Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SATISFACTION WITH MARRIAGE BY TEACHERS WITH VARIOUS PEDAGOGICAL EXPERIENCE

Vishnyakov A.I. 1 Neprokina A.V. 1
1 FGBOU VPO "The Orenburg state university"
Представленная статья посвящена проблеме выявления изучения психологических особенностей удовлетворенности браком в зависимости от педагогического стажа. В нашем исследовании мы в результате проведения теста-опросника удовлетворенности браком, дифференциальной оценки отношений и методики диагностики супружеских отношений попытались определить особенности удовлетворенности браком преподавателями средне-специальных учебных заведений в зависимости от стажа работы. Мы пришли к выводу, что удовлетворенность браком, а также оценка благополучия отношений выше у супругов с педагогическим стажем от 1 года до 3 лет. Среди супругов со стажем педагогической работы от 5 до 10 лет стабильные супружеские пары составляют 26,6%, проблемные супружеские пары составляют 53,4%, и 20% семей были отнесены в группу – нестабильные супружеские пары. Для супругов с педагогическим стажем от 1 года до 3 лет характерно, что 23,4% семей относятся к стабильным супружеским парам, 60% — к проблемным, а 16,6% семей характеризуются нестабильными супружескими отношениями.
The presented article is devoted to a problem of identification of studying of psychological features of satisfaction with marriage depending on a pedagogical experience. In our research we, as a result of carrying out a test questionnaire of satisfaction with marriage, a differential assessment of the relations and a technique of diagnostics of the matrimonial relations, tried to define features of satisfaction with marriage by teachers of specialized secondary educational institutions depending on length of service. We came to a conclusion that satisfaction with marriage, and also an assessment of wellbeing of the relations is higher at spouses with a pedagogical experience of a year to three. Among spouses with an experience of pedagogical work from 5 to 10 years stable married couples make 26,6%, problem married couples make 53,4%, and 20% of families were carried in group – unstable married couples. For spouses with a pedagogical experience of a year to three it is characteristic that 23,4% of families belong to stable married couples, 60% to problem, and 16,6% of families are characterized by the unstable matrimonial relations.
wellbeing
pedagogical experience
Teachers
satisfaction with marriage

Актуальность темы. Удовлетворенность браком выступает основополагающим параметром, характеризующим супружеские отношения [3,4]. Многие практические проблемы в области семейно-брачных отношений психологически могут рассматриваться как различные аспекты проблемы удовлетворенности браком. В современной семье она стала фактически основополагающей характеристикой качества супружеских отношений, а тем самым - и успешности брака.

В психологической литературе выделяются так называемая общая удовлетворенность браком и удовлетворенность отдельными аспектами супружества, которая складывается из отдельных оценок его различных сторон в зависимости от требований, предъявляемых к личности партнера и к обстоятельствам семейной жизни [6].

Согласно исследованиям Г. Айзенка [1] удовлетворенность супружескими отношениями является одним из важных факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью вообще. Поэтому проблеме удовлетворенности браком супругов уделяется серьезное внимание.

В совместной работе В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г.П. Бутенко [52] пишут, что «достаточно доказанным является тезис о том, что основным фактором, скрепляющим супружеские узы, являются эмоциональные узы - любовь, эмоциональная привязанность. В соответствии с этим можно предполагать, что субъективная удовлетворенность-неудовлетворенность браком по своей природе скорее является обобщенной эмоцией, генерализованным переживанием, нежели следствием рациональной оценки успешности брака по тем или иным параметрам». По их мнению, «удовлетворенность браком - широко генерализованное чувство, не разлагаемое на составные части». Субъективная эмоциональная удовлетворенность формирует оценки тех или иных сфер супружеской жизни, приводя их к «общему знаменателю».

Ю.Е. Алешиной установлено, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни: кривая этой зависимости имеет U-образную форму - в течение первых двух десятилетий существования семьи удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко. Ю.Е. Алешина полагает, что допустим еще ряд альтернативных пояснений видоизменения кривой удовлетворенности супругов своим браком и параметров супружеских отношений, в частности привлечение результатов исследований жизненных циклов, возрастных кризисов и т.д. [2]. Можно говорить о сложной взаимосвязи разнообразных факторов. К тому же ни дети, ни работа не влияют сами по себе на взаимоотношения супругов, а лишь способствуют тому, что супруги начинают концентрироваться на тех сторонах отношений, которые до того казались маловажными.

Таким образом, удовлетворенность браком выступает основополагающим параметром, характеризующим супружеские отношения.

Целью исследования являлось изучение психологических особенностей удовлетворенности браков преподавателями средне-специальных учебных заведений в зависимости от стажа работы.

В нашей работе мы использовали следующие методики: тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), шкала ДОО (дифференциальная оценка отношений), разработанная А.Н. Волковой, и методика диагностики супружеских отношений, разработанная В.П. Левковичем, О.Э. Зуськовой [5, 6].

Выборка. В эксперименте приняли участие супружеские пары, в которых жены работали преподавателями в средне-специальных учебных г. Оренбурга. Испытуемые были разделены на две группы: I группа - преподаватели со стажем работы от 1 до 3 лет; II группа - со стажем 5-10 лет.

В результате проведенного исследования по методике В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко нами были получены следующие результаты (рис. 1).

Рис. 1.Уровень удовлетворенности браком супругов с различным педагогическим стажем, %

Супруги I группы (красный цвет) оценивают свои отношения как абсолютно благополучные в 50% случаев, благополучные отношения были выявлены в 30% семей, скорее благополучные, чем неблагополучные отношения, - в 15% случаев, переходные взаимоотношения были обнаружены в 3,3% семей, как скорее неблагополучные, чем благополучные, отношения оценили в 1,6% семей.

Супруги II группы (синий цвет) оценивают свои отношения как абсолютно благополучные в 28,3% случаях, как благополучные - в 23,3% случаях, как скорее благополучные, чем не благополучные, - в 21,6% случаев, скорее неблагополучные, чем благополучные отношения, - в 6,6% семей, как переходные отношения оценены в 20% семей.

Проведем оценку статистической достоверности различий уровня удовлетворенности браком супругов с различным педагогическим стажем по критерию U-Манна-Уитни. При применении статистического критерия U-Манна-Уитни можно увидеть, что существуют статистически значимые различия между группами по уровню значимости данного критерия (Uэмп.=1043,5, при Uкр. = 1431 для р≤0,05 и Uкр. = 1314 для р≤0,01). Таким образом, существуют статистически значимые различия по уровню удовлетворенности браком в семьях преподавателей с различным педагогическим стажем. При этом удовлетворенность браком выше у супругов с педагогическим стажем до 3 лет.

Помимо теста-опросника удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), в нашей работе мы использовали шкалу ДОО (дифференциальная оценка отношений), разработанную А.Н. Волковой. Данная методика используется для выявления общей оценки благополучия отношений. В результате применения шкалы ДОО нами было выявлено, что статистически значимые различия между супругами различных групп по критерию «общая оценка благополучия отношений» существуют (Uэмп.=1380, при Uкр. = 1431 для р≤0,05 и Uкр. = 1314 для р≤0,01). При этом супруги со стажем педагогической работы до 3 лет оценивают свои отношения как более благополучные, чем супруги со стажем от 5 до 10 лет.

Следующим этапом изучения удовлетворенности браком был анализ методики диагностики супружеских отношений, разработанной В.П. Левковичем, О.Э. Зуськовой. Анализ полученных результатов позволил сгруппировать супружеские пары в 3 группы: стабильные, нестабильные и проблемные супружеские пары. Также нами были проанализированы такие показатели, как уровень конфликтности и удовлетворенность браком. Рассмотрим полученные результаты.

Для супругов I группы характерно, что 23,4% семей относятся к стабильным супружеским парам, 60% - к проблемным, а 16,6% семей имеют нестабильные супружеские отношения.

Среди супругов II группы стабильные супружеские пары составляют 26,6%, что свидетельствует об отсутствии конфликтных структур, проблемные супружеские пары составляют 53,4%, что характеризуется сочетанием конфликтных и бесконфликтных структур, и 20% семей были отнесены в группу «нестабильные супружеские пары», поскольку их отношения характеризуются сочетанием конфликтных структур.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых как I, так и II группы присутствуют стабильные семейные пары с низким уровнем конфликтности, проблемные семейные пары с умеренным уровнем конфликтности и нестабильные семейные пары с высоким уровнем конфликтности.

Помимо полученных данных, методика позволяет выявить уровень субъективной удовлетворенности браком (оценка самими супругами удовлетворенности своими семейными отношениями) (табл. 1). Нами было выявлено, что мужья в семейных парах преподавателей со стажем 5-10 лет оценивают удовлетворенность своих жен браком следующим образом. Они считают, что жены удовлетворены семейными отношениями в 96,6% случаев, что жены не удовлетворены - в 3,4% случаях. Сами мужья удовлетворены семейными отношениями в 86,6% случаев, не удовлетворены своими отношениями 13,4% мужей. Жены данной группы высоко оценивают удовлетворенность браком в 86,6% случаях, низко - в 13,4% случаях. При этом жены считают, что их мужья удовлетворены семейными отношениями в 90% семей и не удовлетворены в 10% семей.

Таблица 1

Уровень удовлетворенности браком супругов с различным педагогическим стажем, %

Стаж педагогической работы

1-3 года

5-10 лет

Уровень удовлетворенности браком

Высокий

Низкий

Высокий

Низкий

Самооценка мужа

83,4

16,6

86,6

13,4

Оценка жены мужем

93,4

6,6

96,6

3,4

Самооценка жены

90

10

86,6

13,4

Оценка мужа женой

90

10

90

10

При анализе полученных результатов в выборке супругов с педагогическим стажем от 1 до 3 лет нами были получены следующие результаты. Мужья оценивают свою удовлетворенность браком высоко в 83,4% семей, низко - в 16,6% семей. При этом, по их мнению, их жены удовлетворены браком в 93,4% случаях и не удовлетворены в 6,6% случаях. Жены оценивают свою удовлетворенность браком высоко в 90% случаях, низко - в 10% случаях. При этом они считают, что такая ситуация свойственна и их мужьям, т.е., по их мнению, их мужья высоко оценивают удовлетворенность браком в 90% случаев и низко - в 10% случаях.

Проведем оценку статистической достоверности различий уровня удовлетворенности браком супругов обеих групп по критерию U-Манна-Уитни. При применении статистического критерия U-Манна-Уитни можно увидеть, что статистически значимые различия между супругами в зависимости от педагогического стажа по уровню самооценки удовлетворенности браком отсутствуют (Uэмп.=1736,5, при Uкр. = 1431 для р≤0,05 и Uкр. = 1314 для р≤0,01); по уровню оценки супругами удовлетворенности браком супругов также отсутствуют (Uэмп.=1754, при Uкр. = 1431 для р≤0,05 и Uкр. = 1314 для р≤0,01). Таким образом, статистически значимые различия по уровню субъективной удовлетворенности браком в семьях отсутствуют.

В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы:

1) удовлетворенность браком, а также оценка благополучия отношений выше у супругов с педагогическим стажем от 1 года до 3 лет;

2) среди супругов со стажем педагогической работы от 5 до 10 лет стабильные супружеские пары составляют 26,6%, проблемные супружеские пары составляют 53,4%, 20% семей были отнесены в группу «нестабильные супружеские пары»;

3) для супругов с педагогическим стажем от 1 года до 3 лет характерно, что 23,4% семей относятся к стабильным супружеским парам, 60% - к проблемным, а 16,6% семей характеризуются нестабильными супружескими отношениями.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;

Зубова Л.В., д.псх.н., заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.