Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF TEACHINGMATERIALS IN A HIGHER MILITARY SCHOOL IN ACCORDANCE WITH A COMPETENCE PASSPORT

Grachev I.I. 1, 1 Ponomareva O.N. 1 Evdokimova O.V. 1
1 Penza branch of military academy of material and technical support (MTS)
A poly-composite structure of terms “competence” (as a result of eduction) and “expert knowledge” (personal quality of having a competence) regarding educational process in military institute is reviewed in the article. Modern didactic approaches to substantial and processual fullness of common cultural competences in higher military professional school in accordance with a third generation of the federal state educational standards are also presented here. A fragment of the common cultural competence passport and a fragment of a program for its forming in an educational process of a military higher school are provided in this article. Methods and procedures of estimating a common cultural competence are listed here. Levels of competence mastering are characterized. An applied aspect of the researched problem can be realized widely in a higher school practice, and also in developing of contents of educational programs in various subject matters of secondary and higher professional (including military) school.
competence passport.
common cultural competence
competence
expert knowledge
quality of education
higher military school
Высшая (в том числе военная) профессиональная школа долгие годы существовала в относительно стабильных условиях, когда практика оценки контроля качества образовательной деятельности вуза была основана на диагностике текущего состояния дел. Меняющиеся внешние и внутренние условия функционирования способствовали выработке адаптивных стратегий управления, однако продолжают иметь место упрёки в адрес педагогов высшей школы, которые звучат так: «раньше высшее образование было “высшее”, сейчас – “верхнее”». Причин падения уровня образования много, в том числе – смена поколений преподавателей; сложности адаптации старшего поколения преподавателей

к реалиям профессиональной деятельности в новых условиях; снижение уровня подготовки как вновь приступивших к работе преподавательских кадров, так и нового поколения студентов и курсантов; обострил ситуацию снижения уровня образования переход на Болонскую систему подготовки (добавивший «вал» бумажной работы по оформлению новых учебных планов, программ и др.). Мы полагаем, что имеющиеся сложности следует использовать как новые возможности развития высшей школы. Важно, чтобы педагоги вуза сами заставили себя быть более «собранными и лаконичными», поскольку требования к выпускнику вуза выросли. Одно из решений этой ситуации – мотивирование профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов на самообразование в области преподавания и владения предметом. Таким «движителем» профессионального и личностного развития педагогов может стать рефлексия при разработке учебных материалов в соответствии с планируемыми компетенциями выпускника вуза.

Болонская система ввела в обиход значительное количество новых терминов, каждый из которых нередко по-разному трактуется преподавателями даже в одном вузе. Известно, что развитие всех областей научного знания связано с развитием понятий: каждое из них всегда отражает значимые свойства, связи и отношения предметов и явлений. Но ситуация осложняется тем, что многозначность понимания терминов ослабляет уровень контроля за качеством образования: проверяющие разного уровня могут ориентироваться только на показатели отметок курсантов, а для отдельной части ППС – это возможность «спрятаться» за сложность и многовариативность терминов. К таковым «новым» терминам следует отнести понятия «компетенция» и «компетентность», которые:

– признаны элементами системы оценки качества образования;

– диктуют основные подходы к оценке качества образования.Следовательно, чтобы избежать «разночтения», важно определиться, какое наполнение оба термина имеют.

Принятие ориентиров Болонской системы стимулировало высшее образование на пересмотр (чаще в изданиях разного формата упоминают как синоним этого процесса термин «модернизация») результатов подготовки выпускника: поставлена задача формирования компетенций (общекультурных – ОК, общепрофессиональных – ОПК и профессиональных – ПК; в военном образовании ещё и военно-профессиональных – ВПК). Не останавливаясь на «плюсах» и «минусах» перехода на термин «компетенция», мы рассматриваем введение этого понятия для оценки качества подготовки выпускника высшей школы как ресурс для стимулирования профессионального роста и самообразования ППС вузов. Многочисленные публикации за последнее десятилетие «выдали на гора» разнообразные варианты трактований термина «компетенция» и его «наполнение» как «полисоставное».


Мы рассматриваем компетенцию как результат образования, т.е. отчуждённое, наперёд заданное социальное требование («норма», отражённая в федеральных государственных образовательных стандартах – ФГОС) к образовательной подготовке личности, необходимой для её качественной продуктивной деятельности в определённой сфере.

Структура (составляющие элементы) понятия «компетенция» (рис. 1):

ü  знания – набор фактов, требуемых для выполнения работы (знания представляют интеллектуальный контекст, в котором существует личность);

ü  умения и навыки – владение средствами и методами выполнения определённой задачи (навыки как доведённые до автоматизма умения проявляются в широком диапазоне, от физической силы и сноровки до специализированного обучения);

ü  способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые обусловливают «успешность» или «не успешность» выполнения им той или иной деятельности, и при этом не сводятся к знаниям-умениям-навыкам субъекта. Установлено, что способности имеют органические предпосылки в виде задатков, развитие которых тесно связано с конкретными социокультурными условиями жизнедеятельности личности (в том числе влияние образовательной среды образовательной организации);

ü  стереотипы поведения – видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретённые реакции личности на ситуации и ситуационные раздражители (поведение проявляет ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир; когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение);

ü  усилия (волевые) – это сознательное приложение ментальных и физических ресурсов в определённом направлении (умение себя заставить – основа деятельности по достижению результата;отсутствие усилий как внутреннего цензора, заставляющего работать, «превращает» человека в «вагон без локомотива», который полон «способностей», но никуда не двигается и стоит на рельсах.

Отметим, что структура компетенции обязательно включает «ЗУНовскую» парадигму (знания-умения-навыки). Не следует «выбрасывать» из педагогического багажа основы (ЗУНы), именно этот незыблемый блок определяет суть подготовки выпускника как в средней (общей и профессиональной), так и высшей профессиональной школе, в том числе и военной. В военном образовании все эти сущностные характеристики компетенций достаточно чётко можно выявить и наметить пути овладения ими (как непосредственно в аудиторной работе, так и во всех иных формах подготовки военнослужащего – самоподготовке, работе в военно-научном обществе, спортивной и культурно-массовой работе и др.). Таким образом, без ЗУНов компетенция сформирована быть не может; в то же время, «просто ЗУНЫ» (без «лепки» в образовательном пространстве вуза поведенческой модели выпускника и «наполнения» самих ЗУНОВ соответствующим опытом) – ещё не гаранты готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Вслед за этим рассматриваем понятие «компетентность» как:

ü     владение, обладание личностью соответствующей компетенцией, включающее её личностное отношение к ней и предмету деятельности;

ü     состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) человека
и минимальныйопыт деятельностив заданной сфере, способность и готовность субъекта со-организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (рис. 1).

 

 Рис. 1. Поэлементный состав понятий «компетенция» и «компетентность»

Обозначения:

ОК – общекультурные компетенции; ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции; ВПК – военно-профессиональные компетенции.

Разработка паспортов компетенций в ОУ МО РФ вызывает много неоднозначных вопросов и уточнений, особенно это касается аспектов методики оценки уровня сформированности компетенцийу выпускника ВУЗа.

В Пензенском артиллерийском инженерном институте в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 170400 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»  подготовлены паспорта компетенций для выпускников (специалист, нормативный срок обучения – 5,5 лет). Предлагаем для ознакомления фрагменты паспорта и программы формирования и оценки у курсантов института общекультурной компетенцииОК – 4: «Демонстрировать  гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии».

1. Предназначение общекультурной компетенции ОК – 4: применение знаний исторического опыта и закономерностей, усвоенных при изучении общественно-политических дисциплин; проявление активной жизненной позиции гражданина России, разделяющего гуманистические и демократические ценности цивилизованного общества (участие в социально-культурных и научных аспектах жизни страны, созидательной направленности).

2. Сущностные, реально измеряемые характеристики компетенции построены с учётом целей, задач и требований к результатам освоение дисциплин «История», «Политология», «Военная история». В результате овладения компетенцией обучающиеся должны:

-      знать этапы исторического развития России, роль России в мировой истории;

-      знать военно-исторические аспекты развития России;

-      знать социально-политическую ситуацию в мире;

-      демонстрировать знания законов и закономерностей общественного развития, подкрепляя аргументацией из текущей социальной ситуации;

-      демонстрировать навыки критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества;

-      демонстрировать толерантность, политическую культуру, активную гражданскую позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности;

-      демонстрировать гражданское самосознание и социальную активность;

-      уметь устанавливать диалог на основе ценностей гражданского демократического общества.

3. Дисциплины, формирующие компетенцию, и нормативная трудоёмкость

 

Учебные дисциплины, разделы ООП

Семестры обучения/зачётные  единицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

История

x/3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Политология

 

 

 

х/2

x/2

 

 

 

 

 

3.

Военная история

 

 

 

 

 

 

х/3

 

 

 


4. Методы обучения, необходимые для формирования компетенции.

Ø словесные (рассказ, беседа, лекция и др.);

Ø работа с книгой (учебник, учебное пособие, практикум, атлас, хрестоматия, исторические источники, исторические и нормативные документы  и др.);

Ø наглядные (разнообразные иллюстрации – статические и динамические, кино и видеофрагменты, мультимедийные презентации, исторические и политические карты, атласы, военно-историческая энциклопедия, модели, схемы, символы и др.);

Ø практические (сравнение, упражнение, построение и интерпретация таблиц и др.);

Ø интерактивные:

¯ игровые (ролевые, сюжетные, дидактические и др.);

¯ неигровые (дискуссии, дебаты, анализ ситуации, в том числе «кейс-стади» /«casestudy» через «мозговой штурм», «аквариум»,  «обратную связь»);

Ø методы контроля (устный, письменный, программированный; метод рецензий).

5. Характеристики уровней сформированности компетенции.

 

Ступени уровней

освоения компетенции

Отличительные признаки

Пороговый (удовлетворительно)

- демонстрирует:

* поверхностное владение (перечисляет) отдельные факты исторического и военно-исторического развития России и фрагментарность характеристик о роли России в мире; 

* поверхностное владение (ориентирование без аргументации) социально-политической ситуацией в мире;

* бессистемные знания закономерностей общественного развития;

- демонстрирует поверхностное владение (применяет без обоснования, «методом проб и ошибок») навыками критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества;

* элементы политической культуры и гражданской позиции по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности;

* отдельные проявления гражданского самосознания и социальной активности;

* фрагментарность умений диалоговых форм общения, осуществляемых на основе ценностей гражданского демократического общества;

Продвинутый

(хорошо)

- демонстрирует знания:

* исторического и военно-исторического развития России и роль России в мире;

* законов и закономерностей общественного развития и ориентируется в социально-политической ситуации в мире;

- демонстрируетнавыки критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества;

- демонстрирует элементы политической культуры и активную гражданскую позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности;

- демонстрирует умения по ведению диалога, построенного на основе ценностей гражданского демократического общества;

- проявляет энергично гражданские чувства и социальную активность;

Высокий

(отлично)

- демонстрирует знания:

* исторического и военно-исторического развития России и роль России в мире, приводя весомые аргументы своей точки зрения, апеллируя к конкретным примерам из исторического наследия;

* знания законов и закономерностей общественного развития, подкрепляя аргументацией из текущей социально-экономической  и политической ситуации;

- демонстрирует навыки критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества;

- демонстрирует высокую политическую культуру и активную гражданскую позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности;

- проявляет энергично гражданское самосознание и высокую социальную активность;

- знает и владеет умениями организации диалога, построенного на основе ценностей гражданского демократического общества.

 

Учебные дисциплины, формирующие ОК-4 по основной образовательной программе (ООП), не имеют учебных и производственных практик, однаковключают модуль внеаудиторной работы (самостоятельная работа курсантов, работа курсантов в военно-научном обществе). Важно учесть, что в образовательном процессе есть феномен «перекрываемости» воспитательных воздействий. Все общекультурныекомпетенции выпускника – результат освоения целостной ООП, поэтому при уточнении «вклада» конкретной дисциплины учитывать, что какая-то её доля может быть продолжена в последующих семестрах обучения (т.е. 2–3, 6, 8–10 семестрах).

6.Методики и процедуры измерения компетенции ОК-4и её компонентов:

Процедура оценивания реализуется по комплекту материалов из фонда оценочных средств службы оценивания в структурном подразделении  института.

Базовый уровень (минимально допустимый, обязательный для всех курсантов –выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО): оценка устного опроса на практическом занятии и семинаре; оценка контрольной работы; оценка тестовых заданий закрытого и открытого типа; кейс-задания; рецензирование, оппонирование.

Продвинутый уровень (для курсантов,  успевающих на «отлично»): всё то же, что и для базового уровня + успешное выполнение учебных заданий повышенной сложности (выступления по соответствующим направлениям работы военно-научного общества– доклады на конференциях, публикации).

Профессиональный уровень (для курсантов с исключительными способностями: одарённых, талантов, гениев): всё то же, что и для продвинутого уровня + успешное выполнение творческих заданий (выступления по соответствующим направлениям работывоенно-научного общества, т.е. доклады на конференциях, публикации, в т.ч. в журналах по списку ВАК + патенты,награды, дипломы за успехи в деятельности; поощрения в приказах и постановлениях руководства Военной академии, округа, Министра обороны РФ и др.).

Учебно-воспитательный процесс как основа функционирования образовательного учреждения (ОУ) высшего профессионального образования Министерства обороны РФ:

– динамичен (быстрая коррекция – ответ на изменение ситуации);

– конструируется с опорой на творческую Личность преподавателя (высокий уровень требовательности к профессионализму);

– выстраивается на учебно-методических материалах (комплексах),ориентированных на конечный результат подготовки выпускника в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и чётко регламентированную алгоритмическую систему действий, описанную в паспортах компетенций, учитывающих цели, задачи и требования к результатам освоения учебных дисциплин. По-нашему мнению, квалиметрические процедуры по отслеживанию формирования компетенций могут быть обеспечены:

-           необходимостью оценивания компетенции в квазиреальной деятельности при условии максимального приближения к ситуации будущей профессии курсанта (организации общественно-государственной подготовки, информирования, бесед с личным составом);

-           разновариативностью контрольно-измерительных материалов (содержанием заданий контрольных работ, открытых и закрытых тестовых заданий, «casestudy»-заданий, собеседований и др.) по этапам учебно-воспитательного процесса;

-           использованием группового и индивидуального контроля, взаимооценки курсантов в структурном подразделении (рецензирование, оппонирование и т.д.);

-           анализом достижений курсантов с выявлением динамики результатов;

-          автоматизированной обработкой данных оценивания компетенции с использованием программно-инструментальных средств.

Рецензенты:

Овчинникова А.Ж.,д.п.н., профессор института «Психологии и педагогики» ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина»,г.Елец;

Влазнев А.И., д.п.н., профессор кафедры «Общая физика и методика обучения физики» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»,г. Пенза.