Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ACTUAL DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF FUTURE EXPERTS FOR THE ECONOMIC SPHERE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF MODERN SOCIETY

Gromova O.N. 1
1 Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences
In article relevance of development of system of vocational training of students of economic and legal specialties – future experts for the economic sphere and theoretic-methodological justification of need of inclusion in the content of preparation of knowledge in the field of a victimology and strengthening of a legal component of vocational training is considered. Consequences of process of globalization for the economic sphere within the victimological theory and practice are considered. The role of the modern expert of an economic and legal profile in implementation of the measures stabilizing the bases of the national state relating to counteraction of economic crime is noted. It is proved also and need of vocational victimological training for the experts of a civil profile working in the economic sphere – lawyers, managers, conflictologist, etc. Results of the review of scientific and methodical literature for the purpose of justification of correctness of the revealed perspective directions of vocational training of experts for the economic sphere are also reflected in article.
knowledge in the field of a viktimologiya
a viktimologiya
experts for the economic sphere
legal component
vocational training
the actual directions
economic crime
the economic sphere
economic sanctions
society
globalization

Сегодня модернизация высшего профессионального образования в России переживает этап своего активного инновационного развития и адаптации к современным условиям полипарадигмальности и поликультурности. Данному процессу способствует глобализация современного социума, а также экономическое развитие страны. В этой связи проводятся серьезные реформы высшего профессионального образования, направленные на возможность быстрой адаптации будущих специалистов к меняющимся условиям, приспосабливая систему профессиональной подготовки к нуждам рыночной экономики [1-4].

В процессе обучения в ВУЗе студенты должны получать навыки, позволяющие достойно выполнять свои профессиональные обязанности, блюсти интересы своей организации путем предупреждения противоправных посягательств. Речь идет о тех преступлениях, которые уголовный закон относит к преступлениям в сфере экономической деятельности. Включение в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов для экономической сферы, блока знаний из виктимологии, который условно можно называть «виктимологическая профилактика и защита», позволит будущим экономистам, юристам, конфликтологам, менеджерам разного звена и пр. (назовем их условно - «участниками экономических отношений» или специалисты для экономической сферы) оградить от противоправных действий свой участок профессиональной деятельности.

Виктимологическая подготовка будущих специалистов для экономической сферы подразумевает возможность приобретения в процессе обучения таких профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволят им осуществлять аналитическую деятельность, предполагающую видение проблемных сфер, а также способы разрешения этих проблем и предупреждать экономические преступления.

Цель исследования

В настоящей статье нами представлен анализ наиболее актуальных и перспективных направлений развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в ВУЗе. Значимость данного анализа обусловлена тем, что, во-первых, на современном этапе возникла необходимость разработки новой, ранее не существующей, модели профессиональной подготовки студентов, будущих участников экономических отношений, в области виктимологии. Это связано с потребностью совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях новой экономики. Глобализация экономики предъявляет все новые требования к ее участникам, в частности, и для собственной защиты в рамках экономических отношений. Осуществляя анализ перспективных направлений развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля, мы ставим перед собой задачу выявить актуальность правового направления, позволяющего осуществлять виктимологическую защиту. Обзор источников показал нам отсутствие серьезного интереса педагогов высшей школы к исследованию указанной проблемы, несмотря на то, что, будучи комплексной, проблема экономической безопасности должна решаться всеми, без исключения, участниками экономических отношений. В свою очередь подготовка студентов, будущих участников экономических отношений, будет эффективнее в случае теоретико-методологического обоснования использования виктимологических знаний.

Материал и методы исследования

Современный период жизнедеятельности общества характерен развитием экономического сотрудничества, увеличением потоков движения товаров, капиталов, услуг. При этом его экономическая составляющая в условиях глобализации связана с ростом объема торговли, активным вложением инвестиций, либерализацией и дерегуляцией передвижения капитала, диверсификацией рынков технологий и финансов, возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий, влиянием транснациональных корпораций на мировые экономические процессы и, конечно же, обострением конкуренции.

Несмотря на все противоречия, происходящие в современном мире, этот процесс реален и требует внимательного к себе отношения. Затрагивает он и образование. К числу основных тенденций мирового развития, обуславливающих изменения системы образования, ученые относят [5, с. 5-6]:

  • ускорение темпов развития общества, что влечет за собой необходимость готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
  • возрастание значения коммуникабельности в связи с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и расширению масштабов межкультурного взаимодействия;
  • формирование современного мышления у молодого поколения должно способствовать решению проблем в рамках международного сообщества;
  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

Тем не менее, сложно представить процесс глобализации, который бы привел к полному стиранию границ между различными народами, культурами, сообществами. И это, на наш взгляд, связано с тем, что основные тенденции мирового развития, влияющие, в том числе, и на изменение системы образования, не содержат условия для формирования личности, лояльной к восприятию людей с отличной от нее ментальностью, культурой, историческим развитием и традициями.

Необходимо отметить, что взаимозависимость отдельных национальных государств в некоторой степени порождает и отрицательные тенденции. Некоторые планетарные процессы сложно представить относящимися к единству человечества. Но, тем не менее, являясь регрессивно-деструктивными, они не перестают быть глобальными процессами, хотя и рассматриваются исключительно в качестве их негативной стороны. Это касается транснациональной преступности как диффузного характера, так и более организованной. Например, в рамках бизнес-преступности совершаются преступления, направленные на систематическое получение прибыли посредством преступного использования международных экономических отношений [6].

К последствиям процесса глобализации мы бы отнесли экономические санкции, которые, по мнению ООН [7], являются инструментом для «превентивных действий в связи с угрозами для международного мира и безопасности, <...> когда страны, отдельные лица и повстанческие группы нарушают международные нормы, и когда отсутствие реакции ослабляло бы эти нормы, ободряло бы других нарушителей или истолковывалось бы как согласие». Международное право свидетельствует о том, что международное сообщество настаивает на снижении разрушительных последствий экономических санкций как для государств-объектов, так и для третьих государств с учетом гарантий их эффективности. Однако, как показывает практика, это далеко не так. По своей сути экономические санкции чаще всего являются невоенным способом давления. Подобные меры ведут к неоправданным экономическим потерям не только конкретного национального государства, третьих лиц, но и самих инициаторов экономических санкций.

Базируясь на информации, полученной из средств массовой информации и интернет-источников, можно констатировать, что санкции, систематически вводимые Евросоюзом и США, подрывают не только российскую экономику, но, к тому же, и причиняют существенный ущерб промышленности и сельскому хозяйству своих стран. Так, сообщает газета «Известия», российские банки активно выводят средства, размещенные на счетах иностранных кредитных организаций. Причиной явилась угроза сохранности средств российских банков в банках нерезидентах, так как эти средства могут попросту заморозить. Кроме того, сообщается в издании, санкции привели к сокращению активности российского бизнеса за рубежом, что способствовало сокращению объема средств на корсчетах в банках-нерезидентах, необходимых для проведения соответствующих платежей. Однако надежда на продолжение взаимовыгодного сотрудничества сохраняется в случае ослабления внешнеполитических факторов [8]. На страницах этой же газеты опубликованы результаты заседания Госсовета, темой которого явилось развитие экономики в условиях членства России во Всемирной торговой организации в период введения санкций, где констатируется, что члены ВТО не соблюдают собственные правила. На заседании Госсовета президент РФ В.В. Путин отметил, что защитные меры, которые приняла Россия в ответ на экономические санкции, являются вынужденными. Глава государства выразил обеспокоенность невозможностью сохранения нормального состояния мировой экономики. Отмечается, что при всех предпринимаемых мерах в России также фиксируется отставание по ряду отраслей. Соответственно потребуется время для обеспечения импортозамещения.

Не оставила без внимания вопросы импортозамещения, вызванного санкциями, и газета «Коммерсантъ», прокомментировав выступление Президента относительно защитных мер: «При принятии ответных защитных мер мы думаем о своих интересах, о задачах развития, о защите своих товаропроизводителей и своих рынков от недобросовестной конкуренции. И наша главная цель - использовать одно из важных конкурентных преимуществ России, емкий внутренний рынок, заполнить его качественными товарами, которые производят реальные секторы отечественной экономики...». В.В. Путин отметил [9, с.2], что надо обеспечивать доступные для бизнеса кредиты и, что схема снижения процентных ставок уже предложена правительством и банком России. При этом, отметил Президент, должен быть утвержден план импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве.

Неоправданный комплекс экономических санкций нанес экономике России определенный ущерб, понудив государство принять защитные меры по ее стабилизации. По сути, в настоящий момент мы наблюдаем виктимологическую деятельность, осуществляемую государством и направленную на защиту своих национальных интересов.

Кроме того, к мерам, стабилизирующим основы своего национального государства, относится и противодействие экономической преступности. Такое противодействие сложно осуществлять в рамках деятельности исключительно правоохранительных органов. Оно становится ощутимым лишь в том случае, если будет сопровождаться подготовленными, грамотными специалистами во всех областях экономики. Сегодня высшее профессиональное образование в России в условиях его модернизации, обусловленной глобализацией различных отраслей современного социума, переживает этап своего активного инновационного развития.

Современное общество характеризуется осознанием роли высшего образования для социального и экономического роста. Соответственно, современное образование подвержено существенному реформированию, приспосабливая систему обучения к нуждам рыночной экономики, тем самым определяя требования к целям и задачам образования, вытекающим из процессов глобализации. Из этого логично сделать вывод о том, что в ходе обучения в ВУЗе студенты должны получать навыки, позволяющие не только достойно выполнять свои профессиональные обязанности, но также блюсти интересы своей организации путем предупреждения противоправных проявлений. Ущерб от преступлений, совершаемых в экономической сфере, настолько велик, что несет угрозу экономическим отношениям, подрывая основы государства.

Юридическое обеспечение экономических процессов осуществляют юристы. И вот здесь происходит противоречие между знаниями законов и практическим опытом. Юристы, обладая знаниями законов, не владеют в полной мере опытом той сферы, в которой им приходится трудиться. В свою очередь экономисты, адаптированные к своей профессии, не обладают глубокими правовыми знаниями даже в той отрасли, которая находится в поле их профессионального интереса. Поэтому зачастую они не способны прогнозировать риски, потенциально возможные, что способствует возникновению реальных угроз. Аналогичная ситуация происходит и со специалистами юридического профиля.

Несмотря на официальные данные, свидетельствующие о некотором снижении количества зарегистрированных преступлений в сфере экономики, угрозы продолжают оставаться реальными. Проанализировав статистические данные, представленные на сайте МВД за период с 1997 по 2010 гг., мы пришли к выводу, что существенным является только снижение случаев незаконного предпринимательства и преступлений, связанных с производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом немаркированных товаров и продукции [28].

При анализе динамики преступлений в сфере экономической деятельности необходимо учитывать высокую степень их латентности, в связи с отсутствием информации об их подлинных масштабах и фактическом количестве совершенных преступлений, которое, по нашему убеждению, существенно отличается от официальной статистики.

Последние три года демонстрируется устойчивое снижение как общей преступности, так и преступности экономической направленности [29]. Однако такое снижение не успокаивает правоохранительные органы в связи с ущербом, который причиняется в результате совершения этих преступлений, учитывая к тому же, что результатом преступной деятельности является не только прямой ущерб, но и ухудшение финансового состояния организаций, утрата клиентов, подрыв репутации, ликвидация договорных отношений, сокращение сотрудников.

В 2012 г. государством были предприняты необходимые меры, предусматривающие ответственность за мошенничество в сфере экономической деятельности, виктимологическим признаком которого отмечен материальный ущерб, причиняемый организациям в результате противоправной деятельности. То есть изначально понятно, что причиненный вред ложится бременем на организацию не только в связи с уменьшением финансовых потоков, но и возможностью дальнейших убытков.

Казалось бы, законодатель взял под охрану наиболее уязвимые направления в экономике, подвергающиеся мошенническим действиям. Однако и такие решительные меры не возымели столь ожидаемого результата. Появились новые способы изымания денег у населения под предлогом осуществления крупных экономических проектов. И в данном случае снова речь идет о получении сверхприбылей по их результатам. Соответственно, современный уголовный закон в этом случае не действует в силу того, что признаки обмана и злоупотребления доверием, свойственные мошенничеству, активно вуалируются призывами доверять друг другу и воспринимать риск потерять деньги как возможный вариант. Тем не менее, результат один, изъятые у многочисленного населения денежные средства присваиваются группой людей. Очевидно, что современные проекты повторяют уже известную и апробированную идею. Сказанное свидетельствует о том, что стратегия формирования законодательной базы игнорирует такой ее серьезный элемент как прогнозирование.

В этой связи необходимо отметить роль современного специалиста, являющегося участником экономических отношений. Как правило, определенные взаимоотношения возникают между преступником и его жертвой еще задолго до совершения преступления. Это отчетливо проявляется при совершении преступлений в сфере экономики в силу деятельности, объединяющей различных субъектов экономических отношений.

Для собственной защиты экономика требует активного поведения самих участников экономических отношений. Для того, чтобы понимать происхождение угроз, способы их минимизации, возможности обращения за защитой в органы государственной власти, общественные организации, необходимы не только правовые знания, но и определенные знания в области виктимологии, полученные в рамках профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в условиях ВУЗа или, другими словами, в ходе виктимологической подготовки современных специалистов - участников экономических отношений.

Для того, чтобы определить, относится ли правовое направление развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в ВУЗе к перспективным, мы провели обзор опубликованных научных работ, освещающих правовые аспекты в образовательном процессе будущих экономистов.

В период с 2000 по 2014 г. подготовлено немало научно-исследовательских работ, посвященных профессиональной подготовке современных специалистов в ВУЗе. В частности, Г.А. Зобниной [10] исследованы вопросы проектирования и реализации профессионального воспитания специалистов экономического профиля в системе непрерывного профессионального образования. Автор обращает внимание на недостаточность основ профессионального воспитания в области подготовки конкурентоспособных специалистов - экономистов. Ч.М. Бурханов [11] рассматривает воспитание личности профессионала как интегральную цель всех направлений воспитательной работы на факультете. Практика экономического образования в учебных заведениях разного типа, а также формирование личности будущих экономистов в процессе профессиональной подготовки исследовалась также А.В. Бояринцевой, Н.П. Владимировой, Е.Я. Захаровой, Ю.В. Алешиной, В.М. Никаноровым, Е.А. Горбашко, А.Е. Морозовым и др.

Дидактическими предпосылками разработки системы профессионального воспитания специалистов экономического профиля явились: теория творческого развития и саморазвития личности (Андреев В.И., Зимняя И.А., Пассов Е.И., Яновский Р.Г.), системный подход (Афанасьев В.Г., Кузьмина Н.В., Краевский В.В., Скаткин М.Н.), личностно-деятельностный подход (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн Л.С., Андреев В.И., Сластенин В.А., Шиянов Е.Н.), современные концептуальные положения о профессиональном воспитании в системе непрерывного профессионального образования (Белов В.И., Богородская Э.Ф., Горбачева Л.В., Патралов Б.С.) и др.

С 2002 по 2008 гг. научной общественности были представлены исследования возможностей совершенствования профессиональной подготовки студентов экономических специальностей средствами новых информационных технологий, например, в работах Л.А. Шипулиной [12], С.В. Шмелевой [13], З.К. Тагировой [14], С.А. Чеверевой [15] было осуществлено теоретико-методологическое обоснование использования новых информационных технологий, разработаны модели совершенствования профессиональной подготовки студентов экономических специальностей средствами новых информационных технологий по различным направлениям.

Проблемы формирования у будущих экономистов профессиональной компетентности средствами новых информационных технологий и формирования информационной компетентности как ее одной из базовых составляющих исследовались в ряде многочисленных как на уровне кандидатских, так и докторских диссертационных исследований: Ахметзянова Г.Н. (2004), Воробьев С.В. (2003), Витт А.М. (2005), Витковская Н.Г. (2004), Гайдамак Е.С. (2006), Геращенко М.М. (2005), Гостев С.В. (1999), Гудочкова В.С. (2002), Каракозов С.Д. (2005), Колмакова З.А. (2005), Кузнецова Л.Г. (2006), Лаврентьева Л.В. (2004), Макарова Н.В. (1992), Мещерякова Н.А. (2005), Степанова О.С. (2000), Фомин В.И. (2008), Харченко Р.А. (2002), Юдина О.В. (2002) и др. Значимость информационно-аналитической деятельности и соответствующей компетентности для современных специалистов, в том числе и специалистов экономического профиля, в современных условиях информатизации социума и профессиональной сферы, в частности, была подчеркнута и подробно рассмотрена в ряде научно-методических публикаций Н.И. Рыжовой, В.И. Фомина, М.В. Литвиненко, Е.В. Филимоновой [16, 17, 18].

Проблемам формирования экономической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов в ВУЗе посвящены работы Е.А. Гороховой [19], И.А. Тарасовой [20], О.А. Любченко [21].

Отдельные аспекты и составляющие экономической культуры исследовали Л.И. Абалкина, Р.Г. Ахметов, Л.Л. Бирман, В.Д. Демичев, А.В. Дроздов, Т.И. Заславская, В.Д. Попов, Д.Д. Рябов, Н. Смелзер, Г.Л. Смирнов, П. Сорокин, Ж.Т. Тощенко, К.А. Улыбина, В.Ш. Уразгалиева, В.Ф. Щербина, В.Ф. Чичканова, С.С. Фролов и др.

Не оставлены без внимания и вопросы аксиологического подхода в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов-экономистов, исследованных Е.И. Джалиловой [22].

Развитию предприимчивости посвящены работы Л.К. Аверченко, Н.В. Лебедева, Л.Я. Осипова, В.П. Позднякова, Б.А. Райзберг, С.Д. Резник, С.К. Рощина, М.И. Руткевич и другие. Формированию качеств хозяина производства способствуют работы В.А. Бодров, А.В. Бусыгин, А.И. Китов, Н.Ф. Мягкова и др.

Таким образом, базируясь на результатах исследования, мы пришли к выводу, что очевидным является актуальность следующих направлений развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля: профессионального воспитания, информационной деятельности, формирование будущего специалиста на основе аксиологического подхода.

Анализ работ, посвященных формированию правовой компетентности будущих специалистов экономического профиля, привел нас к следующим результатам. Исследование формирования правовой компетентности будущего менеджера на основе ситуационного подхода осуществила Н.В. Красюк [23], где автор обратила внимание на то, что частные вопросы правовой подготовки специалистов рассматривались в исследованиях А.Д. Бойкова, С.А. Морозова, А.Ф. Никитина, А.П. Семитко, Ю.А. Танюхина и др., но тем не менее, конкретных эффективных методик по изучению права в различных направлениях подготовки будущих специалистов различных сфер не существует, и исследователь пришла к выводу о недостаточной изученности данного вопроса в контексте профессиональной подготовки современных специалистов.

Результаты исследования и их обсуждения

Исследование обсуждаемой проблемы осуществляется автором в рамках докторского диссертационного исследования, направленного на совершенствование системы профессиональной подготовки в российских ВУЗах будущих специалистов для экономической сферы в области изучения формирования, особенностей и содержания профессиональной виктимологической компетентности современного специалиста. Обсуждение актуальности виктимологической подготовки студентов экономического профиля осуществлялось автором на научных конференциях, в частности, на конференции «Чрезвычайное законодательство и образование в условиях глобализации», проводимой в мае 2014 г. в СПбУ ГПС МЧС РФ [24-27 и др.].

Заключение

Представленные работы убедили нас в отсутствии активного интереса ученых педагогов, занимающихся подготовкой специалистов экономического и юридического профиля для экономической сферы, к вопросам не только виктимологической защиты отраслей экономики, но и вопросам формирования их правовой компетентности. Возможно, подобная ситуация сложилась в связи с тем, что действующие федеральные государственные стандарты уделяют минимум времени на изучение вопросов права.

Поскольку система высшего экономического образования готовит специалистов довольно широкого профиля, включая и сферу предпринимательства, и региональную экономику, и финансовую сферу, и банковское дело и т.д., очевидным является отсутствие определенной системы правовых знаний, необходимых для обеспечения экономической безопасности. Соответственно, эффективность формирования виктимологической компетентности специалист-участника экономических отношений может быть обеспечена за счет включения либо специального курса, содержащего систему знаний, направленных на обеспечение профилактики и виктимологической защиты субъекта экономических отношений, либо путем систематизации правовых знаний, необходимых экономистам, в учебном курсе «Правоведение» и других дисциплин.

Подготовка студентов будет эффективнее и в полной мере начнет отвечать современным требованиям к специалисту, продиктованным модернизацией образования и глобальными изменениями во всех отраслях современного социума, если на основе проведенного научного анализа возникновения и развития виктимологической деятельности будет осуществлено теоретико-методологическое обоснование использования виктимологических знаний и разработана модель развития профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в области виктимологии и юриспруденции.

Таким образом, выявив актуальные направления подготовки, которыми являются профессиональное воспитание, информационная деятельность, формирование будущего специалиста на основе аксиологического подхода, мы пришли к выводу о перспективности для развития системы профессиональной подготовки будущих участников экономических отношений правового направления. Оно заслуживает особого внимания в связи с тем, что недостаточно исследовано на уровне подготовки, а также оно является базой для формирования виктимологической компетенции, являющейся основой экономической безопасности не только отдельных организаций или предприятий, но и государства в целом.

Рецензенты:

Харченкова Л.И., д.п.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов», г. Санкт-Петербург;

Волынец Ю.Ф., д.п.н., профессор ФГБО ВПО «Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», г. Санкт-Петербург.