Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCES OF STUDENTS OF A TECHNICAL COLLEGE

Revin I.A. 1 Tsybulevskaya D.L. 1
1 Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)
The article discusses the development of the entrepreneurial competences of students as complex subject, personal and social competence as contextual approach and competency-based approaches. The authors consider a model for the development of entrepreneurial competences of students on the example Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI). The model includes the following sequence: from mastering theoretical knowledge, and then through the formation of abilities and skills to build sustainable personal qualities - competence. Special attention is paid to the development of social competence (ability to work in a team, to coordinate with partners to demonstrate organizational and leadership skills, to take joint decisions, etc.). The article discusses the effectiveness of student participation in tenders for the development of business projects, which in the terminology of the contextual learning technologies is considered as a form of educational-professional activity. Among other forms of development of the businessman competences of the students in Platov South-Russian State Polytechnic University used: realization of educational programs of additional education, training development of organizational, communication, leadership abilities, creative thinking, business games, participation in international programs («Enactus») and business forums.
the competition a business project
educational-professional activities
model development entrepreneurial competencies of students
competence approach
contextual learning technologies
Entrepreneurial competences

Сложившаяся в нашей стране социально-экономическая и политическая ситуация требует эффективного включения потенциала развития, носителем которого является молодежь. Тема молодежного предпринимательства является одной из приоритетных, которая широко обсуждается в связи с принятыми в конце прошлого года Основами государственной молодежной политики. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно отмечал, что в настоящее время резко возрастает социальная нагрузка на молодежь, повышается ее роль в укреплении позиции РФ в мировом сообществе и обеспечении конкурентоспособности нашей страны. Поэтому сегодняшний день диктует потребность общества в инициативной, энергичной, целеустремленной молодежи, способной к предпринимательской активности, созданию и реализации инновационных идей. Педагогическому сообществу необходимо искать механизмы формирования у молодого поколения необходимых знаний, качеств, а также готовности к предпринимательской деятельности. Возникает потребность педагогической практики в научно-методическом обосновании сущности и механизмов становления предпринимательских компетенций молодежи.

Под предпринимательскими компетенциями понимают круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности; поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе [6, c. 9].

В настоящее время не существует единого перечня предпринимательских компетенций. Первая попытка их изучения была предпринята в ходе широкомасштабного кросс-культурного исследования, проведенного Агентством международного развития США (USAID) (Mansfield,R.S., McClelland,D.C, Spencer,L.M., Santiago,J. (1987). В результате был составлен набор компетенций высокоуспешных предпринимателей.

1. Компетенции достижения (инициатива, видит и использует возможности, забота о высоком качестве работы, обязательства в рамках контракта, ориентация на эффективность).

2. Компетенции мышления и решение проблем (систематическое планирование, решение проблем).

3. Директивность и контроль (настойчивость, контроль).

4. Ориентация на других (признание важности деловых взаимоотношений).

Л.А. Трусовой была представлена модель общих предпринимательских компетенций учащихся, которые можно формировать для более целенаправленной и эффективной подготовки молодого поколения к построению деловой карьеры и успешному ведению предпринимательской деятельности в будущем. К ним относятся: «Успехи и достижения» — инициатива, использование возможностей, владение и использование информации, настойчивость в стремлении к успеху, ответственность за обязательства, повышение эффективности деятельности; «Лидерство» — уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде и быть лидером, директивность, повышение уровня образованности; «Предпринимательское мышление» — целенаправленность и планирование, генерирование и оценка идей, результативность действий, разрешение проблемных ситуаций; «Взаимодействие и отношения» — надежность и честность, признание важности деловых отношений, развитее деловых контактов, имидж; «Образование» — наличие знаний и умений в области ведения предпринимательства, стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере, «Личностные возможности» — работоспособность и трудолюбие, опыт и экспертиза, самоорганизация, осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность [5].

А.Е. Гуткевич, С.Л. Еремина [3] выделяют перечень основных компетенций предпринимателя в сфере инженерных проектов:

1) планирования и организации работы в команде: составляет долгосрочные планы работы команды, верно распределяет усилия при работе с несколькими участниками команды, четко ставит цели на каждом этапе работы команды, анализирует результаты работы на каждом этапе, на этой основе планирует дальнейшую деятельность работы в команде;

2) ориентации на результат: самостоятельно ставит перед собой сложные цели, постоянно повышает планку требований к себе, упорно и настойчиво преодолевает трудности, добивается совершенства, прикладывает усилия для получения результата высокого качества, принимает личную ответственность за результаты;

3) коммуникации и делового общения: при изложении информации четко, ясно и последовательно доносит свои идеи, умеет устанавливать контакт с людьми разного типа, аргументировано отстаивает свою точку зрения, эффективно работает с возражениями;

4) понимания бизнеса: хорошо знает специфику рынка инженерных идей, использует в своей работе информацию о действиях конкурентов и тенденциях рынка и научно-технического прогресса, разбирается в особенностях бизнеса, имеет целостное представление об инженерно-предпринимательском проекте, мыслит в терминах коммерческой выгоды.

Наряду с профессиональными компетенциями (знания в области экономики, бизнеса, финансов и др.) и личностными (стремление к достижению успеха, инициативность, самостоятельность в постановке целей) авторы указывают на важность социальных компетенций [3, 4] (умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми, сотрудничество и др.).

Выходя в профессиональную деятельность, молодому предпринимателю приходится проходить профессионально-предметную и социальную адаптацию. Социальная адаптация состоит в развитии социальных качеств (согласования и взаимодействия с другими людьми, сотрудничества, взаимопомощи, общения и взаимодействия в процессе труда, принятия совместных решений). Этот процесс протекает особенно сложно для молодого специалиста, поскольку развитие названных качеств не включено в учебный процесс и содержание образования. Поэтому необходимо искать такие методы, которые обеспечивали бы развитие всего комплекса предпринимательских компетенций. Решение этой проблемы представляется в области применения знаково-контекстного обучения [1]. Это согласуется с мнением А.А. Вербицкого, который указывает, что теория и технология контекстного обучения может быть использована в качестве концептуальной основы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании [2].

Технология знаково-контекстного обучения, созданная в рамках деятельностного подхода, направлена на формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности обучаемого. Для формирования профессиональных компетенций учащихся необходимо создание таких условий обучения, при которых обеспечивается переход от исключительно познавательной деятельности к профессиональному типу деятельности. При этом меняются потребности, мотивы, цели действия, средства обучаемого. Происходит формирование профессиональных компетенций [2].

Контекстный подход предполагает создание таких условий, при которых знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных ситуаций. Знания не изолированы, а системны. Проявляется коллективный характер профессионального труда, предполагающий межличностные взаимодействия специалистов, обмен мнениями, принятие решений. Сущность знаково-контекстного обучения заключается в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Таким образом, технологию знаково-контекстного обучения целесообразно использовать для развития предпринимательских компетенций учащихся.

Важный акцент в знаково-контекстном обучении делается на воспроизведение социального аспекта профессиональной деятельности, который способствует формированию умений взаимодействия и общения, совместного принятия решений, ответственности за дело, за себя и за других. Наиболее распространенными формами воссоздания социального контекста являются следующие формы и методы обучения: метод анализа конкретных и производственных ситуаций и ситуационных задач, деловые игры, проблемные ситуации, НИР студентов, метод проектов, производственная практика, курсовое и дипломное проектирование. С их помощью происходят моделирование, имитация профессиональной деятельности. Но существует еще одна форма развития предпринимательских компетенций студентов, которую по уровню напряжения интеллектуальных ресурсов и выраженности мотивации, дефициту времени и стрессогенности можно максимально приблизить к реальной деятельности предпринимателя. Этой формой является участие студентов в конкурсах, посвященных разработке бизнес-проектов.

Если рассматривать эту форму работы со студентами в рамках знаково-контекстного подхода, то она является частью базовой учебно-профессиональной деятельности и более чем иные формы и методы способствует развитию социальных компетенций (умений работать в команде, согласовывать свои действия с партнерами, проявлять организаторские и лидерские способности, совместно принимать решения и др.).

Модель формирования предпринимательских компетенций предполагает последовательность: овладение теоретическими знаниями, затем через формирование умений и навыков — к формированию устойчивых личностных качеств – компетенций (рис. 1).

Рис. 1.Модель развития предпринимательских компетенций студентов вуза в системе дополнительного образования

1. Образовательная программа «Организация и эффективное ведение собственного дела» разработана в ЮФУ как сегмент региональной программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», оператором которой выступил департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области. Программа предусматривала 110 академических часов занятий, а также разработку слушателями бизнес-плана.

2. Организована «Школа лидеров малого бизнеса», являющаяся постоянно действующей площадкой, реализующей программы дополнительного образования в сфере бизнеса. Школа призвана обучать студентов проектной деятельности, решению кейсов, развивать предпринимательские компетенции и навыки работы в коллективе. Ведущими преподавателями выступают успешные бизнесмены и бизнес-тренеры.

В рамках образовательных программ развития предпринимательских компетенций проводятся разнообразные тренинги.

1. «Развитие лидерских и организаторских качеств». Цель тренинга: развитие лидерских качеств и навыков организаторской деятельности. Тренинг предусматривал развитие навыков самоанализа; самоанализ качеств, помогающих и мешающих быть лидерами; развитие умения работать в команде, учитывать интересы других членов группы; формирование навыков управления коллективом.

2. «Бизнес-риторика и публичное выступление». Цель тренинга состояла в формировании коммуникативной компетенции участников делового общения. Цель предусматривала выполнение ряда задач: развитие речевого мастерства для подготовки к сложным ситуациям общения в предпринимательской деятельности (ведение переговоров, дискуссии и т.п.); повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений с партнерами.

3. «Креативный бизнес: навыки творческого мышления». Цель тренинга состояла в освоении методик, помогающих в поиске идей в сфере бизнеса, развивающих способности видения проблемы с различных точек зрения, позволяющих снимать инерцию мышления. В ходе тренинговых занятий участники обсудили критерии творческого мышления; ознакомились с методами повышения креативности с созданием новых идей в предпринимательской деятельности (Оператор РВС (размер—время—стоимость), метод аналогий, мозговой штурм, приемы латерального мышления); тренировались применять методики творческого мышления при решении задач в области бизнеса.

4. Бизнес-тренинги с успешными предпринимателями региона проводятся в рамках программы «Ты — предприниматель». Так, известный предприниматель и бизнес-тренер Бари Алибасов-младший провел тренинг «Стартап: от идеи до гендиректора». Прошли семинар Натальи Кривошеиной «Правильный стартап» и презентация «7 признаков правильного стартапа», мастер-класс Глеба Александрова «Лучшее бизнес-образование в России: возможно ли оно?».

Деловые игры занимают важное место в моделировании будущей профессиональной деятельности предпринимателей и являются звеном квазипрофессиональной деятельности. Проведение серии деловых игр в студенческих группах осуществлялось в рамках Всемирной недели предпринимательства.

Примером может стать деловая игра по развитию предпринимательских качеств молодежи в сфере туристического бизнеса «Составление туристического маршрута в г. Новочеркасске». Цель игры состояла в формировании предпринимательского менталитета. Перед участниками стояли задачи: выработать умение инициативно и творчески мыслить, умение убеждать партнеров в правоте своих слов, принимать решения после тщательного продумывания ситуации, эффективно работать в команде, уметь представлять свои идеи в выгодном свете. Результатом игры стала разработка туристических маршрутов по столице Донского казачества: «Новочеркасск – столица Донского казачества» с посещением Музея истории Донского казачества и Атаманского дворца, «Выдающиеся художники Новочеркасска», «Храмы Новочеркасска», «Архитектурный облик Новочеркасска». При подведении итогов, по мнению экспертов и участников, записавшихся на экскурсии, первое место заняла команда с маршрутом «Храмы Новочеркасска».

И, наконец, важным условием для осуществления учащимися учебно-профессиональной деятельности является участие команд университета в университетских, региональных и Всероссийских конкурсах студенческих предпринимательских проектов.

В 2012 г. в ЮРГПУ (НПИ) организована команда «Энактэс» в рамках одноименной международной программы предпринимательских студенческих проектов, направленных на решение социальных, экологических и экономических проблем, объединяющей более 40 стран мира. В 2012 г. команда заняла 3-е место в региональном конкурсе и получила приз «Дебют года» на Всероссийском конкурсе «Enactus Россия 2013». Участниками команды были разработаны и представлены четыре бизнес-проекта: «Фестиваль искусства и спорта» (менеджер – Р. Юлдашев), «Ищу жилье» (менеджер – Р. Чурсинов), «Кирпич из грязи» (менеджер – Е. Кузнецова), «Универсальная карта» (менеджер – А. Шиндряев).

В 2014 г. по результатам конкурса команда ЮРГПУ (НПИ) заняла 2-е место. Наша команда (спикеры – Смирнов Р., Юлдашев Р., Кузнецова Е., Александров А.) представила на суд жюри три проекта: «Surrealistic Events», «Фестиваль искусства и спорта», «Казаки. Перезагрузка».

Конкурс бизнес-идей «Start up, Don!» проводился в рамках Программы XIII Международного бизнес-форума на Дону. Более 40 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет смогли представить на суд компетентного жюри свои бизнес-идеи. 7 человек представляли ЮРГПУ (НПИ), четверо из них стали финалистами этого конкурса.

Более 40 студентов ЮРГПУ (НПИ) приняли участие во II Российском форуме молодежного предпринимательства «Svoe Delo 2.0». Соорганизаторами форума выступили члены команды «Enactus-НПИ» Р. Смирнов и Р. Юлдашев. Целью мероприятия является подготовка предложений по синхронизации реализуемых федеральных и региональных программ поддержки и развития молодежного предпринимательства в России, в том числе программ, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Участники конкурса смогли по желанию пройти углубленное тестирование по выявлению предпринимательских способностей, получить бесплатную помощь специалистов по составлению или доработке бизнес-планов. Все участники форума получили возможность записаться на специальные обучающие программы, тренинги и мастер-классы по основам предпринимательства.

Достижения и результаты студенческих команд при использовании данных форм работы с молодежью демонстрируют эффективность их включения в образовательный процесс.

Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2015/143.

Рецензенты:

Шемет О.В., д.п.н., профессор, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск;

Комиссарова М.А., д.э.н., доцент кафедры «Экономика производства», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск.