л.Е. Савельва) [7] и построено в соответствии с этапами формирования гражданственности учащихся, предложенных Н.Ф. Винокуровой [2]. Технологический компонент реализуется через систему ответственных дел, ядром которой является технология коллективно-творческих дел И.П. Иванова [3, 9].
Рассмотрим последовательное взаимодействие процессуально-содержательного и технологического компонентов с содержанием элективного курса «Я гражданин Великой страны» (таблица).
Первый этап предполагает формирование гражданской самоидентификации. Складывается представление о своей стране, ее народе, культуре и традициях. Происходит осознание себя как части различных территориальных общностей, развитие целостных эмоционально окрашенных представлений, гражданских чувств и переживаний. Развивается у учащихся интерес к географии. Этап гражданской самоидентификации соответствует введению и первому разделу элективного курса «Мой адрес - Россия». Данный раздел позволяет более детально изучить первый раздел базового курса учебника «География России» 8-го класса по программе учебной линии СФЕРА. Применяются мотивационно-стимулирующие ответственные дела, направленные на изучение и осмысление знаний о природосоциокультурном пространстве России, что включает вопросы культурно-исторического освоения и изучения России, роли наших соотечественников в развитии России, изучение современных проблем России и путей их решения. На каждом этапе по завершении изучения раздела применяются практико-созидательские ответственные дела. На первом этапе используются следующие формы работы: операция «Я исследователь»: «Топонимика моего края», «Тайны моей местности», «Герб и флаг школы, своей семьи», которые способствуют включению учащихся в практическое решение проблем (таблица).
Второй этап формирования гражданственности, предполагая утверждение гражданских
позиций, соответствует второму разделу элективного курса «Моя гражданская позиция».
Сопряжение процессульно-содержательного и технологического компонентов целостной методики формирования гражданственности учащихся в элективном курсе «Я гражданин Великой страны»
Процессуальный компонент |
Технологический компонент
|
Содержание элективного курса «Я гражданин Великой страны»
|
Содержание базового курса «География России» (8 класс) (по программе для ОУ учебной линии СФЕРА) |
Этапы формирования гражданственности (по Н.Ф. Винокуровой) |
Система ответственных дел (на основе технологии КТД И.П. Иванова)
|
||
I этап - Гражданская самоидентификация |
Мотивационно-стимулирующие ответственные дела Рассказ-эстафета: «Наши представления о качествах личности гражданина»; Интернет-операция «Поиск»: «Великие имена на карте России», «Политические споры: социальные и экологические последствия»; Урок-экскурсия в школьный музей; Операция «Юный оратор»: «Если бы я был президентом», «Жизнь знаменитых ученых-географов», «Мужество и отвага папанинцев: смог бы я повторить их подвиг», «Орфанов И.К. - человек своего времени». Практико-созидательские ответственные дела Операция «Я исследователь»: «Топонимика моего края», «Тайны моей местности», «Герб и флаг школы, своей семьи». |
Введение. Раздел I. Мой адрес - Россия § 1. Гражданин России глазами географа § 2. Символика Российской Федерации § 3. Россия на карте мира. Политические конфликты § 4. Великие имена на карте России § 5. Подвиги русских ученых-географов. Смог бы я их повторить? § 6. Топонимика на службе географии.
|
Раздел I. Географическое пространство России § 1. Границы России § 4. Россия в мире § 5. Освоение и изучение территории России § 6. Административно-территориальное устройство России
|
II этап - Утверждение гражданских позиций. |
Ценностно-ориентированные и эколого-просветительские ответственные дела Диалог-рассуждение: «Земля может удовлетворить потребность, но не жадность каждого». Операция «Мультимедия»: «Отметка 68: Основные риски повышения уровня Чебоксарской ГЭС - экологические, археологические, сельскохозяйственные». «Мозговая атака» - «Добыча полезных ископаемых... а что дальше?»; «Сторонники и противники строительства Балтийской АЭС», «Экологические правонарушения, а как я веду себя в природе?», «Что могу сделать я для улучшения экологической обстановки в своем городе»; Турнир-викторина: «Уникальные места России»; Практико-созидательские ответственные дела: Акции: «Снеговики против изменения климата», акция-конкурс: «Мусору - нет!» Создание буклетов: «Сохрани реки чистыми!», Экологические проекты «ООПТ моей местности», «Способы переработки мусора», «Вторая жизнь пластикой бутылки», «Экологическая тропа - возродить и сохранить!» |
Раздел II. Моя гражданская позиция § 7. Экологические проблемы. Причины и последствия. § 8. Широко ты, Русь, по лицу Земли в красе царственной развернулася! § 9. Добыча полезных ископаемых... а что дальше? § 10. Климат и человек § 11. Голубые глаза России. Сохраним реки чистыми. §12. Моя экологическая тропа. Маршрут по ООПТ § 13. Экологическое право § 14. Моя гражданская позиция: сохранить и возродить! |
Раздел II. Природа России § 8. Природные условия и ресурсы Рельеф и недра Климат Внутренние воды и моря Растительность и животный мир Природно-хозяйственные зоны
|
III этап - формирование личной гражданской ответственности.
|
Оценочно-смысловые и практико-созидательские ответственные дела Трудовая атака: «Сбор макулатуры», «Очистка берега реки», «Посадка деревьев», «Помощь ветеранам»; Операция «погружение в себя»: «Мое родословное древо»; Участие в конференции «Традиции народов России»; Экологические проекты: «Благоустройство берегов малых рек и других водоемов», «Озеленение, ландшафтный дизайн и благоустройство территорий, населенных пунктов», «Исследования городской природы, оценка экологического состояния населенных пунктов и отдельных помещений» Проведение праздника в начальной школе «День Земли»; проведение дня самоуправления под девизом: «12 мая - день экологического образования!» |
Раздел III. Моя страна Россия, я за нее в ответе! § 15. Край родной, навек любимый! Сохранить и преумножить! § 16. Качество жизни населения России. § 17. Моя семья в истории страны. § 18. Наследие моей Родины. Что я завещаю потомкам как гражданин своей страны. § 19. Жить счастливо и жить согласно с природой - одно и то же! |
Раздел Ш. Население России § 48. Почему снижается численность населения России? § 50. Молодые и старые § 55. Города России. Урбанизация § 57. Миграции населения.
|
Содержание раздела направлено на выявление экологических и социально значимых проблем своей местности и России, соответствует более детальному изучению базового школьного курса «География России» (8-й класс), раздела «Природа России». Для формирования гражданских позиций учащимся предлагаются ценностно-ориентированные и эколого-просветительские ответственные дела. У учащихся на основе нравственного выбора в различных жизнеподобных и реальных ситуациях формируются умения общения, диалога, уважительного отношения к закону, праву. Происходит обогащение сознания и мышления знаниями по географии и экологии России, культурному и природному наследию, что обеспечивает развитие нравственного сознания, патриотизма, любви к Родине и уважения национальных традиций. По итогам реализации этапа «утверждения гражданских позиций» целесообразно реализовать с учащимися практико-созидательные ответственные дела, которые через Интернет-акции, экологические проекты, исследовательские работы помогут в прогнозировании и решении экологических и социальных проблем России.
На завершающем, третьем, этапе осуществляется формирование личной гражданской ответственности. Данному этапу соответствует третий раздел элективного курса «Моя страна Россия, я за нее в ответе». Учащиеся проявляют личную гражданскую ответственность за решение экологических и социальных проблем мира, России, своей местности. Предполагается участие школьников в оценочно-смысловых и практико-созидательских ответственных делах: научных конференциях, экологических проектах, трудовых десантах.
Программа элективного курса проходит апробацию в ряде школ Нижегородской области, вызывая заинтересованность учащихся и учителей, способствуя становлению гражданственности.
Рецензенты:Демидова Н.Н. д.п.н., доцент, зав. кафедрой экологического образования и рационального природопользования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород;
Картавых М.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.