Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TOUR ACTIVITIES AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE REGIONAL TOURISM

Mezhova L.A. 1 Letin A.L. 1 Lugovskaya L.A. 1
1 Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Voronezh State Pedagogical University
Excursion and history activitiy is an integral part of inclusive tourism. As the main task creating conditions for the development of children with disabilities of cognitive activity simultaneously with the adaptation to new environmental conditions. When the organization needs to take into account the specific features of the disease on the basis of individual approach to shape the trajectory of the success of the life of a child. Due to the fact that in the region there are almost no experts in the field of inclusive tourism offers a special course for students of natural-geographical faculty in organizing excursions and recreational activities on-site medical and health institutions of the Voronezh region. Special attention is paid to the sanatorium Syrupy which by analogy can be excursions on the territory of the sanatorium "White hill" in which to the greatest extent there is a "barrier-free environment". Methodical recommendations for a tour of the local history activities. In the process of preparing programs relied on teaching the concept of professional training of teachers.
"barrier free environment"
rehabilitation
health tourism
tourism
sightseeing and activities of local history
inclusive tourism
В Воронежской области насчитывается  боле 5500 детей с ОВЗ, из них 850 обучаются в специализированных школах-интернатах, в последние годы появляются в общеобразовательных школах элементы инклюзивного образования.

В зависимости от уровня заболеваемости детей и степени их развития выделяются несколько групп:

I группа - дети, слабо контролирующие свои действия и не имеющие навыков работы в коллективе.

II группа - не готовы к организации самостоятельной деятельности.

III группа - имеют навыки сотрудничества в группе и с её руководителем.

IV группа - хорошо выполняют действия под руководством педагогов.

V группа - способны к интеллектуальной и творческой деятельности.

Для каждой выделенной группы необходимо разработать индивидуальную образовательную траекторию. При включении в систему инклюзивного образования важно разработать психолого-педагогический паспорт для педагога для каждой группы. Особенно это имеет значение при организации экскурсионной деятельности.

Степень эффективности инклюзивной экскурсионной деятельности зависит от следующих условий:

- должна быть разработана индивидуальная программа инклюзии, включающая особенности развития личности;

- формы инклюзивного туризма должны быть индивидуальными и взаимосвязаны с состоянием здоровья;

- физические нагрузки и условия проживания также должны учитывать особенности детей с ОВЗ.

- при подготовке к инклюзивным туристическим экскурсиям необходимы тренинги, учитывающие степень нарушенности здоровья детей и должно быть обеспечено медицинское сопровождение;

- особое внимание следует уделить безопасности для таких групп экскурсантов.

Разработана система заданий для заданий для детей с различными типами ОВЗ (таблица 1).

Таблица 1

Виды заданий для детей с различными типами ОВЗ в процессе экскурсионной деятельности

 

Признаки заболеваний

Корректируемые признаки

Индивидуальные задания на ЭТ

Дети с нарушением слуха

Недоразвитая память, мышление, речь, волевые и эмоциональные процессы. Замедленное психическое развитие, нарушение двигательных функций

Особое внимание развитию личного воображения, самосознания, творчества

1. Составить рассказ об экскурсии

2. Собрать гербарий

3. Провести небольшое соревнование по преодолению препятствий

Дети с нарушением зрения

Отклонения во всех видах познавательной деятельности, ограниченные возможности в формировании образом, ориентации в пространстве, состояние травмоопасности

Развитое общение, речь

Участок должен быть ровным. По пути следования ребенок должен почувствовать запах окружающей среды, пение птиц, звуки, преобладающие в природной среде

Дети с задержкой психического развития

Отставание во всех формах психической деятельности, несформированные умственные операции, низкая познавательная активность, слабая учебная мотивация

Повышение познавательной активности, интереса, снижение нервно-психической возбудимости, развитие памяти, мышления

Организация исследовательской деятельности, ролевые игры, например, «Путешествие в страну Робинзонов», изучение эстетики ландшафтов

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Ограничение двигательных функций, поражение головного мозга, отставание формирования мыслительного аппарата, малый объем памяти, переключение внимания

Увеличение социальных контактов, создание безбарьерной среды, повышение познавательной активности и психо-эмоциональной сферы

Организация автобусных маршрутов, а также на колясках, на лошадях и пони, небольшие водные маршруты на лодках, задания по изучению и уходу за растительным и животным миром 

Дети-аутисты

Почти полное отсутствие контакта с внешним миром, не фиксируется взгляд, не говорит, отсутствие познавательной деятельности, имеют хорошо развитую интуицию

Социализация ребенка, навыки самообслуживания, адаптация к новым элементам окружающей среды

Знакомство с комнатными растениями и животными, организация игр с мягкими игрушками, знакомство с гербарным материалом

Предлагаемые задания позволяют развивать творческий потенциал детей с ОВЗ и проводить оздоровительные мероприятия.

В процессе экскурсии формируются личностные качества детей с ОВЗ по восприятию эстетической ценностей природы; развиваются мотивации по её изучению; вырабатываются умения групповой работы; распознаются объекты живой и неживой природы и знакомятся с методикой ее изучения. Определяются видовое разнообразие растительного и животного мира. В процессе экскурсии проводятся конкурсы:

- по выбору и обоснованию самых красивых экологических участков маршрута;

- даются задания на дом по подготовке изученных материалов в письменной и устной форме;

- составляется фотоальбомы, презентации изученных территорий на маршруте, которые могут быть дополнены гербариями, рисунками, коллекциями почв, горных пород, насекомых и т.д.

Наибольшую эффективность имеют маршруты, проложенные по экологической тропе. Работа на экологической тропе у детей с ОВЗ вырабатываются регулятивные действия:

- в процессе знакомства с планом экскурсии на экологической тропе совместно строится программа, в которой предлагается основная и дополнительная информация;

- приобретаются  навыки наблюдения в природе и организации опытов и экспериментов над природными объектами;

- развиваются умения работы с приборами, картами, планами местности;

- формируются навыки по оценке проекта экологической тропы;

- повышается познавательная активность и развивается интерес к исследовательской деятельности.

В Воронежской области разработаны маршруты экскурсионных экологических троп на территориях Воронежского государственного биосферного заповедника, Хоперского государственного природного заповедника [3].

В настоящее время в регионе наблюдается недостаток специалистов по инклюзивному туризму. В этой связи разработан спецкурс для студентов естественно-географического факультета и физического воспитания по использованию регионального лечебно-оздоровительного потенциала для организации инклюзивной экскурсионной деятельности [3].

Исследование лечебно-оздоровительных ландшафтов Воронежской области легли в основу программы спецкурса «Региональный лечебно-оздоровительный потенциал и его использование в инклюзивном туризме» (таблица 2).

В рамках программы спецкурса предусмотрены экскурсии по исследованию лечебно-оздоровительного потенциала бассейна реки Икорец и разработка проектов экскурсионной деятельности на исследуемой территории. Студенты в процессе подготовки к экскурсиям должны учитывать особенности состояния здоровья детей. Проведение каждой экскурсии состоит из трех этапов: подготовка к ней; проведение экскурсии; оформление полученного материала.

Таблица 2

Программа спецкурса «Региональный лечебно-оздоровительный потенциал и его использование в инклюзивном туризме»

Название темя

Кол-во часов

Форма проведения

Понятие лечебно-оздоровительных ресурсов и лечебно-оздоровительной системы. Структура реабилитационной деятельности

4

Лекция, беседа, ролевая игра

География лечебно-оздоровительного туризма и возможности для инклюзивной деятельности

4

Практическое

занятие

Место и роль лечебно-оздоровительных ландшафтов в регионе и возможности для развития инклюзивной деятельности  

4

Видеофильм, виртуальная экскурсия

Природные условия формирования лечебно-оздоровительных ресурсов региона и перспективы их использования

