Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CASE TECHNOLOGY AS AN AXIOLOGICAL RESOURCE OF TRAINING OF FUTURE LAWYERS FOR CRISIS SITUATIONS IN THE SPHERE OF TOURISM

Kiryakova A.V. 1 Lopanova A.P. 1
1 FGBOU VPO "The Orenburg state university"
In article pedagogical opportunities a case technologies as axiological resource of formation of valuable orientations of future lawyers are analyzed. Definitions of key concepts of the studied process on the basis of axiological approach are given. A case technology are considered as incentive to search of the new knowledge providing permission of problem situations that defines their educational productivity. The results of questioning of students which defined interest of students in legal problems of activity of travel companies which can become substantial filling a case-stadi are presented. Specifics of cases of the corresponding subject which are characterized by need of definition of a role of the lawyer for solution of problems of tourists and travel companies, allocation of the moments and the importance of professional responsibility, future lawyers at permission of similar problems, a choice and the description of examples of actions of the lawyers creating pedagogical significant models of professional actions are established. Sources of the description of crisis situations for development of cases to which materials mass media, reports on activity of firms, jurisprudence materials, materials of reports on practice of students of the legal directions of preparation and the sphere of tourism are carried are defined.
axiological resource
motivation of educational search
valuable orientations
future lawyers
case technology
crisis situations
travel companies

Сфера деятельности  юристов в демократическом обществе постоянно расширяется, что создает гарантии правового разрешения возникающих проблемных ситуаций. Ценностные ориентации юристов на общечеловеческие демократические идеалы являются залогом компетентного профессионального поведения, действенной защиты законности и правопорядка в новом правовом поле. Именно таким фрагментарно-проработанным правовым полем является нормативно-правовое обеспечение деятельности туристических фирм. В последние годы бурное развитие  зарубежного туризма в России столкнулось с кризисными ситуациями, сфера туризма стала предметом постоянного правового конфликта, в котором роль и позиция юриста определяют исход события. Интерес российского общества к этой тематике  может быть использован  при разработке педагогических средств формирования ценностных ориентаций будущих юристов - в качестве контента кейс-стади.

Цель данного исследования. В данной статье представлена логика формирования ценностных ориентаций будущих юристов педагогическими средствами кейс-технологий, контент которых составляют кризисные правовые ситуации взаимоотношений туристических фирм, туристов и  юристов, разрешающих спорные вопросы в данной сфере. 

Актуальность проблемы. Современная Российская действительность характеризуется становлением основ демократического государства. Новые явления социально-экономического и политического характера не только значительно разнообразят российскую событийность, но и требуют соответствующего юридического сопровождения. Переход к рыночной экономике обеспечил россиянам целый ряд ранее неизвестных услуг и создал беспрецедентные правовые проблемные ситуации, для которых законодательство еще недостаточно разработано или апробировано. Одними из таких новых ситуаций последних лет  в России стал туристический бизнес и взаимоотношения туристических фирм, туристов и юристов, разрешающих правовые ситуации, поскольку сфера туризма в России до начала 21 века за редким исключением была сконцентрирована на внутреннем  сценарии. Обострившийся экономический кризис вызвал волну банкротств и невыполнения обязательств  со стороны туристических фирм, что буквально в один год приобрело массовый характер. В таких условиях нормативно-правовая база не успевает адекватно отреагировать на стремительно возникающие прецеденты, и  юридическая практика компетентного разрешения проблемных ситуаций обращается к признанным ценностям и этическим нормам общества. Несмотря на всеобщий характер базовых ценностей общества, у каждого индивида ценностные ориентации различны. Они детерминируют поведение личности, во многом предопределяют ее поступки [2]. В юридической деятельности ценностные ориентации сотрудников создают координаты демократического  вектора защиты правопорядка.

В целом  актуальность  данной статьи определяется необходимостью разрешения противоречий между потребностью социума в ценностных ориентациях будущих юристов  на общечеловеческие демократические идеалы и недостаточной разработанностью действенных педагогических средств формирования ценностных ориентаций будущих юристов в  учебном процессе [1-5,7]. Кейс (англ. case study - исследование, анализ случая) - это смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы. Кейс содержит информацию о том, что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат и какими ресурсами располагает человек, решающий данную задачу. Кейс-стади не обладают возможностями формирования гностического ресурса обучающихся, поскольку не представляют готовых системных знаний, но стимулируют к поиску новых знаний,  развивают новые профессионально-личностные качества, мотивируют к исследованию новых областей знаний и освоению новых видов деятельности. Именно эти педагогические возможности  характеризуют кейс-технологии как аксиологический ресурс профессионального образования.   

В этой связи актуализируется проблема  формирования ценностных ориентаций будущих юристов, которая решается в рамках учебного процесса вуза использованием кейс-технологий на материале актуальных и реальных ситуаций, сложившихся в сфере туризма.

Материалы. Представим кратко степень разработанности проблемы формирования ценностных ориентаций юристов в педагогической науке и практике. Основополагающие исследования в области юридической педагогики представлены работами B.Л. Васильева, С.П. Безносова, А.Т. Иваницкого, В.Я. Кикоть, B.C. Олейникова, В.Ю. Рыбникова, В.П. Сальникова, H.H. Силкина, В.Я. Слепова, А.М. Столяренко, В.И. Хальзова, Ю.А. Шаранова, А.Г. Шесткова, Я.Я. Юрченко. Специфические аспекты подготовки студентов - будущих юристов и особенности развития их профессионально-личностных качеств рассмотрены в исследованиях С.С. Алексеева, С.А. Беличевой, A.M. Бандурки, С.П. Бочаровой, B.Л. Васильева, В.И. Власова, В.В. Гульдана, П.С. Дагеля, М.И. Еникеева, М.М. Коченова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Романова, Е.М. Рузаевой, В.Ф. Пирожкова, В.Ф. Яковлева и других. Разработка системы формирования личности специалиста-юриста опирается на понимание ценностного самоопределения как этапа социализации и основана на реализации аксиологического подхода (К.А. Абульханова-Славская,  А.В. Кирьякова, Т.К. Ахаян, В.П. Бездухов).

 Технология кейс-стади как педагогическое средство формирования  личностных и профессиональных качеств будущих  профессионалов исследовали И.Л. Аверченков,  Р.Б. Ноздрева, И.В. Гладких, А.М. Гуревич, Е.В. Егорова, Т.В. Муртузалиева, А.В. Свищев.

Наиболее полное исследование проблемы формирования ценностных ориентаций будущих юристов было проведено Н.Н. Федоскиным [5] (2006 г., Москва). Автор выдвинул гипотезу о том, что воспитание личностных качеств будущих сотрудников правоохранительных органов на основе гуманистических ценностей будет проходить более эффективно, если применить педагогическую технологию, основанную на развитии критического мышления как наиболее соответствующего природе юридической деятельности. Представленное глубокое исследование  в то же время не содержит  практических рекомендаций и научно-педагогического обоснования педагогических средств, реализующих данный процесс в приложении к ФГОС ВО уровня бакалавриата, а также в силу динамики происходящих процессов не отражает реалии юридической практики настоящего времени.

Связанным с этой же тематикой нам представляется исследование жизненных планов будущих юристов, проведенное Е.В. Максимовой (2008, Якутск) [4]. В данной работе, содержательно раскрывающей аксиологические принципы формирования жизненных планов будущих юристов, также не представлены педагогические средства ее формирования в практическом плане.

 В целом анализ научно-педагогической и юридической литературы показал, что масштабный и всепроникающий характер экономического кризиса определяет потребность в специальной аксиологической подготовке будущих юристов. В то же время такая подготовка будущего юриста не нашла достаточно полного отражения в педагогических исследованиях, что связано с инноватикой этой темы.

Ценностные ориентации будущих юристов могут быть охарактеризованы целым рядом специфических методик, в частности широко известной методикой Ш. Шварца  и методикой М. Рокича.  Они основаны на принципе анкетирования. Воспользовавшись этими методиками, мы выявили основные (превалирующие) ценности в ориентациях будущих юристов. Эти общеизвестные доминанты (жизнь, работа, закон, личное счастье, природа, труд и семья и другие)  не отразили профессиональной специфики. В то же время, обсуждая значимость и сущность этих доминант, студенты часто соотносили их с ценностью познания мира (до 13 % ответов), интересного путешествия (до 17 %), поездки за границу (до 16 %), стажировкой за рубежом (8 %), туризмом (10 %), активным совместным отдыхом (18 %). Параллельно  было проведено профориентационное анкетирование, целью которого было узнать, какие сферы деятельности представляют наибольший интерес для будущих юристов в масштабах региона. В 2014 году студенты отмечали такие профессионально-значимые сферы юридической деятельности  в Оренбургской области, как банковские проблемы (до 23 %), сфера туризма (до 17 % респондентов), имущественные дела частных лиц (до 16 %), сферу производства (до 8 %) и другие сферы. Сфера туризма является особо актуальной и с точки зрения технологий проблемного обучения, поскольку  обладает массой эмотивно-ценностных доминант, среди которых - отдых, спокойствие, жизнь, природа, а также представляет активно действующую экономическую реальность, потребляющую насыщенные и динамичные денежные потоки.

Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальной деятельности принимали участие студенты (бакалавры и магистры) Оренбургского государственного университета, обучающиеся по направлению  Юриспруденция. Целью исследования было выявление педагогических возможностей кейс-технологий как аксиологического ресурса подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности. В качестве содержательного наполнения кейсов предлагалось использование ситуаций сферы современного туристического бизнеса.

Первоначально (констатирующий эксперимент) студентами оценивалась роль и эффективности педагогических средств, применяемых  в учебном процессе. Были предложены к рассмотрению такие часто используемые педагогические средства, как задачи, задания, деловые игры, кейсы, самостоятельный информационный поиск, проблемные ситуации [1,6]. По 10-ти балльной шкале оценивались для каждого средства его эффективность в приобретении новых знаний, запоминании нового знания, систематизации и конкретизации знаний,  повышении интереса к профессии, к поиску новых знаний, определении и принятии ценностей профессии. Для каждого педагогического средства оценивался суммарный балл, а затем определялось его средневзвешенное значение. 34 % студентов отметили кейс-технологии как наиболее эффективное средство конкретизации знаний по дисциплине (значимость кейсов в этой функции оценивалась студентами в пределах 9-10 баллов). 59 %  студентов  отметили, что интерес к профессии  стимулируют деловые игры (оценки в пределах 6-7 баллов) и проблемные ситуации (диапазон 6-8 баллов),17 % студентов отметили достаточную значимость использования в учебном процессе задач и заданий, которые, по их мнению,  способствуют запоминанию и систематизации знаний. Вопрос о роли педагогических средств в формировании профессиональных ценностей встретил непонимание со стороны студентов, поэтому данная позиция не оценивалась.

На формирующем этапе студентам в качестве информационных материалов по теме «Закон РФ «О защите прав потребителей»» были предложены кейсы о деятельности туристических фирм в городах России и в Оренбурге. Актуальность тематики  была обусловлена тем, что в результате банкротства 14 туроператоров в период с 16 июля по 15 сентября 2014 г. пострадало около 130 тысяч россиян. В том числе более 70 % - клиенты пяти крупных компаний: «Нева» (остановилась 16 июля), «Лабиринт» (2 августа), «Солвекс-турне» (8 сентября), «Южный Крест» (10 сентября) и «Верса» (15 сентября). Пострадавшими считаются туристы, которых пришлось досрочно вывозить с зарубежных курортов из-за проблем с гостиницами и обратными билетами - таковых  оказалось 56 тысяч, а также те, кто не смог воспользоваться оплаченными турами. Если согласно опросу, проведенному в 4 калужских турагентствах в 2010 году, среднее значение поданных письменных претензий, предъявленных различным туроператорам в г. Калуга примерно  2-3 на 120 проданных путевок, то в 2014 году таких претензий было 15-18.

Материал кейсов носил преимущественно региональный характер и был основан на следующих информационных источниках: сообщения СМИ о возбуждении уголовного дела в отношении менеджера по туризму ООО «Эльба» (25 обращений),  материалы интернет-сайтов по судебным искам к Закрытому акционерному обществу «ЛАБИРИНТ-Т»; туристическому агентству ООО «ЮрКом», ООО «Центральное туристское агентство», ЗАО «Пегас Уфа» и другим туристическим фирмам и туроператорам, действующим в г. Оренбурге и Оренбургской области. Были использованы также и материалы  из других регионов России (Москва, Уфа,  Самара, Петербург).

 В качестве контента были представлены материалы сайтов указанных фирм и туристических агентств, претензии заказчиков в форме сообщений на сайтах, судебные материалы в открытом доступе. Контент носил конкретный характер и содержал подлинные названия фирм и позиции претензий.

Так, например, одним из элементов текстов стало сообщение Главного следственного управления СК РФ по Петербургу о возбуждении уголовных дел о крупном мошенничестве в отношении сотрудников турфирм «Море солнца» (ООО «Моресо») и «Верса».  В основном тексте кейса было указано, что компании приостановили деятельность в сентябре этого года. Однако, по версии следствия, сотрудники турфирм еще в августе знали о проблемах с оплатой туров. Тем не менее они продолжали продавать путевки, хотя и не могли исполнить свои обязательства перед клиентами. В результате работники турфирм фактически украли деньги обывателей. Установлено, что потерпевшими являются тысячи человек, которым причинен ущерб на сотни миллионов рублей (сообщение главы управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимира Маркина по каналам СМИ). Было также указано, что продолжается расследование дел других петербургских туристических компаний - «Солвекс-Турне», «Экспо-Тура», «Нордик Стар», «Ветра странствий», «Невы», «Атлас Трэвел» и «Атласа». Они также обвиняются в крупном мошенничестве. Генеральные директора турфирм «Солвекс-Турне», «Атлас Трэвел» и «Экспо-Тур» помещены под домашний арест. Руководители ООО «Нордик Стар», ООО «Ветер странствий» и ООО «Атлас Трэвел» объявлены в розыск. Следователи изъяли бухгалтерскую и уставную документацию турфирм, договоры с клиентами и компьютерную технику. Счета компаний арестованы, назначены судебные экспертизы. Указанный текст  кейса был дополнен материалами сайтов  этих фирм,  финансовой отчетностью.

В эксперименте были использованы как включенные, так и не включенные кейсы. Включенные кейсы предполагают, что студент должен принять роль участника ситуации и действовать исключительно из этой роли, заданной кейсом. Не включенные кейсы - это  менее стрессовый и более стандартный вариант. Нужно оценить ситуацию и действия ее участников как бы со стороны, или ответить, как бы поступил оцениваемый в данной ситуации.

Кейсы носили ролевой нейтральный  характер, студенты в них выполняли роли юристов, привлекаемых как со стороны истца, так и со стороны ответчика. По степени конкретизации информации, предлагаемой в кейсе, были использованы слабоструктурированные кейсы, не содержащие большого количества деталей. Подобная форма позволяет выявить потенциал, проявить умение, а не знание, определить уровень мыслительной и поведенческой гибкости, позволяя увидеть, как студент думает, как действует, какие навыки использует и на что  их распространяет, поскольку он действует в ситуации дефицита информации [7].

По степени стандартности условий использованные кейсы, предлагающие и стандартную рабочую ситуацию - проявляют знания или навыки в стандартных рабочих условиях, и в содержание их был включен инцидент/ происшествие, что проявляют умения действовать в ситуациях, отклоняющихся от нормы. 

Использование в качестве инструментария кейсы следует отнести к мини-кейсам, так как были представлены фрагменты общей достаточно сложной ситуации  в сфере туризма.

С точки зрения временного периода  кейсы можно считать ретроспективными (событие-инцидент уже произошло) и актуальными (и были таковыми на момент использования), что особенно драматизировало работу с ними.

По месту и учебной среде кейсы-технологии относятся к аудиторным занятиям в сочетании с самостоятельной учебной работой. 5 студентов заинтересовались тематикой настолько, что решили продолжить ее в дипломном проекте.

Выводы. В формирующем эксперименте студентам были предложены комбинированные педагогические средства - кейсы-стадии с игровыми элементами, поскольку именно эти средства оценивались студентами как  наиболее эффективные. По окончании эксперимента было проведено сопоставление уровня сформированности ценностных ориентаций студентов -  будущих юристов в контрольной группе (где кейс-технологии практически не использовались) и экспериментальной группы (где реализовывались кейсы на материале сферы туризма). В экспериментальных группах уровень сформированности ценностные ориентации был выше на 11,3 %, анализ выявил наличие таких  профессионально-значимых ценностей, как «законность», «закон», «право», «справедливость» (17 % ответов в экспериментальной группе против 10,3 % в контрольной), «безопасность окружающих, охрана правопорядка, гарантии законности» (23 % ответов в экспериментальной группе против 12,5 % в контрольной). Другим важным результатом эксперимента следует считать переоценку имеющегося когнитивного потенциала и, как следствие, повышение интереса студентов к  поиску новых знаний по профессии. Таким образом, педагогические возможности кейс-технологий  следует рассматривать как аксиологический ресурс формирования ценностных ориентаций будущих юристов.

Рецензенты:

Ольховая Т.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;

Белоновская И.Д., д.п.н., профессор, заместитель начальника учебно-методического управления Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.