Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FATHER´S ROLE IN GENDER SOTSIALIZITSII CHILD IN MODERN FAMILY

Khurieva M.Yu. 1
1 North Ossetian State University of K.L. Khetagurov
The article presents the defining trends in the formation of a new type of family relations with the current conditions affecting the gender socialization of the child. In the context of the traditional family upbringing of children are the primary educators of parents, while their approach to education, taking into account their gender-specific, mostly are diametrically opposed. Fathers are more differentiated depending on the child´s sex, and, as a rule, do not interact with any sons or daughters at an early stage of their development. Assimilation children model of conjugal relations, as well as formed under the influence of the conditions of socialization, their gender identification will influence the formation of a new style of family relations and parental settings.
gender socialization
fatherhood
paternal education
marital relations
actor
modern family
parental authority
Сегодня изменения в общественном производстве и характере труда, повышение роли женщины в обществе, правовое равенство привели к размыванию традиционной системы социальных ролей женщин и мужчин, повлияли на гендерную дифференциацию полов. Если раньше женщина экономически и социально зависела от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь во многом ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, преуспевающие в профессиональной и предпринимательской деятельности и успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в быту.

Определяющей тенденцией формирования нового типа супружеских взаимоотношений становится активное участие женщины в сфере общественного производства, создающего новую экономическую составляющую для современной семьи. При этом женщина в последнее время все больше времени проводит вне семьи, что вносит необходимость распределения функций и обязанностей не только в сфере домашнего быта, но и воспитания. Современные исследователи (М. Боуэн, А.И. Захаров, Л.Ф. Обухова, О.Г. Калина, А.Б. Холмлгорова) связывают с недостаточной представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы личности: диффузность идентичности, в том числе и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение и т.д.

Становление нового типа супружеских отношений в современной семье свое непосредственное выражение находит в процессе демократизации семьи. Уходит в прошлое авторитарный тип семьи с жестко фиксированным распределением ролей и обязанностей между супругами со строгим главенством мужа и безоговорочным подчинением жены. Устойчивая тенденция современной семьи - формирование нового стиля внутрисемейных отношений, отличающиеся более демократичным началом, нравственно-эмоциональным богатством, выразительностью взаимоотношений между ее членами, что является следствием значительных социальных, культурных и экономических преобразований. Это относится, в первую очередь, к отношениям между мужем и женой, являющимся фундаментом семейной жизни.

В настоящее время исследование феномена отцовства активно развивается в различных направлениях, которое является сложным психологическим явлением. Как показали исторические и социологические исследования, отцовство представляет собой социальное явление. «Для каждого поколения существует свой идеал отцовства (Н.Н. Авдеева), который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «поведением» отцов и «культурой» отцовства в семьях» [1]. Новая модель отцовства, которую связывают с равноправием мужа и жены в распределении прав и обязанностей в семье, подразумевает активное участие в уходе за детьми; проявление заботы; умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Но «стать отцом» и «быть отцом», как отмечает В.К. Рахманова, не одно и то же, так как переход к активной воспитательной деятельности у мужчин не связан с рождением ребенка. Большинство мужчин долгое время находятся на некоторой дистанции от младенца, полностью предоставляя возможность ухода за малышом жене. Родительский инстинкт отца развивается поэтапно, и на его возникновение может повлиять большое количество внешних факторов: чрезмерная занятость на работе, память о собственном отце, опыт взаимодействия с родителями. Отношения мальчиков с отцом оказывают сильное воздействие на его характер, чувства, профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, стиль поведения и многое другое. И опыт этих отношений может быть как положительным, так и отрицательным [7, с. 48-56].

Отцовская сила дисциплинирующего влияния в прошлом таилась, прежде всего, в том, что он был воплощением неограниченной власти в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни и инструментальной эффективности мужского самосознания. В традиционной патриархальной семье отец за детьми не ухаживал, но они, особенно мальчики с 7-8 лет, проводили много времени с отцом, работая под его руководством. Отец был для всей семьи персонификацией власти, примером для подражания, кормильцем, наставником. В народном понимании наследование, наследственность и результаты воспитательной деятельности отца выступают в неразрывном единстве «От кремня рождается искра, от достойного мужчины рождается достойный сын» (чеченская). Основа отцовского воспитания - это твердость мужского характера, его последовательность и принципиальность в действиях и поступках.

Отдельно нужно сказать об участии отцов в воспитании детей в современной семье. Недостаточное участие мужчин в воспитании детей - проблема современного общества. В связи с ростом в настоящее время числа неполных семей многие дети лишены мужского общения в семье, не имеют в качестве объекта для подражания мужской модели поведения. Верно, что в целом мужчины проводят со своими детьми гораздо меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Современные мужчины в этом плане не только не уступают отцам предыдущих поколений, но, в какой-то мере, превосходят их. Это наблюдается в семьях, основанных на принципе равноправия полов и ролей, где часто мужчины берут на себя обязанности, считающиеся раньше чисто женскими [5].

В современной семье дети все реже видят наглядно, как работает их отец, а традиционные ценности отцовства заметно девальвируются под действием таких факторов, как трансформация образа отца в общественном сознании, вовлечение матери в профессиональную деятельность, отсутствие приемлемой модели отношений между женщиной и мужчиной, рост количества неполных семей и др. Этим отчасти психологи (Н.Н. Авдеева [1, с. 14-18], Р.В. Овчарова [5, с. 104], В.К. Рахманова [7, с. 48-56]), социологи (Н.В. Богачева [2, с. 208-212], Х.В. Дзуцев) объясняют обнаруженную в результате опроса рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно мужской и женской роли в обществе.

В отличие от женской, мужская социальная роль более отдалена от детей, менее доступна для примера и подражания. Дети, особенно дошкольного возраста, не имеют возможности ни наблюдать, ни осознавать выполнение отцами общественных, профессиональных функций. Также и в домашних условиях современной семьи функции отцов не так ярко представлены, не всегда выражают традиционные мужские качества, привлекательные для мальчиков: сила, смелость, ответственность, честность. Все это сдерживает процесс их гендерной социализации [5].

Установлено, что отсутствие отцовского воспитания приводит к нарушениям в мотивации достижения успеха, возникновению проблем в отношениях с будущим супругом. Позитивные отношения с отцом, напротив, развивают такие качества у детей, как объективная самооценка, эмоциональная уравновешенность, устойчивая нравственно-волевая сфера, хорошее понимание социальных нормативов, независимость, оптимизм. Кроме этого, психологическое содержание отцовской роли зависит от собственного опыта в семье - от модели отцовства, демонстрированной предыдущими поколениями отцов [2, с. 122-130]. Усвоенная мужчиной модель внутрисемейных отношений, а также сформированная под влиянием условий социализации, его гендерное отождествление будут оказывать влияние на процесс формирования ценности отцовства и на отношение к детям.

В семье пример отца оказывает влияние на формирование образа мужчины - мужа и отца у детей обоего пола. В зависимости от этого образа сын перенимает свою тактику поведения, в том числе и с противоположным полом. Дочь видит в отце потенциальный образ будущего супруга. Проблема повышения авторитета отца в обществе связана с тем, что в современной семье потерял значение авторитет, основанный на праве собственности, а моральный авторитет, основанный на эмоциональной, духовной почве, еще не у всех сформирован. Вместе с тем авторитет отца должен быть тем фундаментом, на котором строится вся отцовская школа, под которой мы понимаем процесс социализации ребенка под руководством отца, способствующий развитию у него самостоятельности и ответственности, формированию поло-ролевого поведения, ориентированного на социальные нормы, существующие в данном обществе [10].

В.А. Сухомлинский, утверждая о неразделимости воспитательного воздействия обоих родителей, подчеркивал особенности воспитания каждого из них. Русский педагог, говоря о роли мужчины-отца в воспитании детей, писал: «Некоторые считают, что «отцовская власть» - это некая волшебная палочка, воздействующая уже в силу того, что с ребенком соприкасается существо мужского пола. Это просто несуразность - считать, что от мужчины исходит более сильное волевое влияние, и в этом заключается мужественность воспитательной силы мужчины как отца. Вместе с тем нельзя отрицать значимой роли и важного места мужчины-отца в воспитании детей, в том сложном оркестре, который объединяет духовные взаимоотношения отца-матери как единой силы. Воспитательная роль мужчины-отца определяется, прежде всего, его ответственностью перед семьей» [8, с. 74].

В семьях, где отцы по разным причинам отстраняются от воспитания детей, строгий авторитет для них представляет мать. В результате отчуждения отца и доминирования матери традиционные модели отцовства и материнства у детей, как правило, нарушаются. Чаще всего у мальчиков и девочек формируется низкая самооценка, неуверенность, отчуждение, проявляется агрессия, возникают проблемы в общении со сверстниками.

О значении и роли отца в жизни ребенка говорят в связи с возросшим количеством неполных семей, где мать одна воспитывает ребенка и вынуждена заменять ему отца. Для полноценного развития каждый мальчик должен иметь: образец для подражания; дружбу с отцом; одобрение отца; время наедине с отцом. В общении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты: самостоятельность, уверенность в себе, потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и душевная сила. Отец - проводник, который помогает мальчику совершить переход от малыша к мальчику, а от мальчика к юноше. Отцовское воспитание показывает сыну и дочери то, как может проявляться любовь мужчины к жене, к детям и к окружающим; обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции и полоролевого поведения в обществе.

