Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SCENARIOS OF TRAINING TEACHERS TO CHANGE SOCIAL INTERACTION IN PEDAGOGICAL ACTIVITY

Kandaurova A.V. 1
1 Tara branch Omsk State Agrarian University named after PA Stolypin
В статье рассматриваются сценарии подготовки педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности, обусловленные различными изменениями современного этапа, как инновационная форма в системе дополнительного профессионального образования. Основное внимание в работе автор акцентирует на необходимости изменений в самом субъекте социального взаимодействия – педагоге, который должен осознать объективность социальных изменений современного мира, освоить новые стратегии социального взаимодействия, иметь развитую рефлексивность и быть готовым к рискам и изменениям. В статье предложены в качестве эффективных форм обучения педагогических кадров, сценарии обучения, которые были успешно апробированы в системе дополнительного профессионального образования. Представленный материал публикации будет интересен работникам институтов повышения квалификации, педагогам, методистам и менеджерам в образовании и всем заинтересованным лицам.
This article discusses scenarios preparation of teachers to change social interaction in pedagogical activity due to various changes in the modern stage, as an innovative form of the system of additional vocational training. The focus of the paper, the author focuses on the need for changes in the subjects of social interaction - teachers who should realize the objective social changes of the modern world, learn new strategies of social interaction have developed reflexivity and be ready to risk and change. The article proposed as effective forms of training teaching staff, training scenarios that have been successfully tested in the system of additional vocational training. The material presented publication will be of interest to workers training institutes, teachers, supervisors and managers in education and all interested parties.
scenario training
teacher training
social interaction
social change
Масштабные социальные изменения последних десятилетий, происходящие в мире, в российском обществе, в системе образования в том числе, оказывают влияние на все структурные компоненты образования как социального института. Наиболее уязвимым в педагогической деятельности оказывается социальное взаимодействие как система человеческих взаимоотношений, испытывающая влияние всех социальных изменений от глобализации, модернизации образования до таких социальных процессов, как миграция, стратификация, маргинализация [1]. Несмотря на изменения всех компонентов социального взаимодействия (субъекты, цели, ценности, действия, условия, ситуация, др.), главным субъектом, реагирующим, осмысливающим и проводящим эти изменения в профессиональную деятельность, безусловно, является учитель [2]. Данное положение находит отражение в ведущих нормативных документах. Так, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что ключевой особенностью современной школы являются открытые ко всему новому учителя. Непрерывность подготовки педагогических кадров, обусловленная конкуренцией современной инновационной экономики и промышленности, заявлена и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Происходящие стремительные и широкомасштабные изменения требуют мобильности от педагога, его готовности к изменениям в системе социального взаимодействия. Вместе с тем, практика организации социального взаимодействия в педагогической деятельности все чаще доказывает свою несостоятельность, в педагогической среде растет напряжение, порождающее риски и конфликты. Следовательно, перед системой дополнительного профессионального образования стоит актуальная задача подготовки педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности на современном этапе. К факторам, вызывающим изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности, относятся практически все социальные изменения реальности: мировые тенденции (глобализация, информатизация, развитие науки, техники, производства), общегосударственные (стратификация, миграция, маргинализация, социально-экономические, социально-политические изменения), отраслевые (реформирование и модернизация системы образования, процессы стандартизации) и мн.др. Особая задача для системы дополнительного профессионального образования в части подготовки педагогов к изменениям социального взаимодействия заключается в осознании того факта, что изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности являются объективной реальностью, что эффективность социального взаимодействия в условиях постоянных и многофакторных изменений требуют изменений самого субъекта взаимодействия (педагога), осознания им необходимости и готовности меняться самому.

Концепция и система подготовки педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности должна опираться на принцип непрерывности, как невозможности достижения конечной готовности в условиях динамичных и перманентных социальных изменений, принцип интеграции формального, неформального и информального образования и строиться на процессуально-личностно-деятельностном подходе, поскольку, социальное взаимодействие в педагогической деятельности, изменения в социальном взаимодействии в педагогической деятельности и подготовка педагогов - есть суть процесса; подготовка педагогов к изменениям социального взаимодействия направлена на изменения в самом субъекте, однако эффективность такой подготовки обусловлена мотивированной, активной деятельностью самого субъекта. Следовательно, система непрерывной подготовки педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности должна реализовываться на трех уровнях:

1. Субъектный уровень. Педагог осваивает методологию изменений на личностном уровне, осознает перманентность, непрерывность и объективность изменений, формирует и развивает профессионально-педагогическую и личностную рефлексивность, мотивационную готовность к изменениям, формирует навыки и умения выхода из кризисов, диагностики и преодоления затруднений и рисков.

2. Профессиональный уровень. Педагог вырабатывает, осваивает, рефлексирует, принимает новые социальные нормы, ценности, стандарты, стратегии, формы, сценарии социального взаимодействия в профессиональной педагогической деятельности в новых условиях.

3. Уровень образовательной организации. Формирование и трансляция новой организационной культуры (в режиме изменений и развития), инновационные процессы осознаются и поддерживаются руководством, коллективом, общественностью.

Подготовка педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности требует особых методов обучения. Традиционные методы оказываются недостаточно эффективными, поскольку практикующему педагогу мало только передать знания о методологии изменений и их влиянии на профессиональную деятельность, недостаточно объяснить причины напряженности и рисков в повседневной профессиональной деятельности. Обучение должно быть построено таким образом, чтобы в процессе обучения педагог мог измениться сам, тем самым повысить степень своей мобильности, адаптивности для адекватного реагирования на перманентные изменения в своей дальнейшей деятельности, развить личностную готовность к изменениям, снизить персональную сопротивляемость им. Для решения поставленной задачи в системе дополнительного профессионального образования одними из эффективных форм могут использоваться такие активные формы обучения, как сценарии. Во-первых, прогностическая техника сценарного планирования опирается на вариативность результата, когда будущее неизвестно. В том случае, когда может быть несколько вариантов решения или развития ситуации, просчитываются возможные риски, анализируются факторы, причины, условия и проектируется несколько вариантов развития ситуации. Во-вторых, проектирование, прогнозирование развития ситуации, проигрывание ее расширяет социальный и профессиональный опыт педагога. Освоение (проживание) множественности вариантов развития ситуаций позволяет в реальной практике прогнозировать и минимизировать вероятные риски социального взаимодействия в педагогической деятельности. Осмысление нескольких вариантов развития ситуации в процессе подготовки педагогов позволяет им выбирать и осваивать наиболее эффективную стратегию социального взаимодействия в дальнейшей реальной практике. В-третьих, в условиях высокой неопределенности и быстрых изменений окружающей среды становится рискованным разрабатывать стратегию, основанную на единственном вероятностном прогнозе. Метод сценарного планирования позволяет создавать и логически структурировать различные варианты развития будущего, тем самым создавая предпосылки успешного социального взаимодействия в педагогической деятельности при различных вариантах его реального развития.

Ограниченные форматом статьи, кратко остановимся на некоторых сценариях, применяемых в подготовке педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности, успешно апробированных в системе дополнительного профессионального образования в Тюменском областном государственном институте развития образования. Первым сценарием подготовки педагогов рассмотрим сторителлинг, или рассказывание историй, который был придуман и успешно применялся Д. Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. В основу метода обучения Д. Армстронг положил тот факт, «что истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее» [4]. В настоящее время, сторителлинг как сценарий обучения взрослых успешно применяется в структурах бизнеса, экономики, промышленных компаниях, однако в педагогике описание данного метода практически не встречается. Суть сторителлинга заключается в рассказывании историй, которые в процессе обучения могут обсуждаться группами, парами, дискуссионно, анализироваться с различных сторон и т.п. Использование метафор в обучении достаточно традиционно и не претендует на новизну; уже в древности такой метод обучения называли сказительством. В современной образовательной ситуации такой метод стал вариантом неформального обучения и используется как дополнительный к академическому [5]. Основным фактором успешности сторителлинга являются подобранные и вовремя рассказанные истории. Например, в различных компаниях, когда необходимо быстро донести до всех работников неформальную информацию, иногда «подбрасываются» истории, (мифы, слухи) во время обеденного перерыва, в «курилке». Именно умение вовремя рассказать историю определяет жизнеспособность данной истории.

Остановимся на примерах. В рамках подготовки к конкурсу профессионального педагогического мастерства «Инновации. Индивидуальность. Интерес» со слушателями ТОГИРОО (социальные педагоги и психологи образовательных организаций) был проведен двухдневный рефлексивный семинар по теме: «Изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности на современном этапе». Цель семинара заключалась в повышении социально-коммуникативной, конфликтологической компетентности, компетентности социального взаимодействия, развития диагностических, рефлексивных умений, повышения уровня готовности к изменениям, готовности принятия решения в условиях неопределенности и риска. На занятии по теме: «Влияние социальных изменений на педагогическую деятельность на современном этапе» слушателям было предложено следующее задание: подготовить примеры проблем организации социального взаимодействия в педагогической деятельности с различными категориями обучающихся (дети группы социального риска, агрессивные дети, дети семей-мигрантов, зависимые подростки, дети с ОВЗ и др.). На занятии по теме: «Проблемные поля социального взаимодействия в педагогической деятельности» также необходимо было вспомнить и зафиксировать профессиональные и личностные затруднения, с которыми на практике столкнулись педагоги при организации социального взаимодействия с различными категориями субъектов образовательных отношений. Слушателям было предложено рассказать правдивую историю, объединяющую оба задания. Организовывать занятия для сторителлинга целесообразно в аудиториях, в которых слушатели могут разместиться по кругу или друг против друга. В таком случае, рассказывающий историю, видит заинтересованность, поддержку своих коллег. В психологически комфортной обстановке история каждого социального педагога о конкретном ребенке или о проблеме в организации социального взаимодействия вызывает понимание, участие коллег; участники сторителлинга задают много вопросов, комментируют, советуют. Именно живое общение, опирающееся на личный опыт каждого, и является тем средством, которое обогащает арсенал навыков социального взаимодействия каждого участника.

Например, одним из молодых психологов, была рассказана история про ученицу 11 класса, пугающую родителей и учителей суицидом. Девочка говорила о суициде каждый раз, когда возникала конфликтная ситуация на уроке, сложная ситуация в подготовке к занятиям, контрольной работе, требующая от нее усилия воли, усердия и т.п. Дважды девочка уже пугала родителей бритвой, закрывшись в ванной комнате. Классный руководитель в социальных сетях нашла такое сообщение ученицы: «Никогда не сдам ЕГЭ, лучше умереть, чем опозориться». Сначала все слушатели единогласно признали данную ситуацию, выходящую за рамки профессиональной компетенции школьных психологов, социальных педагогов и классных руководителей, однако, также признали, что такую ситуацию нельзя оставлять бесконтрольной. В процессе дальнейшего обсуждения более опытные педагоги стали высказывать различные варианты развития ситуации. В результате был выстроен алгоритм социального взаимодействия классного руководителя, социального педагога, психолога, родителей, городской службы доверия, детского психиатра, направленный на оказание квалифицированной помощи родителям, начиная от осознания проблемы до конкретных шагов помощи ребенку. Слушателями также были предложены проекты: интервью с выпускниками «Как я сдавал ЕГЭ», социально-психологические рекомендации учителям-предметникам по мотивации обучающихся к подготовке к экзаменам, проект педагогического совета с приглашением психолога «Как не бояться ЕГЭ», мониторинг настроения выпускников и др. Таким образом, ситуация, в первом приближении, казавшаяся нерешаемой в пределах компетенции школьного психолога, оказалась серьезной проблемой для всех участников сторителлинга, работающих с выпускниками и подтолкнула к осмыслению профессиональной позиции всего педагогического коллектива данной гимназии в новых условиях, а для других послужила уроком, что и является целью сторителлинга - обучаться на историях.

Еще одна история вызвала продолжительное обсуждение слушателей. Ученик 7 класса принес в школу какое-то вещество, расфасованное в полиэтиленовые пакетики, и предлагал купить его другим учащимся как наркотическое средство - насвай. Ученик не скрывался, открыто и демонстративно предлагал «средство» на переменах и уроках, во дворе школы. Социальный педагог обратился с заявлением в полицию, однако спустя некоторое время директору гимназии позвонили и предложили забрать заявление, поскольку в пакетиках оказался зеленый чай. В педагогической практике имеется опыт обучения на ситуациях. Ценность сторителлинга как сценария обучения заключается в непременном обращении к профессиональному и социальному опыту участников с одной стороны, и к обогащению опыта «непридуманными» историями - с другой. Обмен мнениями, обсуждение вариантов развития реальной ситуации отличает данный сценарий от решения хрестоматийных и учебных профессиональных задач, что, безусловно, повышает актуальный профессиональный уровень каждого педагога.

Эффективность сценария «Образовательный ретренинг» для подготовки педагогов к изменениям доказана в системе дополнительного профессионального образования Омской, Тюменской областей, г. Санкт-Петербург и Ленинградской области. Образовательный ретренинг предполагает возвращение к ранее услышанному, к ранее освоенным научным знаниям, профессиональным понятиям. Проговаривание, пишет Н.Н. Суртаева, осуществляет перевод мыслей (интуиций) в слова, чтобы мысль получила наиболее достоверное воплощение [6]. Эффективность данного сценария обучения заключается в преодолении аксиомарности мышления педагога в процессе подвергания сомнению имеющийся материал, опыт, знания, навыки. В результате на фоне когнитивного диссонанса инициируется активная познавательная деятельность. Н.Н. Суртаева целью образовательного ретренинга видит реализацию научно-методической помощи образующих себя педагогов в осмыслении ими значимости, значений, целевых и ценностных ориентиров собственной профессиональной деятельности. При организации занятия по сценарию образовательного ретренинга педагог выполняет роль модератора, ему в помощь выбираются несколько (6-8) слушателей (обучающихся), наиболее компетентных в данной области. Действия педагога-модератора по мнению Н.Н. Суртаевой, заключаются в подготовке и постановке проблемы, вопросов, провоцирующих интенсивное обсуждение известного ранее материала, а также в организации процесса обсуждения, который порождает новое видение знакомой, казалось бы проблемы, рассмотрение ее с разных сторон. Техническое сопровождение сценария в виде фиксирования любых высказываний, замечаний, предложений обязательно, поскольку, проектирование этих «мыслей, идей, интуиций» на экран и есть, собственно, возврат и новый взгляд на известный материал, который способствует разрушению аксиомарности мышления и развитию толерантности к новому [7].

Интересные практические результаты показывают и другие сценарии подготовки педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности как, например методика ADKAR, ALACT-модель (рефлексивный круг), кейс-стади [8]. Предложенные и другие сценарии как формы обучения в подготовке педагогов к изменениям могут быть использованы как в рамках формального, так и неформального дополнительного профессионального образования.

Проектирование системы в рамках концепции подготовки педагогов к изменениям, в том числе и в социальном взаимодействии, а также разработка сценариев опирались на модель управления изменениями К. Левина, включающую три этапа:

1 этап: Стадия размораживания - осмысление сложившегося напряжения, противоречия, проблемного поля, определение движущих сил и описание желаемого конечного состояния. Социальное взаимодействие в педагогической деятельности становится нестабильным, педагог сталкивается с рисками и конфликтами в повседневной профессиональной деятельности. Субъективная напряженность, тревожность, дезадаптивность, вызванные необходимостью изменений, являются естественными реакциями и вызывают не менее естественное персональное сопротивление изменениям. Педагог в таких условиях неэффективен, тревожен, осознает объективность и необходимость изменений - педагог готов к изменениям через обучение.

2 этап: Стадия движения - процесс перехода из одного (как есть) в другое (как должно быть) состояние. К. Левин сравнивал этот этап с движением, путешествием, которое совершается для преодоления проблем. Этот этап предусматривает личностное изменение для желаемого результата. Необходима контекстно-поддерживающая профессиональная среда, поскольку противоречия между старой системой социального взаимодействия и возникающей новой требуют адаптации к изменениям, успешность которой зависит от изменений в самом субъекте. Педагог стремиться к изменениям через обучение.

3 Этап: Стадия замораживания представляет собой стабилизацию нового состояния социального взаимодействия (гомеостаз по К. Левину), формирование новых ценностей, социальных норм и социальных отношений, регулирующих новый формат социального взаимодействия в педагогической деятельности.

Заключение

Таким образом, характерные для настоящего времени изменения, происходят во всех сферах человеческой жизнедеятельности и оказывают влияние на все проявления человеческой активности. Особого исследовательского внимания заслуживают изменения, социального взаимодействия в педагогической деятельности, так как от характера данного рода человеческих взаимоотношений зависит успешность социализации подрастающего поколения, формирования социальных норм. Ведущую роль в реализации нового формата социального взаимодействия играет педагог как субъект социального взаимодействия, обладающий профессионально определенной социальной ролью и функционалом. Но эффективность реализации изменений, их конструктивность зависят от готовности самого педагога меняться, разрушать аксиомарность педагогического мышления, традиционно характеризующегося как консервативное. Новый подход в подготовке педагогов к изменениям требуют новых форм, каковыми могут являться сценарии. В результате подготовки педагогов изменения в самом субъекте происходят:

- на уровне аксиологии (в процессе рефлексии выявляются наибольшие затруднения, риски; изменения принимаются как объективно необходимые, субъект готов к изменениям в себе, чтобы обеспечить адаптацию в социальной ситуации и снять напряжение);

- на когнитивном уровне (понимание, что изменения неизбежны, что минимизация рисков социального взаимодействия возможна через обучение, ресоциализацию социального опыта, освоение основных знаний и нового опыта социального взаимодействия);

- на уровне деятельности (освоение технологий, техник, приемов, стратегий социального взаимодействия на стратегическом, тактическом, оперативном уровне в процессе реализации вариативных сценариев обучения).

Эффективность подготовки педагогов также зависит от изменения среды (изменение контекста социального взаимодействия через поддержку инновационного развития образовательной организации всеми субъектами, идеологию доверия в социальном взаимодействии субъектов образования); изменение условий (новые формы обучения педагогов, демонстрирующие внедрения изменений на уровне форм, технологий, средств, моделей, сценариев), которые создают атмосферу инновационного процесса в период подготовки педагогов.

В целом, система подготовки педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности является целостной, развивающейся открытой, управляемой.

Теоретическая концепция, модель системы, различные формы подготовки педагогов к изменениям социального взаимодействия в педагогической деятельности прошли апробацию в системе дополнительного профессионального образования в различных регионах и получили положительные отзывы.

Рецензенты:

Милованова Н.Г., д.п.н., профессор, проректор по научной работе АОУ ДПО (повышение квалификации) специалистов, ТОГИРРО, г. Тюмень;

Кривых С.В., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.