4

Практическое

занятие и экскурсия

Геоэкологическая оценка лечебно-оздоровительных ресурсов региона

4

Практическое

занятие

Оценка лечебно-рекреационного потенциала региона и возможности развития экскурсионной деятельности

4

Практическое

занятие

Проблемы, перспективы развития и оценка современного состояния лечебно-оздоровительных ландшафтов региона и развитие на их территории инклюзивного туризма

4

Видеофильм

Пути обоснования создания рекреационной системы в бассейнах малых рек

4

Проектная деятельность

Изучение рекреационных ресурсов отдельных лечебно-оздоровительных учреждений региона

9 часов

Экскурсия

Защита проектов

4

Конференция

Подготовка к экскурсии включает: определение темы, цели и места; изучение и подбор материалов, намеченных к использованию в ходе экскурсии; тщательное обдумывание методических приемов и маршрута; подготовку групповых и индивидуальных заданий, для детей с различными уровнями здоровья; продумывание проблемных ситуаций, заданий и вопросов, ответы на которые дети могут получить в ходе экскурсии.

Студентам необходимо познакомиться по литературным и картографическим источникам с особенностями природы и экономики района экскурсии. Проведение экскурсии включает информационную часть и рабочую, во время работы на экскурсии дети с ОВЗ ведут полевой дневник  [1].

В качестве примера приводится инклюзивная экскурсия на территорию лечебно-оздоровительного санатория им. Цюрупы  с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.

Маршрут от города Воронежа до поселка Средний Икорец (150 км). На территории санатория имени Цюрупы дети  с ОВЗ  исследуются физико-географические и экономико-географические объекты, а также минеральный источник «Икорецкая», реку Икорец у санатория и цех по разливу минеральной воды.

Результатом экскурсии является разработка проектов по исследованию минерального источника (глубина залегания вод, химический состав, дата открытия, хозяйственное исследование); история образования санатория, его лечебно-оздоровительный профиль, география отдыхающих и цена путевок. Наряду с территорией санатория изучается бассейн реки Икорец. Исследуется глубина, ширина, скорость течения реки, биотический потенциал, рекреационное использование реки Икорец, а также деятельность предприятия направленная на экспорт минеральной воды [5]. Предлагаемая экскурсия представляет собой тип образовательной экскурсии, которая повышает научно-познавательный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья, показывает оздоровительные функции исследуемого лечебного учреждения и в процессе экскурсии у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются коммуникативный свойства.

Аналогичную экскурсию с учетом организации проектно-исследовательской деятельности с детьми можно проводить и на территориях других лечебно-оздоровительных учреждений. Во время экскурсий дети  с ОВЗ расширяют географическое и геоэкологическое пространство. Для детей с ОВЗ наиболее перспективным является использование экологических троп, которые закладываются на территории лечебно-оздоровительных учреждений. В процессе их использования реализуются следующие задачи [4]:

- устанавливаются связи между природой, социальной жизнью и человеком;

- осознается взаимосвязь в системе «человек - природа - общество»;

- определяется нравственно-эстетические установки поведения в природе;

- формируются индивидуальные качества, выявляются способности, интересы;

- развивается познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла;

- определяются эстетические ценности природного и социального окружения.

В процессе инклюзивного образования и воспитания на экологической тропе дети с ограниченными возможностями здоровья развивают познавательные действия:

- умение моделировать природные и социальные явления;

- овладевают логическими операциями (анализируют природный объект, сравнивают, сопоставляют, классифицируют, обобщают сведения, полученные об исследуемом объекте, развивают умения устанавливать причинно-следственные связи в природе и взаимосвязи между природой и обществом.

Таким образом, инклюзивная экскурсионная деятельность развивает толерантность между здоровыми и детьми с ОВЗ, социализирует их и формирует интерес к окружающему миру.

Рецензенты:

Дюжакова М. В., д.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования  ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж;

Верзилина Н. Д., д.с-х.н., профессор кафедры географии и туризма. ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж.