Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL ASPECTS OF FOOD SAFETY OF REGION

Shardan S.K. 1 Elgaytarova N.T. 1 Daguzhieva D.V. 1
1 North-Caucasian State Humanitarian-technological Academy
The country´s food security is an integral part of its national security. The improvement of providing the population with food products represents an important socio-economic problem, the solution of which is of great importance for Russia. Food security is a priority of state policy, as it covers a wide range of national, economic, social, demographic and environmental factors.The food security of the state depends primarily on the base of agricultural production capacity. Agricultural policy in the field of food security should be aimed at helping domestic agricultural producer using the strategy of agricultural protectionism. Today, in the countries with developed market economies, agricultural production and processing is considered as an essential condition of political stability as a measure of national independence and therefore appropriately regulated.
the potential global market by medical standards
accessibility
criteria
region
market
agriculture
security
На мировом уровне интерес к продовольственной теме обусловлен возникшим в последние годы мировым продовольственным кризисом, выраженным ростом цен, а также дефицитом сельскохозяйственного сырья. Его последствиями являются голодные бунты, забастовки, протесты и демонстрации, сотрясающие на протяжении последних лет разные страны мира, особенно африканские. В 2007 г. в международном экономическом лексиконе даже появился новый термин «агфляция» (введен американским экономистом Хосе Раско), означающий повышение роли аграрной продукции в формировании мировых ценовых пропорций.

Задачи, которые должны решаться на региональном уровне, зависят от существующих и потенциальных возможностей того или иного региона по производству сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В России условно можно выделить три категории регионов:

1) аграрные - с выраженной сельскохозяйственной структурой производства, лучшими условиями ведения сельского хозяйства;

2) промышленно-аграрные - с равными возможностями промышленного и сельскохозяйственного производства, со средними условиями ведения сельского хозяйства;

3) промышленные, в которых сельскохозяйственное производство либо отсутствует вообще, либо развито крайне незначительно.

Для аграрных и промышленно-аграрных регионов продовольственная безопасность может быть определена как состояние экономики данного субъекта Федерации, при котором достигается достаточное (по медицинским нормам) обеспечение продуктами питания (за счет собственной продукции) при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнения положения в Федерации и соответствующем уровне доступности продовольствия.

Продовольственная безопасность Российской Федерации и ее регионов рассматривается как способность государства гарантировать удовлетворение потребностей в продовольствии на уровне, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность населения. Удовлетворяя физиологические потребности организма человека в питательных компонентах и энергии, потребление пищевых продуктов должно одновременно выполнять профилактические и лечебные функции [1]. Решение этих задач требует обеспечения физической и экономической доступности для потребителей продуктов питания в необходимом количестве и ассортименте.

Физическая доступность продовольствия предполагает бесперебойное его поступление в места потребления в соответствующих платежеспособному спросу объемах и ассортименте. Физическая доступность продовольствия характеризуется соотношением его количества и ассортимента в торговой сети и на продовольственных рынках с востребуемыми населением, а также соответствием объема и структуры продовольственных поставок спецпотребителям принятым для них нормативам.

Экономическая доступность - возможность различных слоев населения приобретать в необходимом объеме и ассортименте продукты питания путем покупки их по соответствующим ценам, а также за счет средств, выделяемых государством для оплаты поставок продовольствия спецпотребителям.

В России так же, как и в ряде других стран, экономическая доступность продовольствия определяется не только наличием рыночного предложения и средств для приобретения, но и возможностью населения производить его для своих нужд в личном (семейном) хозяйстве и на садово-огородных (дачных) участках. Для оценки соответствия этим критериям сложившегося и прогнозируемого на перспективу уровня продовольственной безопасности необходимы разработка и мониторинг соответствующих параметров, дифференцированных по регионам - субъектам Российской Федерации.

С учетом специфики Северо-Кавказского федерального округа проведена оценка уровня его обеспеченности пищевыми продуктами и выявлены следующие результаты:

1) продовольственно независимыми признаны регионы, полностью обеспечивающие социум основными видами пищевой продукции собственного производства с учетом текущего потребления и создания определенного резерва на непредусмотренные цели и обстоятельства. К этой категории можно отнести Ставропольский край;

2) относительно зависимыми в отношении продовольственной безопасности считаются регионы, которые производят максимальное количество собственной пищевой продукции, а небольшие объемы импортируют для обеспечения сбалансированного питания. В эту категорию регионов относятся республики: Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская, РСО-А;

3) продовольственно зависимые регионы не способны самостоятельно производить достаточное количество пищевой продукции для населения в соответствии с медицинскими рекомендациями и требованиями по обеспечению адекватного питания. Таковыми в округе являются республики Ингушетия и Чечня.

Проведенный анализ и группировка регионов позволили выделить три вида продовольственной безопасности:

  1. хроническая безопасность возникает в регионе в случае, когда на протяжении года нет возможности производить продукты питания в необходимом количестве или потреблять их из-за невозможности приобретения;
  2. временная продовольственная безопасность образуется при росте цен на продукты питания, низком уровне доходов населения и природных катаклизмах;
  3. потенциальная продовольственная безопасность возникает, когда в результате торговых войн между регионами и конкуренции региональные органы власти становятся уязвимыми для внешних кризисов и потрясений (рис. 1) [4].

Рис. 1. Виды продовольственной безопасности

В российской научной литературе продовольственная безопасность рассматривалась как обеспечение соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями, способность государства удовлетворять потребность населения в питании в основном за счет внутреннего производства на уровне не ниже медицинских обоснованных норм, обеспечивающих благоприятную демографическую динамику независимо от внутренних и внешних условий (угроз).

Понятно, что полностью отказаться от импорта в рыночных условиях и условиях глобализации нецелесообразно. Полный отказ от импорта может привести к потере экономических выгод, снижению конкуренции, усилению национальных монополий в этой сфере. Эта сложная и многоаспектная проблема может быть решена только в том случае, если не будут превышены пороговые величины обеспечения продовольственной безопасности [3].

Несомненно, в последние годы эта угроза для России возникает из-за слабой государственной политики в отношении сельского хозяйства, внешней торговли, инвестиционной активности регионов и т. д. По этому поводу у ряда исследователей, занимающихся изучением этой проблемы, возникает вопрос. Почему страны, импортирующие до 40% продуктов питания, не испытывают синдрома безопасности, а Россия испытывает? Проведенные исследования позволяют раскрыть суть проблемы, заключающуюся в том, что такие страны, как Германия, Япония, Италия, импортирующие более чем 40% продуктов, не относятся к проблемным странам по продовольственной безопасности, так как импортируют сельскохозяйственное сырье и продовольствие из слаборазвитых стран, в экономике которых существенную роль играет капитал этих экономически развитых стран. Для России импорт приобретает несколько иную направленность вследствие того, что импортируется готовая продукция из развитых стран, при этом свой внутриторговый оборот становится отрицательным [5], а сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность этих стран развиваются в ущерб отечественной отрасли. Как отмечает И. Ушачев, «очевидно, что обеспечить продовольственную независимость можно только при организации массового производства конкурентоспособной отечественной продукции, что в свою очередь требует комплексного решения всего спектра проблем: от роста производительности труда и повышения устойчивости сельского хозяйства до развития социальной сферы села» [6].

Существующие проблемы необходимо решать через стабилизацию аграрного производства, дальнейшее его развитие, изменение его структуры в соответствии с рыночным спросом. Решение этих взаимосвязанных задач, как показывают исследования и практика западных стран, может быть обеспечено сочетанием системы государственных мер с использованием резервов отраслей, предприятий и хозяйств агропромышленного комплекса на основе их адаптации к рыночным условиям хозяйствования. Иными словами, радикальный подход последовательного осуществления комплекса организационно-экономических и социальных мер может обусловить обеспечение продовольственной безопасности. С нашей точки зрения, для этого необходимо:

1) обеспечить сбалансированное функционирование агропромышленного комплекса и его важнейшей отрасли - сельского хозяйства - в режиме расширенного воспроизводства, как в обычных, так и в неблагоприятных ситуациях в сочетании с взаимовыгодным внешнеэкономическим сотрудничеством и международной кооперацией производства;

2) рационализировать продовольствием и сельскохозяйственным сырьем структуру внешней торговли, предусматривающую максимально допустимый уровень удовлетворения ими внутренних потребностей страны за счет импорта с учетом использования принятых в международной практике торговли защитных мер по отношению к отечественным товаропроизводителям;

3) сохранить единое экономическое пространство страны, развивать межрегиональные продовольственные и сырьевые связи, обеспечивающие соблюдение общегосударственных интересов и способствующие функционированию единого российского аграрного рынка;

4) создавать необходимые правовые и организационно-экономические условия, исключающие криминализацию в системе производства и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

5) обеспечить действенность государственного регулирования экономическими процессами, связанными с производством, сбытом и использованием продовольствия и сельскохозяйственного сырья, способного гарантировать нормальное функционирование региональных продовольственных рынков как в обычных условиях, так и в экстремальных;

6) предотвратить превращение Северо-Кавказского региона в мировую продовольственную свалку, успешно бороться с засильем импортной продукции путем восстановления доверия к отечественной продукции.

Таким образом, назревшая необходимость решения проблемы продовольственной безопасности в современных условиях требует комплексного исследования и системного анализа состояния региональных продовольственных рынков с целью выработки единого механизма формирования безопасности и качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов.

Формируя модельное видение составляющих угроз продовольственной безопасности, можно построить иерархически упорядоченный комплекс условий и факторов как внутреннего, так и внешнего характера, создающих опасность для жизненно важных интересов регионов юга России. В связи с этим назревшая необходимость решения проблемы региональной продовольственной безопасности требует комплексного исследования показателей и критериев с целью выработки единого механизма формирования безопасности и качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов.

Рецензенты:

Топсахалова Ф.М-Г. д.э.н., профессор, СевКавГГТА, г. Черкесск;

Татаркулов Ш.М., д.э.н., профессор, СевКавГГТА, г. Черкесск.