Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

LEARNER-CENTERED APPROACH AS A METHODOLOGICAL FOUNDATION OF DEVELOPMENT OF AN UNDERGRADUATE’S CREATIVE SELF-REALIZATION ABILITY

Salakhov R.F. 1 Salakhova R.I. 1 Akhmetshina G.R. 1
1 Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education
The article provides a view on an educational aspect connected with the development of students’ ability for creative selfrealisation. The author reveals the main components of pedagogical potential of folk applied arts in the development of this students’ ability. The author describes the main features of this potential showing it as a powerful way in formation of future specialists. The paper analyzes the functions and components of pedagogical potential, provides the author´s definition of «pedagogical potential of folk applied arts in the development of students’ ability for creative selfrealisation». In the context of this definition the author reveals the certain educational resources for creative base and conditions where students can feel themselves as creators of their ideas and projects. The practical implementation of pedagogical potential of folk applied arts in development of students’ ability for creative selfrealisation is one of the pressing issues of educational practice of higher education, since its results deepen, extend and elaborate modern understanding of artistic possibilities in creative activities of young people.
educational practice
creative activities
folk applied arts
cognitive activities
pedagogical potential

В последние годы личностно-ориентированный подход к обучению, ставящий во главу угла самобытность студента, его самоценность и саму субъектность процесса учения, стал одним из важнейших методологических подходов на всем образовательном пространстве России. Его можно считать современной методологической ориентацией в образовательной деятельности, что и обусловило его усиленное освоение в части теоретических основ и технологии использования в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность личностно-ориентированного подхода детерминирована формированием у учащейся молодежи не столько социально типичных, сколько ярко индивидуальных и самобытных качеств личности, позволяющих оставаться самим собой в изменяющемся социуме и динамичном развитии российского общества; необходимостью применения педагогами новых образовательных технологий во взаимодействии со студентами; гуманизацией взаимоотношений между студентами и преподавателями и др.

Само содержание личностно-ориентированного подхода к развитию способности к творческой самореализации студентов вуза в определенной степени отражает ее инноватику, направленную на самостоятельную ориентацию при переходе воспитания культуры творческой самореализации как таковой в индивидуальную на основе имеющегося и приобретаемого молодым человеком опыта и знаний, которые и должны стимулировать становление его субъектной позиции в любой креативной деятельности. Структурными компонентами личностно-ориентированного подхода выступают цель творчески обусловленной познавательной деятельности; содержание творческой деятельности; формы и методы обучения; механизм творческой самореализации; результат творческой и познавательной деятельности.

Личностно-ориентированный подход следует понимать как единство личностного, деятельностного и технологического компонентов.

1. Личностный компонент (И.С. Якиманская, Л.Н. Антонова, Е.А. Маралова, А.В. Хуторской, Е.В. Бондаревская) является связующим звеном в рассматриваемом нами подходе, обеспечивая процесс самопознания, овладение методами и способами саморегуляции, а также развитие способности к рефлексии. Основными составляющими этого компонента являются такие понятия, как субъект (индивид или группа); личность (подверженное изменению системное качество); индивидуальность (неповторимое своеобразие индивида); субъектность (качество индивида); Я-концепция (осознаваемая индивидом система представлений о самом себе); самовыражение; выбор, самореализующаяся личность.

Учет личностного компонента личностно-ориентированного подхода заключается в понимании и признании преподавателями вуза присущей студенту обусловленности психических явлений и индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в его деятельности. Личностный компонент содействует признанию самоценности студента, обеспечивая ему нравственное здоровье, осознание им смысла жизни и активной позиции в ней, а также личностную и творческую свободу при реализации собственного потенциала. Механизмами реализации этих функций являются культурная идентификация студента как установление его духовной взаимосвязи с окружающим миром; принятие его ценностей в качестве своих ориентаций и построение собственного образа жизни с их учетом; усвоение социального опыта при сохранении своей индивидуальности, творческой позиции как личностной в любых видах деятельности.

2. Деятельностный компонент (Л.О. Абрекова, И.С. Якиманская) заключается в организации деятельности студента, направленной на формирование и развитие его личности, на формирование и развитие у студентов разнообразных способов деятельности, творческих способностей, навыков и умений, необходимых для творческой самореализации. Под субъектным опытом студента можно понимать ту часть его личностного опыта, которая относится к его индивидуальным смыслам, индивидуальным познавательным стратегиям и собственным новообразованиям.

3. Технологический компонент (Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской) личностно-ориентированного подхода включает в себя определенные способы педагогической деятельности, отличается от знаниевой парадигмы построения образовательного процесса. Некоторые требования разработки данного компонента были предложены А.В. Хуторским [4].

Исходя из рассмотренных выше компонентов личностно-ориентированного подхода нами предлагается следующая рабочая трактовка: личностно-ориентированный подход представляет собой определенную методологическую ориентацию вуза, в рамках которой организуется такое взаимодействие преподавателей и студентов, которое в максимальной степени позволяет формировать у последних способность быть субъектами с тем, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно ставить и реализовывать цели своего самодвижения, направленного в конечном счете на их творческую самореализацию.

Как показало исследование личностно-ориентированного подхода, сегодня существуют три основные группы модели личностно-ориентированного подхода: социально-педагогическая (связана с воспитанием личности с заранее заданными свойствами через все имеющиеся образовательные институты); предметно-дидактическая (связана с организацией научных и культурологических знаний в системе с учетом их предметного содержания с нацеливанием на индивидуальный подход в обучении); психологическая (связана с признанием различий в познавательных способностях студентов, обусловленных различными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии) [5].

Каковы же возможности личностно-ориентированного подхода при развитии способности к творческой самореализации студентов вуза?

Как показывает вузовская практика, использование личностно-ориентированного подхода содействует проявлению и развитию в студенте индивидуальной личности, что необходимо любому специалисту современной формации. Для этого важно учитывать реальный уровень эмоциональных, волевых, интеллектуальных, творческих и иных личностных качеств студента, поскольку основная идея личностно-ориентированного подхода связана с процессом становления и развития субъектности студента.

Однако эффективность личностно-ориентированного подхода зависит также и от того, как студент воспринимает сам себя. Вот почему так важно учитывать при использовании личностно-ориентированного подхода опору студента на собственные силы; на внутреннюю логику его развития; на осознание им себя как личности; на стремление его к самоутверждению, к получению признания окружающих; на формирование статуса исходя из самооценки; на раскрытие своего творческого потенциала, а отсюда - на самоанализ, самокоррекцию и самореализацию.

Все это продиктовано определенными задачами подготовки будущего специалиста, направленными на личностную парадигму образования, реализация которых вполне осуществима при включении в образовательный процесс высшей школы личностно-ориентированного подхода, где интегрирующими выступают личностный, деятельностный и технологический компоненты как целевая направленность современного процесса обучения, развития и воспитания личности будущего специалиста. При этом личностно-ориентированный подход сам выступает как определенная интегрированная система, позволяющая создавать условия для формирования у студентов потребности в творческой самореализации в практической деятельности и стремления к ней, что приводит в конечном счете к осуществлению на практике усвоенных в вузе профессиональных знаний и умений.

Как показали исследование и опыт собственной практической деятельности, наиболее продуктивно использование личностно-ориентированного подхода осуществляется при соблюдении определенных принципов, с опорой на которые данный подход и проявляет себя как методологическая основа развития способности к творческой самореализации у студентов вуза:

1) принципа личностного целеполагания студента;

2) принципа продуктивности обучении;

3) принципа субъектности;

4) принципа индивидуальности;

5) принципа педагогической поддержки;

6) принципа выбора;

7) принципа творчества и успеха;

8) принципа межпредметных связей;

9) принципа ситуативности обучения;

10) принципа образовательной рефлексии;

11) принципа самоактyализации.

С педагогической точки зрения подготовка студентов к творческой самореализации, в конечном счете - к самобытию (что можно назвать конечной целью образовательных мер в воспитательном пространстве вуза), представляет собой постоянно существующую проблему. Принимая тезис о том, что самореализующаяся личность есть оптимальная развитость в ней субъекта жизнедеятельности, которого принимает сообщество в силу его развитых творческих способностей, и возникает необходимость к рассмотрению личностно-ориентированного подхода в роли той значимой методологической основы, которая и оказывает непосредственное влияние на творческую самореализацию студентов вуза.

В связи с этим высшая школа ориентируется на такой образовательный процесс, при котором целью педагогической деятельности является студент как социально-психологический феномен, а не как носитель технологических знаний, поскольку сама специализация должна актуализироваться уже затем в человеке. Поэтому преподаватели должны не просто помогать студентам в осмыслении ими содержания своей жизни, но и создавать возможности для самоактуализации в ней. Таким образом, преподаватели становятся организаторами поискового процесса и активизаторами той внутренней деятельности молодых людей, которую они направляют на раскрытие своего личностного и творческого потенциала, что ведет в свою очередь к их субъектно-устойчивому поведению и в процессе творчества. Поскольку субъектно-устойчивое поведение личности в определенной степени свидетельствует о развитости адаптационного потенциала к социуму, то самоактуализация студента помогает ему использовать свое человеческое начало во взаимоотношениях с людьми, а творческая деятельность, будучи созидательной, способствует обогащению жизнедеятельности студента, во время которой не только проявляются, но и формируются все психические свойства личности; складывается система продуктивных взаимоотношений с окружающими; стимулируется его активность и повышается энтузиазм и в конечном счете достигается жизненная устойчивость, которая приходит к молодым людям только в процессе интенсивной духовной и творческой деятельности. При этом самоактуализация студента в вузе любой направленности раскрывается в рамках и его профессиональной деятельности в контексте его профессиональной культуры, которая через ценности-цели и ценности-средства преломляется и через общечеловеческую культуру.

Самоактуализация будущего специалиста обычно осуществляется в двух формах: потенциальной и актуальной. Если потенциальная форма самоактуализации включает в себя и личностное богатство молодого человека, и его творческий профессиональный потенциал, то в структуре актуальной формы органично объединяются творческий потенциал и профессиональный потенциал, что и образует средства проявления индивидуальности человека в профессии и через профессию. Таким образом, молодые люди, встав на путь своей профессиональной деятельности, посредством творчества опредмечивают себя в деятельности, закрепляя тем самым в виде ценностей все достигнутое ими.

В заключение отметим, что стимулирование и поддержка студентов в процессе развития их способности к творческой самореализации предполагают обновление целеполагания и обогащение содержания учебных дисциплин вуза при интегративной реализации в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, рассмотренных выше принципов этой методологической образовательной парадигмы.

Рецензенты:

Абдулхакова А.Р., д.и.н., профессор кафедры библиотековедения, библиографоведения и книговедения ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» Министерства культуры РФ, Казань;

Явгильдина З.М., д.п.н., профессор кафедрой музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань.