Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF LOGISTIC SUPPORT INNOVATED DEVELOPMENT OF AGRICULTURE PRODUCTION IN KAZAKHSTAN

Rustembaev B.E. 1 Shulenbaeva F.A. 2 Nurlankyzy Zh.N. 1
1 Kazakh agrotechnical university at.S.Seifullin
2 Kazakh university of economy, finance and international trade
The review of material-technical facilities state of agricultural production of Kazakhstan was provided in this scientific paper. Despite the fact that in recent years the market of Kazakhstan arrives farm equipment renowned manufacturers, the situation last 2-3 years down the service market once again confirms the existence of problems in this area, requirements for suppliers of agricultural machinery. There were overviewed activities of quantity of agricultural production and the state of material wear. There are problems in the relationship between suppliers and leasing companies. In case of complaints from them lessees both parties do not express a desire to adopt any measures on the timely resolution of existing problems, which further affects the efficiency of the use of technology and the timing of the seasonal work, expensive equipment idle, and the economy are suffering. Calculations of average annual requirements agricultural machinery were made. There were revealed the main providers of agricultural technical machinery in market and reequipment services. Recommendations in creation conditions of livestock and crop productional profit insurance in agricultural production.
structure of tractor park
leasing company
investors
company
productiveness
acquisition
reequipment of material-technical base
imports
of agricultural machinery
park
Высокая культура земледелия, основанная на принципах инновационной модернизации, требует наличия соответственного парка техники и кадров. Имеющийся парк сельскохозяйственной техники в Республике Казахстан постепенно обновляется, однако темпы обновления являются низкими, основная доля нагрузки приходится на старую технику, которая требует больших затрат по поддержанию её в работоспособном состоянии.

Цель исследования - изучить состояние материально-технического оснащения сельскохозяйственного производства Казахстана и дать рекомендации по созданию условий страхования прибыли производства для отраслей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве.

Материал и методы исследования

В качестве исходной информации использовались материалы статистических органов, материалы Агентства Республики Казахстан по статистике, данные Министерства сельского хозяйства, Указы Президента Республики Казахстан, годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий, данные личных наблюдений автора, нормативно-справочные материалы.

Результаты исследования

В настоящее время в парке сельскохозяйственных машин в сельскохозяйственном производстве (СХП) Казахстана имеется 156 тысяч гусеничных и колесных тракторов, 48 тыс. зерноуборочных комбайнов, около 15,5 тыс. жаток, 91,6 тыс. сеялок, 1996 посевных комплексов (таблица 1).

Для импорта техники и создания совместных производств в Казахстане государством созданы значительные льготные условия, которые в определенной степени положительно повлияли на обновление материально-технического парка (МТП) и сохранение тенденции приобретения современной высокопроизводительной техники.

За последние годы приобретено более 28,8 тыс. основных видов сельскохозяйственной техники.

Таблица  1

Наличие основных видов сельскохозяйственных машин, ед.

Виды техники

2009

2010

2011

2012

2013

2009/ 2013

Тракторы

129411

132676

134799

137213

156037

+26626

Комбайны зерноуборочные

43867

44339

44621

45454

48032

+4169

Сеялки

83472

87625

90362

90743

91599

+8127

Посевные материалы

357

771

1126

1520

1996

+1639

Жатки

14859

15458

15575

15243

15439

+580

Примечание - составлено авторами по источнику [11]

За 2013 год приобретено 3916 единиц основных видов сельскохозяйственной техники: 1194 трактора, 1425 зерноуборочных комбайнов, 643 сеялки, 486 посевных комплексов, 168 жаток валковых (таблица 2).

Техника закупалась за счет собственных средств сельхозтоваропроизводителей, фирм-инвесторов, лизинговых компаний. Около 50% сельскохозяйственной техники закупается с государственной поддержкой, через Акционерное общество «КазАгроФинанс». За анализируемый период тракторный парк обновился на 6% (в среднем по 1,2% в год), комбайновый парк - на 22,3%, в среднем по 4,46% в год.

Инвестиции АО «КазАгроФинанс» в развитие СХП с 2009 года по настоящее время составили порядка 125,5 млрд тенге, в том числе путем лизинга и кредитования более 13 тысяч единиц техники на общую сумму 105 млрд тенге.

В структуре тракторного парка Казахстана 50% от тракторов общего назначения составляют колесные тракторы Минского тракторного завода (МТЗ) и Южного машиностроительного завода им. А.М. Макарова (ЮМЗ), колесные тракторы Кировского тракторного завода (К-701) и Харьковского тракторного завода (Т-150К) - 13%. Гусеничные тракторы Харьковского (ХТЗ-181, Т-150, Т-130), Алтайского (Т-4А), Павлодарского (Т-95,4, ДТ-75) и Волгоградского (ДТ-75, ВТ-150) тракторных заводов составляют 25%.

Таблица 2

Приобретение основных видов сельскохозяйственной техники, ед.

Виды техники

2009

2010

2011

2012

2013

Всего

Тракторы

1427

1302

1220

1465

1194

9377

Комбайны зерноуборочные

1415

1461

1295

1606

1425

11545

Сеялки

1916

1362

710

1048

643

7604

Посевные комплексы

285

412

356

408

486

1996

Жатки

428

376

168

350

168

2266

Итого:

5471

4913

3749

4877

3916

32788

Примечание - составлено авторами по источнику [1]

Аналогичное положение и с другими видами сельскохозяйственной техники. Это позволяет сделать вывод, что основная нагрузка еще ложится на старую технику и в перспективе предстоит реализовать большой объем запланированных мероприятий по обновлению этой техники и поддержанию ее технического состояния (таблица 3). Здесь предстоит большая работа для всех участников рынка. Особое значение должно быть отведено работе сервис-центров.

Таблица 3

Характеристика возрастной структуры парка основных машин в 2013 году

Наименование техники

Возраст техники, количество лет использования

до 6

6-10

свыше 10

Тракторы

4%

2%

94%

Комбайны зерноуборочные

17,6%

8%

74,4%

Примечание - составлено авторами по источнику [13]

В деятельности сервис-центров с момента интенсивного обновления машинотракторного парка республики основными требованиями к производителям и поставщикам сельскохозяйственной техники являются:

- наличие сертификатов соответствия техническим параметрам и безопасности той или иной сельскохозяйственной техники;

- адаптированность к почвенно-климатическим условиям;

- создание разветвленной сети сервисных центров, осуществляющих гарантийное и послегарантийное сопровождение сельскохозяйственной техники, продажу запасных частей, обучение механизаторов и обслуживающего технического персонала.

В настоящее время на территории республики функционируют 47 сервис-центров, из них наиболее разветвленная сеть представлена компаниями «МТЗ «Азия Сервис» (все области Казахстана), «АгроМашХолдинг» и «Ростсельмаш» (кроме южных областей). Сервисными услугами охвачены тракторы Минского, Волгоградского и Петербургского заводов, комбайны Ростовского и Красноярского заводов, различная сельскохозяйственная техника производства стран СНГ.

По данным областных управлений сельского хозяйства на местах, от сельхозтоваропроизводителей стали часто поступать жалобы по поводу сроков поставки техники, качества и комплектности.  Также поступают жалобы из отдельных областей по комплектации сельскохозяйственной техники, то есть по несоответствию ее заявленной комплектации. Запасные части техники практически во всех сервис-центрах имеют узкий  ассортимент, недостаточно их количество на складе.

Подобные факты в 2011, в 2014 и текущем году имели место во многих регионах (Западно-Казахстанской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях). По данным машиноиспытательных станций, есть отдельные случаи поступления техники, не адаптированной к почвенно-климатическим условиям Казахстана, не соответствующей заданным техническим параметрам. Выявление такого рода несоответствий должно проводиться аккредитованными испытательными центрами в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Основной проблемой материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства является недостаток финансовых средств предприятий для своевременного обновления МТП [2; 4; 8]. Государственная политика по формированию и развитию конкурентоспособного и экспортоориентированного сельскохозяйственного производства с помощью АО «Национальный холдинг «КазАгро» реализует мероприятия по модернизации экономики агропромышленного комплекса. Финансирование деятельности АО «Национальный холдинг «КазАгро» осуществляется за счет средств уставного капитала, доходов, формируемых за счет дивидендов от дочерних обществ и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

В рамках Государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана» дочерней компанией Нацхолдинга АО «КазАгроФинанс» открыто кредитное финансирование группы компаний «Отес-Атил» по реализации прорывного проекта «Производство биологически-экологически чистой сельхозпродукции» [3; 7; 9; 10]. В рамках проекта финансируется строительство производств глубокой переработки рыбы и предприятий по воспроизводству рыбы, товарному рыбоводству, открыто финансирование развития производства и переработки животноводческой продукции. Осуществляются разработки по строительству следующих проектов: завода по производству биоэтанола, биодизеля, завода по производству сортового семенного материала хлопчатника,  строительство зернового терминала в портах Поти, Амирабад, создание откормочных площадок с развитой инфраструктурой экспорта, строительство выставочно-ярмарочного комплекса в г. Астана, оптового рынка с сетью региональных терминалов. Реализация мер финансирования сельскохозяйственного производства позволяет сократить потребности субъектов агропромышленного комплекса в оборотных средствах в условиях сокращения ликвидности на финансовых рынках [6; 12].

Для эффективного развития сельского хозяйства, подверженного особому риску, в рамках развития страхования как инструмента по трансферту и разделению необходима соответствующая институциональная среда. В Законе Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» одними из принципов государственной инновационной политики являются:

- стратегическая ориентация РК на инновационный путь развития;

- государственная поддержка инновационных программ и проектов, направленных на реализацию государственной инновационной политики [5].

Следовательно,  необходимо разработать и внедрить государственную программу защиты доходов инновационных предпринимателей сельхозпроизводства в растениеводстве, гарантирующую выручку, основанную на ожидаемой урожайности и цене на продукцию во время уборки. Степень возмещения доходов страховой компанией на уровне от 50 до 75% в зависимости от выбора производителей. Введение такого нормативного законодательства обеспечит позитивные моменты инновационной деятельности в аграрном бизнесе.

Заключение

На основании вышеизложенного, в результате исследования механизмов инновационного развития в сельском хозяйстве, следует заключить.

1. Необходима агропромышленная интеграция на кооперативной основе для эффективного функционирования механизмов инновационного развития в СХП Казахстана, которая позволит справедливо распределять созданный доход в цепочке технологического процесса производства сельскохозяйственной продукции между всеми субъектами аграрного рынка.

2. Для создания прочного потенциала инновационного развития в материально-техническом парке сельскохозяйственной техники необходимо департаментам Министерства сельского хозяйства РК проанализировать работу организованных в регионе сервис-центров и внести предложения для поставщиков сельхозтехники и оборудования, АО «КазАгроФинанс» по совершенствованию их деятельности и созданию новых пунктов, с учетом потребности современного аграрного рынка техники;

3. Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан направлена на активизацию отраслевых программ по развитию переработки мясомолочной, масложировой, плодоовощной, сахарной и других отраслей СХП, что позволило восстановить функционирование многих предприятий, улучшить их финансовое состояние, сократить бартерные сделки, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, увеличить объемы продукции, производимой в республике, противостоять импорту.

4. Для производства конкурентоспособной отечественной продукции сельского хозяйства интегрированным структурам аграрного сектора экономики и всем хозяйствующим субъектам аграрного рынка необходимо принять меры по снижению издержек производства и цен, повышению качества продукции.

5. Необходимо разработать и внедрить государственную программу защиты доходов инновационных предпринимателей сельхозпроизводства в животноводстве и растениеводстве, гарантирующую выручку, основанную на ожидаемой прибыли производства. Степень возмещения доходов страховой компанией должна быть на уровне от 50 до 75%, в зависимости от выбора производителей. Ввести обязательное страхование животноводческого бизнеса. Введение указанных норм законодательства обеспечит эффективность инновационного развития в аграрном бизнесе.

Рецензенты:

Галиева А.Х., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» Казахского университета экономики, финансов и международной торговли, г. Астана;

Курмангалиева Д.Б., д.т.н., профессор кафедры «Стандартизация, метрология и сертификация» Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, г. Астана.