Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF DEFINING THE GOALS OF HIGHER PROFESSIONAL ED-UCATION AT THE PRESENT STAGE

Tolstoukhova I.V. 1 Fugelova T.A. 2
1 Tyumen State Oil and Gas University
2 Tyumen State University
The socio-economic situation in Russia strengthens trends associated with increasing demands and expectations, employers, customers, and consumers of education services to the quality of preparation of graduates of educational institutions; intensive penetration of the latest developments and technologies in the field of education; the emergence of new forms of learning, which compete with traditional methods of education. The crisis of Russian education is an objective, because the education system has become part of the global educational community. A broad introduction to the education of advanced information and communication technologies has enabled consumers to get instant information about consumer properties of interest of its educational services. This led to a sharp increase competition between universities. There is a transition from the faceless mass consumer of educational services to the individualization and personalization of the customer, student, educational requirements which are designed to meet the higher educational institution.
pedagogics of higher school
the purpose of higher professional education
professional mobility
В последние десять лет в системе высшего образования происходят структурные изменения, проводимые в русле Болонского процесса. Болонский процесс направлен на создание единого европейского пространства образования, направленного на улучшение трудоустройства выпускников, повышение их мобильности и обеспечение конкурентоспособности европейской высшей школы.

Процесс формирования и развития будущего специалиста - это, прежде всего, его активная учебно-познавательная деятельность, направленная на овладение гуманитарными, общепрофессиональным и специальными знаниями, умениями и навыками. Таким образом, образовательный процесс - это совместная деятельность преподавателей и студентов, направленная на их обучение, воспитание и развитие. Организация учебно-познавательной деятельности студентов осуществляется профессорско-преподавательским составом вуза.

Образовательный процесс в вузе - это процесс формирования личности специалиста, начиная с осознанного выбора абитуриентом соответствующей профессии, целенаправленной подготовки его к поступлению в вуз и до защиты студентом дипломного проекта.

Выпускники вуза с дипломом магистра, ориентированные на научно-педагогическую деятельность, получают право занимать должности преподавателей в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Следовательно, они должны владеть психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для преподавательской деятельности. В учебных планах по ряду направлений подготовки магистров предусмотрено изучение учебной дисциплины «Педагогика высшей школы», призванной решать такие задачи, как научить обучающихся организации не только научно-познавательной деятельности, но и научного творчества будущего специалиста; помочь освоить методику самообразования, научить находить новые способы решения профессионально-педагогических задач. На основе психолого-педагогических знаний научить вести всестороннюю подготовку будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности.

Качество образовательного процесса зависит от многих факторов, в том числе от базовых знаний, мотивов учения и личностных свойств студентов, научной квалификации и педагогического мастерства преподавателей, содержания и методов обучения, условий учебы, отдыха и быта студентов, материально-технической базы вуза и др. Следует отметить, что существующая система образования направлена в основном на формирование готовых знаний и умений, а вот задачи, поставленные болонским соглашением, ориентированном в целом на развитие самостоятельности, активности, мобильности личности (развитие природы личности, ее творческого потенциала) решаются слабо.

Творческий потенциал личности рассматривается нами как совокупность социальных, интеллектуальных и психофизических свойств, необходимых для создания новых продуктов культуры (информации, проектов, товаров, техники и т.д.). Структурными составляющими творческого потенциала личности являются способности (познавательные, коммуникативные, профессиональные и др.), знания и умения, интересы и потребности в преобразующей деятельности, деловые качества и общая культура. Творческий потенциал личности имеет отношение к нравственности: он должен быть использован для созидания, а не для разрушения продуктов культуры. Согласно принципу психологии - единства сознания и деятельности - можно предположить, что творческий потенциал личности формируется, развивается и проявляется в различных видах деятельности. Следовательно, педагогическая задача профессорско-преподавательского состава вуза заключается в проектировании и организации таких видов деятельности студентов, которые в наибольшей степени способствовали бы развитию их творческого потенциала. Это такие виды деятельности, как учебно-познавательная, речевая, коммуникативная, проектная, организаторская и исследовательская. Кроме того, необходимо для формирования и развития профессионально важных качеств включать студентов в квазипрофессиональную деятельность.

Для построения научно обоснованной системы подготовки специалистов с высшим образованием необходимо определить цели образования - это предполагаемый результат учебно-воспитательного процесса, к достижению которого стремятся как преподаватели, так и обучающиеся. О слабой разработанности рассматриваемой проблемы в свое время говорил Г.П. Щедровицкий [7, с.94]. В.П. Беспалько обратил внимание на отсутствие четко поставленных педагогических целей образования и воспитания не только в педагогической науке, но и в практике, что является откровенным формализмом, укоренившимся в педагогике [1, с.31].

В педагогической практике образовательные цели представляются лишь четко очерченным перечнем знаний, умений, а также содержат лишь общие указания относительно необходимости обеспечения не только фундаментальной подготовки обучающихся, а также всестороннего их развития. Г.П. Щедровицкий утверждал, что для перестройки существующей системы образования необходимо иметь проект «продукта» данной системы - человека будущего общества: его практические способности и возможности, взгляды на окружающий мир, его отношения с миром [7, с.94].

В философии выделяются три подхода к выбору целей: 1) идеалистический (на основе представления о сверхчувственном целеполагающем начале); 2) имманентная философия утверждает, что цели определяются внутренними потребностями индивидуальности; 3) материалистический подход, утверждавший, что цели определяются потребностями общества в человеке, обладающего определенными качествами. Возникает вопрос, какие требования предъявляются к профессиональной компетенции, мировоззренческой, управленческой, коммуникативной, нравственно-культурной и физической подготовке специалиста?

