Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACTIVATING CREATIVE POTENTIAL IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF A PUPIL WITH ATTENTION DEFICIT WITH HYPERACTIVITY DISORDER

Semakova E.V. 1 Skripka T.S. 2
1 Sate University of Smolensk
2 Regional Orthodox center for the protection of family, motherhood and childhood "Smolensk house for mother"
The article presents information about the program to work with the teachers «Support the development of creativity of pupils», which is consider the individual characteristics and creativity of primary school children with attention deficit with hyperactivity disorder (ADHD). The main strategy of the program is to create conditions for the formation of teachers work on the development of creativity of pupils, developing their divergent thinking, cognitive activity, emotional-volitional sphere, self-goal definition, removal of spontaneous aggression, the formation of stable self-assessment. It is demonstrate the definition of current level of development of creativity of pupils and the recommendations for the creation of optimal conditions for the development of creativity in the educational process of the school. The program can be used as an independent structure in the organization of the educational environment of the pupil, but also as a structural component «Structural-dynamic models support the development of creativity» (Semakovа E.V., Skripka T.S., 2014).
attention deficit with hyperactivity disorder
pupil
creativity
psychology-pedagogical support
educational environment

Специалисты часто встречаются с нарушенной ситуацией развития ребенка СДВГ [2; 6]. В связи с этим эффективность психолого-педагогического сопровождения учащихся с СДВГ зависит от единства последовательной целенаправленной деятельности всех социокультурных систем, участвующих в образовательном процессе. Последнее невозможно без определения научных основ профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ должно опираться на комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению проблемы развития ребенка с СДВГ; равнозначность программ сопровождения ребенка в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций; гарантию сопровождения развития ребенка с СДВГ в образовательном процессе; информационное и диагностическое обеспечение процесса сопровождения учащихся с СДВГ; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ; ориентацию на работу в современном правовом поле. При этом необходимо учитывать, что в условиях реформирования среднего образования в наши дни предъявляются повышенные требования к педагогическим кадрам в вопросах выявления, поддержки и развития креативности. Характер влияния учителя как «значимого взрослого» на развитие креативности учащихся с СДВГ различен и определяется, в том числе, и актуальным уровнем развития креативности учащегося. Зона актуального развития становится исходным уровнем, позволяющим определить маршрут, необходимые условия успешного развития, а также проследить динамику изменений. Организованная школьная среда, учитывающая перечисленные условия и факторы, способствует формированию адаптивного потенциала школьника, профилактике школьной дезадаптации и воспитанию гармоничной личности.

С учетом вышеприведенных позиций нами определена специфика психолого-педагогического сопровождения детей, проявляющих в образовательном процессе разные уровни креативности, в том числе тех школьников, у которых диагностируется СДВГ. Мы считаем, что формирующее влияние психолога в данной ситуации должно выходить за рамки информирования педагогов о результатах диагностики и предоставления сведений о специфике необходимого последующего сопровождения детей с СДВГ, которое будет осуществляться при прямом воздействии педагога. Система предпочтений в отношении учащихся как отражение некой сформированной когнитивной модели, может представлять собой фактор, обусловливающий ригидность реакций учителей на проявления креативности учащихся. В этом случае сообщение педагогам результатов объективного диагностического исследования креативности школьников может привести к проявлению учителями реакции защит или конфронтации, направленной на освобождение от внутреннего конфликта и сохранение привычной картины восприятия учащегося с СДВГкак личности.

Принимая во внимание эти характеристики, мы поставили перед собой цель: разработать для учителей систему мероприятий по организации образовательной среды школьника с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством активизации креативного потенциала.

Для достижения поставленной цели нами решался ряд задач:

1) изучение индивидуальных характеристик и креативности детей с СДВГ;

2) создание системы рекомендаций для педагогов, обучающих детей с СДВГ;

3) разработка программы для работы с педагогами «Сопровождение развития креативности учащихся», учитывающей начальный уровень эмоционально-личностной зрелости, характер психического онтогенеза, проявления креативности и ее потенциал;

4) формулирование практических рекомендаций по организации образовательной среды школьника с СДВГ.

Материалы и методы исследования. Для разработки модели психолого-педагогического сопровождения школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью мы опирались на исследования, проведенные ранее. Была определена психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с учетом их индивидуальных особенностей и креативного потенциала. По результатам предыдущих исследований (в исследовании приняли участие 130 детей без СДВГ и 127 детей с СДВГ) нами было установлено: количественные проявления креативности не зависят от наличия или отсутствия СДВГ; учащиеся с СДВГ имеют искажения личностных смыслов, конфронтирующие с ценностями камертонной культуры (что демонстрируется в нарушении границ стимульного поля -- при СДВГ у 112 (88%) детей, без СДВГ - у - 69 (53%), что встречается значимо чаще именно в первой группе (χ2 = 38,03, при р < 0,005); и преобладании в рисунках маргинального или асоциального характера личностных смыслов (при СДВГ данные проявления встречаются у 103 (81%) детей, без СДВГ - у - 56 (43%), что демонстрирует доминирование этих проявлений у детей с СДВГ (χ2 = 38,37, при р < 0,005)), а также сложности произвольной регуляции учебной деятельности, что требует формирования личностных смыслов учащихся, адекватных ценностям культуры, а также развития произвольности и осознанности деятельности (использовалась авторская методика диагностики креативности (Иванов С.П., Скрипка Т.С.)) [4; 5].

Результаты исследования и их обсуждение. Выявленные в исследованиях проблемы (индивидуальные характеристики, специфика креативности) школьников с СДВГ определили необходимость поиска средств организации среды школьника с СДВГ.

Актуальным для разработки условий психолого-педагогической организации сопровождения школьников через развитие креативности стало положение о роли подражания в процессе психосоциального развития личности, которое может выступать одним из механизмов формирования ее креативности (Р. Стернберг, Е.Л. Григоренко, Н.М. Гнатко, А.Н. Воронин, В.Н. Дружинин, В.А. Просецкий, И.Г. Трифонова и др.). Ориентируясь на указанные методологические основы и полученные результаты собственного исследования, мы разработали программу психолого-педагогического сопровождения креативности учащихся с СДВГ. Она соответствует концепции модернизации образования, опирается на объективные знания об уровне развития креативности учащихся с СДВГ и воплощается через деятельность педагога, самореализующегося в творческой педагогической деятельности, создающего условия для проявления и развития креативности школьника.

Основная стратегия разработанной программы для работы с педагогами «Сопровождение развития креативности учащихся» заключается в создании условий для формирования у педагогов комплексной работы по развитию креативности учащихся, развитию у школьников дивергентного мышления, познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, регуляции, снижению спонтанной агрессии, формированию адекватной самооценки.

Цели программы:

1) изучить теоретическую базу психолого-педагогического сопровождения креативности учащихся;

2) стимулировать потребности педагогов в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность с детьми с СДВГ.

Модель включает два модуля: теоретический и прикладной. Внутри каждого тематического модуля нами выделены теоретический и практический блоки. В теоретическом модуле, осваивая учебный материал на лекциях, учителя наглядно убеждаются в действенности креативных технологий, используемых психологом. Практический модуль ориентирован на расширение учителями опыта творческой деятельности и опыта ценностных отношений. Упражнения, предусмотренные в программе практического блока и блока саморазвития, предоставляют педагогам возможность почувствовать влияние креативно-развивающего образовательного пространства на активизацию собственной деятельности, способствуют образованию и развитию мотивации педагогических кадров для работы с креативными учащимися с СДВГ. На занятиях теоретического и практического блоков в сознании учителей создается индивидуальная модель предстоящей работы по решению творческой задачи.

В теоретическом блоке, представлены проблемные аспекты развития у школьников креативности. Кроме того, он позволяет учесть вопросы, возникшие после проведения анкетирования, поясняются такие опорные понятия, как креативность, творчество, тесты на креативность (Ф. Вильямса, Дж. Рензулли и др.). Он включает основные аспекты исследования феномена креативности в современной психологической науке, философии, семиотике. Учителем с научной точки зрения рассматриваются такие категории, как подражание и творчество, виды творческой деятельности; понятие «текст культуры». Ставится вопрос об инициировании творческой деятельности. Приводятся разные точки зрения исследователей (психологов, философов, педагогов) на эту проблему, которая требует также и экспериментальной проверки.

Прикладной блок реализуется в форме выступлений и мастер-классов психолога на методическом объединении по проблеме сопровождения развития креативности учащихся с СДВГ. Занятия направлены на развитие способности к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности, овладение методическим инструментарием развития креативности учеников с СДВГ. В ходе реализации прикладного блока учителя знакомятся с наиболее эффективными методами развития креативности и познавательной активности учащихся с СДВГ в образовательном процессе. При этом формирующая работа психолога выстраивается на методических объединениях, посвященных проблемам креативности, таким образом, чтобы обеспечить связь информационной и практической составляющих. Информационная составляющая методического элемента предполагает различные методы развития креативности и познавательной активности учащихся. Одним из наиболее эффективных осваиваемых учителем исследовательских методов является метод проектов, представляющий собой открытый и динамичный способ организации самостоятельной творческо-поисковой учебной деятельности учащихся, которая предполагает выбор темы и творческое решение.

В содержание прикладного блока специально включены занятия по ознакомлению с рядом креативных технологий: проблемные лекции, лекции-визуализации, «сократовские» диалоги, дебаты, полилоги, мастерские построения знаний, деловые игры, круглые столы, дискуссии, рефлексивные и исследовательские портфолио.

В рамках нашей программы блок саморазвития личностных и профессиональных характеристик учителя реализуется посредством индивидуальных консультаций и цикла тренингов для педагогов, направленных на формирование личностных предпосылок повышения объективности учителей в оценке креативности детей.

Практический блок заключается в реализации педагогами в образовательном процессе рекомендаций по созданию системы устойчивых проявлений креативности учащихся с СДВГ. Данный блок направлен на раскрытие и совершенствование креативности детей, формирование сигнификационных умений учащихся (динамического и содержательного аспектов сигнификации), развитие способности школьников к творческим действиям в ситуации неопределенности на уроках.

Важным условием реализации предлагаемой нами программы является то, что теоретические данные о природе креативности, методы и технологии, способствующие формированию креативности учащихся с СДВГ с разным уровнем сигнификационных умений, с которыми учителя познакомились на лекциях и которые отрабатывались на тренингах, должны дополняться новыми и закрепляться на методических объединениях. Использование учителями новых методов и технологий оптимизирует процесс психолого-педагогического сопровождения креативности, при этом учениками приобретается опыт творческой деятельности, выбирается образец для подражания.

Заключение. Образование в современной школе должно быть ориентировано на развитие креативности школьника, формирование устойчивых ее проявлений в учебном процессе и создание условий для становления мотивации саморазвития детей с СДВГ [3; 5]. Педагогами и психологами образования признается значимость диагностики и развития креативности учащихся в организации оптимальной образовательной среды и достижении наивысшего уровня школьной адаптации. Разработанная нами программа для работы с педагогами «Сопровождение развития креативности учащихся» может быть использована как самостоятельная структура в организации образовательной среды школьника, а также как структурный компонент «Структурно-динамической модели сопровождения развития креативности» (Семакова Е.В., Скрипка Т.С., 2014) [4].

Образовательная среда, организованная с учетом типичных проблем младших школьников (таких как индивидуальные характеристики, креативность) и реализуемая педагогом и психологом образования, позволяет:

1) информировать, заинтересовывать и мотивировать учителей к активному вовлечению школьников с СДВГ в учебный процесс с учетом их индивидуально-личностных характеристик посредством реализации учителем собственного творческого потенциала.;

2) диагностировать уровень развития креативности учащихся, рассматривать взаимосвязь креативности и сигнификации, развивать креативность учащегося;

3) формировать адаптивное поведение ребенка в школьной среде.;

4.) способствовать реализации современной концепции модернизации образования.;

5.) создавать оптимальные условия для освоения школьных знаний.;

6) предупреждать развитие деструктивных форм поведения и развития школьной дезадаптации.

Таким образом, для творческого самовыражения личность должна овладеть культурными нормами. Поэтому особенную актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение креативности, ориентированное на развитие учащихся с СДВГ в контексте камертонной культуры и обеспечивающее условия для формирования потребности в творческой самореализации и саморазвитии участников образовательного процесса.

В результате целенаправленной реализации системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с СДВГ посредством активизации креативного потенциала образовательный процесс приобретает устойчивый конструктивный характер. Поскольку креативность как способность выражать свой авторский замысел средствами культуры не существует заранее в готовом виде, а формируется в процессе развития и освоения личностью семиотического культурного пространства, т.е. создается как «продукт индивидуального творчества и саморазвития», необходима мотивация учителей и школьников к креативной деятельности. Она проявляется, с одной стороны, в заинтересованности учителя в ученике с развитыми творческими способностями, с другой - в реализации учителем собственного творческого потенциала.

Апробация предлагаемой программы показала, что благодаря систематическому использованию учителями в образовательном процессе знаний об уровне креативности учащихся с СДВГ и применению разработанной системы рекомендаций, психолого-педагогическое сопровождение креативности приобретает более многоаспектный, глубокий характер.

Развитие креативности наиболее эффективно протекает в целостной системе психолого-педагогического сопровождения, успешная работа которой зависит от реализации принципов ее построения и функционирования, в основание которых положены философские, психологические, педагогические принципы. При этом учащиеся с СДВГ получают возможность творчества не только на занятиях искусством, но и во всех учебных предметах, а также во внеурочной деятельности. Перечисленные мероприятия, создавая фундаментальную основу, будут способствовать успешному формированию адаптивных форм поведения, предупреждению школьной дезадаптации, повышая тем самым качество жизни детей с СДВГ.

Рецензенты:

Селиванов В.В., д.псх.н, профессор, зав.кафедрой общей психологии ФГОУ ВПУ Смоленского государственного университета, г. Смоленск;

Иванов С.П., д.псх.н, профессор кафедры общей психологии ФГОУ ВПУ Смоленского государственного университета, г. Смоленск.