Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OFFICER TRAINING IMPROVEMENT DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE SOVIET UNION

Sviridov V.A. 1 Popov A.V. 1
1 Military Education and Research Center "The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy"
World wars, having involved in its orbit a great number of countries, occupy a special place in the history of mankind. In such historic periods the military-political leadership of the warring states along faced a serious problem of recruitment increase of various officer posts by professionally trained personnel. This was due to the need to strengthen the combat power of the armed forces by a significant increase in their overall number, and by the need to make up for the losses in fighting. The Great Patriotic war was also a comprehensive verification of the Soviet state and military leadership on the ability to organize training and rational placement of commanding officers in extreme conditions. The results of the war showed that this severe test was honorably passed. The relevance of the article is connected with the necessity of historic experience generalization. It is useful to know how officers were trained in the Soviet Union in different periods and conditions.
accelerated training
field practical training
a way to reinforce troops
young officers
military school
После октябрьской революции 1917 г. старая система Российской военной школы была сломана, а новая создавалась в тяжелых послевоенных условиях, характеризующихся огромным дефицитом подготовленных командных и педагогических кадров, элементарной неграмотностью большинства населения страны. В то же время руководство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (с 30.12.1922 г. - Советского Союза), окруженной в большинстве своем враждебно настроенными государствами, отчетливо понимала необходимость подготовки новых командных кадров из числа рабочего класса и крестьянства [1].

С учетом возможностей страны в межвоенный период новая достаточно устойчивая структура военной школы Советского Союза, отличающаяся от старой российской более прагматичным подходом к военному образованию, сложилась к концу 1930-х гг. Она включала в себя средние военные училища (с обучением в течение 2 лет) и военные академии (3-4 года обучения). Например, что представляла собой подготовка в средних военных училищах (основных военно-учебных заведениях, непосредственно осуществляющих подготовку командных кадров), показывает примерный перечень предметов, изучаемых будущими офицерами в военных бронетанковых училищах Красной Армии перед Великой Отечественной войной (табл. 1).

Таблица 1

Расчет часов по предметам обучения в училищах Красной Армии накануне войны

Наименование предметов

Количество часов

1-й курс

2-й курс

1. Общевойсковая подготовка

Социально-экономический цикл

200'

80

Тактическая подготовка

250

350

Огневая подготовка

260

280

Военная топография

140

60

Военная инженерия

60

20

Военная химия

50

50

Строевая подготовка

100

60

Физическая подготовка

90

110

Уставы Красной Армии

60

20

Военное законоведение

40

-

Военная санитарная подготовка

20

-

Иностранный язык

180

220

2. Специальная подготовка

Материальная часть

500

350

Служба парков и эксплуатации

100

80

Вождение

80

60

Служба боевого воспитания

300

350

Радиотехника и другие средства связи

100

40

Электротехника

100

-

Техническое черчение

-

100

Техническая механика

-

80

Итого

2630

2310

Всего за период обучения

4940

С началом Великой Отечественной войны военные училища были переведены на ускоренное обучение офицерских кадров. Например, бронетанковые училища осуществляли обучение офицеров по двум основным программам: 6 месяцев - подготовка командиров; 8 месяцев - подготовка воентехников.

В таблице 2 представлен расчет часов по предметам обучения в училищах военного времени в период с июня 1941 г. по май 1942 г.

Таблица 2

Расчет часов по предметам обучения в училищах военного времени

Наименование предметов

Количество

п/п

 

часов

1

Политическая грамота

180

2

Тактическая подготовка

120

3

Огневая подготовка

100

4

Военная топография

50

5

Военно-химическая подготовка

25

6

Военно-инженерная подготовка

25

7

Уставы и военное хозяйство

30

8

Строевая подготовка

50

9

Физическая подготовка

50

10

Подготовка по связи

30

11

Техническая подготовка

640

12

Вождение

80

Резерв

70-142

Итого за период обучения

1400-1472

Проведенный анализ донесений из танковых частей действующей армии в течение первого года войны показал, что офицеры, окончившие училища при 6- и 8-месячных сроках обучения, не соответствовали требованиям войск, а сами военно-учебные заведения имели ряд существенных недостатков:

1) командиры, прибывшие из районных военных комиссариатов на укомплектование училищ, совершенно не имели военной подготовки;

2) в 6- и 8-месячной программах обучения много времени уделялось теоретическим вопросам;

3) обучение проводилось методами мирного времени, где большая часть занятий проводилась в классах, а полевая практическая выучка не являлась основным методом обучения;

4) командный и политический состав не понимал основных задач подготовки кадров в сокращенные сроки обучения в военное время и воспринимал это как простое перенесение сроков обучения и сокращение часов по предметам;

5) развертывание училищ требовало увеличения преподавательского состава. Кроме того, часть преподавательского состава была отправлена на преподавательскую работу в действующую армию, а в училище поступали на преподавательскую работу молодые офицеры, только что окончившие училища, не имеющие опыта по обучению курсантов, что отражалось на качестве подготовки будущих офицеров [2].

Основной причиной указанных недостатков, отмечалось в донесениях, «... является слабая и далеко не отвечающая требованиям сегодняшнего дня боевая подготовка, воинская дисциплина и воспитательная работа среди курсантов. Вместо практического обучения действию с материальной частью и оружием в училищах преобладают лекция, рассказ, беседа.

Начальственный состав училищ до сих пор не понял основных требований в подготовке командных кадров в сокращенные сроки обучения и не учат курсантов практическими навыками и приемами.

К этому же некоторая часть начальников и преподавательского состава, обладая неплохими теоретическими знаниями, сами имеют слабые практические навыки, поэтому они и не могут правильно учить курсантов» [3].

Отмеченные недостатки обучения приводили к тому, что выпущенные из училища командиры, получив теоретические знания, имели слабые практические навыки работы на технике, недостаточно владели навыками управления подразделениями, действовали в полевой обстановке безынициативно, неумело, неуверенно и крайне медленно. Это вызывало совершенно напрасные тяжелые потери в танках и людях в бою. В связи с этим в мае 1942 г. программы военных училищ были переработаны с учетом требований фронта. Были даны указания о переходе на практические методы обучения и увеличении срока обучения до 8 месяцев для командиров и до 9 месяцев для воентехников танковых войск. Перечень предметов обучения в бронетанковых училищах военного времени с мая 1942 г. представлен в таблице 3.

Таблица 3

Расчет часов по предметам обучения в танковых училищах, осуществляющих подготовку воентехников в 1942 г.

Наименование предметов

Количество часов

Май 1942 г.

Август 1942 г.

Политическая подготовка

60

60

Общевойсковая подготовка

Тактическая подготовка

140

140

Военная топография

40

40

Военно-инженерная подготовка

40

40

Военно-химическая подготовка

30

70

Строевая подготовка

30

30

Физическая подготовка

50

50

Уставы Красной Армии

40

40

Военно-санитарная подготовка

14

10

Огневая подготовка

70

90

Радиосвязь

50

70

Итого

504

580

Техническая подготовка

Материальная часть боевых и транспортных средств

440

420

Служба эксплуатации

90

100

Служба восстановления и ремонта

410

450

Вождение

68

80

Горюче-смазочные материалы

20

20

Электротехника

90

90

Итого

1118

1160

Всего

1682

1800

В то же время в докладе об итогах работы военно-учебных заведений бронетанковых и мотострелковых войск Красной Армии за 1942 г. отмечалось: «...во многих наших частях наблюдается такое положение, когда потери танков в боях были незначительными. В то же время значительное количество танков не принимало участия в боях из-за низкой технической подготовки. Например, Харьковское училище направило выпускников в 19 учебных танковых полков, и при проверке выяснилось, что выпускники не умели подготовить танк к бою (заправить горючим, маслом, водой, отрегулировать ходовую часть и т.п.), водить танк; как выяснилось, лейтенанты водили танк всего 10-15 минут, военные техники - 1-2 часа» [4].

В то же время следует отметить, что система подготовки офицерских кадров в Красной Армии начала формироваться задолго до Великой Отечественной войны. Наиболее активно мероприятия в этой области стали проводиться с 1932 г. В 1935-1938 гг. Красная Армия полностью переходит к кадровой системе комплектования. К 1939 г. численность Вооруженных Сил увеличилась в четыре раза. Началось создание общевойсковых армий. Однако их интенсивное развертывание не было обеспечено офицерскими кадрами. Емкость училищ оставалась прежней. Основным способом пополнения войск являлся призыв из запаса. За шесть лет (с 1932 по 1938 гг.) из запаса было призвано 49 113 человек. Но и этого явно не хватало. По состоянию на 1 января 1938 г. некомплект составил 100 тыс. человек [5].

Усиленное внимание в предвоенный период уделялось повышению удельного веса авиации, бронетанковых войск, а также специальных войск (химических, инженерных, связи и др.). Естественно, основные усилия затрачивались на подготовку офицеров для этих войск.

Между тем особенно острый недостаток в офицерских кадрах испытывали стрелковые войска. Число пехотных училищ не увеличивалось, а сокращалось. Это привело к дефициту резерва начсостава стрелковых войск. Учитывая это, Наркомат обороны принял меры к покрытию некомплекта. Вопрос решался путем сокращения офицерских должностей в армии, выдвижения на них младших командиров (после окончания ускоренных курсов), увеличения выпуска офицеров из обычных школ и училищ, призыва после переподготовки командиров запаса.

Начиная с января 1941 г. была установлена новая система подготовки и переподготовки офицеров запаса. Она ориентировалась не на сеть курсов и сборов при военно-учебных заведениях, а на командирские занятия непосредственно в частях. Существовавшие ранее курсы (всего 65) в большинстве своем были расформированы, а оставшиеся (13) были реорганизованы [6]. На последние возлагалась задача подготовки командиров батальонов и помощников начальника штаба полка.

Мы считаем, что за такое короткое время подготовить командные кадры было явно невозможно, поэтому качество подготовки начсостава оставалось невысоким. К началу Великой Отечественной войны почти 70 % командно-начальствующего состава имели опыт работы в занимаемой должности от 1 до 6 месяцев. Около 50 % командиров батальонов и 68 % командиров рот и взводов были выпускниками 6-месячных курсов. И лишь отдельные командиры полкового звена имели практический опыт ведения боевых действий (Испания, Халхин-Гол, озеро Хасан, советско-финская война).

Первые дни войны потребовали дальнейшего совершенствования системы восполнения офицерских кадров. Это объясняется тем, что безвозвратные потери офицеров, особенно в начальном периоде, были весьма значительными. Они составили свыше 2 млн человек, в том числе 5806 - командиров и начальников штабов полков, 21 тыс. - командиров батальонов, почти 125 тыс. - командиров рот (батарей), 434 510 - командиров взводов. Не только большие потери на фронтах, но и необходимость укомплектования вновь создаваемых объединений и соединений требовали многочисленных кадров. Так, за первые шесть месяцев войны было сформировано 286 дивизий, большое количество отдельных бригад, полков и батальонов (только лыжных - около 250). А резервы офицерских кадров, подготовленных в мирное время, практически были исчерпаны. Всего же за этот период было призвано 750 336 человек. В запасе оставалось 165 615 офицеров, из которых 60 тыс. работали в народном хозяйстве (бронь), а 43 777 были женщины из медсостава, имевшие малолетних детей. Таким образом, фактически призвать в армию можно было лишь 61 838 офицеров запаса. К тому же ввиду обострения обстановки, больших потерь офицерских кадров в боях необходимость в командных кадрах не исчерпывалась потребностями фронта. Офицеры были нужны и для организации подготовки боевых резервов, обучения курсантского состава в военно-учебных заведениях (сеть их тогда значительно расширилась), организации всеобщей военной подготовки допризывной молодежи.

В то же время нельзя не подчеркнуть и положительные стороны действовавшей в условиях военного времени системы подготовки офицерских кадров. Каждое военное учебное заведение готовило офицеров узкого профиля с учетом боевого опыта, накопленного войсками на фронте. На курсы в училища направлялись в первую очередь солдаты и сержанты, отличившиеся в боевых действиях.

Начиная с 1943 г. численность офицерского корпуса сухопутных войск становится более стабильной. Трудности начального и первого периодов войны были преодолены. В то же время система подготовки офицерских кадров требовала дальнейшего совершенствования в соответствии с новыми задачами. Рост боевого мастерства значительно способствовал уменьшению потерь среди офицеров. Потери в 1943 г. составили: убитыми - 175,6 тыс. человек, пропавшими без вести - 43,4 тыс., ранеными - 360 тыс. (из них 200 тыс. - офицеры сухопутных войск). Убыль командного состава в 1943 г. сократилась по сравнению с 1942 г. почти в 1,5 раза. В 1944-1945 гг. наблюдалось дальнейшее снижение потерь в два и более раз. Конечно, эти потери были немалыми, но по сравнению с первым периодом войны значительно меньшими.

Несмотря на то что в ходе войны проблема восполнения потерь действующей армии и создания определенного резерва в целом была успешно решена, она была сопряжена с определенными трудностями. Их могло бы не быть, если бы советскому командованию удалось заранее предвидеть характер войны и еще в мирное время осуществить мероприятия по накоплению надлежащего мобилизационного резерва офицерских кадров.

Рецензенты:

Лазукин В.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры инженерно-аэродромного обеспечения Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж;

Белошицкий А.В., д.п.н., доцент, начальник центра организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.