Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE PROBLEM OF AIR POLLUTION IN THE TYUMEN REGION

Medvedev A.V. 1 Pilipenko L.M. 2
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
Атмосфера оказывает интенсивное воздействие не только на человека и биоту, но и на гидросферу, почвенно-растительный покров, геологическую среду, здания, сооружения и другие техногенные объекты. Поэтому охрана атмосферного воздуха и озонового слоя является наиболее приоритетной проблемой экологии и ей уделяется пристальное внимание во всех развитых странах. В статье представлены статистические данные по отдельным мероприятиям природоохранной деятельности в России (затраты государства на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата, показатели ввода мощностей по охране атмосферного воздуха от загрязнений, затраты организаций, связанные с экологическими инновациями). Анализируются данные исследований атмосферного воздуха в Тюменской области, основные источники выбросов загрязняющих веществ и осуществляемые меры по сокращению вредных выбросов в воздушный бассейн региона.
The atmosphere has an intense impact not only on humans and biota, but also on the hydrosphere, soil and vegetation, geological environment, buildings, structures and other man-made objects. Therefore, the protection of the air and the ozone layer is the top priority environmental problem and has received extensive attention in all developed countries. The article presents statistics on individual activities environmental activities in Russia (state costs for air protection and the mitigation of climate change, indicators of capacity commissioning on air protection from pollution, costs, organizations related to environmental innovation). Analyzes research on atmospheric air in the Tyumen region, the main sources of pollutant emissions and implement measures to reduce harmful emissions in the air basin of the region.
the atmosphere
emissions of pollutants
sources of pollutants emissions

В настоящее время, несмотря на высокий уровень развития экологически безопасных технологий, продолжается интенсивное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Результатом этого является ухудшение качества среды обитания человека. Одним из последствий деятельности человека на Земле является загрязнение окружающей среды. В атмосферу, воду и почву ежегодно выбрасываются миллионы тонн отходов, в которых содержатся токсичные вещества, вызывающие онкологические и другие тяжелые заболевания людей. От этого страдает не только человек, но также животные и растения [4].

Атмосферный воздух – одна из важнейших составляющих среды обитания. Атмосфера оказывает сильное влияние не только на человека и окружающую среду, но и на геологическую среду, почвенно-растительный покров, гидросферу, здания, сооружения и другие техногенные объекты. Поэтому охрана атмосферного воздуха является одной из наиболее приоритетных проблем экологии и ей уделяется большое внимание во всех развитых странах. Источники загрязнения атмосферного воздуха различны. По происхождению они подразделяются на естественные (природного происхождения) и антропогенные (человеческий фактор) (табл. 1).

Таблица 1

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу*

Примеси

Основные источники

Естественные

Антропогенные

Твердые вещества

Крупномасштабный атмосферный перенос

Сжигание ископаемых и других видов топлива, автотранспорт (истирание дорожного полотна), цементные заводы.

Газообразные и жидкие вещества

Перегнивание органического материала, вулканическая активность

Выхлопные газы, промышленность, сжигание ископаемых топлив (угля, нефти, природного газа)

Диоксид серы

Вулканическая активность, окисление серы и сульфатов, рассеянных в море

Сжигание топлива в промышленных и бытовых установках

Оксид азота

Лесные пожары

Промышленность, автотранспорт, теплоэлектростанции

Оксид углерода

Лесные пожары, природный метан

Автотранспорт, испарение нефтепродуктов

Летучие органические соединения

Лесные пожары, природный метан

Автотранспорт, испарение нефтепродуктов

Согласно статистическим данным, в России затраты на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменений климата существенно увеличились по сравнению с 2005-2010 гг. (рис. 1)

Рис 1. Затраты на охрану окружающей среды по направлениям природоохранной деятельности [3]

Текущие затраты государства на охрану атмосфер­ного воздуха и предотвращение изменения климата в 2013 году составили 44800 млн. руб. (в сравнении: на сбор и очистку сточных вод – 132815 млн. руб., на обращение с отходами – 50402 млн. руб., на защиту и реабилитацию земель, поверх­ностных и подземных вод - 15396 млн. руб., на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий – 314 млн. руб.). Существенно повысились показатели ввода мощностей по охране атмосферного воздуха от загрязнений (табл. 2).

Таблица 2

Ввод мощностей по охране атмосферного воздуха от загрязнений [3]

 

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, млн. м3 газа в час.

3,1

4,2

4,6

9,7

2,0

11,1

А вот специальные затраты организаций, связанные с экологическими инновациями существенно сократились и составили в 2013 году 15098,2 млн. руб. (для сравнения: в 2011 г. – 24131,4 млн. руб., в 2012 г. – 27768,7 млн. руб.) (табл. 3).

Таблица 3

Специальные затраты организаций, связанные с экологическими инновациями, млн., руб. [3]

Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями

Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями, в расчете на одну организацию

2011

2012

2013

2011

2012

2013

24131,4

27768,7

15098,2

43,2

58,8

49,5

Несмотря на положительную динамику показателей природоохранной деятельности в России, проблема загрязнения атмосферного воздуха остается актуальной для большинства регионов страны [1, 5, 6, 11, 12, 13].

По материалам наблюдений за атмосферным воздухом, которые осуществляются ФГБУ «Тюменский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на 5 постах государственной наблюдательной сети в г. Тюмени, уровень загрязнения атмосферного воздуха в 2013 году оставался высоким, но индекс загрязнения атмосферы снизился до 7 пунктов против 9 в 2012 году [14].

В значительной степени качество атмосферного воздуха определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Около 32% от общего количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух зарегистрировано на предприятиях животноводства, производства нефтепродуктов, трубопроводного транспорта, производства, передачи и распределения пара и горячей воды. Самая большая эмиссия загрязняющих веществ зарегистрирована на Богандинском, Тобольском, Демьянском, Ярковском и Туртасском линейных производственных управлениях магистральных газопроводов ООО «Газпром Трансгаз Сургут», ООО «РН-Уватнефтегаз», ООО «Тобольск-Нефтехим», Тобольской ТЭЦ - филиале ОАО «Фортум» [2].

В целом за 2013 год в Тюменской области в атмосферный воздух поступило 133,637 тыс.т. различных химических веществ. Как и ранее в выбросах превалировали углеводороды (36,6%) и оксид углерода (44,2%); на долю окислов азота приходилось 23,1%, твердых веществ – 7,6%, сернистого ангидрида – 1.9% (рис. 2) [8].

Рис. 2. Динамика выбросов загрязняющих веществ в Тюменской области за 2013 г. [8]

Наиболее опасными считаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), так как затруднено их рассеивание. За 2013 год в г. Тюмени прогнозировалось 56 случаев НМУ. При наступлении таких ситуаций общий уровень загрязнения воздуха по основным примесям был пониженным. В 3 случаях (1.02.2013 – 2.02.2013 г., 19.02.2013 г. и 17.07.2013 г.) уровень загрязнения воздуха был повышен. Суммарный эффект примесей (диоксид серы + диоксид азота + оксид углерода + фенол) превышал предельную допустимую концентрацию в период с 1 по 2 февраля, а так же 19 февраля (в 1.04 и в 1.15 раза соответственно) [2].

Существенный «вклад» в загрязнение атмосферного воздуха вносят передвижные источники. По сведениям Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) по Тюменской области, в 2013 году эксплуатировались 513085 ед. автотранспорта, с учетом мототранспорта – 539612 ед. [7].

По сравнению с 2012 годом количество легковых автомобилей возросло на 31.6 тыс. ед., грузовиков, автобусов и мотоциклов снизилось на 37.7, 2.7 и 11.5 тыс. ед. соответственно (рис. 3).

Рис. 3. Распределение автотранспорта по видам в Тюменской области за период с 2012 г. по 2013 г. [7]

Как и в 2012 году, в структуре транспортных средств преобладали автомобили, работающие на бензине – 94%; доля машин, заправляемых дизельным топливом, уменьшилась на 4%. Выход загрязняющих веществ в атмосферный воздух от тех и других видов практически одинаковый: на единицу транспорта приходится 256,5 и 276,9 кг различных химических веществ соответственно (рис. 4).

Рис. 4. Выброс загрязняющих веществ от бензиновых и дизельных двигателей [2]

В 2013 году на охрану окружающей среды в Тюменской области всего было затрачено 1518,2 млн. руб., из них на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменение климата 132,8 млн. руб., на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду 0,6 млн. руб. Затраты на оплату услуг природоохранного назначения всего составили 586,6 млн. руб., из них на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменение климата 51,1 млн. руб., на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий на окружающую среду 2,6 млн. руб. [9].

В целях снижения влияния человеческого фактора на атмосферу и повышения качества среды проживания населения ежегодно осуществляется комплекс воздухоохранных мер. Так, для уменьшения воздействия промышленных выбросов на здоровье человека Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области ведется работа по установлению санитарно-защитных зон предприятий [10].

Для сокращения выбросов вредных веществ автотранспортом осуществлялись мероприятия по ограничению его передвижения и въезда в населенные пункты. В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие транспортной инфраструктуры Тюменской области» по заказу Главного управления строительства Тюменской области построена транспортная развязка длиной 1.595 км на окружной автомобильной дороге г. Тюмени на участке от автодороги Тюмень – Ханты-Мансийск через города Тобольск, Сургут, Нефтеюганск до автодороги Тюмень – Боровский – Богандинский. Разработана проектная документация на строительство автодороги «Обход с. Исетское, вторая очередь», окружной автодороги г. Тюмени (2 и 3 пусковые комплексы), начато проектирование 4 пускового комплекса окружной автодороги г. Тюмени.

Принятие этих и иных природоохранных мер послужило стабилизации ситуации по загрязнению воздушного бассейна в Тюменской области. Однако, вследствие увеличения числа транспортных средств, ввода в эксплуатацию новых производств нельзя говорить о сокращении выбросов вредных веществ в атмосферу. Для улучшения качества воздуха необходимо планомерное проведение природоохранных мероприятий, в том числе внедрение пыле- и газозащитных устройств, вовлечение уловленных веществ во вторичный оборот, применение малоотходных и безотходных технологий, усиление контроля за загрязнением атмосферы и постоянный мониторинг ситуации.

Рецензенты:

Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.