Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

CONCEPTUAL APPROACHES TO EDUCATION QUALITY ASSESSMENT IN THE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

Tretyakova T.V. 1 Ignatev V.P. 1
1 North-Earstern federal university
Рассмотрены концептуальные подходы к оценке качества образования на примере федерального университета. Для того чтобы подготовка кадров при переходе на уровневую систему высшего образования соответствовала современным требованиям, необходимо обеспечить высокое качество образования. В современных условиях меняются не только подходы к организации образовательного процесса, но и система оценки достигнутых результатов. Методы оценивания качества образования, которые существовали до недавнего времени, изжили себя. Требуется разработка новых механизмов оценки качества образования. В вузах должны создаваться внутренние системы оценки качества образования. Только в этом случае отечественная высшая школа сможет гарантировать высокое качество предоставляемых образовательных услуг и готовить конкурентоспособных специалистов.
The article considers conceptual approaches to education quality assessment in the North-Eastern Federal University. In order to make training satisfy modern requirements during transition to level higher education system, it is necessary to provide high quality of education. In modern conditions not only approaches to the organization of educational process are changing, but also the results assessment system. Previous methods of education quality assessment became obsolete. Development of new mechanisms of education quality assessment is required. In higher education institutions internal education quality assessment systems should be created. That is the only way for the domestic higher school to guarantee high quality of the provided educational services and to train competitive specialists.
education quality assessment system
EDUCATION QUALITY
higher education
Оценочно-контрольная деятельность в вузах, сложившаяся с советского периода, проводилась бессистемно, отсутствовала единая система педагогических измерений, не обеспечивалась в полной мере объективность оценки знаний обучающихся. Результаты этой деятельности имели краткосрочное действие в рамках отдельно взятой образовательной организации, не давали возможности объективного сопоставления результатов вне вуза, в регионе и между регионами Российской Федерации. Тестирование как метод независимой оценки качества знаний обучающихся не получил в нашей стране должного развития, несмотря на то, что во всем мире данный метод используется довольно широко [1].

Массовое использование тестовых технологий в России началось в 90-х годах, и только введение единого государственного экзамена заставило взглянуть на проблему с системных позиций [4]. Этот период характерен для российской образовательной системы как проба сил, примеривание возможностей мониторинговых исследований качества образования к практической образовательной деятельности, получение первых объективированных данных в целом по Российской Федерации, отход от традиционных оценок в пятибалльной шкале, которая зависела только от мнения преподающего педагога. В результате в формулировании соответствующей статьи в Федеральном законе появилась фраза «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» (п. 13 Статьи 28 Федерального Закона от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [5].

В Северо-Восточном федеральном университете разработан и утвержден Стандарт университета «Внутренняя система оценки качества образования в СВФУ», который устанавливает общие требования к планированию, организации и проведению внутренней оценки и мониторинга качества образования в СВФУ, как основного элемента, влияющего на качество управления образовательным процессом в университете.

Представленные в Стандарте требования к оценке качества образования должны в результате отражать фактическое состояние дел и основные показатели деятельности учебных подразделений в части обеспечения высокого качества подготовки обучающихся. Они распространяются на все учебные подразделения университета.

Стандарт призван решать следующие задачи:

  • унификация подходов к независимой оценке качества подготовки обучающихся через средства стандартизации оценочных средств и процедур;
  • получение объективной информации об уровне подготовки обучающихся для последующего принятия обоснованных управленческих решений в учебных подразделениях, в Департаменте, в целом в университете;
  • повышение самоорганизации учебной деятельности обучающихся, направленной на качественное обучение. Мы рассчитываем проводить эту работу в рамках деятельности Студенческого совета по качеству;
  • повышение ответственности руководителей учебных подразделений, преподавателей за качество подготовки обучающихся;
  • обеспечение открытости и доступности информации о качестве образования и об учебных достижениях обучающихся для внутренних и внешних пользователей через сайты университета и внутренние сети.

В целом внутривузовская система оценки качества образования регламентируется локальными нормативными актами - собственно Стандартом и 14 нормативными документами, определяющими деятельность учебных подразделений и Департамента по обеспечению качества образования в части оценки качества образования обучающихся.

Чтобы обеспечить эффективность и результативность деятельности по оцениванию качества образования, необходимо разработать научно-методическое сопровождение системы: инструментария и методик оценки знаний студентов, которые постепенно должны перейти в оценку уровня сформированности компетенций. В рамках действующей системы оценки проводятся оценочные мероприятия на двух внутривузовских уровнях: собственно университета и учебного подразделения. Активированы тестовые измерения по общим дисциплинам, таким, как философия, история, иностранные языки, основы безопасности жизнедеятельности, математика и т.д., результаты которых рассматриваются на учебно-методическом совете и на планерных совещаниях. Ведется работа по формированию и наполнению фондов оценочных средств [3].

Одним из важных направлений деятельности СВФУ по формированию внутривузовской системы оценки качества образования является развитие стратегического сотрудничества с ведущими научными и научно-методическими центрами, исследующими вопросы оценки качества образования и педагогических измерений. Так, в мае 2014 года заключено соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области научно-исследовательской и образовательной деятельности с Донским государственным техническим университетом (кафедра педагогических измерений, зав. кафедрой д.п.н., профессор Надежда Федоровна Ефремова). В рамках заключенного соглашения с 16 по 22 июня 2014 года на базе СВФУ состоялся семинар-практикум «Технология тестового контроля в высшем образовании» для преподавателей университета. В июне 2014 года подписано аналогичное соглашение с Институтом образования НИУ ВШЭ (научный руководитель и и.о. директора Института образования Исаак Давидович Фрумин). В рамках данного соглашения планируется активная совместная работа с Центром мониторинга качества образования Института образования (научный руководитель Виктор Александрович Болотов, директор Елена Юрьевна Карданова) по следующим направлениям:

  1. экспертиза существующих в СВФУ контрольно-измерительных материалов;
  2. консультационное и методическое сопровождение разработки новых контрольно-измерительных материалов;
  3. краткосрочное обучение (повышение квалификации) специалистов СФВУ в области педагогических измерений и оценки качества образования;
  4. целевая подготовка специалистов СВФУ по программам магистратуры Института образования НИУ ВШЭ;
  5. участие СВФУ в исследовательских проектах, реализуемых Институтом образования НИУ ВШЭ.

В соответствии с этими соглашениями большая работа предстоит в части повышения профессиональной компетентности НПР, особенно по подготовке собственных специалистов в области оценки, которые впоследствии смогли бы обучить других преподавателей университета. С текущего учебного года в рамках заключенного соглашения два представителя СВФУ направлены на очное обучение по магистерской программе «Измерения и оценка качества образования» в Донской государственный технический университет. В целях активизации работ по формированию фонда оценочных средств, оказания методической и практической помощи преподавателям университета в разработке контрольно-измерительных материалов с 1 по 5 декабря 2014 г. на базе СВФУ Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» был проведен семинар «Разработка контрольных измерительных материалов для оценки результатов обучения и их анализ в рамках классической теории тестирования». Всего в работе семинара приняли участие 25 слушателей из числа научно-педагогических работников СВФУ.

Наиболее наглядно действующая в СВФУ система оценки представлена в функционально-организационной модели системы оценки качества образования (рис. 1).

Внутренняя система оценки качества образования в СВФУ предполагает сквозной мониторинг учебных достижений студентов, который имеет линейную структуру и разбит на три стадии контроля качества обученности студентов.

На первой стадии осуществляется входной контроль, проводится анализ результатов Единого государственного экзамена студентов, поступивших на 1 курс. Методика анализа подробно расписана в стандарте университета «Анализ результатов ЕГЭ».

На данной стадии также проводится диагностическое тестирование студентов первого курса по дисциплинам образовательных программ среднего общего образования. Данное тестирование проводится в СВФУ ежегодно централизованно в начале учебного года по приказу ректора в on-line режиме с использованием тестов, разработанных НИИ Мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола), с целью выявления уровня знаний студентов по отдельным дисциплинам образовательных программ среднего общего образования. По итогам диагностического тестирования для студентов, показавших низкие результаты, организуются дополнительные выравнивающие курсы по отдельным дисциплинам на добровольной основе.

Рис.1.Функционально-организационная модель системы оценки качества

На второй стадии осуществляется текущий контроль, проводится независимое тестирование обучающихся в on-line режиме с использованием Интернет-тренажеров и собственных внутриуниверситетских тестов, проведенных в автоматизированном режиме с использованием программы «SanRavWEBClass».

На этой же стадии проводится текущий контроль и промежуточная аттестация с использованием балльно-рейтинговой системы СВФУ, анализ успеваемости обучающихся СВФУ по отдельным дисциплинам по методике, описанной в соответствующем стандарте университета.

В СВФУ с 2011 года проводится ежегодное анкетирование студентов первых курсов, студентов выпускных курсов и работодателей. В настоящее время разработаны новые версии анкет, в том числе для оценки уровня удовлетворенности студентов 2-5 курсов качеством организации и проведения образовательного и иных процессов в СВФУ. Данное тестирование предполагается проводить в автоматизированном режиме.

На третьей стадии осуществляется итоговый контроль, проводится анализ итоговой государственной аттестации выпускников. СВФУ в текущем году принимает участие в федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата, который организует и проводит НИИ Мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола). Данный экзамен станет первой независимой оценкой качества подготовки наших выпускников. В будущем нам предстоит разработать и внедрить методику оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускников [2].

Заключение

Внедрение внутренней системы оценки качества образования, несомненно, должно способствовать большей управляемости качеством, и, как результат, повышению качества образования в целом. Более того, мы уверены, что только эффективное функционирование этой системы будет гарантом качественного профессионального образования, предоставляемого населению республики и северо-восточного региона России.

Рецензенты:

Шерайзина Р.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления, ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород;

Факторович А.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.