Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CAPACITY BUILDING GIFTED ADOLESCENTS

Mikhaleva E.S. 1
1 VPO "Orenburg State Pedagogical University"
The questions in an article on the development of individual potential of gifted adolescents regarding the educational process. The essence of the concepts of "talent", "potential talent." Studied phenomenon requires attention to a deep study of the complex. The modern system of education, increasing the workload uncontrollably, not adequately address the peculiarities of gifted adolescents. Adolescents in the result is a decline of emotional personality characteristics, which can subsequently lead to the formation of risk overall development potential of the individual gifted teenager. Emphasizes the need to organize an integrated system of training and education, providing integrated impact of capacity development (intellectual, creative, emotional and spiritual) personality gifted adolescents. This article describes the findings of the ability to maintain effective capacity development of gifted adolescents.
potential.
talent
gifted teenager

Соответственно исполнению Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Президентской программы «Одаренные дети» и организованной коллективом авторитетных учебных деятелей «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков), актуальной задачей общеобразовательных учреждений вырабатываются организация продуктивной работы с подростковой одаренностью, а также развитие их потенциала (творческого и интеллектуального).

Однако современная система образования, неконтролируемо повышая учебную нагрузку, недостаточно учитывает особенности одаренных подростков. У подростков с дисгармоничным вариантом развития одаренности в первую очередь это отражается на количестве и качестве установления социальных контактов, происходит снижение психомоторной активности, вследствие чего отмечается угнетение эмоциональных характеристик личности, которая может привести к формированию рисков общего развития потенциала личности одаренного подростка. Следовательно, в педагогике проблема развития потенциалов (интеллектуального, творческого, эмоционально-духовного) личности одаренного подростка акцентирует внимание для изучения этой проблемы.

В подходе поиска путей повышения системности к развитию личности одаренного подростка - стала актуальной проблемой для современного мира. Необходимо создать специально организованную целостную систему обучения и воспитания одаренных подростков, что подчеркивается и осознается современными учеными и практиками. Они считают важным проведение целенаправленной комплексной работы по развитию потенциала одаренных подростков.

Согласно «Спутнику исследователя по педагогике» потенциал - это совокупность наличных средств, возможностей в некоем отношении, некоей области [1].

Обратим внимание к зарубежной и отечественной педагогике, рассматривавшей развитие потенциала личности одаренного подростка.

Как развивающееся, системное качество психики в течение жизни представлена одаренность, определяющая возможность достижения личностью более высоких и незаурядных результатов в любом виде деятельности по сравнению с другими людьми. В «Рабочей концепции одаренности» описаны типы развития одаренности детей: «гармоничный» и «дисгармоничный». В основе этих типов заложено значительное опережение в умственном развитии [6].

В психолого-педагогической литературе одаренностью называют [10]:

1) устойчиво проявляющийся высокий уровень развития способностей личности ребенка с выраженной познавательной мотивацией на протяжении длительного периода жизни (Л.А. Венгер);

2) высокий уровень развития способностей личности в какой-то деятельности, позволяющий ему достигать особых успехов (Н.А. Сидорина);

3) качественно-своеобразное совмещение способностей в выполнении какой-нибудь деятельности, зависящих от достижения успеха (Б.М. Теплов) и др.

В современном обществе имеют место две абсолютно противоположные точки зрения: «крайне редко встречаются одаренные дети» и «все дети - одаренные». Подросткам присуще развитие потенциальной одаренности в разнообразных видах деятельности. Учащиеся могут проявлять свою успешность в обширном спектре деятельности. Более того, разные подростки могут заметить особенности своих способностей сообразно к различным ее аспектам даже в одном виде деятельности.

Одаренными величают тех детей, у кого выражена общая или специальная одаренность в музыке, технике, рисовании и др. Детскую одаренность полагается диагностировать по темпу развития интеллектуального (степень опережения) при равных условиях среди ровесников. Основаны на этом тесты одаренности умственной и коэффициент интеллектуальности. Не стоит преувеличивать значение этих показателей, затем что творческая сторона ума имеет первостепенное значение. Можно обнаружить раньше других такую одаренность, как художественную в области музыки, а после в рисовании. Быстрее всего в области науки обнаруживается одаренность к математике. Не редкостью бывают расхождения между общим умственным уровнем развития ребенка и выраженностью более специальных его способностей. С ранним умственным развитием детей или с особенно видными достижениями в определенной деятельности называют «вундеркиндами». Возможно, залогом будущего таланта могут не служить самые выдающиеся проявления личности [1].

Выдвигают несколько категорий одаренности в детском возрасте [8]:

- интеллектуальная одаренность (по специальным тестам достаточно высокий показатель интеллекта);

- творческая одаренность (уровень высоких творческих способностей);

- достигнувшие успеха в деятельности, например, математики, шахматисты, музыканты, художники, и др. (категория талантливых);

- академическая одаренность (обучающиеся в школе хорошо).

В современном понимании значительная особенность одаренности принимается во внимание не как статическая характеристика, а как динамическая, которая включает фактор среды одинаково с факторами, которые характеризуют потенциал личности.

Отметить, с точки зрения педагогической концепции научные исследования проблемы одаренности связывают с ее проявлением и развитием отдельных развивающих условий социокультурной и образовательной среды.

Следует оперировать теми особенности, которые проявляются у каждого одаренного подростка в условиях образовательной и развивающей среды. Так отличающиеся в успешности развития одаренности лишь отдельные предпосылки, например, редким вниманием, быстротой реакций, музыкальным слухом или отличной памятью, ловкостью. Следует сделать акцент на развитие познавательной активности одаренных подростков через приобщение к определенной деятельности, возможно от «поделок руками» до производства компьютерных программ. Если творческий потенциал достаточно высок, то такая среда предоставляет возможность проживания творческого состояния, в котором объединяются операциональная, познавательная, эмоциональная и личностная сферы учащегося.  Реализация этого процесса возможна, если осуществляется психолого-педагогической поддержкой учителем и взаимопомощью сверстников-единомышленников.

Сегодня существует большое разнообразие концепций одаренности. Самой популярной из них считается концепция Дж. Рензулли, разработанная американским ученым, где одаренность - это сочетание основных трех характеристик:

- интеллектуальные способности (выше среднего уровня);

- настойчивость (ориентированная на задачу; мотивация);

- креативность.

С педагогической точки зрения, характеристики одаренности обосновываются в исследованиях Н.Н. Журба:

- уровень интеллектуального развития;

- творческий потенциал;

- специальные способности, возможности;

- познавательная активность.

Современные ученых утверждают, что уровень качественного характера и своеобразия развития одаренности вытекает из сложной структуры взаимодействия социокультурной среды, при помощи деятельности учащихся и наследственности (природных задатков). Важным значение является собственная активность ученика, реализации индивидуального дарования и находящиеся в основе формирования, психологических механизмов саморазвития личности.

Можно упомянуть, что в современных направлениях «развивать» дарование учеников складываются в основные группы приемов, например: насыщение учебной программы, углубление, общее ускорение обучения. Конечно, с интенсивными перегрузками справится здоровый организм, обладающий повышенными интеллектуальными способностями. Но также нельзя сказать об одаренных учениках с дисгармоничным типом развития. Для них характерна четкая уязвимость, проявляющаяся в так называемых сенсибилизированных (усиленных) условиях, какими являются учебные требования. Таким ученикам, призванным «раскрыть» огромный потенциал незаурядных способностей, тоже обучаются по специальным программам [2].

В развитии подростковой одаренности особое внимание уделяют личностным факторам. Одаренные подростки часто отличаются среди остальных подростков. Такие подросток быстрее остальных взрослеет, его отличительными особенностями становятся личностные свойства и качества. У них раньше формируется личность, обостряется чувство справедливости, развивается система личных ценностей, неплохо формируется чувство юмора, присутствует упорство в достижении результата, имеются выдающиеся креативные способности (разработанность, оригинальность, гибкость), наличие преувеличенных страхов, высокие интеллектуальные способности, любопытство в учебном предмете, устремление к знаниям, выдающаяся память, умение быстро усвоить учебный материал, позитивная академическая «Я-концепция»,  высокая личностная ответственность и интернальный локус контроля, убежденность в собственных суждений и самостоятельности. Целостную личность человека вовлекает одаренность, включая мотивационную сферу, креативность, чувства, волевые проявления, интересы [4].

В опыте учителей гимназии г. Новосибирска в развитии потенциальна одаренных детей, выявлены ряд проблем, решением которой должна послужить программа, сопровождающаяся деятельностью всех педагогов данного учреждения [9]:

- программа предусматривает организацию одинаковых стартовых условий для развития, выявления, социальной поддержки одаренных учеников, реализации потенциальных возможностей, обеспечивающих всестороннее развитие;

- установление единых подходов в понимание одаренности может решить педагогические и психологические проблемы, возрастную и скрытую одаренность, обусловленные множеством противоречивых теоретических подходов и методов;

- кадровая проблема, ограниченная с недостаточно полной профессиональной и личностной готовностью педагогов с одаренными учащимися.

В развитие субъектности, педагогическая поддержка, обозначает процесс взаимодействия (сотрудничества и содействия) между учителями и учащимися оказывающая возможность для личностного развития, которая включает поддержку когнитивной, эмоциональной и личностной сферы.

Эмоциональная поддержка, т.е. поддержка эмоциональных переживаний и реакций подростка. У одаренных подростков потребность в самореализации становится весьма высокой (чем выше проявляется уровень одаренности, тем сильнее становиться эта потребность). Поэтому необходимо оказывать поддержку всем эмоциональным проявлениям, реализующую одаренными подростками.

Когнитивная поддержка, т.е. поддержка в развитии интеллекта одаренного подростка. Необходимо учителю стимулировать интересы подростков в познавательной сфере, организовывать на занятиях ситуацию успеха и атмосферу вдохновения.

Личностная педагогическая поддержка подразумевает отношение к другому как к самоценной личности, подразумевает свободу в выборе и самопроявлении личности, помощь в самопознании как необходимом условием регулирования своей деятельности [3].

Искусство педагогов во взаимодействии с одаренными подростками будет заключаться в умении создавать условия для саморазвития личности.

Одним из отличительных сторон деятельности образовательных учреждений надо полагается, становится выявление и развитие детской одаренности. В педагогической литературе функционируют несколько основных форм работы с одаренными учениками [6]:

- интеллектуальные конкурсы и научно-практические конференции;

- кружки и факультативы по интересам;

- групповые и индивидуальные занятия с одаренными подростками;

- содействие в исследовательской деятельности, участие в олимпиадах.

По мнению А.А. Петренко, в работы с одаренными подростками основными принципами образовательных учреждений, в которых создана творческая среда, являются принципы индивидуализации обучения, свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг и наставников, интегративности в отборе содержания образования, активного участия детей в собственном развитии адекватно их способностям [10].

Исследователи в работе с одаренными подростками рекомендуют учитывать их специфические особенности, встречающиеся как в комплексе, так и в многообразном сочетании [7]:

- трудности социально-коммуникативного характера;

- неадекватная «Я-концепция»;

- диссинхрония личностного, физиологического и социального развития;

- сложная структура мотивации;

- возрастающие энергетические затраты в связи с пубертатным периодом;

- разнообразные психологические реакции самозащиты и т. п.;

- исследовательская активность;

- и собственно одарённость того или иного типа.

Итак, результатом сложного взаимодействия наследственности, социальной среды, опосредованного деятельностью, является качественное своеобразие, характер и уровень развития потенциала одаренности подростков. Для развития потенциала одаренного подростка желательно организовать целостную систему обучения и воспитания, которая обеспечит комплексность воздействий.

Таким образом, несмотря на заинтересованность ученых к развитию потенциала одаренных подростков в данный момент изучаемый феномен требует к себе внимание в глубоком комплексном исследовании, расширении опыта продуктивной поддержки и развитие одаренности подростков.

Рецензенты:

 

Рындак В.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г.Оренбург;
Челпаченко Т.В.,д.п.н., доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г.Оренбург.