Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

METHODOLOGICAL APPROACHES TO DETERMINING FOOD SECURITY AS A GENERAL PURPOSE AGRICULTURAL POLICY

Naydanova E.B. 1
1 East-Siberian State University of Technology and Management
В современной социально-политической ситуации аграрная политика рассматривается в основном через призму обеспечения продовольственной независимости населения России. Немаловажное значение для постановки стратегических задач при формировании аграрной политики имеет методологический подход к определению продовольственной безопасности. В статье рассмотрены подходы ученых к определению «продовольственная безопасность», трактовка термина в официальных документах, в частности в Доктрине продовольственной безопасности России. В рамках исследования систематизированы производственный и потребительский подходы к определению продовольственной безопасности и выделено государство как институт, участвующий как со стороны производства, так и со стороны потребления. Автором затронуты проблемы продовольственной безопасности современной России, вопросы самообеспеченности продовольствием и импортозамещения. Рассмотрены проблемы инновационного развития сельского хозяйства. В результате на основании проведенного исследования предложено авторское определение категории «продовольственная безопасность».
In the current socio - political situation agricultural policy is seen primarily through the prism of food independence of Russia´s population. Equally important for setting strategic goals in the formation of agrarian policy has methodological approach to the definition of food security. The article discusses approaches to scientific definition of "food security", the interpretation of the term in official documents, in particular in the Doctrine of food security in Russia. In the study, a systematic production and consumption approaches to the definition of food security and highlighted the state as an institution involved from both production and demand side. The author discussed the issue of food safety of modern Russia, the issues of food self-sufficiency and import substitution. The problems of innovative development of agriculture. As a result, on the basis of the study suggested author´s definition of the category of "food security".
food sovereignty and agriculture.
food security
import substitution
agricultural policy

Аграрная политика является частью экономической политики страны, сферой влияния которой выступают сельское хозяйство и связанная с ним хозяйственная деятельность. Ведь социально-экономическое положение в сельском хозяйстве, а в значительной степени - и во всем народном хозяйстве, зависит от «качества»  проводимой аграрной политики в стране [3]. 

Аграрная политика при любом общественной строе имеет цели, обусловленные прежде всего ее экономическим содержанием. Так, в социалистической, феодальной, рыноч­ной экономиках основной генеральной целью аграрной политики всегда оставалось решение проблемы обеспечения населения продовольствием. Продовольственная проблема стояла перед обществом с момента его возникновения. Еще Адам Смит писал, что после пищи одежда и жилище являются двумя главными потребностями человечества [13]. В связи с этим нами рассмотрены методологические подходы к определению продовольственной безопасности как генеральной цели аграрной политики.

Цель исследования

Роль продовольственного вопроса связана с тем, что продовольствие является основным фактором жизнедеятельности человека, и в случае дефицита или полного отсутствия пищи наступает голод, а затем смерть. Проблема продовольственной безопасности является актуальной во все времена, поскольку уровень питания населения характеризует уровень экономического развития страны, а уровень обеспечения населения продовольствием рассматривается как важнейший фактор и является определяющим критерием оценки социальной жизни, жизнеспособности экономической структуры и государственного устройства страны в целом.

Материал и методы исследования

В XX в. с развитием межгосударственной торговли продовольствие стало использоваться как оружие для политического давления одних стран над другими. Первым государством, которое применило его в этих целях, были США. Они регулярно исследуют продовольственную ситуацию в странах мира и при поддержании высокого уровня самообеспеченности продовольствием активно расширяют свою долю на рынках продовольствия других стран, осуществляя во взаимоотношениях с ними методы как мягкого воздействия (таможенные барьеры, ценовая политика, экспортные субсидии, открытие кредитных линий и т.д.), так и меры типа эмбарго, запреты на импорт, экономический саботаж и др.  Одновременно страны - импортеры продовольствия с учетом присущих им специфических особенностей свою внешнеэкономическую политику направляют на защиту внутреннего продовольственного рынка, отечественных товаропроизводителей и экспортеров от иностранной конкуренции, включая полное закрытие внутренних рынков для импорта и также повышая самообеспеченность продовольствием. Из этого следует, что продовольственная безопасность осознается руководством стран мира как важнейшее условие суверенитета государства, его внутренней политики и независимости в международных отношениях [10].      

Впервые термин «продовольственная безопасность» был введен в практику в 1974 г. в Риме на Всемирной конференции по проблеме продовольствия. А  раскрыта категория «продовольственная безопасность» как понятие было в 1996 г. на Всемирной встрече по проблемам обеспечения продовольствием.

Существует несколько подходов к определению генеральной цели аграрной политики. Так, рассматривая категорию продовольственной безопасности, Д. Рикардо считал, что «только плодотворная страна, особенно если она разрешает свободный ввоз пищевых продуктов, может накопить капитал в изобилии без значительного уменьшения нормы прибыли или значительного возрастания земельной ренты». Он полагал, что ограничивает свободную торговлю продуктами питания зависимость государства от импортных поставок продовольствия. Опасность зависимости от иностранного продовольствия является прямой угрозой  суверенитету государства [5].  Данная  угроза Д. Рикардо рассматривалась двояко:

1) в случае войны коалиция континентальных держав или же влияние нашего главного врага могут лишить нас нашего обычного снабжения;

2) в случае неурожая за границей вывозящие страны будут иметь возможность удержать у себя обычно вывозившуюся часть хлеба для того, чтобы восполнить свое собственное недостаточное снабжение [5].

Ярким примером первой угрозы, рассматриваемой Д. Рикардо, в современном мире служит политическая оппозиционная коалиция против России ряда европейских стран и США с августа 2014 г. Продовольственный вопрос послужил инструментом противоречий в политической игре мировых держав, а заложниками сложившейся ситуации стало население как Российской Федерации, так и самих европейских государств. Это моментально отразилось на уровне продовольственной безопасности стран - участниц политического противостояния. Ц.В. Бычкова дает определение продовольственной безопасности, отражающее описываемую ситуацию.  Под продовольственной безопасностью она понимает способность страны удовлетворять потребности населения в продуктах питания, в том числе в случае частичного или полного прекращения внешних поставок [4].

Следует отметить, что в отечественной экономико-правовой литературе трактовка понятия продовольственной безопасности весьма разнообразна. Среди современников С. Дзасаров рассматривает термин продовольственной безопасности как способность государства обеспечить продуктами питания текущие и чрезвычайные потребности за счет собственных производственных ресурсов [6].

По мнению С.Г. Афанасьева, государство обязано обеспечивать население своей страны необходимыми продуктами питания, поскольку именно оно ответственно за здоровье нации и сохранение ее генофонда. А продовольственной безопасностью выступает ответственность (обязанность) государства в обычных и чрезвычайных условиях обеспечить для каждого домашнего хозяйства страны экономическую и физическую доступность к качественному (безопасному) продовольствию, преимущественно отечественного производства, на уровне научно обоснованных или временных (для чрезвычайных ситуаций) норм питания населения  [2].   

И. Ушачев, И. Щербак рассматривают продовольственную безопасность как способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность населения [9, 14]. Подобной трактовки термина придерживаются И.Н. Буздалов, Э.Н. Крылатых, Е.В. Серова и иные, которые считают, что продовольственная безопасность в широком контексте означает уровень доступности продуктов питания для основной части населения страны для поддержания нормального образа жизни [1].

Шахов расширяет понятие продовольственной безопасности и рассматривает его через систему рыночных инструментов, представляя как состояние спроса и предложения на сельскохозяйственное сырье и продукты питания, при обеспечении предложения за счет  национального производства и допустимых объемах официального импорта, а также создание государством условий для обеспечения физической и экономической доступности продуктов питания по стандартам качества, физиологическим нормам для всех категорий потребителей [15].

На сегодняшний день выявляется определенная согласованность обобщенного определения продовольственной безопасности в мировом сообществе, которая представляет собой постоянную способность государства и общества обеспечивать доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

И в рамках аграрной политики встает вопрос об источниках достижения необходимого потребления продовольствия - либо за счет экономически выгодного импорта, либо посредством развития собственного сельскохозяйственного производства (самообеспечения). Исходя из этого можно выделить различные подходы к определению продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность рассматривается с точки зрения производственного и потребительского аспектов.

Мы разделяем производственный подход к формированию продовольственной безопасности населения страны. С нашей точки зрения, для нормальной жизнедеятельности населения страны необходимо обеспечить собственное производство пищевых продуктов, поскольку, как показывает опыт, именно продовольственное эмбарго может послужить средством политических разногласий и привести к дефициту продуктов питания.

При анализе различных определений термина «продовольственная безопасность» рассматриваются вопросы самообеспеченности страны продовольствием, сбалансированности и полноценности питания населения, качество продовольствия, его доступность, ответственность государства за его продовольственное обеспечение.

В рамках исследования нами систематизированы производственный и потребительский подходы к определению продовольственной безопасности. Но не стоит забывать также об институте государства как одного из участников как со стороны производства, так и со стороны потребления.  Государство посредством соответствующих органов обязано анализировать, регулировать, поощрять и пресекать производство и потребление определенных видов продовольствия, поскольку на государство возложена социальная функция, а решение проблемы продовольственной безопасности является неотъемлемым элементом социальной политики страны. В данном случае государство может выступать в качестве регулятора взаимоотношений между спросом и потреблением, поскольку увязать взаимоотношения в аграрной среде достаточно сложно вследствие постановки разных целей участников взаимоотношений [15].

Анализ официальных документов России показал, что понятие продовольственной безопасности претерпевало определенные изменения до того момента, когда в 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности РФ. В данном документе дается четкое определение продовольственной безопасности - «это «состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни» [7].

Как показала практика, продовольственная безопасность - важное направление не только научных исследований, но и государственной политики. Это мощный геополитический фактор и главный инструмент обеспечения устойчивости социально-экономических процессов страны.

Продовольственная безопасность для Российской Федерации является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности, поскольку без надежного снабжения продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости от других государств.

Для оценки состояния продовольственной безопасности следует учитывать многие факторы, такие как уровень развития и устойчивости сельскохозяйственного производства; доходы и качество питания населения; степень обеспеченности продовольствием отечественного производства; масштабы импорта; степень открытости продовольственных рынков, механизм противодействия импортной интервенции; объемы продовольственных запасов; производственный потенциал сельского хозяйства. Все перечисленные факторы можно реализовать в рамках аграрной политики России через постепенное усиление инновационной активности предприятий сельскохозяйственной сферы.

Нужно отметить, что современный агропромышленный комплекс страны претерпевает достаточно сложный финансово-экономический период, поскольку из-за высокой себестоимости продукции и достаточно большой доли просроченной кредиторской задолженности отсутствует рентабельность по многим направлениям деятельности сельскохозяйственного производства. Кроме этого, можно наблюдать высокий уровень изношенности основных производственных фондов, хроническую нехватку оборотных средств, недостаточно эффективные организационно-экономические механизмы ведения хозяйственной деятельности предприятий АПК с применением современных технологий производства, управления и менеджмента. В отрасли по большей части используются устаревшие технологии, применяются несовершенные методы и формы организации производства и методы управления. Эта проблема связана, в частности, с достаточно низкой инновационной активностью предприятий сельского хозяйства. Безусловно, основными факторами, сдерживающими инновации, по-прежнему остаются недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений, большой экономический риск, слабо развитая институциональная среда. Поэтому развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК является одним из основных направлений государственной аграрной политики, что находит свое отражение в концепциях современной экономической политики [11].

Инновации в сельском хозяйстве - это прежде всего новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, а также новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров [8].

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, рассмотрев подходы различных авторов к определению термина продовольственной безопасности, а также проанализировав социально-экономическое положение в агропродовольственном секторе современной России, мы полагаем, что наибольший эффект от реализации всех рассмотренных направлений будет достигнут в случае достижения баланса интересов всех заинтересованных сторон и обеспечения выполнения основных задач в сфере поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, основанных на импортозамещении основных видов продовольствия, повышения инновационной активности в сельскохозяйственной отрасли и развития институциональной среды сельского хозяйства.

В связи с вышеизложенным нами предлагается следующее определение продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность страны - это обязанность (ответственность) государства в физическом и экономическом обеспечении качественными продуктами питания в соответствии с установленными рекомендованными нормами потребления населения страны для поддержания его активного образа жизнедеятельности за счет отечественного производства продовольствия в достаточной степени и повышения уровня импортозамещения, а также формирования конкурентоспособной среды агропродовольственного сектора на базе повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развития институциональной среды  сельского хозяйства.

Нужно отметить, что для обеспечения отечественной продовольственной безопасности, конечно же, необходимо наличие развитого производства, которое могло бы выпускать конкурентоспособную продукцию сельского хозяйства, а также важно развитие инфраструктуры в отрасли машиностроения, промышленности, необходимо налаженное производство минеральных удобрений и ядохимикатов.

Проблема продовольственной безопасности многогранна, вследствие чего ее нужно рассматривать в комплексе сопряженных вопросов, поскольку на продовольственное самообеспечение влияет множество факторов.

Заключение

Таким образом, проблема продовольственной безопасности имеет много аспектов. Прежде всего это глобальный (мировой) аспект. На сегодняшний день существует огромная разница в развитии продовольственного хозяйства отдельных регионов. Значительные группы населения живут в условиях явно недостаточного питания либо вообще голодают. Эти причины обусловлены прежде всего социально-экономическими факторами развития того или иного региона России. Помимо этого, продовольственная безопасность включает в себя не только международные, но и внутренние - национально-политические и социально-экономические - аспекты. Даже в странах с высоким жизненным уровнем имеются значительные группы населения с низким уровнем потребления продовольствия вследствие таких причин, как застойная безработица, отсутствие необходимого образования, неспособности адаптироваться к новым условиям постиндустриальной цивилизации.

На протяжении всей истории человечества снабжение населения продовольствием являлось главной государственной задачей.

Рецензенты:

Цыренова Е.Д., д.э.н., профессор кафедры «Экономическая теория, национальная и мировая экономика», проректор по дополнительному образованию и международному сотрудничеству ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ;

Потаев В.С., д.э.н., профессор кафедры «Организация производства, коммерция и предпринимательство» ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», г. Улан-Удэ.