Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INFORMATIZATION OF SOCIETY AND EDUCATION: PROBLEMS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE

Shtyrov A.V. 1 Kazanova N.V. 2 Khlipun V.V. 2
1 Volgograd State Socio-pedagogical University
2 Volgograd State Technical University
В статье рассматривается проблема формирования информационной компетентности как необходимого компонента развития и становления личности в современном информационном обществе. Информационная компетентность определяется авторами как умение целенаправленно искать информацию, критически оценивать её достоверность, актуальность и значимость; преобразовывать найденную информацию в личностно значимое знание; умение транслировать накопленную информацию и проектировать в соответствии с ней свою дальнейшую практическую и профессиональную деятельность. Для определения уровня развития информационной компетентности обучающихся среди студентов вузов были проведены соцопросы, данные которых сопоставлены и проанализированы. На основе данных, полученных в ходе опросов и выполнения студентами контрольно-диагностических заданий, сформулированы предпочтительные методы формирования информационной компетентности в условиях смены образовательной парадигмы. Сделаны выводы об особенностях структуры информационной компетентности студентов гуманитарных и технических специальностей.
The authors discuss the problem of formation of information competence as an essential component of development and formation of personality in today’s information society. Information competence is defined as the ability to purposefully seek information, to critically evaluate credibility, relevance and significance of information; to convert the information in the knowledge; ability to present the own knowledge and ability to design in accordance with it their future practical and professional activities. As an example, the authors analyzed data from surveys of university students. Based on the data obtained in the course of interviewing of students and control of solving diagnostic tasks, formulated preferred methods of formation of information competence in a changing educational paradigm and the conclusions about the features of the structure of information competence of students of humanities and technical specialties.
informatization
educational paradigm
information competence
technique of formation of information competence
IT
В функционировании современного общества всё бóльшую роль играют процессы информационного взаимодействия с использованием современных технических информационно-коммуникационных средств. Нарастает количество информации, но одновременно нарастает и уровень информационного шума, что затрудняет доступ к получению необходимой в том или ином случае информации [1, с. 49; 5, с. 277-278]. Возникают новые технологии информационных манипуляций, целью которых является как отдельная личность, так и определенные слои общества. Поэтому все более важную роль в жизни каждого активного индивида играет информационная компетентность. Способность грамотно формулировать проблему, целенаправленно искать информацию в соответствии с поставленной задачей, оценивать её достоверность, актуальность, репрезентативность, преобразовывать найденную информацию в личностно значимое знание, а также умение транслировать накопленную информацию и проектировать в соответствии с ней свою дальнейшую практическую деятельность становится неотъемлемым условием личностной и профессиональной успешности. Не менее важной составляющей информационной компетентности является способность представлять свои знания в форме, которая позволила бы им не «утонуть» в «информационном море», но быть доступной для восприятия заинтересованными людьми.

С середины ХХ века многие философы, социологи, педагоги заняты поисками принципов формирования и возможных путей развития информационного общества, а также адекватной ему образовательной парадигмы. Среди зарубежных исследователей, внесших вклад в постановку и разработку этой проблемы, следует назвать Х. Бланкерца, И. Иллича, М. Полани, М. Фуко и многих других. В отечественной педагогике об активных поисках новой образовательной парадигмы свидетельствуют труды Ю.Н. Афанасьева, М. Н. Берулава, Б.С. Гершунского, В.В. Серикова и других. Но мало констатировать начало перехода к новому типу общества (нельзя надеяться, что соответствующие процессы будут идти сами собой), необходимо ещё и подготовиться к жизни в этом новом обществе.

Цель исследования

Решение задачи формирования информационной компетенции, по нашему мнению, невозможно без коренной смены парадигмы образования, сформировавшейся в условиях индустриального общества и предназначенной для решения совершенно иных задач [10]. Теоретические аспекты смены модернистской парадигмы образования рассматривались неоднократно как отечественными, так и зарубежными авторами. Так, по словам М. Кастельса, «...новая форма обучения ориентирована на выработку умения трансформировать информацию в знания, а знания - в действия. В целом система учебных заведений ... ужасающе не приспособлена для использования этой новой методологии обучения» [2, с. 298].

Формирование и развитие информационной компетентности личности необходимо, на наш взгляд, начинать как можно раньше. Это особенно важно потому, что у школьников и студентов (особенно младших курсов) недостаточно развиты либо вообще отсутствуют навыки критического восприятия информации (поисково-экспертный компонент информационной компетентности), при достаточно высоком уровне операционных навыков в области информационно-коммуникационных технологий (технологический компонент). Совокупность данных обстоятельств с легкостью превращает молодых людей в удобный объект для недобросовестных информационных манипуляций, а также напрямую сказывается на качестве обучения.

Методы и результаты исследования

Для разработки методики формирования информационной компетентности необходимо определить начальный уровень развития её компонентов у учащихся и отслеживать процесс изменения этого уровня на протяжении периода обучения. Это даст педагогу возможность определить и сбалансировать процесс формирования информационной компетентности, уделяя внимание тем или иным её компонентам, и до известной степени индивидуализировать подход к каждому обучающемуся.

Начиная с 2000 года в целях выяснения базового уровня и структуры информационной компетентности студентов младших курсов авторами регулярно проводилась диагностика студентов первых куров бакалавриата факультета истории и права Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) [9]. С 2010 года в исследование были включены студенты факультета информатики и вычислительной техники Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ). Диагностика состояла из анкетирования и выполнения контрольных заданий, направленных на определение уровня готовности студентов к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, самооценки студентами уровня своей информационной компетентности, структуры направленности знаний и умений студентов в области информационно-коммуникационных технологий на ту или иную сферу их применения. Количество студентов, принявших участие в исследовании, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Количество студентов, принимавших участие в исследовании

Год

2010

2011

2012

2013

2014

ВГСПУ

53

75

75

75

85

ВолгГТУ

75

60

56

67

75

Основной целью анкетирования было выяснение степени сформированности и направленности технологического и поисково-экспертного компонентов информационной компетентности. Для выяснения уровня технологического компонента информационной компетентности в анкете служили вопросы о наличии домашнего компьютера (в том числе планшета), целях его использования и самооценке студентами навыков работы с информационными технологиями. Уровень «компьютеризации» первокурсников оказался стопроцентным среди студентов ВолгГТУ и близким к таковому у студентов ВГСПУ (каждый год в течение рассматриваемого периода об отсутствии личного компьютера заявляли по одному человеку).

Самооценка уровня собственной информационной компетентности проводилась студентами по шкале от 0 (отсутствие навыков) до 4 (владение в совершенстве). Обобщенные результаты приведены в таблице 2. Нами ожидалось, что показатели самооценки студентов ВолгГТУ будут выше, чем у их коллег из ВГСПУ. Но это предположение подтвердилось лишь отчасти: действительно, среди студентов ВолГТУ была выше доля тех, кто ставил себе высший балл, и никто не оценил свои навыки нулевой отметкой. Однако средний уровень самооценки оказался выше у гуманитариев. Мы объясняем это тем, что студенты факультета информатики и вычислительной техники более адекватно оценивают уровень своих знаний и предъявляют к себе более высокие требования в области информационно-коммуникационных технологий, чем гуманитарии. Этот вывод был подтвержден показателями дальнейшего контроля знаний студентов в учебном процессе.

Таблица 2

Уровень самооценки студентами уровня собственной информационной компетентности (в % к числу опрошенных)

Год
опроса

0

1

2

3

4

ВГСПУ

Волг­ГТУ

ВГСПУ

Волг­ГТУ

ВГСПУ

Волг­ГТУ

ВГСПУ

Волг­ГТУ

ВГСПУ

Волг­ГТУ

2010

0%

0%

11%

9%

40%

27%

34%

41%

15%

23%

2011

11%

0%

11%

7%

27%

25%

48%

42%

4%

27%

2012

3%

0%

5%

0%

35%

20%

47%

48%

11%

32%

2013

4%

0%

9%

1%

39%

19%

40%

45%

8%

34%

2014

0%

0%

8%

4%

38%

20%

44%

47%

11%

29%

Структура информационной компетентности студентов определялась вопросами о целях использования домашнего компьютера (таблица 3) и вариантах работы в Интернете (таблица 4). Данные показаны в процентах числу отвечавших. Каждый респондент мог выбирать несколько вариантов ответов, поэтому общая сумма превышает 100%.

Таблица 3

Использование домашних компьютеров студентами

Год
опроса

Набор
и редактирование текстов

Программы
по основной
специальности

Интернет

 

Игры и развлечения

 

ВГСПУ

ВолгГТУ

ВГСПУ

ВолгГТУ

ВГСПУ

ВолгГТУ

ВГСПУ

ВолгГТУ

2010

77%

71%

68%

95%

83%

87%

57%

60%

2011

79%

70%

67%

97%

83%

94%

56%

65%

2012

79%

72%

68%

100%

85%

100%

56%

66%

2013

79%

75%

68%

97%

89%

100%

54%

60%

2014

78%

75%

66%

100%

94%

100%

58%

67%

Таблица 4

Востребованность различных сервисов Интернета

Год опроса

Электронная почта

Системы мгновенного обмена сообщениями

Социальные сети

Развлечения

Поиск
информации по учебе

ВГСПУ

ВолгГТУ

ВГСПУ

ВолгГТУ

ВГСПУ

ВолгГТУ

ВГСПУ

ВолгГТУ

ВГСПУ

ВолгГТУ

2010

70%

72%

53%

52%

60%

66%

58%

60%

30%

40%

2011

83%

90%

48%

50%

72%

75%

60%

60%

35%

50%

2012

87%

100%

52%

75%

80%

80%

60%

66%

40%

50%

2013

80%

97%

60%

90%

88%

90%

65%

85%

40%

57%

2014

72%

100%

75%

95%

95%

100%

68%

88%

46%

60%

Данные анкетирования дополнялись и уточнялись в ходе текущего контроля уровня информационной компетентности студентов. Для контроля технологического компонента предлагались задания, связанные с работой в различных программах, в том числе предполагающие самостоятельное освоение программных продуктов, ранее неизвестных студентам. Для контроля экспертно-поискового компонента использовалась система заданий, включающих в себя: поиск в Интернете и аннотированный обзор информации на заданную тему; элементарный статистический анализ цифровых данных с помощью электронных таблиц; представление результатов собственной поисково-исследовательской работы в Интернете в виде сайта-визитки или страницы в социальной сети (по выбору студента).

Выводы

Анализ выполнения студентами контрольных заданий показал, что, приходя в вуз, студенты достаточно хорошо владеют определённым набором информационных технологий - прежде всего технологиями, обеспечивающими общение и проведение досуга; они проявляют достаточно высокую социальную активность в виртуальном мире, двигаясь в русле модных современных тенденций, и живо интересуются вопросами, имеющими отношение к этим тенденциям; в большинстве своём способны активно воспринимать новую информацию, осмысливать её и применять на практике, по крайней мере в рамках учебной деятельности. В последнее время вопрос «компьютерного ликбеза» для первокурсников, остро стоявший в начале 2000-х годов, утратил былую актуальность.

В то же время уровень поисково-экспертного компонента информационной компетентности студентов изначально довольно низок, а мотивация его повышения слаба или отсутствует. Большинство студентов считают, что в случае необходимости легко смогут найти необходимую информацию и не видят необходимости в освоении специальных приёмов работы в поисковых системах и анализа найденной информации. До 80% студентов удовлетворяются результатами поиска, представленными на первой странице поискового запроса, по возможности отдавая предпочтение Википедии. Аннотирование найденных ресурсов поначалу у большинства студентов носит формальный характер, сводясь к копированию описания ресурса или перечислению его разделов. До 75% студентов-историков и до 95% студентов технической специальности, принявших участие в исследовании, не указывают ссылку на источник информации без специального напоминания преподавателя.

Исходя из этих данных, можно спланировать линию выработки информационной компетентности у современных студентов. На первый план выдвигается предметно-профессиональная ориентация курса информатических дисциплин, моделирование на занятиях соответствующих профессиональных и исследовательских ситуаций. При этом следует предоставлять студентам возможность самостоятельного решения возникающих проблем при постоянном, но ненавязчивом контроле преподавателя. Преподаватель должен подсказывать способы поиска информации, но не её источники; пути решения проблем, но не готовые рецепты. Только такой путь позволит студенту самостоятельно, на личностном уровне понять возможности современных информационно-коммуникационных технологий, осознать необходимость их применения и определить наиболее эффективные способы их использования.

Рецензенты:

Петрунёва Р.М., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград;

Артюхович Ю.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.