Девочке также необходимы внимание и дружелюбные отношения с отцом. Отцовское влияние  на половую идентификацию девочки наиболее существенно проявляется в юношеский период. Адекватная гендерная идентичность девочки является одобрением себя самой как достойной представительницы женского пола. Отец, воспитывая дочь в строгости, жестко и авторитарно, постоянно контролируя ее, не позволяя девочке никаких проявлений слабости, а себе - никаких выражений любви к дочери, обесценивает ее женское начало, либо растит зависимую и неспособную отвечать за свою жизнь женщину. Напротив, доверительные и близкие отношения с отцом, наполненные любовью и заботой, помогают девочке осознать и принять свое «Я», сформировать адекватную самооценку и самореализоваться в жизни. При отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, у девочек, воспитывающихся без отцов, может сформироваться нереалистичное отношение к мужского полу. Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее.

Функции отца и матери в процессе полоролевой социализации различны. Во многих исследованиях установлено, что отцы более дифференцированно, чем матери относятся к ребенку, в зависимости от его пола. Поведение отцов ориентировано в большей степени на стереотипы мужественности, женственности (Я.Л. Коломинский, И.И. Лунин, М.Х. Мелтсас). Как правило, отцы меньше опекают детей, предоставляя им больше самостоятельности, вырабатывая у них самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Существуют различия в отношении отцов к сыновьям и дочерям. Отцы по-разному ведут себя с сыновьями и дочками:

  • больше интересуются сыновьями, начиная с младенчества, больше уделяют им времени, занимаются и играют с ними;
  • с сыновьями отцы более строги, больше их контролируют; обращая внимания на дисциплину. Отцы выражают негативную реакцию на проявления фемининности у сыновей, запреты на полоролевое поведение, несоответствующее требованиям пола, более часто и в более жесткой форме адресуются мальчикам, чем девочкам, ожидая от мальчиков более строгого следования традиционным гендерным нормам;
  • с дочерьми у отцов стиль обращения более снисходительный, отцы чаще утешают девочек, когда они огорчены, чем мальчиков.

Стили поведения матери и отца с детьми имеют некоторые различия:

  • отцы реже, чем матери, контактируют с младенцем. Во взаимодействии с детьми отцы проявляют большую физическую активность;
  • отцы чаще матерей повышают голос, дают указания в повелительной форме, вступают с детьми в конфронтацию;
  • отцы чаще матерей осуществляют интеллектуальное общение с детьми: объясняют, обучают, информируют.

Формирование современной модели отцовства связано, прежде всего, с гуманистическими и демократическими тенденциями в обществе, равноправием мужчины и женщины в распределении прав и обязанностей в семье. Успешное отцовство, равно как и материнство, характеризуется плодотворной деятельностью в воспитании, частым общением с детьми, заинтересованностью к успехам ребенка. В большинстве случаев такие отцы не так строги, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, показывающими «чисто мужские» качества. Последние бывают более взыскательными и суровыми родителями, однако каждодневные заботы они скорее готовы возлагать на жен или других членов семьи. То есть в современной семье мать и отец могут быть равноправными партнерами в воспитании детей. Не пресловутая отцовская строгость, а внимание к ребенку, теплота. В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей.

Таким образом, важным условием правильного функционирования процесса гендерной идентификации является наличие и фактически и психологически полной семьи с адекватным исполнением родителями традиционных своих ролей. Одновременное восприятие ребенком гендерных ролей в семье: мужской у отца и женской у матери - залог адекватного и гармоничного формирования и ролевого поведения. В.Н. Дружинин пишет, что ребенок учится своей будущей супружеской роли, мысленно идентифицируя (отождествляя) себя с родителем своего же пола. Для мальчика опыт общения с отцом имеет особое значение, и, более того, опыт наблюдения за отношениями между отцом и матерью [4]. Полоролевая идентификация у детей происходит не только через подражание аналогичной роли родителей, но и через противоположную роль родителя другого пола, способом противопоставления.

Отрицательные последствия существующих обстоятельств проявляются в кризисе института семьи, взаимоотношений полов, неготовности молодого поколения к выполнению своих супружеских и социальных ролей. Научное осмысление проблемы гендерной социализации в условиях изменившейся системы половых ролей позволяет нам утверждать, что именно целенаправленная специально организованная система поло-ролевого воспитания подрастающего поколения способна корректировать неблагоприятные обстоятельства гендерной социализации в настоящее время.

Повышение гендерной компетентности родителей включает формирование знаний о значении возраста в становлении психологического пола ребенка, гендерных особенностях детей на разных возрастных этапах, роли семьи в формировании полоролевого поведения, а также обучение родителей полодифференцированному подходу в воспитании детей.

Рецензенты:

Каргиева З.К., д.п.н., профессор межфакультетской кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Бекоева Т.А., д.п.н., профессор кафедры психологии факультета психологии и социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.