Стандарты третьего поколения (ФГОС) содержат требования к результатам обучения, представленные в форме совокупности компетенций, ориентированные на профессиональные стандарты и основанные на приоритете адекватности образовательных результатов потребностям общества и рынка труда.

С точки зрения Н.Ф. Талызиной, базовым при разработке целей профессиональной подготовки будущих специалистов должен быть ориентир на «социальный заказ».

Она считает, что определение целей образования означает моделирование специалиста. Основой целеполагания и моделирования является деятельностный подход [5].

Опираясь на деятельностный подход к теории усвоения социального опыта, А.А. Вербицкий полагает, что ведущей целью профессионального образования должно быть развитие и формирование у студента во время его обучения в вузе целостной структуры будущей профессиональной деятельности. При этом, по его мнению, целями образования является не только профессиональное, но и общее развитие личности, связанное с развитием способностей, системы отношений не только к людям, но и к миру, себе [2]. Цели профессионального образования рассматриваются также в исследованиях зарубежных авторов. Так, например, цели инженерного образования в США сформулированы Американским обществом инженерного образования в специальном докладе [4]: развитие у студентов имеющихся врожденных задатков; формирование специалистов, способных сознательно и компетентно выполнять инженерные функции; овладение будущими специалистами основными научными знаниями в области избранной специальности; выработка у студентов важнейших умений и навыков решения инженерных задач; формирование у них интереса к профессии инженера и стремления к совершенствованию профессиональных знаний и умений.

Профессиональное образование рассматривается нами в качестве специально организованного процесса обучения, воспитания и развития будущего специалиста, который направлен на его подготовку не только к профессиональной, но и гуманитарной деятельности. Профессиональное образование строится с учетом четко обозначенной цели и содержания образования при опоре на мотивы деятельности преподавателей и студентов, с использованием методов, средств и организационных форм профессионального образования. Процесс образования в плане функционирования рассматривается в качестве совместной деятельности преподавателей и студентов, которая направлена на достижение целей образования. Следует учитывать, что любая деятельность включает такие функции, как целеполагание, мотивацию, планирование, организацию, координацию, контроль и оценку. При проектировании профессионального образования нужно опираться на личностно-деятельностный подход, который предполагает развитие и формирование личности специалиста. Сейчас главная цель образования, по мнению А.М. Новикова, рассматривается как становление и развитие способности личности не только к активной профессиональной деятельности, к труду, в том числе к творческому профессиональному труду [3].

Решение проблемы определения целей высшего профессионального образования, прежде всего, связано с моделированием не только личности, но и деятельности будущего специалиста конкретного направления подготовки. На основе анализа реальной производственной и социально-гуманитарной деятельности специалиста с учетом прогноза развития данных областей науки и техники и общих требований, которые предъявляются обществом к специалистам с высшим образованием, структурируется их образ (модель).

Личность будущего специалиста необходимо анализировать на трех уровнях: 1) личность как индивидуальность; 2) личность как гражданин (член общества, выступающий в качестве носителя социально значимых функций, а также личностных качеств); 3) личность, выступающая в качестве субъекта познавательной, коммуникативной, профессиональной и др. видов деятельности. При этом в структуре личности, выступающей в качестве субъекта деятельности, ученые выделяют не только знания, умения и навыки, но и способности, в том числе познавательные, коммуникативные, организаторские и профессиональные. Каков социальный заказ общества к высшей школе, т.е. какие требования предъявляются к современному специалисту?

Современный специалист, прежде всего, должен быть интеллигентом, которого отличает высокий уровень общей культуры, образования и воспитания. Быть интеллигентом - это значит быть готовым и способным не только участвовать в производстве продукции, но и осознавать их ценность для человека и общества в целом, ее связь с культурой, чувствовать персональную ответственность не только за сохранение, но и воспроизводство духовных ценностей. Не случайно, интеллигентному человеку присущи такие нравственные качества, как порядочность, честность, способность к критическому мышлению, духовная свобода, гуманизм, чувство собственного достоинства, уважение к личности другого человека и т.д.

При уточнении требований к современному специалисту целесообразно также использовать компетентностный подход. Компетентность - это обладание знаниями, умениями и способностями, которые необходимы для исполнения профессиональных должностных обязанностей. Базовыми (ключевыми) компетентностями, которыми должен владеть каждый специалист независимо от специальности, являются: познавательная, информационно-компьютерная, креативная, коммуникативная, социально-психологическая, компетентность в здоровьесбережении, компетентность в ценностно-смысловой ориентации в мире. Компетентность студента как будущего специалиста формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей (прежнего опыта). При таком обучении студент осваивает новые виды опыта: выявления и решения проблем; проектирования и исследования; сотрудничества и общения; анализа и оценки результатов деятельности; творчества и т.д.

Развивающаяся в России рыночная экономика ставит перед высшей школой и ее выпускниками новые проблемы. Важнейшей является проблема трудоустройства выпускника вуза по специальности. Все это обязывает современного специалиста быть профессионально мобильным, способным оперативно реагировать на все изменения науки, техники, производства. А для подготовки такого специалиста, на наш взгляд, нужно модернизировать не только содержание, но и методы подготовки студентов на основе включения в образовательный процесс новейших образовательных технологий [6].

Рецензенты:

Емельянова И.Н., д.п.н., профессор, кафедра общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень;

Акутина С.П., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас.