Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE VALUABLE WORLD OF THE OFFICER IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF SOCIETY

Panasenko Yu.A. 1 Elagina V.S. 1
1 Military academic center of military air forces «Air Force Academy» (Chelyabinsk branch of academy)
The changes, proceeding in the nature of the military professional activity of officer, connected with the transformations of the sociopolitical, economic and spiritual bases of society, require increase and improvement of their professional culture, formation of the system of values, value installations and orientators. In the system of universal values is placed the value peace of contemporary officer, his specific attitude toward peace, general directivity of vital installations and needs, processes of socialization, interpersonal interactions and relations, military professional of activity, craftsmanship and professionalism. In spite of sufficiently active use by scientists of term “valuably stnyy peace”, we do not find the single-valued determination of this concept. As the operational tools of logical analysis and interpretation of concept “value peace” in the article are used the sufficiently extended axiological categories, such as “value”, “value orientations”, “value the mouths of novki”.
the value peace of officer
value are the mouths of novki
the value orientations
the value
Трансформация социально-политических, экономических и духовных основ общества отразилась на системе индивидуальных ценностей и ценностных ориентаций современного офицерского корпуса.

Изменения, происходящие в характере военно-профессиональной деятельности офицера, связанные с решением вопросов военно-технического, нравственного, социально-психологического  характера, требуют повышения и совершенствования их профессиональной культуры, формирования системы ценностных установок и ориентиров.

Несмотря на достаточно активное использование учеными термина «ценно­стный мир», мы не находим однозначного определения данного понятия. При интерпретации понятия «ценностный мир» в качестве операциональных инструментов логического анализа используются достаточно распространенные  аксиологические категории «ценность», «ценностные ориентации», «ценностные уста­новки».

Следует отметить, что при всем множестве исследо­ваний, посвященных проблеме ценностного мира, вопрос о том, что отнести к ценностям, остается открытым. Это связано с тем, что вещи, нормы, идеи и т.п. могут стать ценностью для человека, если он ощутил их как личностно значимые для себя, но они могут ими и не стать, если личностной значимости не обнаружилось. Для одного человека ценностью может представиться одно, а для другого - совсем иное. Это же относится и к цен­ностному миру человека из любой социальной группы, в том числе и офицеру.

Ценность - это не природное свойство внешнего предмета, со­бытия или явления. В ценности находит  отражение отношение индивида к предмету, событию или явлению, именно отношение, в котором проявляется призна­ние этого чего-то как важного, значимого для человека. Важнейшие для ин­дивида ценности определяют его «систему координат».

В широком смысле слова, под ценностями мы понимаем обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или социальной группы, общества в целом).

Многозначность понятия «ценность», множественность подходов к выявлению его сущности привели к тому, что проблема ценностей привлекла внимание ученых не только в рамках философского знания, в частности, ак­сиологии, занимающейся исследованием ценно­стей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих на­правленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и кон­кретным деяниям и поступкам. Проблема ценностей стала междисциплинар­ной, являясь предметом изучения различных областей научного знания: философии, фи­лологии, психологии, политологии, социологии и т.д.

Понятие «ценность», широко используемое в философской и социоло­гической литературе для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приорите­там определенного этапа развития культуры, было введено в научный оборот И. Кантом при противопоставлении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости).

В «Критике практического разума» он по­казал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представлений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой сто­роны. Мир должного как бы достраивает мир сущего, а значит, и достоверно­го до целостности и системы, поэтому действие по И. Канту невозможно без включения его в структуру должного. В понимании Канта ценности пред­ставляются значимостями, являющимися ориентирами для должного поведе­ния, или этическими нормами [3. С.261-262].

Учение о ценностях получило широкое развитие в работах неокан­тианцев баденской школы В. Виндельбанда и Г. Риккерта, считавших поня­тие «ценность» главным предметом философии, а всю историю человечества как процесс осознания и воплощения ценностей.

Ощутимый вклад в приумножение знаний о природе и сущности цен­ностей в свое время внес М. Шеллер. В аксиологии М. Шелера, являющей собой до сих пор образец теории ценностей, ценности мыслятся как объек­тивные качественные феномены, предписывающие человеку нормы должен­ствования и оценок и образующие особое царство трансцендентных надэмпирических сущностей, находящихся вне пространственно-временной реаль­ности. Ценность, по мнению М. Шелера,  следует рассматривать как феномен, самообнаруживающийся в акте эмоциональной интуиции, феномен, которого нет вне направленности на не­го сознания; как ценность, которая дана в эмоциональном созерцании.  Её невозможно вывести путем абстрагирования из общих свойств предметов и явлений и выразить в формах логического мышления. Ценности проявляются и «становятся действительными» благодаря благу, вещи, личности, состоянию вещей (Sаchverhalte).

Таким образом, обоснование онтологической природы ценностей ведется главным образом в двух аспектах: с одной стороны, он доказывает абсолютную независимость ценностей от предметов-носителей, с другой - от субъекта, его потребностей и интересов. В шелеровской аксиологии ценности в силу своей качественной природы разделяются на два класса: ценности положительные и ценности отрицательные, независимо от того, как они воспринимаются и чувствуются субъектом, так как это - априорная сущностная закономерность, одна из форм материального, т.е. содержательного априори [1. С. 286-304].

По мнению В.П. Тугаринова,  «ценно­сти суть предметы, явления и их свойства, которые нужны членам опреде­ленного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [5. С. 266].

Уорд Гуденау считает, что ценности являются одним из четырех элементов культуры. Их необходимо рассматривать как «убеждение людей относительно целей, к которым человек стремится». Они составляют основу нравственных принципов [7].

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью. Ценности обосновывают нормы или стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Разделяя мнение У. Гуденау, известный российский философ и социолог Н.И. Лапин считает, что ценности нельзя рассматривать как вспомогательную пристройку к экономике и политике. Они являются обобщенными представлениями  людей о целях и нормах своего поведения, в них находят воплощение  исторический опыт  и смысл культуры отдельного этноса и всего человечества [4. С. 3-23]. Именно ценности выступают  основополагающими ориентирами для конкретного человека и социальных групп для определения собственного поведения и деятельности.

Таким образом, ценность представляет собой основное влечение человека, кото­рое определяет направленность его активности, обусловливает характер цели и отдельных действий, осуществляемых человеком.

Следует отметить, что в различных отношениях человека с миром в качестве оснований вы­ступают различные ценности. Это становится возможным благодаря динамично­сти системы личностных ценностей, результатом которой являются изменения иерархической структуры ценностей: приоритетной становится то одна, то другая ценность.

Далеко не полный теоретический анализ понятия «ценность» показал, что в понимании различными авторами данного понятия отмечается относительное терми­нологическое единство. Ценности понимаются как предметы и явления ок­ружающей действительности, необходимые для удовлетворения потребно­стей личности, как ориентиры, с которыми личность соотносит свои поведение и дейст­вия.

Анализируя различные подходы к определению понятия «ценностные ориентации», мы не можем отметить единства во взглядах ученых на его сущность. Существует, по крайней мере, три точки зрения на сущность и содержание данного понятия.

Так, в работах Л.О. Лотар, М.В. Демина, С.С. Бубновой,  Р.Х. Шакурова и др. отмечается, что ценностные ориентации являются важнейшей со­ставляющей личности, ее индивидуальной характеристикой, выражением от­ношения человека к жизненным ценностям, ко всему окружающему [2].

По мнению другой группы философов (К. Клакхону, Д.А. Леонтьев, М. Рокич и др.), ценностные ориентации следует рассматривать как устойчивое убеждение человека, что определенный способ поведения или конечная цель существования более предпочтительны, чем противоположный или обратный способ поведения, или конечная цель существования [2].

Согласно третьей точке зрения (Б.Г. Ананьев, В.А. Ядов, Е.А. Яблокова и др.), ценностные ориентации есть направ­ленность личности на жизненные ценности, цели и средства деятельности в некоторых сферах жизни [2; 6].

Существует и еще одна точка зрения, согласно которой, под ценностными ориентациями по­нимается стремление, интерес личности к жизненным ценностям [6]. В этом случае ценностные ориен­тации представляют собой систему установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответст­вующий образ действия.

Обобщая представленные точки зрения, ценностные ориентации можно определить как относительно устойчивую, социально обусловленную на­правленность личности на те или иные цели и на определенные способы их достижения. Ценностные ориентации выступают основанием ценностного отношения к окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к соци­альной активности.

Сравнительный анализ определений «ценностные ориентации» и «цен­ностные установки» позволяет сделать вывод о соотношении указанных по­нятий, их взаимозависимости, взаимообусловленности, взаимопереходно­сти, а также об относительной общности.

Ценностные ориентации определяют ценностные установки личности. Они могут быть представлены как фиксиро­ванная в социокультурном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые ценности, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на соци­ально значимые ценности.

Ценностные установки с ценностными ориентациями личности объе­диняет общее для них состояние готовности, а также то, что ценностные ус­тановки и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потреб­ностей в различных социальных ситуациях.

Таким образом, ценностный мир офицера представляет собой совокупность таких структурных компонентов, как ценности, ценностные установки, ценностные ориентации.

Особо следует обратить внимание на формирование ценностного мира в период быстро развивающегося информационного общества. Развитие личности оказывается  под влиянием планетарных процессов и явлений, что, безусловно, сказывается на формировании ценностного мира человека.

В информационном обществе интеллект, гармонизация эмоций, интуиция, телесное здоровье получают новые возможности для развития благодаря развитию коммуникаций, компьютинга, кибернетических технологий. В результате постоянного и тесного соприкосновения с информационно-коммуникационными технологиями развиваются так называемые  планетарные ценности.  К ним следует отнести такие ценности, как право каждого человека на жизнь, мир, сохранение земных оболочек, развитие человечества в соответствии с космопланетарными циклами. Основной особенностью планетарных ценностей в современном мире становится их взаимопереплетенность: личностные ценности не могут существовать без планетарных, а базисные ценности всех уровней иерархии развивающегося человечества коррелируют между собой.

Развитие новых информационных технологий открывает путь для глобального распространения культурных ценностей. Новые информационные технологии позволяют человеку формировать свой собственный круг интересов, способствуют развитию личной культуры, в том числе информационной. Виртуальное  информационно-психологическое воздействие, открытые телекоммуникационные сети отличаются многозначностью и сложностью, поэтому их следует сочетать с культурно-историческими традициями, не допуская тенденций, способствующих разрушению духовности, негативному воздействию виртуальных программных игр, комплексов, систем. Виртуальные информационно-психологические воздействия на личность следует трансформировать в систему личностно и общественно значимых ценностей, ценностных ориентаций и установок.

Особое значение приобретает создание полиценностей, необходимых современному офицеру в информационном пространстве и повседневной деятельности. Изменения менталитета и «ценностных установок» характеризуются интенсификацией предприимчивости, прагматичности, ориентацией на опыт и коммуникацию, что меняет повседневную и профессиональную жизнь офицера.

Многогранность бытия и возможностей его истолкования заставляют нас постоянно осуществлять выбор среди разнородных и противоречивых фактов и явлений. В этом случае ключевую роль начинают играть системы ценностей, рассматриваемые в качестве «культурной матрицы», способной обеспечить воспроизводство и развитие культурной и социальной жизни.

Актуальным в наше время становится необходимость понимать окружающий нас мир, определить своё отношение к нему, принять ценности современного общества, изменить свое отношение к миру, а не изменять его, подстраивая под свои интересы и потребности, беспощадно используя его ресурсы и возможности.

Прошлые представления о фундаментальных ценностях личности и общества зачастую необходимо принимать во внимание в изменившейся ситуации, соотносить с уровнем современных представлений о ценностных ориентациях, диктуемых временем, экономическими, социальными условиями. Все виды ценностей могут быть связаны с разрешением ключевых проблем существования: смертности, одиночества, абсурдности, а вместе с тем выступать в процессе оценивания стремлением упрочить своё присутствие в бытии, наполнить его значением и смыслом, не заданным изначально. Это означает, что человек не может быть абсолютно свободен, он ограничен рамками ценностных предпочтений, которые при всей своей изменчивости достаточно устойчивы и не поддаются кардинальным изменениям.

Сила и значимость в них человека заключается в том, как он конструирует свой ценностный мир и живет в нем. «Смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации. Полнота жизненной самореализации означает пользу, которую может принести человек самому себе, своим близким, обществу, цивилизации в целом и его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира, сохранённый в благодарной памяти о нём и продолжающий жизнь его духовного «Я» даже после физической смерти» [6, с. 106-107].

Приоритетными для человека должны стать универсальные ценности, включающие: 1) право на жизнь и продолжение рода, сохранение здоровья и неприкосновенность личности (витальные ценности); 2) право на чистые почвы, воды, воздух, достаточность основных ресурсов  (экологические ценности); 3) право на защиту от внеправового насилия и принуждения, свободу перемещения, неприкосновенность жилища, свободу совести, слова, собраний, ассоциаций (гражданские ценности); 4) независимость суда, свобода и независимость печати, различные формы участия граждан в политической жизни (политико-правовые ценности); 5) право каждого на самообеспечение (социально-экономические ценности) и другие ценности, направленные на обеспечение целостности и полноты человеческого бытия.

Таким образом, в системе универсальных ценностей заложен ценностный мир современного офицера, его определённое отношение к миру, общая направленность жизненных установок и потребностей, процессы социализации, межличностные взаимодействия и отношения, военно-профессиональная  деятельность, мастерство и профессионализм.

Рецензенты:

Сташкевич И.Р., д.п.н., доцент, профессор Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора   Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Челябинск;

Дубенский Ю.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной работы, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет», г. Омск.