Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MODEL INFORMATION AND ADVISORY SERVICES TO SMALL AGRICULTURAL BUSINESS ON THE BASIS OF REGIONAL AND MUNICIPAL BUSINESS INCUBATORS

Palatkin I.V. 1 Afanaseva M.S. 1
1 Federalnoe state budget institution of higher education «Penza State Technological University»
Проблема отсутствия эффективной системы сельскохозяйственного консультирования затрудняет функционирование и развитие малых форм хозяйствования в сельских территориях субъектов Российской Федерации. В связи с этим актуальным является организация новых форм взаимодействия производителей сельскохозяйственной продукции и сельского населения в сфере информационного обеспечения, в качестве которой предлагается сеть обслуживающих информационно-консультационных кооперативов интегрированных с региональными и муниципальными бизнес-инкубаторами. В статье представлена модель информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса, описаны условия, в которых модель будет функционировать, элементы модели и их функции. Разработка модели проводится по данным Пензенской области в связи с наличием разветвленной структуры региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов и большого числа малых форм хозяйствования в сельской местности.
The lack of an effective system of agricultural extension complicates the operation and development of small farms in rural areas of the Russian Federation. In this regard, relevant is the organization of new forms of cooperation between agricultural producers and rural population in the area of information security, which is offered as a network service information and consulting cooperatives integrated with regional and municipal business incubators. The paper presents a model of information and consulting services small agricultural business, describes the conditions in which the model will function, model elements and their functions. Development of the model is carried out according to the Penza region due to the presence of the branched structure of regional and municipal business incubators and a large number of small farms in the countryside.
region
district
business incubator
function
element
model
information and consultation consumer cooperative

Современная система сельскохозяйственного консультирования в РФ предполагает совокупность центров консультирования, созданных на федеральном, региональном и областном уровнях и предназначенных для решения задач по оказанию информационно-консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению [1]. Проведенное нами исследование показало, что система сельскохозяйственного консультирования в регионах РФ не реализована и не обеспечивает информационными услугами весь сектор малых форм хозяйствования сельских территорий. Так, анкетное обследование представителей малого аграрного бизнеса на территории Пензенской области позволило определить, что только 35% респондентов полностью информированы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса; 62% сталкиваются с проблемами ведения бухгалтерского учета, подготовки и предоставления в налоговые органы и государственные фонды отчетной документации [4]. Кроме того, для мелких сельхозтоваропроизводителей остается не решенной проблема сбыта произведенной продукции, участники опроса отмечают отсутствие доступной информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации. Решение перечисленных проблем требует организации новых форм эффективного взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и сельского населения в сфере информационного обеспечения. Одним из актуальных направлений в данном вопросе является создание сети обслуживающих информационно-консультационных кооперативов интегрированных с региональными и муниципальными бизнес-инкубаторами. Так как использование материально-технической базы бизнес-инкубаторов существенно снижает инвестиции на создание консультационной службы, а кооперативная форма не регламентируется требованиями ВТО, что, несомненно, является важным. Кроме того, для Пензенской области перспективность данного предложения определяется наличием разветвленной сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, большой численностью малых форм хозяйствования в сельской местности, действующих в условиях отсутствия эффективной структуры их информационно-консультационного обслуживания, что подтверждается проведенными ранее исследованиями.

Разработка модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса на базе региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов предполагает определение условий создания модели, элементов модели, их функций, границ их ответственности в рамках модели, видов и интенсивности информационных потоков. Рассмотрим все составляющие модели на примере Пензенской области.

Исходными условиями для разработки модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса является общая характеристика Пензенской области. В ее состав входит 328 муниципальных образований, включая: 3 городских округа, 27 муниципальных районов, 295 поселений, в т.ч. 24 городских поселения и 271 сельское поселение [5]. Территория региона занимает 43,4 тыс. кв.км., в том числе сельскохозяйственные угодья – 70,9%, леса – 22,2%, водные ресурсы – 0,3%.

В соответствии с природно-климатическими факторами в области преобладают следующие отрасли сельского хозяйства: производство зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля и овощей, мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы на убой, молока, яиц.

Численность населения по предварительной оценке на 01.01.2015 г. составляет 1356 тыс. человек, в том числе сельское население – 432 тыс. человек (32 %), из которых 59% в трудоспособном возрасте.

Районы с низкой плотностью (менее 10 жителей на кв. км) отсутствуют, но больше половины муниципальных образований относятся к категории с пониженной плотностью населения (10-15 чел. на кв. км). При этом наиболее населенными являются районы, имеющие крупные административные центры: Каменский (60,7 тыс. жителей), Пензенский (52,5 тыс. жителей), Городищенский (51,6 тыс. жителей), что говорит о концентрации сельских жителей вокруг городов. В зависимости от заселенности территории в районах варьируется количество личных подсобных хозяйств – от 5 до 20 тысяч, а также крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП, занимающихся сельскохозяйственным производством – от 25 до 200. При этом в значительном количестве сельских населенных пунктов крупное аграрное производство отсутствует, сельскохозяйственные организации и предприятия перестали функционировать, а жители не могут трудоустроиться и соответственно не имеют необходимых доходов. Многие вынуждены развивать собственное подсобное хозяйство, организуют крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы. В данных условиях развитие сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов на территории Пензенской области показывает положительную динамику (рисунок 1). По результатам обследования, только 12% из них занимается оказанием консультационных и информационных услуг.

Рисунок 1 – Динамика численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области

Пензенская область имеет разветвленную структуру бизнес-инкубаторов, в которую по данным Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области входит 35 бизнес-инкубаторов: из них 29 находится в районах области, 6 – в городе Пенза. Районные бизнес-инкубаторы представляют как офисные помещения для резидентов, так и производственные площади (бизнес-инкубаторы офисно-производственного типа). В среднем на один районный бизнес-инкубатор офисного типа приходится 95,5 кв.м, офисно-производственного типа – 1208, 6 кв.м. Рабочие места в районных бизнес-инкубаторах арендованы на 65% [2], то есть возможно размещение на их территории элементов модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса. Кроме того, бизнес-инкубаторами обеспечены все районы области.

Элементы модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса на примере Пензенской области представлены на рисунке 2. Информационно-консультационный потребительский кооператив является разновидностью обслуживающего кооператива, что при сочетании достоинств некоммерческой организации и добровольного объединения сельхозтоваропроизводителей для ведения совместной деятельности на кооперативных принципах позволит обеспечить высокий уровень информационного, бухгалтерского и юридического обслуживания его членов при снижении транзакционных издержек.

Рисунок 2 – Схема информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса

На уровне областного центра необходима организация кооператива второго уровня, членами которого будут 27 районных информационно-консультационных потребительских кооператива. Размещение элементов модели, как уже говорилось, будет целесообразно на базе районных и муниципальных бизнес-инкубаторов.

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя функционирующие на территории Пензы и Пензенской области органы власти, налоговые органы, ревизионный союз, общественные организации, кредитные организации, научно-исследовательские институты, венчурные фонды, центры трансфера технологий, ВУЗы [3].

Назначение каждого элемента модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса определяется его функциями. В функции районного информационно-консультационного потребительского кооператива входит следующая работа с членами кооператива:

  • консультационное обслуживание;
  • услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета;
  • подготовка юридических и экономических документов;
  • подготовка кредитных проектов и документов для участия в программах государственной поддержки;
  • проведение семинаров с привлечением региональных специалистов, взаимодействие с ревизионными союзами и государственными органами, помощь в поиске покупателей продукции, посредников, поставщиков.

Сельхозтоваропроизводители, которые являются членами кооператива, регулярно передают в кооператив первичную документацию, запросы на различные виды консультаций и подготовку комплектов документов.

Районный информационно-консультационный кооператив в процессе взаимодействия с кооперативом второго уровня предоставляет ему статистическую информацию для проведения исследований, выполненные заказы для проверки корректности, а так же формирует информационные запросы по вопросам деятельности кооператива или его членов.

В функции областного информационно-консультационного потребительского кооператива входит оценка и доработка выполненных районным информационно-консультационным потребительским кооперативом заказов, формирование методической базы (учебные планы, методические рекомендации, информационно-справочные брошюры), обучение и повышение квалификации сотрудников районных кооперативов (в том числе с выездом специалистов в район).

При успешном функционировании модели информационно-консультационного обслуживания малого аграрного бизнеса возможно расширение деятельности в первую очередь информационно-консультационного потребительского кооператива на областном уровне. В качестве расширенных функций может выступать организация маркетинга и формирование бренда членов кооператива, усиление сбытовой деятельности продукции малых форм хозяйствования на основе современных информационных технологий, внедрение технологий органического сельского хозяйства и т.п.

Таким образом, решение проблемы информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования в сельских территориях на кооперативной основе на базе региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов позволит обеспечить высокий уровень информационного, организационного, бухгалтерского, экономического и юридического обслуживания малых форм хозяйствования при снижении трансакционных издержек, а так же помощь в принятие решений и оказание услуг технологического консультирования, что даст им возможность наилучшим способом достичь поставленных целей деятельности благодаря кооперативным принципам.

Рецензенты:

Юняева Р.Р., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и финансов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Барышников Н.Г., д.э.н., профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза.