Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MUNICIPAL CONCEPT OF SYSTEM OF SOCIAL ADAPTATION OF PHYSICALLY DISABLED PEOPLE IN RUSSIA

Dombrovskaya A.Yu. 1
1 Oryol State Institute of Arts and Culture
Article describes results of a series of author´s sociological researches of conditions of social adaptation of physically disabled people. As a result of generalization and interpretation of the people with disabilities given mass poll, the focused group and unformalized individual interview to disabled people, expert poll, a kibermetriya of the Runet and the content analysis of messages of traditional mass media the conceptual model of system of social adaptation of physically disabled people is created. The system of the principles and methods of work of Committee on affairs of disabled people in structure of body of municipal authority is offered. Technologies of social partnership of municipal authorities (cultural institutions, additional education, the publishing sphere) and city offices of public associations of social support of people with an inalidnost are described. It is offered to carry out social adaptation of disabled people in five directions: activization their economic (educational and professional), socio-political, welfare, social and psychological (communication) activity and information behavior.
physically disabled people
system of social adaptation
Серия осуществленных автором исследований показала, что социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья в отечественной социономической практике зачастую носит спорадический, бессистемный характер [1-11]. Методы социальной адаптации людей с инвалидностью прменяются интуитивно, на уровне здравого смысла.

Необходимость разработки и реализации универсальной концептуальной модели создания системы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне связана прежде всего с тем, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит к ведению местного самоуправления вопросы оказания социальной поддержки различным категориям населения (п. 11 ст. 14.1 указанного Закона). В муниципалитете в действительности имеются весомые возможностями в сравнении с другими уровнями власти в оказании адресной помощи людям с инвалидностью.

Для разработки концептуальной модели системы социальной адаптации инвалидов была применена логика, обеспечивающая целесообразность и обоснованность данной модели. Эта логика представлена схемой, описывающей корреляции между:

  • проблемами, детерминирующими важность применения определенных методов социальной адаптации и отраженных в показателях социальной адаптированности инвалидов;
  • эталонными условиями, показателями - проекциями конечного результата использования определенных методов;
  • способами формирования благоприятных условий для социальной адаптации людей с инвалидностью.

Осуществление модели должно базироваться на совместной деятельности муниципальных учреждений и организаций гражданского общества. Координировать данный процесс социального партнерства предлагается Комитету по делам людей с ограниченными возможностями здоровья. Данный Комитет необходимо создать в муниципальном органе исполнительной власти. Комитет по делам людей с инвалидностью является распространенной за рубежом практикой, заключающейся в создании отдельной структуры в органах власти, контролирующей работу по формированию благоприятных условий для социальной адаптации инвалидов. Лишь недавно подобные Комитеты начали формироваться в отечественной практике муниципальных образований. Доминирование контрольной функции указанных Комитетов ведет к формализации и снижению качества системы социальной адаптации инвалидов в муниципалитете. Исходя из этого, помимо координационной функции, указанный Комитет как структура, входящая в состав муниципального органа власти, должен осуществлять организационно-правовое и материальное обеспечение межорганизационного и межсекторного взаимодействия по созданию интеграционных систем в производственной, социально-культурной и политической сферах муниципалитета.

Данный Комитет должен состоять из руководителей муниципальных организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность (учреждения культуры и дополнительного образования), образовательную деятельность (учреждения образования); организаций, формирующих общественный дискурс инвалидности (учреждения издательской сферы); организаций, обеспечивающих правовое сопровождение принятия решений о совершенствовании способов социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (законодательный орган муниципальной власти), а также руководителей городских отделений общественных объединений людей с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагается, что Комитет по делам людей с ограниченными возможностями здоровья должен координировать совместную деятельность соответствующих отделов администрации муниципального образования, законодательного органа муниципальной власти, муниципальных учреждений и городских отделений общественных организаций по реализации экономических, организационно-распорядительных, социально-нормативных, социономических, психологических методов социальной адаптации людей с инвалидностью.

Представим все многообразие методов воздействия на условия социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в виде типологии, включающей методы муниципальной политики и методы формирования благоприятного общественного мнения.

Первые из указанных методов сводятся к обеспечению благоприятных организационных, правовых и физических условий в различных сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Главным субъектом этого направления в рассматриваемой концепции являются муницпальные органы власти. Участие общественных организаций в реализации методов этой группы может сводиться к осуществлению фандрайзинга (это поиска внебюджетных средств, привлечение спонсорской помощи для реализации проектов создания интеграционных систем и безбарьерного пространства в муниципалитете), а также к оказанию добровольческой помощи в сфере социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, консультирования и социального посредничества.

В экономической активности (образовательная и профессиональная деятельность) представителей изучаемой общности предлагается следующий перечень необходимых методов:

1) содействие в получении профессионального образования и переквалификации людьми с инвалидностью (поиск сведений о возможностях дистанционного получения профессионального образования инвалидов; профессиональная ориентация и обеспечение людей с ограниченными возможностями здоровья необходимыми техническими средствами);

2) активизация профессиональной деятельности инвалидов (создание специальных рабочих мест на муниципальных предприятиях и контроль формального подхода учреждений и предприятий к трудоустройству людей с ограничениями здоровья);

3) формирование муниципальных заказов для спецпредприятий для укрепления материальной базы этих организаций и дополнительного стимулирования трудовой активности людей с инвалидностью;

4) организационная и финансовая поддержка городских отделений общественных организаций социальной помощи инвалидам в реализации предпринимательских и социально-ориентированных проектов;

5) создание дополнительных форм занятости людей с инвалидностью - их самозанятости (предоставление начального капитала, налоговые льготы, возможность дистанционного оформления необходимых документов и получения всех консультаций);

6) формирование интеграционных систем в сфере образования.

В сфере политической субъектности инвалидов важна организационно-правовая помощь их общественно-политическим организациям. Интересы инвалидов фактически игнорируются законодательными органами муниципальной власти. Происходит практически политическое отчуждение инвалидов, которое компенсируется функционированием общественно-политических объединений, имеющих представительность в законодательных органах муниципальной власти.

В сфере социально-психологической субъектности, включающей коммуникационную деятельность и выполнение социальных ролей, предлагается применение метода социального посредничества в увеличении числа социальных контактов людей с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательным сопровождением данного метода должно стать психологическое консультирование людей, решивших создать семью в условиях ограниченных возможностей здоровья.

В социально-культурной сфере необходима реализация метода диффузной поддержки, которая может быть представлена в двух основных формах:

1) организация Комитетом по делам людей с инвалидностью работы по обеспечению систематического бесплатного посещения муниципальных учреждений культуры и досуга для людей с ограниченными возможностями здоровья;

2) организационная и финансовая помощь творческим коллективам инвалидов.

Целесообразно активизировать инвалидов созданием специальных информационных баз и обеспечением доступа к ним. В таких базах должны быть аккумулированы все необходимые сведения: правового, медицинского, психологического, иных профилей. Несомненной актуальностью обладает создание интерактивных карт объектов социальной инфраструктуры, доступных для посещения инвалидами в муниципалитете. Особую значимость имеет создание специализированных интернет-сайтов для людей с инвалидностью. Киберпространство позволяет реализовывать различные формы социальной субъектности дистанционно, что является весьма значимым в условиях ограниченных возможностей передвижения.

Методы формирования общественного мнения заключаются в обеспечении муниципальными учреждениями издательской сферы и телерадиовещательными компаниями благоприятного воздействия общественного дискурса инвалидности на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Данные методы необходимы для формирования активно-позитивного образа инвалидности в массовом сознании.

Важным представляется транслирование на регулярной основе материалов масс-медиа об инвалидах, активно реализующих свою профессиональную деятельность. Важно систематическое транслирование материалов об опыте людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной сфере, сфере производства духовных и интеллектуальных ценностей. Значимым видится опубликование материалов об опыте учреждений образования по созданию интеграционных систем совместного обучения инвалидов и не-инвалидов

Регулярное транслирование материалов о людях с инвалидностью будет означать выполнение масс-медиа статусной поддержки общности инвалидов, а, следовательно, содействовать повышению социального статуса изучаемой категории в общественном сознании. Важно соблюдать ряд правил, связанных с необходимостью рассказывать об инвалидах с позиций выполнения ими социальных ролей и функций. Информацию следует передавать от первого лица. Также важным представляется систематическое социальное просвещение детей о существовании людей с нетипичной внешностью. Материалы этой направленности должны быть ориентированы на формирование у подрастающего поколения недискриминационных аттитюдов инвалидности.

Низкий социальный статус людей с ограничениями здоровья во многом детерминирован культивированием в пространстве традиционных средств массовой информации дискурса ценности успеха и материального благополучия как меры жизненного пути человека. Альтернативой этому дискурсу должен стать дискурс приоритета личностных способностей, талантов и человеческих качеств над ценностями внешней красоты и финансовой состоятельности.

Подводя итоги описания разработанной концепции системы социальной адаптации людей с инвалидностью, перечислим наиболее значимые аспекты ее реализации:

1) система должна быть создана на муниципальном уровне власти как наиболее адресном для оказания социальной помощи;

2) система должна быть основана на межсекторном взаимодействии муниципальных структур и организаций гражданского общества;

3) координировать социальное партнерство муниципальных учреждений и общественных объединений должен Комитет по делам инвалидов в составе органа муниципальной власти;

4) методы социальной адаптации людей с инвалидностью, используемые в рамках реализации системы, должны быть типологизированы по двум основаниям: субъект реализации (методы муниципальной политики и методы формирования общественного мнения) и сфера социальной активности, активизации которой содействует метод (экономическая, политическая, коммуникационная, сфера выполнения социальных ролей, социально-культурная, сфера информационного поведения).

Рецензенты:

Паршиков Н.А., д.п.н., профессор, ректор Орловского государственного института искусств и культуры, г. Орел;

Куделько Н.А., д.фил.н., профессор, первый проректор Орловского государственного института искусств и культуры, г. Орел.