Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

EXPERIMENTAL PROGRAM OF THE FORMATION OF SELF-REGULATION COMPETENCE OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Gaponova S.A. 1 Devetyarova I.N. 2
1 FSEI of HPE «Nizhny Novgorod State Pedagogical University named Kozma Minin»
2 Municipal budget educational institution of additional education of children «Childrens Creativity Center»
Обсуждаются особенности личностных характеристик и поведения девиантных подростков, связанные с развитием искаженной системы саморегуляции. Обосновывается значимость формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков. Показано, что регуляторные процессы и общий уровень саморегуляции имеют у большинства из них низкий и средний уровень развития. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы по формированию компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением. Содержание экспериментальной программы включает: личностно-развивающий (функциональный), информационно-познавательный, социально-деятельностный компоненты. Для каждого компонента разработаны задачи, содержание, методы и формы работы и критерии оценки. Анализ результатов итоговой диагностики после реализации экспериментальной программы показал её высокую эффективность в формировании необходимого и достаточного уровня компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
The particularities of personal characteristics and behavior of deviant adolescents related to the development of a distorted system of self-regulation are under discussion. The importance of the formation of self-regulation competence of deviant adolescents is justified. It has been shown that the regulatory process and the overall level of self-regulation are mostly on low and medium level of development. The results suggest the need to create a program of formation of self-regulation competence of adolescents with deviant behavior. The content of the experimental program includes: personal-developmental (functional), information-cognitive, socio-activity components. Objectives, content, methods and forms of work and evaluation criteria are developed for each component. Analysis of the results of the final diagnosis after the implementation of the experimental program showed its high efficiency in the formation of the necessary and sufficient level of self-regulation competence of adolescents with deviant behavior.
self-regulation
adolescents with deviant behavior
experimental program of formation of self-regulation competence
assessment of efficiency
Социально-экономические изменения, происходящие в России на современном этапе развития, привели к необходимости модификации традиционного подхода к воспитанию подростков с девиантным поведением. Психолого-педагогическая поддержка подрастающего поколения со стороны общества становится приоритетной задачей. Основными «поддерживающими системами» являются социальные учреждения, ориентированные на организацию внешкольной деятельности с трудными подростками.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что девиантные подростки обладают достаточно развитыми и противоречиво сформированными личностными характеристиками, что приводит к формированию специфической модели адаптации и жизнедеятельности. Особенности поведения тесно связаны с развитием искаженной системы саморегуляции. Внутренние регуляторы личности, такие как ценности, смысловая сфера жизнедеятельности, потребности, у девиантных подростков имеют тенденцию порочного гедонизма, индивидуализма, наживы и негативных пристрастий; способность к саморегуляции слабо развита [3, 4, 6, 8, 10] и др. Поэтому чрезвычайно значимой проблемой психолого-педагогической работы с девиантными подростками является формирование у них компетенции саморегуляции, так как степень ее сформированности влияет не только на результаты деятельности (поведения), но и на процесс социализации и развития личности в целом [1].

Однако, на наш взгляд, проблеме формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности уделяется недостаточное внимание. Современная наука и практика не имеют методических рекомендаций, не выявлены психолого-педагогические условия, которые определяли бы содержание и методы, направления работы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий:

- потребностью формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности и отсутствием научно-обоснованной психолого-педагогической модели этого процесса;

- необходимостью социально-образовательных учреждений проводить данную работу и неразработанностью организационных и психологических условий формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков;

- желанием психологов и педагогов помочь подросткам и неготовностью работать по экспериментальной программе формирования компетенции саморегуляции;

- необходимостью применения в воспитании трудных подростков новых, отвечающих современным условиям методов и приемов и отсутствием рекомендаций по их применению в исследуемом поле.

Целью настоящей работы является - разработка и апробация программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков.

В соответствии с поставленной целью исследования предусматривалось решение следующих задач:

1) изучить современное состояние проблемы формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков в психолого-педагогической теории и практике;

2) выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических и психологических условий для разработки программы развития компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности;

3) опытно-экспериментальным путем оценить эффективность реализации экспериментальной программы.

Экспериментальная группа и методы исследования

В исследовании участвовали 140 подростков, состоящих под патронатным контролем МКУ «Городской центр «Подросток». Для исследования был использован следующий диагностический комплекс: для выявления уровня функционального компонента компетенции саморегуляции использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой [7]; для выявления личностного и деятельностного компонентов компетенции саморегуляции использовался тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [5], тест юмористических фраз А.Г. Шмелева, В.С. Болдыревой [9] и опросник по изучению ценностей личности Ш. Шварца [2].

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью непараметрических критериев: критерия Манна - Уитни (U), рангового критерия Вилкоксона для связанных выборок, критерия χ² Пирсона.

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования процесса саморегуляции девиантных подростков  показали, что регуляторные процессы и общий уровень саморегуляции имеют средний и в основном низкий уровень развития.

Отсутствие жизненной перспективы, неудовлетворенность своей жизнью, потеря веры в свои силы - это результаты по тесту смысложизненных ориентаций. Несмотря на практически одинаковые результаты исследования по методике Ш. Шварца, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов, мы можем наблюдать, что обозначенные ценности далеко не всегда находят свое отражение в социальной практике (например, ценность «гедонизм» - это может быть просто ничегонеделание или нахождение в неблагополучной среде).

Преобладание у девиантных подростков потребностей «организма», «социального индивида» (А.Г. Шмелев, В.С. Болдырева) продиктовано их образом жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, своей неполноценностью.

Таким образом, результаты первичной диагностики, проведенной на констатирующем этапе, подтвердили актуальность цели исследовательской работы - формирование компетенции саморегуляции у девиантных подростков и обусловили необходимость разработки опытно-экспериментальной программы.

Содержание программы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание экспериментальной программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков

Компонент

Задачи

Содержание (блоки)

Методы, формы, средства

Критерии

Личностно-

развивающий

(функциональный)

Сформировать необходимый и достаточный уровень способности саморегуляции у девиантных подростков, через самопознание и активных форм взаимодействия с окружающими.

Организация ручного труда.

Организация участия детей в программе по личностному развитию.

Организация игровых площадок.

Организация дискуссионного клуба.

Организация индивидуальных консультаций для воспитанников.

Организация познавательных площадок.

Празднование дней рождений.

 

Методы: рассказ, беседа, упражнения, пример, поощрение, рекомендации, оценивание, рефлексия, самооценивание.

Форма: мастер-классы, игры, психолого-педагогические занятия, конкурс.

Средства: видеоматериалы, аудиоматериалы, материалы для ручного труда, буклеты, игровая территория.

1. Умеет ставить цели;

2. Умеет достигать результатов;

3. Умеет адекватно оценивать результаты деятельности;

4.Способен перестраивать поведение и при изменении внешних и внутренних условиях;

5.Способен выделять значимые условия и продумывать способы действия для достижения целей.

6.Умеет анализировать и оценивать себя и результаты своей деятельности (поведения).

Информационно-

Познавательный

(личностный)

Развить культурный потенциал (поведение) и познавательные потребности у трудных подростков.

Организация экскурсионных поездок по территории Удмуртской Республики.

Организация экскурсий на промышленные предприятия города Ижевска.

Организация посещения культурно-развлекательных, культурно-познавательных учреждений города.

Организация досуговых мероприятий, посвященных знаменательным датам.

Организация туристических походов.

Методы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация фильмов, мультфильмов, роликов, картинок, упражнение, рефлексия, работа с текстами

Формы: экскурсия, мероприятие, игра, мастер-класс, соревнования, поход

Средства: наглядный материал, видеоматериал, презентация, туристическое снаряжение, музей, промышленные предприятия города.

1.Знает правила культурного поведения в общественных местах.

2.Понимает сущность ценностей..

3. Принимает необходимость развития потребностей высшего порядка.

4.Осознает необходимость приобретенного опыта (способов действий) в дальнейшем жизни.

5. Осмысливает себя и свои поступки в социокультурном пространстве (смысложизненная ориентация).

6.Сознает смысл своей жизни.

Социально-

деятельностный

(деятельностный)

Развить у девиантных подростков осознание социальных ценностей, норм и ориентация на них во взаимодействии с окружающей действительностью.

Организация трудоустройства несовершеннолетних (с познавательными элементами).

Организация обучения компьютерной грамотности.

Организация обучения в конноспортивной секции.

Организация дискуссионного клуба.

Организация участия в спортивных городских соревнованиях.

Организация участия трудных подростков в промоакциях.

Организация профильных краткосрочных смен на базе стационарного лагеря.

Методы: рассказ, беседа, упражнение, объяснение, пример, дискуссия, приказ, поощрение, приучение, поощрение, наказание, рефлексия, оценивание.

Формы: занятия, консультация, профессиональное дело, мастер-классы, соревнование, конкурс.

Средства: организации - Национальная библиотека УР, зоопарк, ипподром, цирк и т.д. Аудио и видеоматериалы, материал для мастер-классов и т.д.

1.Владеет практическими способами действий достигать положительных результатов.

2. Транслирует

способность соответствовать нормам в согласии со своей индивидуальностью.

3.Владеет опытом адаптации в различных условиях.

4.Демонстрирует самостоятельность в организации деятельности (поведения).

5.Несет ответственность за результаты своих достижений и неудач.

После проведения работы по экспериментальной программе была проведена итоговая диагностика уровня сформированности компетенции саморегуляции у девиантных подростков, показавшая, что удалось сформировать необходимый и достаточный уровень компетенции саморегуляции в экспериментальной выборке. Так, после формирующего эксперимента количество испытуемых с высоким уровнем регуляции возросло с 13,6 % до 31,4 %, положительная динамика составила 17,8 %. В подгруппе со средним общим уровнем саморегуляции количество трудных подростков увеличилось с 41,4 % до 57,9 %, положительная динамика составила 16,5 %. Количество трудных подростков с низким общим уровнем саморегуляции значительно сократилось: с 45 % до 10,7 %. Данные исследования частных регуляторных процессов в ЭГ позволили проследить позитивную динамику их развития. Значимые изменения произошли по 5 показателям: «планирование», «моделирование», «программирование», «гибкость», «общий уровень саморегуляции»    (табл. 2).

Таблица 2

Уровень развития процесса саморегуляции на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (в %)

Регуляторные

шкалы

Констатирующий этап

Формирующий этап

Вероятн. ошибки

(р)

ЭГ (n = 140 респондентов)

ЭГ (n = 140 респондентов)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Планирование

11,4

45,7

42,9

20,7

50,7

28,6

р≤0,05

Моделирование

2,1

42,9

55

11,4

55,8

32,8

р≤0,01

Программирование

2,9

45,7

51,4

10,7

58,6

30,7

р≤0,01

Оценивание результатов

5,7

54,3

40

7,8

57,2

35

р≥0,05

Гибкость

8,6

42,9

48,6

20,7

61,4

17,9

р≤0,01

Самостоятельность

37,1

45,7

17,1

45

35

20

р≥0,05

Общий уровень саморегуляции

9,3

20

70,7

13,6

41,4

45

р≤0,01

По методике «Тест смысложизненных ориентаций» также были выявлены положительные сдвиги развития собственно смысложизненных ориентаций у подростков после проведения формирующего эксперимента (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей по тесту СЖО до и после эксперимента

Показатели (субшкалы)

Среднее значение

Уровень значимости

до

после

1.Цели

21,74

29,57

р ≤ 0,01

2.Процесс

23,89

32,97

р ≤ 0,01

3.Результат

20,40

26,69

р ≤ 0,01

4.Локус контроля Я

15,34

21,57

р ≤ 0,01

5.Локус контроля Жизнь

23,03

31,60

р ≤ 0,01

7.Общий результат

79,0

104,09

р ≤ 0,01

По результатам исследования ценностей можно сделать вывод о том, что приоритеты в выборе ценностей до и после эксперимента имеют определённые особенности. Так на уровне нормативных идеалов и на констатирующем, и на формирующем этапах эксперимента наиболее значимыми являлись ценности «безопасность», «самостоятельность», «доброта». Однако на уровне индивидуальных приоритетов в констатирующем эксперименте наиболее важными ценностями были отмечены «гедонизм», «самостоятельность», «стимуляция», а после работы по программе актуальными ценностями стали «стимуляция», «доброта», «самостоятельность». Достоверно значимые сдвиги выявлены на уровне нормативных идеалов по показателям «конформность», «доброта», «универсализм», «достижения», на уровне индивидуальных приоритетов «доброта» и «стимуляция» (р ≤ 0,05).

По тесту юмористических фраз на констатирующем этапе эксперимента значимыми потребностями у девиантных подростков являлись «взаимоотношения полов», «деньги» и «пагубные пристрастия». После работы по экспериментальной программе среди значимых потребностей появилась «потребность личности» - «человеческая глупость», которая характеризуется как потребность в познании, стремлении к истине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием, преграда - невежество, ограниченность окружающих. На первый план вышла «потребность социального индивида» - «карьера» и «семейные неурядицы». Наиболее значимой потребностью остаются: «потребность организма» - «пагубные пристрастия», но здесь наметилась тенденция снижения в количестве выборов этой потребности у подростков.

Выводы:

1. Анализ результатов проведения опытно-экспериментальной работы по программе формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков показывает её высокую эффективность.

2. Сравнение данных, полученных в контрольной и экспериментальной выборках,  свидетельствует о том, что, создавая продуктивную среду вокруг девиантного подростка, расширяя круг его деятельности, опираясь на его лучшие качества и видя в нем активного преобразователя своей жизни, можно существенно повысить сформированность компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением.

3. Полученные результаты позволяют рекомендовать предлагаемую программу формирования компетенции саморегуляции к использованию во внешкольной деятельности девиантных подростков в рамках образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания детей и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; учреждений, подведомственных органам по делам молодежи.

Рецензенты:

Кручинин В.А., д.псх.,  профессор, зав кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Минькова Е.С., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Нижегородского филиала Московского гуманитарного института, г. Москва.