Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTRIBUTION TO LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE DEFENSE OF NORTH OSSETIA IN THE GREAT PATRIOTIC WAR

Sporysh A.S. 1
1 FGBOU North Ossetian State University named KL Khetagurova
The work performed is devoted to the analysis of the contribution of the law enforcement agencies of the republic of North Osetia in the fight against the german army and restore order during the defense of the republic and the city of Ordzhonikidze. The article noted precise and coordinated work of all the law enforcement agencies of the republic involved in building the rule of law and ensuring the security of North Osetia. A result of research identified specific violations of laws, regulations and orders of the military authorities, with the result that some criminals were detained, organized crime groups, spies and saboteurs. Also in work has been considered a significant contribution to a special regiment Оdzhonikidzevskaya infantry division of the NKVD, guerrillas and local residents in the expulsion of the enemy from the territory of the republic of North Osetia.
North Ossetia
law enforcement agencies
The Great Patriotic War
Вероломное нападение фашистской Германии летом 1941 года прервала мирную жизнь советских людей. На защиту своей родины встал весь советский народ, включая правоохранительные органы всех республик СССР.

Важную роль в поддержании государственности и защиты прав граждан занимала деятельность советской милиции, которая представляла собой систему государственных органов исполнительной власти, выполняющих функции поддержания общественного порядка и стабильности в стране и регионах. К работе, которую милиция выполняла в мирное время, добавились и новые ориентиры - борьба с дезертирством, мародерством, шпионажем, распространителями провокационных слухов и т.д. Это затронуло и работу милиции республики Северная Осетия.

Нарядами милиции столицы республики города Орджоникидзе были взяты под усиленную охрану жизненно важные объекты: электростанции, водопровод, почту, телеграф, госбанк, а деятельность милиции была построена на тесном взаимодействии с органами госбезопасности и командованием Орджоникидзевского военного училища внутренних войск НКВД им. С.М. Кирова [9]. Следует отметить, что благодаря слаженной работе правоохранительных органов республики за один день 25 сентября 1942 года работниками милиции Гизельдонского района было арестовано 14 человек, которые украли со склада в городе Орджоникидзе более 20 тон муки [1]. В этот же период сотрудниками отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности на Военно-Грузинской дороге была задержана организованная преступная группа, состоявшая из работников Орджоникидзевской заготовительной конторы, пытавшиеся вывезти в Грузию похищенные с мельницы из заготовительной базы более 8 тонн муки [2].

Нельзя обойти стороной четкую и слаженную работу сотрудников службы государственной автоинспекции, все усилия которой были направлены на переброску необходимого автотранспорта на нужды Красной Армии, как в республике, так и за ее пределами.

В октябре 1941 года в целях сосредоточения всей гражданской и военной власти, установления строжайшего порядка в городах и районах был создан Орджоникидзевский Комитет Обороны, который обладал всей полнотой власти на территории республики. В его состав входили: первый секретарь Северо-Осетинского обкома партии Н.П. Мазин, председатель Совета народных комиссаров К.Д. Кулов, нарком внутренних дел республики А.С. Зоделев и другие. Впоследствии в состав Орджоникидзевского Комитета Обороны вошли командир Орджоникидзевской дивизии войск НКВД В.И. Киселев, бригадный комиссар А.И. Кирилов, нарком внутренних дел СОАССР Б.И. Тегкаев и другие.

Осенью 1941 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято постановление "Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов", которое было направлено на разработку системы мероприятий, проводимых органами правопорядка в целях обеспечения возможности открытого пересечения подрывной деятельности противника, включающая: меры по зашифровке оперативных сил и средств, использованных в процессе выявления подрывной деятельности противника и т.п. Начальником штаба истребительных батальонов на территории Северной Осетии был назначен А.П.Баранников, который был направлен в республику из Наркомата Внутренних Дел СССР. В Орджоникидзевском городском истребительном батальоне насчитывалось 500 человек, в сельских районах по 100 - 150 человек в каждом. Только в 1942 году истребительными батальонами было задержано более трехсот преступников, шпионов и диверсантов [3]. Установлены факты комплектования истребительных батальонов из рабочих и служащих Северо-Осетинских предприятий, преподавателей институтов, школ, работников милиции, молодежи, не призванных в ряды Красной Армии [10].

В результате упорных боев и продвижения немецко-фашистских войск на юг 25 июня 1942 года была прорвана оборона советских войск в нижнем русле реки Дон. Это позволило противнику устремиться на Северный Кавказ и впоследствии занять крупные города: Майкоп, Краснодар, Пятигорск, Минеральные Воды, Прохладный. Данным наступлением руководил генерал-фельдмаршал Вильгельм Лист, возглавлявший группу армий «А», который после неудачных действий на Северном Кавказе был снят с должности командующего и уволен в отставку [4]. Уверенное в своей победе фашистское командование планировало взять город Орджоникидзе к 6 августа, город Грозный 8 августа, а город Баку 15 сентября. Однако эти планы были сорваны благодаря мужественному сопротивлению частей и соединений Красной Армии, а также массовому героизмов советских воинов.

Командиром дивизии и начальником Орджоникидзевского оборонительного района был назначен генерал-майор В.И. Киселев, который, опираясь на опыт приобретенный им в ходе организации обороны в горной местности в Испании в 1936 - 1937 гг. в районе Альмерин. Именно он и разработал стратегический план ведения боевых действий на подступах к столице республики вплоть до Крестового перевала. На строительство оборонительных рубежей ежедневно выходило до 12 тысяч человек, а в момент наивысшего напряжения численность достигала 20 тысяч человек. В короткий срок город превратился в непреступную крепость. В течение месяца город был опоясан 20-километровым противотанковым рвом шириной 7 и глубиной 4-метра. За образцовое выполнение заданий на строительстве оборонительных сооружений 90 офицеров и курсантов военного училища, а также сотрудников милиции были награждены почетными грамотами Президиума Верховного Совета СОАССР.

Наступление на республику было начато 23 августа, когда гитлеровцы перешли в наступление на город Моздок. Несмотря на героическое сопротивление советских войск, город удержать не удалось. В уличных боях, сражаясь за каждый квартал, каждый дом, советские войны уничтожили более 35 танков, 10 бронемашин и сотни немецких солдат и офицеров [13].

11 сентября 1942 года на собрании партийного актива города Орджоникидзе были обсуждены вопросы усиления помощи фронту и укрепления оборонительных рубежей столицы республики. В ответ на призыв партийной организации сотни людей вступали в истребительные батальоны и отряды местной противовоздушной обороны (МПВО). 27 сентября противник захватил селение Эльхотово, но, встретив упорное сопротивление у «Эльхотовских ворот», прорваться дальше немецкие войска не смогли. В ходе этого сражения немецкие войска потеряли убитыми 18700 солдат и офицеров, более 500 единиц техники и орудия.

В конце октября 1942 года фашистскими войсками были захвачены селения Чикола и Дигора, а 1 ноября в результате больших потерь советских войск фашистами были заняты города Алагир и Ардон, что позволило противнику закрепиться в республике и направить основную часть группировки на Орджоникидзе. Уже к исходу дня 2 ноября советские войска вынуждены были оставить селения Нижняя Саниба и Гизель, под которым первыми приняли бой дивизия внутренних войск НКВД. Имея преимущество и в силе и технике, ценою больших потерь немецким войскам все же удалось спустя два дня захватить трудовую колонию и аэродром, что позволило им выйти с передовыми частями к пригороду города Орджоникидзе. В ходе боев свыше 100 танков прорвали внешний обвод Орджоникидзевского укрепрайона на участке района Фиагдон-Дзуарикау и вышли на рубеж «Сухой балки». Однако в 500 метрах от городской черты они были остановлены огнем бронебойщиков [12].

Оставив на поле боя 32 боевые машины, «гитлеровцы» были вынуждены отступить. 4 и 5 ноября противник переходил в наступление, но везде был встречен продуманной системой огня и непреступной обороной, которую держала Орджоникидзевская стрелковая дивизия войск НКВД, а также 276 стрелковая дивизия, народные ополченцы и истребительные батальоны, которые стояли насмерть, приняв на себя первый мощный удар противника. Таким образом, немецким войскам не удалось добиться поставленной цели [5]. На комитет обороны города, НКВД и милицию было возложено наведение надлежащего порядка, предложив всех нарушителей немедленно задерживать и привлекать к суровой ответственности по всем законам военного времени. Силами северо-осетинской милиции в тяжелые дни обороны города была организована усиленная круглосуточная постовая и патрульная служба. На всех улицах и подъездных путях были выставлены специализированные заслоны из сотрудников милиции. Одной из ответственных задач сотрудников правопорядка было наблюдение за точным выполнением гражданами обязательных постановлений и распоряжений военных властей. Приказ о введение осадного положения, возложенный на коменданта города и милицию, требовал строжайшего соблюдения, усиления борьбы с уголовными и иными антиобщественными элементами, распространителями ложных слухов [6].

Установлены факты, что в этот сложный для республики момент сотрудники правоохранительных органов Северной Осетии были примером стойкости, выдержки, высокой дисциплинированности и бдительности, беспредельной преданности своей Родине. Ими было много сделано для наведения революционного порядка, внесения большого вклада в обеспечение противовоздушной обороны. В частности на милицию, так же была возложена охрана важнейших промышленных, отраслевых и других народнохозяйственных объектов, учебных заведений, больниц и т.д.[11].

Успешное выполнение оперативно-служебных задач, усилению борьбы с уголовным элементом возлагалось в ходе проделанной работы по мобилизации личного состава различных правоохранительных органов, которую проводил начальник политотдела МВД республики Залун Харисович Магометов. В боях на близких подступах к городу Орджоникидзе бойцами формирований МПВО были продемонстрированы образцовые мужество и отвага. Только с 31 октября по 26 ноября 1942 года было совершенно 275 вражеских налетов на город Орджоникидзе, сброшено 1600 авиабомб разного калибра. Из дальнобойных орудий было выпущено по городу 196 снарядов. В городе было полностью разрушено 195 зданий, полуразрушено 1140, убито 176 человек, тяжело ранено 76, а всего жертв 447 [14].

Во время бомбардировок города большую помощь милиции оказывали группы самозащиты, которые были организованны при домоуправлениях из числа жителей города, в состав которых входили не только мужчины, но и женщины и дети [7]. Только в 1942 году силами МВД было задержано 317 бандитов, 8 немецких парашютистов, 34 шпиона и диверсанта. Сотрудники правоохранительных органов принимали активнее участие в открытых боях с фашистами в период отступления противника, преграждая пути отхода и совершая смелые налеты, уничтожали транспорт врага [12].

В ходе обобщения теоретического опыта можно сделать вывод, что достойный вклад в общую победу над врагом, в изгнание его с территории республики внесли войны Особого полка Орджоникидзевской стрелковой дивизии войск НКВД, работники органов государственной безопасности, партизаны, местные жители и милиционеры. Война против гитлеровской Германии явилась суровой проверкой высоких моральных и боевых качеств советских людей. Войны советской армии, работники правоохранительных органов, бойцы истребительных батальонов, народные ополченцы и партизаны, как и все граждане нашей республики, с честью выдержали эти испытания. Таким образом, ставка гитлеровской Германии на национальную рознь и вражду между народами Северного Кавказа полностью провалилась, более того, дружба народов многонационального Северного Кавказа еще больше окрепла и закалилась, а планы Германии потерпели провал.

Рецензенты:

Дзидзоев В.Д., д.и.н., профессор Северо-Осетинского государственного университета, г. Владикавказ;

Баликоев Т.М., д.и.н., профессор Северо-Осетинского государственного университета, г. Владикавказ.