Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPLEX APPROACH TO PROFESSIONAL MILITARY EDUCATION

Popova Yu.A. 1
1 Military Educational-Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin»
The article deals with the methodological research based on historical and pedagogical experience. The essence of education and upbringing in aviation special military schools of Russia is represented by a complex approach (the Voronezh sixth aviation special military school taken as an example). The orientation of the given approach to the studied subject field with the aim of its integral characteristics is being distinguished. The education and upbringing process is being characterized on the terms of circumstances and nature of management. Common essential characteristic features of historical and pedagogical traits of activity of the sixth Air Force special military school (1940–1955) so as peculiarities preconditioned by certain stages: Voronezh (foundation: 1940–1941), Karaganda (evacuation: 1941–1944), Lipetsk (reevacuation: 1944–1955) are being revealed. Common pedagogical and military pedagogical education and upbringing methods are differentiated. The actual potential of historical and pedagogical heritage as a developmental resource of modern education technologies is also under consideration.
actual potential
innovations
special military school
educational and upbringing process
essence of complex approach
historical and pedagogical experience
Современные социокультурные условия, требующие обоснованного подхода к внедрению инновационных процессов в систему отечественного образования, определяют ведущие тенденции развития профессиональной подготовки компетентных специалистов, под результатом обучения и воспитания которых понимается формирование эрудированной, конкурентоспособной личности, восприимчивой к новым, постоянно меняющимся условиям. Особое звучание эта проблема приобретает, когда речь идет о военном образовании, потому что специфика самой военно-профессиональной деятельности выдвигает высокие требования как к личности специалиста, так и к его профессиональному мастерству. Одним из методологических  подходов к решению этой задачи является комплексный подход  (В. Г. Афанасьев, В. А. Кутырев и др.), позволяющий охарактеризовать учебно-воспитательный процесс с учетом условий и специфики управления.

Кроме того, необходимость и актуальность комплексного подхода как методологии исследования историко-педагогического опыта военного обучения и воспитания обусловлена тем, что данный подход предполагает «...исследование деятельности с учетом всесторонности процесса или явления, всех существенных причин, влияющих на развитие, а также использование различных сил и средств для достижения поставленной цели» [8, с. 22]. В этой связи комплексный подход, сущностная характеристика которого раскрывается как решение одной из поставленных задач, принятый методологической основой исследования педагогической деятельности специальных военных школ Военно-воздушных сил (1940-1955 гг.), в частности, Воронежской авиаспецвоеншколы № 6, позволил ввести в исследовательское пространство понимание обусловленности организации ее учебно-воспитательного процесса как историческим контекстом времени, уровнем развития педагогической, военно-педагогической теории, так и традициями воинского обучения и воспитания.

В конце 1930 - начале 1940-х годов сложная социально-политическая, экономическая ситуация в СССР, осознание военной опасности обострили общественное внимание к происходящим в стране событиям, заставляющим ощутить непосредственную угрозу собственным интересам со стороны внешнего врага. В этих условиях от педагогической науки, школьного обучения и воспитания, прежде всего, требовалось содействие политическим задачам государства. Исходя из этого, политическое воспитание и физическая подготовка молодежи стали значимыми составными частями военизации всей системы образования. В связи с требованиями обороны страны, государством были определены задачи воспитательной работы школы, к которым относились, прежде всего: систематическое разъяснение мирной политики советского государства; внимание к интернациональному воспитанию молодежи [9].

Уровень развития военно-педагогической теории рассматриваемого периода определял «основные направления научных изысканий в области военного обучения, воспитания, развития и психологической подготовки личного состава армии», но проблема военно-педагогических исследований заключалась в том, что опирающаяся на поверхностный анализ начавшейся войны (1941-1945 гг.) военно-педагогическая мысль (И. Власов, И. Хитров и др.) отставала от потребности военной действительности и не обеспечивала достаточной разработки научно обоснованной концепции профессиональной подготовки войск для борьбы с сильным противником в условиях внезапного нападения. Вследствие чего, «...в практике подготовки ВВС не отрабатывались вопросы организации действий в условиях внезапных массированных ударов авиации противника, экипажи имели слабый уровень выучки для ведения боевых действий в сложных метеоусловиях и ночью...» [2, с. 321].

Общепедагогическая теория (М. А Данилов, И. Т. Огородников и др.), обозначив основным направлением воспитания молодежи патриотическое воспитание, выделила его сущностные характеристики, к которым относились: насыщение элементами патриотических и военных знаний содержания общеобразовательных и специальных предметов; включение в общественно-полезную работу; обучение военно-прикладным навыкам; широкое развертывание массовой и кружковой военной работы на всех ступенях школы, организуемое ячейками Осоавиахима при максимальной помощи пионерских, комсомольских организаций и педагогических составов школ.

В послевоенные годы восстановления народного хозяйства задачам экономического, социально-политического, культурного развития СССР было также подчинено патриотическое воспитание молодежи. На основании решений и постановлений Центральных руководящих органов СССР в учебные планы и программы семилетних и средних школ были внесены изменения, которые усилили идейно-воспитательное значение преподавания истории, Конституции СССР, литературы [3; 7]. При воспроизведении учебного материала раскрывалась историческая миссия великого русского народа, других народов страны, подчеркивалась их самобытность, оригинальность культуры, науки, искусства. Советская военная педагогика, углубляясь в исследование путей и способов обучения и воспитания воинов в отрыве от изучения протекающих в их сознании психических процессов (психологии), не могла представлять собой объективную военно-педагогическую систему обучения и воспитания, обеспечивающую тесную связь с практической деятельностью войск.

Наряду с этим комплексный подход, примененный в исследовании историко-педагогического опыта деятельности Воронежской специальной школы № 6 ВВС, позволил выявить, что важным условием организации ее учебно-воспитательного процесса являлись традиции обучения и воспитания будущих защитников Отечества.

Так в практике деятельности спецвоеншколы № 6 выявлены следующие традиции воинского обучения и воспитания «спецов»: обучение тому, что необходимо на войне в условиях, максимально приближенным к боевым (ежегодные лагерные сборы); участие батальона спецвоеншколы в военных парадах (1 Мая 1941 года - в числе войск Воронежского гарнизона) и смотрах; соблюдение Устава внутренней службы (уставные взаимоотношения: командно-преподавательский состав - группа младших командиров - курсанты; дисциплинарная практика - поощрения, взыскания; строгий режим дня; ежедневные дежурства; несение службы в наряде; порядок в спальных помещениях интерната, который мало чем отличался от состояния спален в кадровых воинских частях; уважение к военной форме одежды); умение вести себя в обществе [4, с. 108, 116; 7, с. 305, 329].

В современных условиях реформирования системы военного образования традиции Российской армии, то есть устойчивые правила, принципы и нормы боевой подготовки и организации воспитательной работы, получили широкое развитие и могут рассматриваться как ценностная основа обучения и воспитания курсантов военных учебных заведений, обеспечивающая «передачу военнослужащим полезного боевого опыта, высокий уровень профессиональной подготовки, морально-психологической сплоченности и успешные действия при выполнении учебно-боевых задач» [1, с. 43] в мирное время.

В данном контексте наиболее существенными воинскими традициями, адекватными компетентностной образовательной парадигме, выступают такие традиции, как товарищеская взаимопомощь, повышение общеобразовательного (культурного) уровня, уважение к подчиненным, воспитание сознательной воинской дисциплины и высокой исполнительности, забота о поддержании чести воинского мундира, воспитание на примерах героического прошлого Вооруженных Сил в целом и отдельных подразделений в частности, воспитание в духе патриотизма.

Применение комплексного подхода дало возможность раскрыть обусловленность историко-педагогического процесса деятельности 6-й Воронежской авиационной специальной военной школы  основными этапами в Воронеже (создание) - Караганде (эвакуация) - Липецке (реэвакуация); выявить как общие сущностные характеристики, так и особенные, обусловленные определенным этапом.

По свидетельству архивных источников [3-7], к общим особенностям сложившейся системы обучения и воспитания, обеспечивающей в целом достаточную подготовку выпускников специальных военных школ ВВС России, вызванную необходимостью  исторической действительности 1940-1955 гг., относятся следующие характеристики:

 - осуществление согласованной деятельности администрации школы (директор, заместители) и ее коллективных органов (партийная, профсоюзная, комсомольская организации, совет младших командиров, родительский комитет) по управлению учебно-воспитательным процессом;

- реализация учебной деятельности по расширенному учебному плану (общеобразовательные, военно-специальные дисциплины) с «уплотненной» программой по физкультуре;

- организация воспитательной деятельности на основе соблюдения строгого распорядка дня (режима), жестких дисциплинарных (военно-уставных) требований, поддержания воинских и школьных традиций.

К специфическим особенностям педагогической деятельности спецвоеншколы № 6 ВВС каждого отдельного этапа ее существования относятся такие характеристики как:

- комплектование школы, организация управления ее деятельностью, преодоление возникших проблем осуществления учебно-воспитательного процесса на Воронежском этапе (1941-1944 гг.);

- усовершенствование военно-физической подготовки «спецов» в условиях военного времени в рамках практически направленного образовательного процесса на Карагандинском этапе (1941-1944 гг.);

- повышение качества обучения выпускников (особенно в направлении военно-специальной подготовки) в период  послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР на этапе пребывания в Липецке (1944-1955 гг.).

Комплексный подход также позволил целостно рассмотреть педагогический процесс 6-й авиаспецвоеншколы как многофакторное явление: выделить его содержательный и организационный аспекты; цели, задачи, принципы, методы обучения и воспитания, формы их реализации; результаты, проблемы и управление как условия личностного развития «спецов» и их подготовки к поступлению в военные училища.

Проведенный на основе комплексного методологического подхода анализ историко-педагогического опыта обучения 6-й Воронежской авиационной спецвоеншколы Военно-воздушных сил позволяет констатировать, что основная задача обучения - вооружение подрастающего поколения определенным кругом знаний - в рамках деятельности данной спецвоеншколы расширилась и определилась как качественная подготовка выпускников для дальнейшего освоения ими образовательных программ вузов и техникумов. Такая постановка задачи школы предполагала возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие обучающегося как на свою прямую и непосредственную цель.

Целями воспитания в авиационной спецвоеншколе № 6  (1940-1955 гг.) являлись: формирование граждан-патриотов, готовых к защите Отечества; развитие духовного облика курсантов; выработка убеждений, системы морально-нравственных ценностей и норм поведения. На основе целей практически реализовывались следующие задачи  воспитательной деятельности: формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений будущих воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга; изучение военно-политической обстановки в мире и внутриполитической обстановки в стране; воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, готовности к самопожертвованию во имя ее защиты; воспитание будущих воинов на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое товарищество; воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности [3-7]. 

Основными критериями, определяющими как содержание обучения (учебный план, учебные программы, учебники) «спецов» - будущих представителей военной профессии, так и его методы, были научная достоверность, идейная и политическая целеустремленность, связь знаний с жизнью. Учебный план, на базе которого создавались учебные программы для спецвоеншкол, и конкретно в школах составлялось расписание учебных занятий, был утвержден Народным комиссариатом просвещения и являлся обязательным для всех школ данного типа. В нем,  наряду с общеобразовательным обучением, предусматривалась, военно-специальная и физическая подготовка воспитанников, в связи с чем, учебная деятельность в 6-й авиационной спецвоеншколе складывалась из таких ее видов, как занятия по расписанию (урок - основная форма), обязательная самостоятельная подготовка во внеучебное время, факультативное (углубленное) обучение по предметам, занятия преподавателей с отстающими курсантами, консультации (индивидуальные и групповые), работа секций и кружков по интересам, прохождение практики (подвижные лагерные сборы, сельскохозяйственная работа в колхозах и совхозах) [4-7].

В системе воспитания (содержательный аспект) сложились приоритеты, ориентированные на политическое, военно-патриотическое, физическое, трудовое, нравственно-эстетическое воспитание подростков.

Выявленные из архивных источников [4-7] традиционные формы и методы патриотического воспитания учащихся 6-й Воронежской авиационной спецвоеншколы, такие как: пропаганда героических подвигов воинов, посещение памятных мест боев, празднование знаменательных дат, объяснение воинской символики и ритуалов, лекции и беседы с военнослужащими и др. - в условиях современного военного образования могут оказаться относительно новыми, инновационными, заключая в себе высокую долю активного участия каждого обучающегося в совместной деятельности. Это и может рассматриваться как ресурс развития будущих педагогических технологий.

Архивные документы [4-7] позволяют констатировать, что в соответствии с исходными положениями, обусловленными сущностью обучения и определяющими целенаправленную организацию  процесса обучения на основе его задач и содержания, практика обучения в спецвоеншколе № 6 ВВС и руководства познавательной деятельностью ее воспитанников основывалась на следующих дидактических принципах - важнейших требованиях к обучению:

  • принципе воспитывающего обучения, предполагающем руководящую и направляющую роль учителя (обучающего);
  • принципе сознательности в обучении, обеспечивающем сознательное отношение учащихся к процессу обучения;
  • принципе активности обучения, опирающемся на единство деятельности и мышления с учетом интереса (положительного оценочного отношения к работе) учащегося;
  • принципе индивидуализации обучения (учет возрастных и индивидуальных особенностей), заключающемся в том, что обучение должно развить все способности и склонности учащихся, обеспечив тем самым максимальные результаты;
  • принципе систематического и последовательного обучения, способствующем постепенному овладению научными знаниями и успешному развитию познавательных и творческих дарований учащихся;
  • принципе наглядности обучения, облегчающем понимание как теоретических вопросов, так и общих закономерностей изучаемых предметов;
  • принципе прочного усвоения знаний, придающем обучению осмысленный характер;
  • принципе доступности обучения, требующем соответствия содержания и объема изучаемых знаний возрасту учащихся, их развитию, имеющемуся запасу знаний и представлений, направляющем вперед процесс овладения научными знаниями с прочной опорой на пройденное.

Из архивных источников [4-7] вы­явлен практикоориентированный и преимущественно наглядный характер обучения военно-специальным дисциплинам воспитанников спецвоеншкол.

Так же, как и обучение, воспитательная деятельность спецвоеншколы ВВС № 6 (1944-1955 гг.) регулировалась системой принципов воспитания, включающей в себя следующие компоненты: воспитание в процессе воинской деятельности, ратного труда; воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный и дифференцированный подход; сочетание требовательности с уважением личного достоинства; опора на положительное в личности; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.

Среди педагогических методов, применяемых в учебно-воспитательной практике Воронежской (1940-1955 гг.) спецвоеншколы № 6 ВВС, выделены общепедагогические и военно-педагогические методы. Установлено, что внутри группы общепедагогических методов особое значение приобретали активные методы обучения и воспитания, предполагающие высокую долю участия каждого воспитанника в совместной деятельности, такие как: самостоятельная работа, проблемная ситуация, лабораторный метод, игровая ситуация, упражнение, взаимообучение, метод примера, включение в различные виды деятельности (интерактивный метод в современном образовательном процессе), поощрение.

Военно-педагогические методы использовались при обучении «спецов» военно-специальным дисциплинам. Например, методом непрерывного обучения учащимися осваивались вооружение и тактические приемы; метод ускоренного обучения в сокращенные сроки  оказался в основе системы обучения на начальном этапе формирования школы в Воронеже и в период эвакуации в Караганде. В годы Великой Отечественной войны содержание военной подготовки определялось также необходимостью применения метода дообучения по тем вопросам военного дела, которые в мирное время невозможно было представить во всех деталях, так как они были вызваны особенностями текущей войны и характером боевых действий; методом военной игры и групповых упражнений выполнялись задания, которые требовали гибкости ума и быстроты реагирования на события, не формального заучивания уставных положений, а глубокого их понимания [4-7].

Эффективность и результативность педагогической деятельности Воронежской спецвоеншколы ВВС № 6 подтверждают отчетные данные по учебно-воспитательной работе, свидетельствующие о том, что «если в 1946 году спецшколу окончили на «отлично» и «хорошо» 25 человек, то в 1955 году 68 человек показали такие результаты успеваемости на равный контингент, т. е. почти в три раза больше» [7]. Всего за 10 лет (годы работы спецвоеншколы в Липецке: 1945-1955 гг.) выпущено 107 медалистов и 290 выпускников, не имеющих троек. Среди них можно было встретить конструкторов самолетов, создателей узлов звездных кораблей, докторов технических наук, работающих в разных научных центрах страны (Е. И. Варакин, П. А. Калашников, Б. П. Умушкин). Есть такие имена, которые известны миру: летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, полковник В. А. Шаталов; летчик-космонавт, Герой Советского Союза, полковник А. В. Филипченко; летчик, майор Н. К. Сиротинин, удостоенный 11 наград; майор А. Ф. Трубицын - 9 наград [4, с. 9].

Таким образом, проведенное на основе комплексного методологического подхода исследование историко-педагогического опыта обучения и воспитания в авиационных спецвоеншколах России (1940-1955 гг.) позволяет утверждать, что в современных условиях интенсификации образования, поиска путей повышения качества педагогического процесса, внедрения новых образовательных технологий на основе сочетания традиционных и инновационных подходов, можно выявить актуальный потенциал отечественного историко-педагогического наследия, встраиваемый в компетентностную образовательную парадигму современного этапа.

Рецензенты:

Лазукин В. Ф., д.п.н., профессор кафедры инженерно-аэродромного обеспечения ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж;

Просветова Т. С., д.п.н., доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж.