Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVIKTIMIZATION MODELS OF THE PERSON WITH THE ROLE POSITION OF THE VICTIM IN SOCIOCULTURAL SPACE

Andronnikova O.O. 1
1 FSBEI HPE (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education) "Novosibirsk State Pedagogical University" Ministry of Education and Science of the Russian Federation
This paper presents the results of the analysis of factor models of the influence of various parameters on the victimization of a person. The analysis of the basic concepts of victimization of personality and approaches to its study. The factors leading to victimization and the formation of the five basic types of victim behavior. The notion of a sacrificial position of the individual. Presents results of a study conducted on a sample of 125 people. Covers the different types of manifestations of self-sacrifice and their factor characteristics. Identified and described mathematically model reduces or increases the victimization of the individual in the form of various behavioral reactions and sacrificial position. Shows the influence of negative attitudes and sacrifice on reduction of active forms of victim behavior. Identified psychological qualities, which will lead to reduction of the victimization of the individual.
victimization
behavior
personality
sacrificial position
deviktimization
Происходящие на протяжении последних десятилетий экономические, социальные, политические трансформации приводят к серьезной нагрузке на отдельного индивида. Процесс социальной адаптации в существующих социокультурных условиях затруднен и требует достаточно много усилий как со стороны отдельного индивида, так и со стороны социума. Поддержание баланса между различными внешними негативными воздействиями и способностью человека преодолевать угрозы и риски становится крайне актуальным. Это приводит к необходимости дополнительного изучения проблем воздействия виктимогенных факторов в специфических условиях социализации человека и выявления возможностей для девиктимизирующего воздействия.

Рассматривая проблемы виктимизации, отметим, что в настоящее время достаточно большое внимание уделяется вопросам выявления факторов, способствующих превращению человека в жертву. Разработка проблем виктимности активно представлена как в отечественной, так и зарубежной психологии. Существует несколько подходов к рассмотрению виктимности. Большинство из них рассматривают виктимность как системное свойство личности, связанное с предрасположенностью становиться жертвой (О.О. Андроникова, Т.В. Варчук, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, A.B. Туляков, Л.В. Франк). Активно представлена позиция, рассматривающая виктимность как следствие социального воздействия или дефицитарности механизма социогенеза (Г.М. Андреева, A.B. Мудрик, Е.В. Руденский, А.Б. Серых). Достаточно много внимания уделено выявлению факторов виктимизации личности и специфике социального взаимодействия личности виктимного типа. Тем не менее вопросы девиктимизации крайне мало разработаны в отечественной психологии и в основном раскрываются через создание безопасной образовательной среды, структура который позволит личности не виктимизироваться. Это оставляет значительное количество ситуаций, связанных с нахождением в социокультурной среде личности с уже сформированным виктимным потенциалом и виктимными паттернами поведения вне фокуса внимания.

Вышеперечисленное определило цель нашего исследования, направленного на выделение моделей девиктмизации личности с ролевой жертвенной позицией в социокультурных условиях.

Обозначим основные понятия нашего исследования. Виктимное поведение как социально-психологический феномен рассматривается в контексте диспозиционной системы личности [5]. Диспозиционная система личности регулирует ее социальное поведение в зависимости от витальных и социальных потребностей, уровня адаптации и позволила скомпоновать иерархическую матрицу виктимного поведения [1].

С этой точки зрения анализ совокупности влияния компонентов диспозиционного поведения личности, приводящего к формированию матрицы виктимного поведения, позволил нам выделить основные факторы, подлежащие изучению в рамках данного подхода: паттерны семейного воспитания, формирующие виктимные диспозиции личности и самостигмацию себя в роли жертвы; индивидуальные реакции личности на условия внешней среды с учетом фенотипа ее родителей; особенности влияния личного опыта онтогенетического развития; ценностные диспозиции личности с учетом их одобряемости социальным окружением.

Необходимо отметить, что нами выделены несколько форм виктимного поведения, реализуемого при условии наличия виктимной предрасположенности и сформированной модели виктимного поведения той или иной фактической направленности: некритичное, агрессивное, самоповреждаемое, пассивное и активное.

Однако выделяется еще одна эмпирически наблюдаемая, но не описанная нами ранее форма виктимного поведения, которую можно назвать как «ролевая позиция жертвы» [2]. Проявляется данная форма поведения как система мироустройства, основанная на твердом убеждении человека [3] в том, что он является жертвой, со всеми вытекающими из этого убеждения установками и жизненными ситуациями. При внимательном рассмотрении жизни такого человека оказывается, что реальных событий, связанных с действительным ущербом, происходит не больше среднестатистического показателя, особенным является лишь восприятие этого человека происходящих событий, его мироощущение. По сути, мы встречаемся с явлением самостигмации личности, спецификой ее ценностных диспозиций, взятой на себя социальной роли или модели, закрепленной на всех уровнях функционирования [6]. Ролевая позиция жертвы в данном контексте может рассматриваться как комплекс, включающий в себя сформированные личностные черты, приобретенные в процессе жизнедеятельности стили поведения и соответствующие установки, на основании которых личность не только становится уязвимой для криминогенного воздействия, но и определяет себя как жертву (обстоятельств) судьбы и т.д. [4]. Таким образом, жертвенная позиция рассматривается нами как комплекс представлений о себе, своем месте в социуме, включающий когнитивную, эмоциональную и поведенческую компоненты.

Девиктимизацию личности мы рассматриваем как процесс трансформации из позиции «жертвы» в позицию «субъекта» собственной жизни, обладающего высоким уровнем сознательности и ответственности за нее.

Материалы и методы исследования

Для исследования жертвенной позиции, ее взаимосвязи с разными типами виктимного поведения и соответствующих разным позициям личностных характеристик использовалась выборка в 125 человек, 47 из которых мужчины, 78 женщины в возрасте от 25 до 55 лет. Для исследования был подобран комплекс методов и методик: 16-факторный личностный опросник Кеттелла, методика анализа родительских предписаний, методика «Семантический дифференциал для построения образа жертвы, агрессора, спасателя», методика исследования склонности к виктимному поведению (разработана О.О. Андрониковой), тест жертвенной позиции личности (разработан О.О. Андрониковой), опросник «Ваша жизненная позиция».

Результаты исследования и их обсуждение

Для подтверждения полученных в процессе качественного анализа выводов был проведен математический анализ полученных результатов с применением сравнительного анализа по критерию χ2, факторного анализа и корреляционного анализа.

В результате математического анализа были выявлены устойчивые взаимосвязи между жертвенной позицией личности и такими параметрами, как восприятие мира, родительские установки и предписания, преобладание некоторых личностных характеристик (тревожность, низкая самооценка, неспособность постоять за себя, склонность к чувству вины, низкая ответственность, аутоагрессия, потребность социальный одобряемости и т.д.). Факторный анализ позволил выделить несколько типов жертвенной позиции. Так, первый тип «жертвенность как проявление любви» характеризуется такими параметрами, как невозможность проявления агрессии, критичность, неумение сопереживать, подозрительность, замкнутость, ревнивость, тревожность, склонность к чувству вины, депрессиям. Для данного типа характерна родительская установка «не принадлежи». Другой тип «выражение жертвенности через агрессию» представлен такими характеристиками, как независимость взглядов и суждений, аналитическое мышление, общительность, прямолинейность. Имеет родительское послание «не достигай успеха» и придерживается жизненной позиции «я хороший - ты плохой».

Следующий тип - это «пассивная жертвенная реализация», связанная с посланием «не делай». Основные характеристики: ориентация на нормы, подозрительность, склонность к ревности, стремление возложить ответственность на окружающих, лень, вялость. Самоповреждающее жертвенное поведение проявляется в двух типах с негативной жизненной позицией и основными характеристиками, в которых жертвенность выражается через причинение себе вреда.

Выделен тип жертвенности, проявляющейся через ролевую позицию. Характеризуется слабо выраженной инициативностью, практической направленностью, конкретностью и ригидностью мышления; субъект стремится к близости, иногда наблюдается навязчивость.

Вопросы определения моделей девиктимизации личности в социальной среде возможно решить через построение математических прогностических моделей, способных выявить факторы снижения различных типов виктимного поведения и ролевой позиции жертвы. Для этих целей был использован факторный анализ методом основных компонент с вращением варимакс-нормализованное, который позволили выделить четыре основных фактора, объясняющих 52,5 % общей изменчивости детерминации типов виктимного поведения личности и жертвенной позиции (табл.1).

Таблица 1

Факторы детерминации типов виктимного поведения личности, виктимной идентичности и факторов детерминации

 

Собств. Знач.

% общей

Кумулятивн.

Кумулятивн.

1. Фактор негативных родительских посланий

5,19

17,89

5,19

17,89

2. Фактор негативной жизненной позиции и жертвенности

3,77

12,99

8,96

30,88

3. Фактор индивидуально-психологических особенностей

3,28

11,29

12,23

42,18

4. Фактор позитивной жизненной позиции

3,00

10,36

15,23

52,53

Первый фактор с дисперсией 17,89 % включает в себя десять переменных, отражающих характеристики сформированных жизненных сценариев, основанных на родительском предписании. Общими параметрами данных сценариев являются отчуждение от себя и социального окружения, чувство вины, высокая ответственность перед окружающими при низкой ответственности за собственное здоровье и жизнь. Второй фактор с объяснительной способностью 12,99 % включает в себя восемь параметров. Фактор отражает специфику личности, имеющей высокий уровень аутоагрессии и негативное восприятие жизни. Такой человек имеет негативную жизненную позицию, не способен на длительную привязанность. Характерно принятие ролевой позиции жертвы с соответствующими ожиданиями от окружающих. Третий фактор в модели (дисперсия 11,29 %) состоит из шести переменных, включающих в себя стратегии родительских предписаний и психологические особенности личности, такие как абстрактный тип мышления, выраженная властность, напористость, расчетливость и проницаемость, критичность по отношению к себе и окружающим.

Четвертый фактор, состоящий также из девяти переменных, объясняющих 10,36 % общей изменчивости, включает в себя параметры, связанные с активной жизненной позицией, уверенностью в себе, направленность на сотрудничество с окружающими, отсутствие спекуляции через жертвенность, умение адекватно выражать свои чувства при соблюдении социальных норм и правил.

Для определения детерминации и функционирования виктимной личности в социальной среде применялся множественный регрессионный анализ, переменными предикторами выступили типы виктимного поведения, выделенные нами в пилотных исследованиях, переменными-откликами - 4 фактора модели детерминации и функционирования виктимной личности в социальной среде. Для каждого из четырех факторов модели отдельно осуществлялся множественный регрессионный анализ, результаты которого представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты множественной регрессии предикторов - типов виктимного поведения для переменных-отклика факторы модели детерминации и функционирования виктимной личности в социальной среде

Статистические переменные

Факторы (предикторы типы виктимного поведения)

1

2

3

4

5

6

Множест. R

0,51

0,47

0,40

0,54

0,51

0,41

Множест. R2

0,26

0,22

0,16

0,29

0,26

0,17

Скоррект. R2

0,18

0,14

0,06

0,21

0,18

0,07

F

3,11

2,54

1,67

3,53

3,09

1,73

P

0,03

0,06

0,18

0,02

0,03

0,17

Стд. Ош. Оценки

2,46

1,74

2,19

2,33

2,00

0,52

Представленные в таблице 2 результаты взаимосвязи переменных-отклика (факторы в модели детерминации и функционирования виктимной личности в социальной среде) и предикторов - типов виктимного поведения позволяют утверждать, что все выделенные регрессионные модели являются статистически значимыми и могут быть содержательно интерпретированы. Таким образом, результаты множественной регрессии позволяют констатировать, что все выделенные нами факторы влияют на детерминацию типов виктимного поведения и их девиктимизацию.  Несомненно, в каждой выделенной модели представлены свои специфические влияния.

Анализ таблиц регрессии для различных типов виктимного поведения и реализованной виктимности позволяет сделать вывод о высокой роли фактора «негативной жизненной позиции и жертвенности» во всех типах исследуемого нами явления. Так, по итогам регрессии переменная-отклик фактор 2 (Фактор негативной жизненной позиции и жертвенности) тесно связана с переменными предикторами - склонность к агрессивному виктимному поведению (R = 0,51; p= 0,000); склонность к самоповреждающему и саморазрушающему виктимному поведению (R = 0,47; p= 0,000); склонность к некритичному виктимному поведению (R = 0,51; p= 0,00). Анализ содержательного наполнения данного фактора позволяет сделать вывод, что сформированное в детстве негативное или пессимистическое восприятие жизни будет влиять на формирование агрессии в отношениях с окружающими. Исходя из знака регрессии мы можем предположить, что при формировании личности с негативной жизненной позицией и жертвенностью, в контексте которой агрессия часто проявляется косвенном виде или в виде аутоагрессии, открытое проявление агрессии станет значительно меньше. В этом случае будет увеличиваться виктимизация по типу соматизации, однако такая личность крайне редко попадает в ситуации, связанные с криминальной виктимизацией агрессивного типа. Тем не менее такая форма трансформации может увеличивать адаптивность человека, так как принятие жертвенной позиции и закрепление в жертвенном статусе не делает человека более счастливым, а его жизнь - более качественной, но снижает вероятность попадания в криминальные ситуации и повышает уровень приспособления.

По итогам регрессии для зависимой переменной «реализованная виктимность» достоверное влияние получила переменная-отклик фактор 3 (Фактор индивидуально-психологических особенностей), которая тесно связана с переменными предикторами - реализованная виктимность (R = 0,40; p= 0,05). Результаты данной регрессии говорят о том, что реализация виктимного потенциала в виде определенных форм поведения снизится в случае формирования в личности определенных психологических качеств. Среди качеств, ведущих к снижению реализации виктимного потенциала, отмечаются: склонность к лидерству, работоспособность, эмоциональная зрелость, реалистичность взглядов и интересов, расчетливость, критичность, спокойствие в отношении восприятия нового.

Таким образом, все выделенные модели участвуют в детерминации и трансформации виктимного поведения. Каждая из факторных моделей описывает свои выделенные закономерности. Обращает внимание тот факт, что в данной модели выделены достоверно работающие формы трансформации виктимного поведения в различных социальных средах и сообществах. Нам кажется, что возможность трансформации через организацию учебного пространства, пространство дополнительного образования, молодежные движения позволяет сформировать направление, способствующее формированию здоровой личности невиктимного плана.

При формировании различных программ профилактики и коррекции виктимного поведения среди подростков необходимо учитывать выделенные нами психологические черты как способ снижения реализации виктимного потенциала личности. В контексте задач трансформации виктимного потенциала подростков нам нужно обратить внимание на различные школы и технологии занятости молодежи в социальных пространствах, способствующие формированию таких личностных качеств, как ответственность и зрелость. Это значит, что необходимо формировать государственные и общественные программы занятости современной молодежи, связанные с получением позитивного жизненного опыта и формированием активной жизненной позиции.

Рецензенты:

Чухрова М. Г., д.м.н., профессор кафедры психологии личности и специальной психологии ФП ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск;

Собольников В.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии личности и специальной психологии ФП ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск.