Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVOLUTION OF TASKS OF RUSSIAN MILITARY AVIATION

Strelnikov D.O. 1 Barashkov A.A. 1
1 Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy»
The article gives a comparative analysis of the problems of native military aviation during the First World War (1914-1918), after the end of the Second World War (1941-1945) and focuses on their implementation nowadays. Over a hundred years of aviation´s existence domestic armed forces, tasks varied depending on time. For example, in the First World War from all solved problem of aviation the first place had the task to implement the aerial reconnaissance of enemy forces. In the Second World War the problems of direct support its troops and gain air superiority (tactical, operational and strategic) came to the fore. At present, the urgency of problems solved by aviation in the First World War and the Second World War increased again, but they have become versatile. For their implementation aircraft, helicopters and unmanned aerial vehicles have become involved.
tasks
instruction
airplane
aviation
Air Force

С началом зарождения воздухоплавания во многих странах были предприняты попытки применения аэростатов, а в последующем и дирижаблей для решения задач по ведению воздушной разведки войск противника и корректировки огня артиллерии. Применение их в боевых действиях вскрыло ряд существенных недостатков, которые играли существенную отрицательную роль при выполнении возложенных на них задач. Прежде всего, к ним относятся невысокая скорость полета, малая маневренность в горизонтальной и вертикальной плоскости [1, с. 4, 17], большие размеры, невозможность скрытного расположения, что делало их уязвимыми для противника. С появлением самолетов ситуация изменилась коренным образом.

Необходимо сказать, что самолетостроение (в последствие и вертолетостроение) во всем мире является объектом повышенного внимания со стороны различных государств, однако, не все страны способны самостоятельно наладить производство летательных аппаратов без создания различных крупных корпораций и кампаний с привлечением других государств. Необходимо сказать, что одной из таких стран является Российская Федерация (СССР, Российская Империя).

Прежде всего, на авиацию были обращены взгляды со стороны военных, как на новое средство вооруженной борьбы. По их мнению, самолеты должны были решать задачи, которые были неподвластны артиллерии, пехоте и кавалерии – основным родам Сухопутных войск. Ведение воздушной разведки, корректировка огня артиллерии, доставка важнейшей информации в вышестоящие штабы позволило им в дальнейшем прочно занять ведущее место в Вооруженных силах.

Кроме того, военная авиация из года в год наращивала свои силы, и к началу Второй Мировой войны многие государства, в том числе и отечественные Вооруженные силы, образовали третий вид – Военно-воздушные силы (ВВС).

Сегодня ВВС Российской Федерации это обособленный вид Вооруженных сил, состоящий из трех родов: авиации, зенитно-ракетных и радиотехнических войск, а также специальных войск [4, с. 672], способных решать широкий диапазон задач на различных театрах военных действий (ТВД) с применением достаточно разветвленной номенклатуры средств поражения военной техники, объектов управления и живой силы противника.

Сто лет назад авиация Антанты и Тройственного союза решала совершенно другие задачи, характерные для того времени. Естественно, что для их определения и последующего выполнения, был необходим регламентирующий документ. Одним из таких документов являлось«Наставление по применению авиации на войне» [1], изданное в 1916 г. в г. Киев. Составители наставления смогли грамотно определить задачи отечественной военной авиации, актуальность которых не потеряна и сегодня. Всего их шесть:

1. Воздушная разведка (наблюдение и фотографирование с самолета);

2. Содействие артиллерии;

3. Борьба с воздушным флотом противника;

4. Боевые действия против земных целей – бомбометание и обстрел с самолета;

5. Служба связи;

6. Выполнение специальных поручений высших штабов.

Рассмотрим их более подробно. В Наставлении первой задачей рассматривается воздушная разведка: «Авиация является одним из ценных средств разведки благодаря своим свойствам: возможности быстрого проникновения до самого глубокого тыла противника, быстроты производства разведки и быстроты доставки собранных сведений. Наблюдения с аэроплана могут дать общую картину об остановке к определенному моменту и в определенном районе, но они не удовлетворяют одному из основных требований разведки – ее непрерывности, так как даже при самых благоприятных условиях разведка в течение круглых суток невозможна» [5, с. 12].

Во время Великой Отечественной войны произошло коренное изменение и перераспределение задач авиации. Воздушная разведка встала на третье место после борьбы за господство в воздухе [2, с. 13]. В отличие от Первой мировой, в Великую Отечественную войну воздушная разведка выполнялась уже и днем, и ночью. Произошло деление на Ближнюю и Дальнюю воздушную разведку. Причем, на их выполнение в зависимости от метеоусловий и времени суток выделялись разные самолеты. Ближняя разведка днем велась одиночными самолетами или группами истребителей, в плохую погоду – одиночно или парами Ил-2, ночью для решения разведывательных задач самолетами У-2 (По-2) на глубину 75-100 км [3, с. 30]. Дальняя разведка осуществлялась днем – самолетами Пе-2, ночью Ил-4 на глубину 150-200 км [3, с. 61].

В конце XX – начале XXI произошли еще более глобальные преобразования в решении задачи по воздушной разведке. Она стала осуществляться не только для вскрытия состава группировок войск противника в интересах объединений видов вооруженных сил, но и определении радиационного, химического и биологического заражения ТВД, с применением самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.

Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что фактически воздушная разведка в Первую мировую войну в отличие от Великой Отечественной являлась наиважнейшей по значимости задачей, позволявшей командованию различных родов Сухопутных войск добывать важную информацию о противнике в течение всего светового дня с быстрой доставкой разведданных в штаб, но имелся один серьезный недостаток – невозможность наблюдения за противником ночью, а так же в различных условиях. Прежде всего, этот пробел можно отнести к несовершенству летательных аппаратов и отсутствию натренированности летного состава по добыванию развединформации ночью.

Очень подробно в Наставлении рассмотрена задача авиации при содействии артиллерии, которая включала три взаимосвязанных составляющих: разведка целей и целеуказание; корректирование стрельбы; общее наблюдение за результатами стрельбы.

Разведка целей и целеуказание: «Цели, скрытые от глаз земного наблюдателя, а потому не уязвимые, хорошо видны с самолета, почему воздушная разведка артиллерийских целей представляет могущественное средство для борьбы. Главным предметом разведки является артиллерия противника. Средствами такой разведки являются фотография и рассматривание местности. Наиболее точным способом определения местоположения целей является воздушный снимок, по которому цель наносится затем на карту. Указание артиллерии целей может быть произведено и с самолета путем сообщения радиотелеграфом (при неимении радиотелеграфа – световыми или дымовыми сигналами или сбрасыванием отчетной карточки) координат целей» [5, с. 13].

Корректирование стрельбы: «Корректирование стрельбы производится путем наблюдения с самолета падения и разрыва снарядов и передачи результатов наблюдения на стреляющую батарею. Для передачи результатов наблюдений используется радиотелеграфный передатчик, установленный на самолете».

Общее наблюдение за результатами стрельбы: «Во время боя летчику-наблюдателю может быть поручено общее наблюдение за результатами стрельбы нашей артиллерии. Пролетая над местом боя, летчик по радиотелеграфу сообщает о результатах своих наблюдений» [5, с. 14].

Необходимо отметить, что во время Великой Отечественной войны и после окончания задача по содействию артиллерии получила название корректировка огня артиллерии, а её значимость значительно снизилась [2, с. 13]. В отличие от Первой мировой войны она переместилась со второго на четвертое место, прежде всего это обусловлено увеличением скоростей полетов самолетов и развитием зенитно-артиллерийских средств противовоздушной обороны (ПВО) противника. В настоящее время корректировка огня артиллерии возложена на вертолеты и беспилотные летательные аппараты, что позволяет им значительное время «висеть» вблизи или над объектом, предназначенным для поражения, а также выполнять перемещения по воздуху, используя рельеф местности для снижения вероятности обнаружения противником и последующем уничтожении.

Бурное развитие самолетостроения в ведущих странах Антанты и Тройственного союза вывело на арену Первой мировой войны множество самолетов с обеих сторон. В результате чего появилась задача по уничтожению авиации противника не только наземными силами, но и в воздухе – в воздушных боях с использованием простейшего оружия, а также таранах, родоначальником которых стал прославленный русский летчик Петр Нестеров.

Задача по уничтожению авиации в воздухе была определена как борьба с воздушным флотом противника: «Целью этой борьбы является обеспечение своему воздушному флоту свободы действий в воздухе и стеснение таковой противнику. Цель эта может быть достигнута лишь беспрестанным преследованием неприятельских аппаратов для их истребления в воздушном бою. Последней является главной задачей отрядов истребителей. Успех борьбы за господство в воздухе требует сосредоточения на важных участках фронта самолетов-истребителей в сильные боевые группы, способные на большое и длительное напряжение» [5, с. 16].

Прошло немного времени, и в Великую Отечественную войну данная задача стала трактоваться как борьба за господство в воздухе, которая проводилась всеми видами вооруженных сил, но главная роль принадлежала авиации [2, с. 13]. От эффективности ведения борьбы за господство в воздухе зависел исход проводимых операций на советско-германском фронте. Борьба за господство в воздухе велась по всему фронту (стратегическая), на время операций (оперативная) и непосредственно над полем боя (тактическая). Из-за своего размаха и возросшего значения она заняла вторую ступень после задачи непосредственной поддержки своих войск.

В настоящее время в ВВС вектор борьбы за господство в воздухе не только подразумевает уничтожение самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, но и направлен на ведение борьбы в воздушно-космической сфере.

Можно с уверенностью сказать, что в Первую мировую войну были заложены основы борьбы за господство в воздухе и определены направления ее дальнейшего развития, хотя и не уделено должного внимания в сравнении с другими задачами. Прежде всего "недальновидность" многих военачальников того времени можно списать на отсутствие у летательных аппаратов достаточно мощного вооружения и прицельно-навигационного комплекса, элементарных приборов самолетовождения и связи.

Особое место в Наставлении занимают Боевые действия против земных целей – бомбометание и обстрел с самолета: «Бомбометание и обстрел с самолета, при наличии достаточных авиационных средств, могут явиться средством нанесения противнику, при известной обстановке, серьезного ущерба, как морального, так и материального» [3, с. 16]. Борьба советского народа с немецко-фашистскими захватчиками в Великую Отечественную войну внесла значительные коррективы, и задача получила название подавление и уничтожение живой силы и боевой техники противника на всю глубину его боевого расположения, оказывая тем самым непосредственную поддержку своих войск, стала занимать первое место. Она стала наиболее значимой из вышеперечисленных. Сегодня современные самолеты позволяют уничтожать противника не только на переднем крае линии боевого соприкосновения, но и уничтожать объекты военно-экономического потенциала противника, а так же органы военного управления находящиеся в глубоком тылу.

Анализ применения вооруженных сил в Первую мировую войну показал штабам всех уровней значительное преимущество авиации в сравнении с артиллерией, кавалерией и танками. Внезапность, масштаб, быстрота нанесения авиаударов были правильно определены и взяты за основу успеха ведения боевых действий.

Необходимо сказать, что особое внимание военных того времени было обращено на применение самолетов в первую очередь для решения задачи связи между штабами и выполнения специальных поручений. В Наставлении она определена как служба связи: «Служба связи по воздуху приобретает особенное значение при бездорожье, больших расстояниях и ограниченности средств связи, т.е. при условиях, обычных на нашем фронте. Следует, однако, иметь в виду, что при ограниченности авиационных средств, для службы связи следует пользоваться преимущественно самолетами, непригодными для боевых полетов (например, не берущими высоты)» [5, с. 17].

Задачи, решавшиеся авиацией в интересах штабной работы, рассматриваются как выполнение специальных поручений высших штабов: «При наличии в высших штабах офицеров генерального штаба, освоившихся с впечатлениями полета и способных во время полета разобраться в обстановке на земле, высшие штабы могут использовать их для быстрого осведомления в обстановке во время боев или операций на наиболее важных участках. Вместе с тем авиация может служить и органом проверки правильного выполнения войсками распоряжений штабов о принятии мер для маскировки от наблюдений неприятельских летчиков, о производстве каких-либо работ, передвижения войск. Для выполнения перечисленных задач авиация пользуется самолетом, специальными фотографическими аппаратами, радиостанциями, бомбами, вооружением самолета и аэронавигационными приборами» [5, с. 17, 18].

В Великую Отечественную войну две последних задачи трансформировались в одну, которая стала называться поддержка связи между войсками (частями, соединениями, а так же партизанскими отрядами). Задача осталась на пятом месте и легла на плечи «тихоходного», но достаточно надежного и неприхотливого в эксплуатации самолета У-2 (По-2).

В настоящее время в зависимости от масштаба ведения боевых действий и других различных факторов задачи по связи и службе штабов выполняются в автоматизированном режиме с использованием различных средств, а так же имеется возможность привлечения самолетов и вертолетов. Применение же беспилотных летательных аппаратов для этих целей только начинает свое становление.

В качестве вывода можно сказать, что в Первую мировую войну произошли значительные изменения во взглядах на применение многочисленных вооруженных сил действовавших в составе двух коалиций. Появление и распространение новых средств вооруженной борьбы (химического оружия, танков, самолетов и т.д.) позволило выявить их сильные и слабые стороны.

Особое же внимание военные теоретики и практики обратили на самолеты, которые позволяли решать многочисленный спектр задач, неподвластных пехоте, артиллерии и кавалерии, в относительно короткие временные интервалы. Актуальность задач, определенных в прошлом веке, не устарела и сегодня, но благодаря техническому прогрессу и изменениям, которые произошли в авиации Вооруженных сил Российской Федерации с момента ее зарождения, вывела их на совершенно другой, более высокий уровень.

Применение отечественной военной авиации во многих войнах и военных конфликтах позволило варьировать задачами, в результате чего произошел «естественный отбор» и сегодня задачи авиации ВВС России расставлены в совершенно другом приоритете и стали более глобальными, чем решавшиеся в Первую мировую войну.

Реалии сегодняшнего дня убеждают нас в необходимости создания нового вида вооруженных сил, в котором ведущая роль должна быть отведена авиации, как наиболее эффективному средству ведения вооруженной борьбы на различных театрах военных действий.

Рецензенты:

Первов А.Г., д.и.н., профессор, ВУНЦ ВВС «ВВА» , г. Воронеж;

Колосова Л.А. д.п.н., профессор, старший научный сотрудник 2 научно-исследовательской лаборатории научно-исследовательского центра (боевого применения и обеспечения Военно-воздушных сил) ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж.


[1] Далее по тексту «Наставление»