Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE STUDY OF AGGRESSION AND HOSTILITY FOR STUDENTS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Elagina V.S. 1 Karabanova O.R. 1 Poviraeva M.V. 1 Nurumbetova M.B. 1
1 Military academic center of military air forces «Air Force Academy»
Aggression is one of the key topics, which interests not only professionals of different fields of knowledge – psychologists, sociologists, teachers, philosophers, but also the professionals, dealing with the nature of human aggression, aggressive behavior, violence. The problem is also very urgent for the military educational establishment, for the organization of educational process there. The article presents the analysis psychological approaches to the defining of the core of the key terms, discussed in the article; the results of the empirical study of the aggression and hostility of the Higher Military Educational Establishment Students. For the diagnostics of aggression and hostility parameters the Buss-Darky method was used. The structure of aggression properties consists of the properties which characterize physical, displaced and verbal aggression. The properties of the hostility structure are negativism, irritation, suspicion, soreness, sence of guilt.
diagnostics
military educational establishment
student
hostility
aggressive behavior
aggression
Динамичные изменения в социальной, экономической и политической сферах общества сопровождаются ростом агрессивности и враждебности, жестокости и насилия.

Известно, что любые реформы в обществе связаны не только с социальной активностью его членов, которая проявляется в преодолении препятствий в достижении целей, самоутверждении личности, в противодействии сложным жизненным ситуациям, но и с проявлением агрессии. Происходящие изменения в обществе, безусловно, находят отражение и в военном вузе, оказывая существенное влияние на военно-профессиональную подготовку курсантов.

Представления о межличностных отношениях, развитие которых в воинском коллективе происходит постепенно в процессе формирования личности курсанта, ее социализации, оценки и самооценки своих личностных качеств, определения ценностей, в среде военного вуза зачастую способствуют проявлению агрессивности и враждебности среди курсантов. Согласно современным представлениям психологов и социологов агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в межличностном взаимодействии людей в сложных и фрустрирующих ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Агрессивность, как системное свойство личности, начала изучаться относительно недавно и стала едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира.

Проблеме изучения феноменов агрессивности и враждебности посвящено немало психологических исследований. Проявляя большой интерес к исследованию агрессивности человека, психологи до сих пор не пришли к однозначному определению понятий «агрессия» и «агрессивность».

Не ставя перед собой задачу глубокого анализа этих дефиниций в данной статье, считаем необходимым определить свое отношение к сущности понятий агрессия и агрессивность, найти ясную и достаточно точную формулировку этих терминов.

В психологической литературе существуют различные подходы к определению понятия «агрессия». Так, автор концепции социального научения Альберт Бандура определяет агрессию как неправильное поведение, нарушающее социально одобряемые формы межличностного общения; как поведение, противоречащее социальным ролям, принятым в обществе [1].

Узкоспециализированное определение агрессии, игнорирующее какие-либо мотивационные побуждения человека к агрессии, предложил известный психолог Арнольд Басс. Он определяет агрессию достаточно просто, отрицая проявления намерения и мотивации со стороны человека, совершающего агрессивные действия - «агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим»; ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу [4]. Враждебность была определена А. Бассом как реакция отношения, как скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства или негативная оценка людей и событий.

По мнению Леонарда Берковиц, агрессия должна включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [2].

Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими как злость; с мотивами, такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, такими как расовые или этнические предрассудки.

Считая агрессию исключительно поведенческой реакцией, психологи Бэрон Р. и Ричардсон Д. предлагают рассматривать её как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку [3]. Такой подход к определению агрессии объясняется тем, что наличие негативных эмоций и стремлений приводят к желанию оскорбить, причинить вред, нанести ущерб другому человеку. Исходя из этого, исследователи предлагают рассматривать агрессию как особую форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов и нацеленного на то, чтобы причинить кому-либо физический или психологический ущерб.

Однако наличие негативных эмоций нельзя считать необходимым условием для подобных действий, так как гнев, неприятие другого человека далеко не всегда является условием нападения на него. Агрессивность может проявляться и в состоянии полнейшего хладнокровия и безразличия, и в состоянии эмоционального возбуждения, и совершенно необязательно испытывать неприязнь или ненависть к тем, на кого направлены действия агрессора.

Далеко неполный анализ подходов к определению понятия агрессия позволяет отметить, что, несмотря на значительные разногласия относительно определения агрессии, специалисты в области социальных наук склоняются к тому, что под агрессией следует понимать любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

В многочисленных исследованиях психологов причинами проявления агрессивности, формирования агрессивного поведения является ряд интеллектуальных, социальных и личностных факторов. Интеллектуальная неполноценность представляется как основа для формирования агрессивного поведения, направленного не только вовнутрь, но и вовне (Dawidson P.V.), гиперактивность некоторых лиц, а также неблагоприятные семейные условия способствуют их повышенной агрессивности (Bloomguist M.L.) [5].

В военной среде агрессивные проявления встречаются очень часто, они оказывают неблагоприятное воздействие на процесс взаимодействия военнослужащих, на их межличностные взаимоотношения.

Следует признать, что в мужском воинском коллективе проявления агрессивного поведения, разных форм враждебности наблюдаются чаще в адаптационный период, когда начинают формироваться межличностные отношения, происходит смена жизненных стереотипов и нравственных ценностей, распределение социальных ролей в воинских подразделениях.

Агрессивные действия курсантов могут выступать в разных качествах, например, как средства достижения социально или личностно значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения в коллективе, стремление занять лидерские позиции.

В своем исследовании мы рассматриваем агрессивность как кратковременное эмоциональное состояние или черту характера, выражающихся в гневе, злости, раздражении, враждебных действиях против других людей, причинении им ущерба или вреда. Безусловно, все перечисленные проявления агрессивного поведения мешают удовлетворению потребностей в достижении целей, установления доброжелательных товарищеских отношений между курсантами.

Агрессивность следует рассматривать как системное качество личности, развитием и формированием которого можно управлять, а при необходимости - корректировать в воспитательном процессе военного вуза. Процесс обучения и воспитания курсантов связан не только с учебной, но и служебной деятельностью, с адаптацией к новым условиям жизни, поэтому так важно уделять внимание исследованию эмоциональных свойств личности. Результаты исследования помогают корректировать не только личностные качества курсантов, но и межличностные отношения между ними, оказывать своевременную помощь военнослужащим в адаптации к условиям и требованиям обучения в вузе.

Целью представленного в статье исследования является выявление уровня агрессивности и враждебности курсантов военного вуза.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 224 курсанта 2 курса военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск). Средний возраст респондентов 18-20 лет.

Методика

Для определения уровня агрессивности и враждебности курсантов использовался опросник Басса - Дарки, заслуженно считающийся одним из наиболее популярных в зарубежной психологии для исследования агрессии. Опросник состоит из восьми индексов, включающих следующие формы агрессии:

  1. Физическая агрессия (нападение), проявляющаяся в использовании физической силы против другого лица (прямая или непрямая агрессия) или стремление физически помешать свершению какой-либо деятельности, отказ от выполнения каких-либо задач (активная или пассивная агрессия).
  2. Косвенная агрессия, которая рассматривается психологами как агрессия, окольными путями направленная на другое лицо. К данной форме агрессии относятся сплетни, злобные шутки. Часто такая агрессия проявляется в ярости, крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и др., то есть она не направлена на конкретное лицо и является эмоциональной реакцией человека на какую-либо ситуацию или событие.
  3. Склонность к раздражению, которая находит свое выражение в проявлении вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении человека.
  4. Негативизм, являющийся оппозиционной мерой поведения, обычно направленной против авторитета или руководства; это поведение может проявляться в различных формах, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся норм поведения и требований, существующих в коллективе или группе.
  5. Обида, зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева за действительные или мнимые страдания.
  6. Подозрительность, недоверие, осторожность к окружающим людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред или ущерб.
  7. Вербальная агрессия, одна из самых распространенных форм агрессии, которая проявляется в выражении негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань, унижение другого человека).
  8. Угрызения совести, чувство вины, убежденность субъекта в том, что он плохой человек. Эта шкала носит сдерживающий характер в проявлении поведения, социально неодобряемого в обществе.

На основе выделения этих форм агрессии психологи разделили агрессивное поведение на два основных типа: мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность, и инструментальная агрессия, или агрессия как средство. Оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями - гневом, обидой, ненавистью, враждебностью и т.п. [4].

В исследовании уровня агрессивности курсантов нас в большей мере интересовало проявление мотивационной агрессии, как прямое проявление присущих личности деструктивных тенденций.

Опросник Басса - Дарки состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении опросника авторы руководствовались следующими принципами:1) каждое утверждение относится только к одной форме агрессии; 2) утверждения сформулированы так, чтобы на выбор ответа не оказывало влияние общественное одобрение ответа.

Ответы на вопросы оценивались по восьми шкалам, описанным выше. На основе полученных данных рассчитывались индексы агрессивности и враждебности. Нормой агрессивности является величина индекса, равная 17-25, нормой враждебности - 3,5-9,5. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности или враждебности.

Результаты исследования и их интерпретация

В результате опроса курсантов мы получили данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Преобладающие типы агрессивных реакций

№ п\п

Форма агрессии

Результат опроса (%)

1.

Вербальная агрессия

71,6

2.

Физическая агрессия

30,9

3.

Угрызения совести

15,9

4.

Подозрительность

4,2

5.

Косвенная агрессия

1,8

6.

Склонность к раздражению

0,9

7.

Обида

0,7

8.

Негативизм

0,0

Индекс враждебности (в пределах нормы)

73,4

Индекс агрессивности (в пределах нормы)

94,0

Анализируя данные таблицы, мы можем сделать вывод о том, что преобладающим типом поведения среди респондентов является вербальная агрессия, она проявляется у 71,6 % курсантов. На втором месте по частоте проявления агрессивной реакции находится физическая агрессия, она проявляется у 30,9 % курсантов. Эти показатели свидетельствуют о том, что в проблемных, конфликтных ситуациях курсанты выражают свои негативные чувства, используя ненормативную лексику, могут позволить оскорбления в адрес своих сослуживцев. Бывают случаи, когда используется физическая сила по отношению к другим субъектам конфликта.

Следует отметить, что около 20 % респондентов имеют достаточно обостренное чувство вины, испытывают угрызения совести в определенных жизненных или конфликтных ситуациях, что является сдерживающим фактором частого проявления агрессивного или враждебного поведения к другим людям.

В незначительной степени проявляются такие формы агрессии, как подозрительность (4,2 %), косвенная агрессия (1,8 %), склонность к раздражению (0,9 %), обида (0,7 %). Эти реакции, как правило, не проявляются открыто, имеют скрытый характер, что объясняется особенностью межличностных отношений, складывающихся в воинском коллективе. Немаловажную роль в преодолении агрессивности, на наш взгляд, имеет личностный потенциал курсантов, который отражает меру преодоления ими заданных обстоятельств, способность выполнять поставленную задачу вне зависимости от внешних условий, возможно, неблагоприятных, а часто и опасных для жизни условий.

Анализируя уровень проявления курсантами агрессивности и враждебности, мы сделали следующие выводы:

  • проявление враждебности в пределах нормы отмечается у 73,4 % курсантов; у 19 человек (8,1 %) индекс враждебности выше нормы;
  • индекс агрессивности в пределах нормы отмечается у 94,0 % курсантов и только 11 человек (6,0 %) из 224 опрошенных проявляют ярко выраженную агрессивность в критических ситуациях или ситуациях нестабильности и неопределенности.

Среди причин яркого проявления враждебности и агрессивности, на наш взгляд, можно выделить следующие: недостатки семейного воспитания, акцентуации характера курсантов, особенности темперамента, причины физиологического характера, а также авторитарный стиль управления некоторыми воинскими коллективами.

Выводы: полученные в исследовании результаты в целом свидетельствуют о достаточно хорошей эмоциональной устойчивости курсантов. Это можно объяснить, во-первых, тем, что перед поступлением в военный вуз абитуриенты проходят профессиональный психологический отбор, во-вторых, ко второму курсу обучения полностью завершается процесс адаптации курсантов к военно-образовательной среде и формирования воинского коллектива, установления товарищеских отношений между курсантами, общих целей и деятельности, коллективных традиций и мнений.

К положительным результатам, на наш взгляд, следует отнести невысокий показатель физической агрессии, что связано, возможно, с соблюдением уставного порядка военнослужащими. В основном в подразделениях между курсантами устанавливаются дружеские отношения, воспитываются дисциплинированность, ответственность за свои поступки, сознательное отношение к выполнению служебных обязанностей. В вузе своевременно и систематически проводится воспитательная работа, направленная на развитие общей культуры курсантов, коррекция и профилактика асоциальных поступков. Большинство курсантов стараются придерживаться моральной нормативности. Незначительный процент реакций, отражающих негативные чувства и негативные оценки людей и событий, такие как подозрительность, косвенная агрессия, склонность к раздражению, обида, негативизм могут быть связаны с гендерными особенностями респондентов.

В заключение статьи отметим, что полученные в исследовании данные важны для диагностики причин отклоняющегося поведения курсантов, организации профилактической работы и разработки программ психологических тренингов, способствующих развитию уверенности, самоутверждению личности, ее способности противостоять неблагоприятным событиям.

Рецензенты:

Яворук О.А., д.п.н., профессор кафедры физики и общетехнических дисциплин ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск;

Иоголевич Н.И., д.псх.н., профессор кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.