Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE WITHIN STUDENTS’ EXTRA-CURRICULUM WORK TOWARDS FORMATION OF THEIR SPI-RITUAL AND MORAL VALUES

Nikolina V.V. 1 Smirnova A.I. 1 Frolova S.V. 1
1 Nizhniy Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin
This article is about theory of pedagogical support of the Individual Educational Route (IER) of extra-curriculum work. IER guarantees the compliance with the essential pedagogical terms and methods that in their turn allow reaching the goals of modern high education. In the article, the authors examines the theoretical aspect of pedagogical support of the IER within the student’s extra-curriculum work. The Individual Educational Route (IER) of extra-curriculum work has the aim offormation of the prospective teacher’s spiritual and moral values. The authorsdeveloped and introduced a technology of the IERs pedagogical support within students’ extra-curriculum work towards formation of their spiritual and moral values.The results of the research can be applied within the high school educational environment.
spiritual and moral values
upbringing of student’s personality
educational work
Individual educational route within extra-curriculum work
pedagogical support
В современном педагогическом образовании четко осознается потребность индивидуализации воспитательных процессов, так как именно индивидуальный подход в воспитании и обучении способен раскрыть индивидуальность самого студента - будущего педагога. Личность учителя должна отличаться помимо индивидуальности, еще и благородными качествами и духовно-нравственным поведением. Для решения таких задач в рамках педагогического образования является актуальным проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности определяется как персонально-событийный путь опережающего непрерывного духовно-нравственного, когнитивного, эмоционально-волевого, личностного развития и реализации потенциалов студента в процессе внеучебной деятельности в вузе в соответствии с личными предпочтениями и интересами студента.

Главным в воспитании будущего педагога мы выделяем ИОМ внеучебной деятельности, ориентированный на духовно-нравственное сотворение своего «Я». Такой маршрут характеризуется устремлением человека к формированию, осмыслению и принятию таких базовых, смыслообразующих духовно-нравственных ценностей для личности человека как любовь, вера, милосердие, добро (благо), Человек, истина, жизнь, свобода, соборность и др. Базовые духовно-нравственные ценности являются фундаментом всех видовых духовных ценностных ориентаций: семейные, гражданские, интеллектуально-творческие, культурологические, экологические и др.

Одной из важнейших функций педагога в процессе организации ИОМ является психолого-педагогическое сопровождение студента на пути реализации образовательного маршрута (преодоление барьеров и трудностей субъектом, укрепление веры в себя и свои возможности).

Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т.Чередниковой в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития». Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и др.

Ф. М. Фрумин и В.И. Слободчиков рассматривают сопровождение как помощь учащемуся в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение. А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение учащегося к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

По определению М.Р. Битяновой, сопровождение - это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном - на личности ребенка.

Педагогическое сопровождение в контексте ИОМ - это тип педагогической деятельности, сущность которого состоит в превентивном процессе научения студента самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуального образовательного маршрута, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта (Е.А. Александрова) [1].

Одним из первых научно обосновал проблему педагогического сопровождения О.С. Газман, а затем последователи его научной школы Н.В. Касицына, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др. [2;4]. Определяя механизм педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, мы опираемся к методологическим исследованиям данной научной школы. Лаборатория О.С. Газмана разработала и  предложила последовательную логичную цепь взаимосвязанных фаз индивидуального педагогического сопровождения в воспитании: 

- диагностическая (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы);

- поисковая (совместный поиск решения проблемы или трудности); 

- договорная (проектирование и взаимная договоренность о действиях); 

- деятельностная (поддержка инициативы учащегося, помощь и взаимодействие);

- рефлексивная (обсуждение, констатация, осмысление опыта).

Диагностическая фаза педагогического сопровождения ИОМ внеучебной деятельности заключается в определении интересов, потребностей студента, в установлении его мотивации. Поисковая фаза заключается в осуществлении поиска вектора ИОМ, поиска его направленности, смыслосодержания, определяющегося мотивами и потребностями субъекта ИОМ. Договорная (проектная) фаза педагогического сопровождения заключается в проектировании индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента, определение его этапов, траектории, насыщение ИОМ соответствующими событиями. Деятельностная фаза основывается в поддержке, направлении, помощи педагога в преодолении кризисов и барьеров студента в реализации ИОМ. Опираясь на особенности студенческого возраста, сформированность к способности самоанализа, рефлексии, педагогическая поддержка деятельностной фазы в процессе реализации студентом ИОМ может носить опережающий, пролонгированный или  дискретный характер в зависимости от состояния проблемы. Рефлексивная фаза педагогической поддержки заключается в осмыслении, осознании результатов ИОМ внеучебной деятельности субъекта ИОМ.

Педагогическое сопровождение ИОМ внеучебной деятельности студента основывается на двух концептуальных подходах: технология психолого-педагогической поддержки и сопровождения (О.С. Газман) и модель тьюторской поддержки и сопровождения учащегося (Т.М. Ковалева).

Модель педагогической поддержки О.С. Газмана в осуществлении ИОМ включает помощь студенту в обретении уверенности в собственных силах, подкреплении положительных качеств студента, поддержке стремления к самостоятельности, самодвижению, помощи студентам в преодолении трудностей. Тьюторское сопровождение Т.М. Ковалевой основывается на методе рефлексивного обсуждения, который является одним из главных в проектировании ИОМ. Такое сопровождение позволяет овладеть техниками рефлексивного осмысления, построения собственного процесса обучения, реально создавать свой ИОМ, планировать работу по самовоспитанию, самоутверждению, самореализации, включая самосовершенствование в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах [5, с. 189].

Таким образом, в нашем понимании педагогическое сопровождение в контексте ИОМ внеучебной деятельности - это такая модель субъект-субъектных отношений педагога (тьютора, куратора) и студента, при которой педагог:

- осуществляет помощь студенту в самопознании, саморефлексии, саморазвитии;

-ориентирует студента в направлении его самодвижения;

-обеспечивает условия свободного выбора своего вектора ИОМ и возможностей для его реализации;

-обозначает пути выхода из кризисных ситуаций, возникающих по прохождению субъектом ИОМ.

Программа педагогического сопровождения включает в себя перечень определенных занятий, направленных на включение студентов в проектирование своего ИОМ.

Таблица 1

Программа занятий педагогического сопровождения субъектов ИОМ внеучебной деятельности

Модуль программы

Занятия

Цель и задачи модуля

Мотивационно-ценностный модуль

  • «Портрет учителя»
  • «Путь роста будущего педагога»
  • «Я и мои ценности»

Определение и осмысление аксиологического насыщения профессии учителя духовно-нравственными ценностями.

Осознание потребности в формировании у себя духовно-нравственных ценностей

Аналитическая работа над осмыслением степени сформированности у себя духовно-нравственного поведения

Поиск путей и возможностей для непрерывного духовно-нравственного саморазвития - знакомство с ИОМ

Модуль построения перспективы

  • Анализ своих устремлений
  • Моделирование вектора ИОМ внеучебной деятельности
  • Проектирование событий ИОМ
  • Внедрение «Навигатор по созданию ИОМ»

Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей

Событийно-деятельностный модуль

  • Тайм-менеджмент в реализации ИОМ
  • Основы проектирования
  • Коуч-тренинг
  • Рефлексивные беседы

Преодоление кризисных ситуаций на маршруте

Реализация ИОМ внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей

Ценностно-рефлексийный модуль

  • Анализ результатов ИОМ
  • Тренинг «Мои результаты»
  • Диагностика уровня сформированности базовых духовно-нравственных ценностей

Осознание и оценка эффективности реализации ИОМ внеучебной деятельности

Рефлексия и осмысление своих личных достижений

Фиксация изменений и развития студента

Аналитическая работа над трансформацией ценностных ориентаций субъектов ИОМ.

Каждый модуль занятий содержит групповые и индивидуальные занятия. Вся программа занятий построена на основе эвристического метода, поиска, решение проблемных ситуаций. Каждое занятие - это важное звено в цепи программы, направленной на установление и формирование мотивации, интересов, понятий и суждений студентов в области проектирования ИОМ внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей. Занятия взаимосвязаны друг с другом, поэтому важно соблюдать их последовательность. Содержание занятий может варьироваться исходя из ситуации и материально-технического обеспечения (возможность компьютерной презентации, просмотра видеофильма по обсуждаемой проблеме и др.).

В групповых занятиях каждый участник по очереди выражает свое мнение. Главное правило занятий программы - не перебивать и не вступать в спор. Ведущий не должен давать готовых ответовов на вопрос, соблюдая условие самостоятельности выбора и самопознания субъекта ИОМ.

Технологическим компонентом такой педагогической поддержки ИОМ является разработанная нами «Индивидуальная маршрутная карта» (ИМК) каждого студента, отражающая спроектированный индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей, а также учебное пособие для студентов «Навигатор по созданию индивидуального образовательного маршрута формирования духовно-нравственных ценностей студентов»[6]. ИМК включает в себя «Индивидуальные карты самодвижения по образовательному маршруту внеучебной деятельности», «График  событий инвариантного образовательного маршрута студента», «Индивидуальную карту личностного развития». Индивидуальная маршрутная карта необходима прежде всего для педагога: исходя из показателей, указанных в карте, организатор ИОМ (педагог, куратор, тьютор) прослеживает эффективность заданного маршрута, успешность реализации всех направлений ИОМ, эффективность формирования духовно-нравственных ценностей у студента. «Навигатор по созданию индивидуального образовательного маршрута формирования духовно-нравственных ценностей студентов» (далее - «Навигатор») - это пособие, адресованное студентам, это своеобразный спутник студента в создании и прохождении ИОМ внеучебной деятельности.

«Навигатор» - это диалог со студентом. Первый вопрос, на который студент должен ответить при конструировании ИОМ, это «Какой Я?». С этой целью студент заполняет анкету, состоящую из вопросов, которые посвящены анализу личностного склада студента. Далее, студент заполняет анкету под названием «Моя среда обитания - вуз». Эта анкета позволяет выявить истинные мотивы поступления в педагогический вуз и выбора соответствующей профессии, определиться со своими целями и потребностями, которые необходимо реализовать в вузе. Далее студент определяет вектор своего ИОМ, отвечая на вопросы в анкете «Мой индивидуальный образовательный маршрут». Анкета «Мои ценностные ориентации» позволяет проанализировать уровень своих духовно-нравственных ценностей и осознать свою потребность в формировании таких ценностей. После каждой анкеты представлен ключ к интерпретации данных. Это нужно для того, чтоб студент сам, наедине с самим собой, откровенно определился со своими потребностями, целями, приобрел новые мотивы. Далее дублируется График инвариантного образовательного маршрута и Индивидуальная карта самодвижения по событиям внеучебного пространства вуза. Студент осмысливает информацию, делает свои заметки и конструирует свои ИОМ. На входе из ИОМ студент заполняет анкету «Мои результаты», для того чтобы осознать, что изменилось в нем. Для личностной рефлексии студент заполняет рефлексивный лист - это поможет осознать и почувствовать перемены в себе. Далее студенту предоставляется список книг, которые дадут ему новое осмысление действительности, а также раздел «Простые истины» - высказывания неординарных личностей о главном в жизни.

Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности студента является оптимальным решением проблемы формирования духовно-нравственных ценностей и осознанного духовного развития. При проектировании маршрута необходимо учитывать факторы, влияющие на содержание воспитательной, внеучебной деятельности студентов, педагогические  условия, способствующие реализации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, способы и цели взаимодействия субъектов образовательного пространства.

Рецензенты:

Быстрицкая Е.В., д.п.н., профессор общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.