Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

CONDITIONS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL MARKETS PAID EDUCATIONAL SERVICES IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

Zhandarova L.F. 1
1 Kazan National Research Technological University
В современное время значение региональных рынков платных образовательных услуг всемерно возрастает одновременно с ростом значимости экономики каждого региона и выраженной тенденцией передачи все больших полномочий из федерального уровня на уровень региональный в целом. Даже при условии доминирующей роли федерального бюджета в финансировании высшего профессионального образования, вопросы конкретных назначений бюджетных трансфертов определяются уровнем развития образовательных учреждений высшего профессионального образования в конкретном регионе. Задачей данной статьи является доказательство или опровержение зависимости параметров развития регионального рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования от параметров социально-экономического развития регионов, выявление факторов, влияющих как положительно, так и отрицательно на эту зависимость, а также выявление на этой основе основных предпосылок формирования и развития этого сегмента рынка услуг.
In modern times the value of regional markets paid educational services to increase the growth of the economy of each region and pronounced tendency to transfer more powers from the Federal to the regional level as a whole. Even assuming the dominant role of the federal budget in the financing of higher education, the specific assignments of the fiscal transfers are determined by the level of development of the educational institutions of higher vocational education in the region. My goal in writing this article is a proof or disproof of the development parameters of the regional market of paid educational services of higher vocational education from the socio-economic development of the regions, identifying the factors that influence as positive and negative on this dependency, as well as the identification of the fundamental prerequisites for the formation and development of this segment of the market of services.
education services
regional markets paid educational services
Higher professional education
education institutions
paid educational services

Рынок платных образовательных услуг высшего профессионального образования представляет собой динамическую адаптивную инерционную систему, в рамках которой совершаются экономические отношения по поводу купли-продажи образовательных услуг высшего профессионального образования между их производителями (учреждениями высшего профессионального образования) и физическими или юридическими лицами, представленными, соответственно, индивидуальными потребителями и хозяйствующими субъектами различной формы собственности в условиях информационной асимметрии и при непосредственном регулирующем участии органов государственной власти. Значение региональных рынков платных образовательных услуг всемерно возрастает одновременно с ростом значимости экономики каждого региона и выраженной тенденцией передачи все больших полномочий из федерального уровня на уровень региональный в целом [1]. Кроме того, высокий уровень дифференциации регионального развития, существенные различия в уровне социально-экономического развития регионов, выраженные в величине валового регионального продукта на душу населения региона, уровне доходов его жителей и структуре расходов, накладывают выраженный отпечаток на структуру и динамику развития регионального рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования.

Анализ динамики численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в разрезе субъектов Российской Федерации с 2010 по 2014 годы представлен в таблице 1[4].

Таблица 1

Динамика численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в разрезе субъектов Российской Федерации с 2010 по 2014 годы, в тыс. человек

 

2010/11

2012/13

2013/14

Российская Федерация, всего

7049,8

6065,4

5646,7

В том числе:

 

 

 

- в государственных и муниципальных

5848,7

5145,3

4762,0

- в частных

1201,1

930,1

884,7

Центральный федеральный округ, всего

2215,9

1852,9

1746,9

В том числе:

 

 

 

- государственных и муниципальных

1651,4

1442,8

1746,9

- в частных

564,5

410,1

394,0

Северо-Западный федеральный округ, всего

712,0

619,0

562,9

В том числе:

 

 

 

- в государственных и муниципальных

605,3

530,4

490,4

- в частных

106,7

88,6

72,5

Южный федеральный округ, всего

585,9

524,8

491,3

В том числе:

 

 

 

- в государственных и муниципальных

490,9

452,7

420,1

- в частных

95,0

72,1

71,2

Северо-Кавказский федеральный округ, всего

366,8

329,3

313,2

В том числе:

 

 

 

- в государственных и муниципальных

313,6

280,7

265,5

- в частных

53,2

48,6

47,8

Приволжский федеральный округ, всего

1395,9

1212,6

1118,0

В том числе:

 

 

 

- в государственных и муниципальных

1198,7

1053,0

961,7

- в частных

197,2

159,6

156,3

Уральский федеральный округ, всего

577,7

491,0

455,5

В том числе:

 

 

 

- в государственных и муниципальных

508,2

433,8

402,9

- в частных

69,1

57,2

52,6

Сибирский федеральный округ, всего

891,1

792,8

732,6

В том числе:

 

 

 

- в государственных и муниципальных

804,7

720,1

660,1

- в частных

86,4

72,7

72,5

Дальневосточный федеральный округ, всего

304,9

252,9

226,2

В том числе:

 

 

 

- в государственных и муниципальных

276,0

231,7

226,2

- в частных

28,9

21,2

17,9

Как показали результаты сравнительного анализа динамики численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в разрезе субъектов Российской Федерации с 2010 по 2014 годы, в целом, по стране наблюдается тенденция выраженного сокращения численности студентов в системе высшего профессионального образования. Так, если в 2010/11 учебном году численность студентов ВУЗов составляла 7049,8 тыс. человек, то в 2013/14 учебном году она сократилась до 5646,7 тыс. человек или почти на 20%. При этом наиболее выраженно этот процесс протекал в частных высших учебных заведениях. Так, если в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за анализируемый период численность студентов сократилась на 18,6%, то в частных - на 26,4%.

Эта же тенденция ускоренного сокращения численности студентов в частных ВУЗах по сравнению с государственными и муниципальными наблюдается и в Приволжском федеральном округе, где сокращение студентов государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за анализируемый период составило 19,8%, тогда как в частных ВУЗах это сокращение составило 20,8%.

Для целей проводимого исследования представляется целесообразным провести сопоставительный анализ потенциалов рынков образовательных услуг высшего профессионального образования регионов Приволжского федерального округа, что позволило бы выявить предпосылки формирования ускоренного развития этого рынка в тех или иных регионах и определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие этого рынка, а также подтвердить предположение о существовании определенной зависимости между уровнем развития рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования и уровнем социально-экономического развития регионов. Прежде всего, проведем сравнительный анализ данных о количестве и структуре образовательных учреждений высшего профессионального образования в разрезе субъектов Приволжского федерального округа, представленных в таблице 2 [4].

Таблица 2

Число и структура образовательных учреждений высшего профессионального образования в разрезе субъектов Приволжского федерального округа в 2014 году

 

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования

 

Всего

Государственные и муниципальные

Частные

Приволжский федеральный округ

143

103

40

Республика Башкортостан

11

9

2

Республика Марий Эл

3

2

1

Республика Мордовия

3

2

1

Республика Татарстан

26

17

9

Удмуртская Республика

8

5

3

Чувашская Республика

5

4

1

Пермский край

16

10

6

Кировская область

6

4

2

Нижегородская область

13

11

2

Оренбургская область

7

6

1

Пензенская область

4

4

-

Самарская область

28

17

11

Саратовская область

8

7

1

Ульяновская область

5

5

-

Как показывают данные сравнительного анализа, лидирующие позиции по числу образовательных учреждений высшего профессионального образования среди субъектов Приволжского федерального округа в 2014 году занимали с большим отрывом от других Самарская область и Республика Татарстан, где функционировало, соответственно, 28 и 26 образовательных учреждений высшего профессионального образования. Наименьшее количество ВУЗов зарегистрировано в Республике Марий Эл (3), Республике Мордовия (3), Пензенской области (4) и Ульяновской области (5). Эти же регионы, Самарская область и Республика Татарстан, лидируют по количеству государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых функционирует по 17 государственных и муниципальных ВУЗов. Наименьшее число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования зафиксировано в Республиках Марий Эл (2) и Мордовия (2).

Отдельно необходимо отметить, что в таких регионах, как Ульяновская и Пензенская области вообще нет ни одного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования, а в таких регионах как Республики Мордовия, Чувашская и Марий Эл, Оренбургская и Саратовская области функционирует только по одному частному учреждению высшего профессионального образования. Если же сопоставить количество образовательных учреждений высшего профессионального образования и численность проживающего на территории регионов Приволжского федерального округа, то мы получим сопоставимые данные, представленные в таблице 3 [4].

Таблица 3

Численность жителей, приходящаяся на одно образовательное учреждение высшего профессионального образования в разрезе субъектов Приволжского федерального округа в 2013/2014 учебном году (тыс. человек)

 

Численность жителей, приходящаяся на одно образовательное учреждение высшего профессионального образования (тыс. человек)

 

Всего

Государственные и муниципальные

Частные

Приволжский федеральный округ

207,9

288,7

743,5

Республика Башкортостан

370,0

452,2

2035,0

Республика Марий Эл

229,3

344,0

688,0

Республика Мордовия

270,7

406,0

812,0

Республика Татарстан

147,6

225,7

426,4

Удмуртская Республика

189,6

303,4

505,7

Чувашская Республика

248,0

310,0

1240,0

Пермский край

164,7

263,6

439,3

Кировская область

218,5

327,7

655,5

Нижегородская область

252,4

298,3

1640,5

Оренбургская область

287,0

334,8

2009,0

Пензенская область

340,2

340,2

-

Самарская область

114,7

188,9

291,9

Саратовская область

312,1

356,7

2497,0

Ульяновская область

253,6

253,6

-

Анализ расчетных данных о численности жителей регионов Приволжского федерального округа, приходящаяся на одно образовательное учреждение высшего профессионального образования, представленных в таблице 2.2.3., показывает, что лидирующие позиции по данному показателю с большим отрывом от других регионов занимают Самарская область, где на одно образовательное учреждение высшего профессионального образования приходится 114,7 тыс. человек, проживающих на территории области и Республика Татарстан, где этот показатель составлял в 2014 году 147,6 тыс. человек. При этом в среднем по федеральному округу этот показатель был равен 207,9 тыс. человек.

Наибольшая численность жителей, приходящаяся на одно образовательное учреждение высшего профессионального образования, зафиксирована в Республике Башкортостан (370,0 тыс. человек), Пензенской области (340,2 тыс. человек) и Саратовской области (312,1 тыс. человек). Эти же позиции занимают указанные регионы и по показателю численности жителей, приходящейся на одно государственное и муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Соответственно, в таких регионах как Республики Мордовия, Чувашская и Марий Эл, Оренбургская и Саратовская области жители лишены возможности приобрести платные образовательные услуги частных учреждений высшего профессионального образования.

В качестве тенденций развития региональных рынков платных образовательных услуг высшего профессионального образования в субъектах Приволжского федерального округа можно выделить:

  • на фоне общего по стране сокращения студентов высших учебных заведений, наблюдающееся в последние десять лет, ускоренное сокращение численности студентов в частных ВУЗах по сравнению с государственными и муниципальными высшими учебными заведениями в субъектах Приволжского федерального округа[2];
  • отсутствие рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования, предоставляемых частными образовательными учреждениями, в ряде субъектов Приволжского федерального округа, в частности в Ульяновской и Пензенской областях, где нет ни одного частного ВУЗа, а также в Республиках Мордовия, Чувашская и Марий Эл, Оренбургской и Саратовской областях, где функционирует всего по одному частному ВУЗу, что не может соответствовать требованиям полноценного рынка этого сегмента платных образовательных услуг;
  • сформировалась устойчивая группа регионов, включающая Самарскую область, Республику Татарстан, Пермский край, Нижегородскую область и Республику Башкортостан, которые с большим отрывом от остальных регионов лидируют по таким показателям, характеризующим уровень развития регионального рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования, как число образовательных учреждений высшего профессионального образования, численность жителей, приходящаяся на одно образовательной учреждение высшего профессионального образования, численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования, основным показателям социально-экономического развития региона;
  • наличие значительной разницы между самым высоким и самым низким показателем доли студентов, обучающихся в частных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, которая составляет свыше 4,5 раза (23,7 и 5,1), что свидетельствует о существенном различии социально-экономических и образовательных потенциалах регионов, а также о крайне высоком уровне дифференциации платежеспособного спроса на платные образовательные услуги среди регионов Приволжского федерального округа;
  • анализ итогового аналитического показателя, наиболее полно отражающего предпосылки формирования и развития региональных рынков платных образовательных услуг высшего профессионального образования, как объем платных образовательных услуг высшего профессионального образования на душу населения в разрезе регионов Приволжского федерального округа подтвердил наше предположение о составе лидирующей группы регионов по уровню развития рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования [3].

Таким образом, можно заключить, что в качестве предпосылок формирования и развития региональных рынков платных образовательных услуг высшего профессионального образования были выявлены следующие:

  • прямая зависимость уровня развития регионального рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования от уровня социально-экономического развития региона;
  • среди наиболее значимых факторов, определяющих предпосылки формирования и развития региональных рынков платных образовательных услуг высшего профессионального образования можно выделить величину инвестиций в сферу образования на душу населения региона, величину валового регионального продукта на душу населения региона, величину месячного денежного дохода на душу населения региона и величину платных услуг на душу населения региона;
  • наличие фактора устойчивых групп регионов, традиционно на протяжении нескольких лет, демонстрирующих устойчиво низкий уровень показателей, определяющих предпосылки формирования и развития региональных рынков платных образовательных услуг высшего профессионального образования, в основе которых лежит значительная дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития и показателям качества жизни их населения [5].

Рецензенты:

Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань;

Романова А.И., д.э.н., профессор, директор Института дополнительного профессионального образования Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань.