Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

RUSSIAN NATIONAL HOLIDAYS IN THE CONTENT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL SYSTEM "RUSSIAN CULTURE" FOR ELEMENTARY SCHOOL

Baklanova T.I. 1
1 Moscow City Pedagogical University
В статье рассмотрен учебно-методический комплект «Русская культура», разработанный коллективом авторов Московского городского педагогического университета по заданию Департамента образования г. Москва в рамках государственной программы «Столичное образование. 2012-2016гг.». Один из разделов данного УМК, разработанный Т.И. Баклановой, был положен в основу ее нового учебного пособия для начальной школы «Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники», изданного в 2015 г. издательством «Астрель». В статье раскрываются структура и содержание данного пособия, особенности реализации с его помощью актуальных задач духовно-нравственного воспитания школьников на основе сочетания уроков по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе и внеурочной проектной деятельности. Специальное внимание в статье уделено раскрытию содержания четырех глав учебного пособия - образовательных маршрутов по миру русских народных зимних, весенних, летних и осенних праздников.
In the article the methodical set of "Russian culture" developed and the collective author of the Moscow city pedagogical University on behalf of the Department of education of Moscow in the framework of the state program "Capital formation. 2012-2016 years.". One of the sections of this CBM developed So I. Baklanova, was the basis of her new textbooks for primary schools "foundations of moral and spiritual culture of the peoples of Russia: Russian traditional folk calendar holidays", published in 2015. publishing house "Astrel". The article describes the structure and content of this manual, especially the implementation with it the urgent tasks of moral education students based on a combination of lessons on the subject "fundamentals of moral and spiritual culture of the peoples of Russia" in grade 4 and extracurricular project activities. Special attention is paid to the disclosure of the contents of the four chapters of textbooks and educational routes in the world of Russian folk winter, spring, summer and autumn holidays.
education
spiritual and moral education
folklore
Russian culture
В современном российском государстве повышается роль русской традиционной культуры в содержании образования, в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и подростков. В Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ было отмечено, что «Россия - это государство-цивилизация, духовными скрепами которого являются русский язык и русская культура» [8], а в выступлении на Валдайском форуме 2013 г. В.В. Путин подчеркнул: «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы» [6].

В русле этой актуальнейшей задачи в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) по заданию Департамента образования г. Москва была осуществлена в 2013-2014 учебном году разработка комплекса аналитических и учебно-методических материалов в рамках государственной программы «Столичное образование. 2012-2016гг.» по теме «Создание системы освоения детьми мигрантов русского языка, их социальной и культурной интеграции в городское общество средствами образования». Один из разделов данного мероприятия - «Разработка УМК «Русская культура» для начальной школы как компонента системы освоения детьми мигрантов русского языка, их социальной и культурной интеграции в городское общество средствами образования», был поручен рабочей группе Института культуры и искусств МГПУ.

Цель разработки УМК «Русская культура» - социально-культурная интеграция младших школьников в городское общество на основе их духовно-нравственного воспитания в процессе изучения и творческого освоения живых традиций русской культуры, в контексте современного национального российского воспитательного идеала.

В научный отчет по данному разделу вошли разработанные автором данной статьи аналитические материалы, в том числе «Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры (в рамках комплексной системы обучения русскому языку, социальной адаптации и этнокультурной интеграции мигрантов, детей мигрантов в общество г. Москва), а также основанный на этой концепции учебно-методический комплект (далее - УМК) «Русская культура» для 1- 4 классов общеобразовательных школ. Он состоит из следующих компонентов:

  • программы и учебника факультативного курса «Русская культура» для 4 класса (авторы Т.И. Бакланова, Э.И. Медведь, М.Г. Кайтанджян, Н.А. Опарина, научный редактор Т.И. Бакланова);
  • рабочей тетради по факультативному курсу «Русская культура» для 4 класса (автор Т.И. Бакланова);
  • методических материалов для учителей, в том числе - сценариев школьных театрализованных русских традиционных народных календарных праздников, хрестоматийных материалов - произведений устного народного творчества, календарных народных песен, народных игр, фрагментов повести И. Шмелева «Лето Господне» и др. (составители Э.И. Медведь, М.В. Дольгирева, М.Г. Кайтайджян, Н.А. Опарина);
  • учебного пособия Т.И. Баклановой «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» для 4 класса [3].

Изучению этнокультурного образования и роли в нем русской традиционной праздничной культуры посвящено немало исследования [1,2,4,7,9,10 и др.]. В Москве и других регионах уже почти двадцать лет развивается практика проведения школьных театрализованных праздников русского народного календаря. Вместе с тем, специального учебного пособия для младших школьников по русской традиционной праздничной культуре до настоящего времени не издавалось. Благоприятные условия для решения этой проблемы появились после введения в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В нашем учебном пособии для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» духовно-нравственная культура русского народа рассматривается через призму старинных русских календарных праздников, отмечаемых уже более Х веков в соответствии с народным месяцесловом и церковным православным календарем. Мир русской традиционной праздничной культуры раскрывается в учебном пособии во взаимосвязях со многими другими гранями и пластами русской культуры, ее истории и живых традиций. Разделы учебного пособия, посвященные традициям празднований Рождества, Пасхи, Троицы и других христианских праздников включают: фрагменты Библии как текста культуры; изображения икон праздников, репродукции картин русских художников (Б. Кустодиева и др.); вопросы учащимся о воплощенных в этих праздниках духовно-нравственных ценностях русского народа ( любовь к России и своей малой родине, к русскому народу, к своей семье, родне и родному дому, к природе; уважение других народов, дружелюбие, трудолюбие, доброта, гостеприимство, народная мудрость, взаимопомощь, милосердие и др., ); задания по прослушиванию записей праздничных церковных песнопений, народных календарных песен и произведений русской классической музыки; задания по чтению книг о русской традиционной культуре и народных праздниках, разучиванию народных игр, песен и танцев, посещению учреждений культуры и праздничных мероприятий в Москве, участию в проектах по подготовке и проведению школьных русских календарных праздников вместе с учащимися 1-3 классов.

Учебное пособие состоит из четырех образовательных маршрутов. Рассмотрим кратко программное содержание каждого из них.

Образовательный маршрут «Весенние праздники»

Структура образовательного маршрута:

  • Пришла Коляда;
  • «Рождество идет, радость нам несет»;
  • Новый год;
  • «Раз в крещенский вечерок».

Основное содержание образовательного маршрута:

Зимние Святки. Период празднования: от Рождества до Крещения. Происхождение, древнеславянский и христианский смыслы праздника. Древний культ солнечных божеств (Коляды и др.). Библейские предания о Рождестве и Крещении Христа, иконы и церковные песнопения этих праздников.

Элементы театрализации древнеславянских мифов и библейских сюжетов в праздновании народом Зимних Святок. Новогодняя обрядность в Зимних Святках.

Художественные элементы Зимних Святок:

а) музыкальные элементы праздника - народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки, подблюдные песни); рождественские церковные песнопения, духовные стихи;

б) танцевальные элементы праздника - святковские хороводы, круговые пляски и др.;

в) изобразительные элементы праздника - изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых; художественное оформление рождественских поздравительных посланий и подарков, изготовление елочных украшений и т. д.;

г) театрально-игровые элементы праздника - шествия колядовщиков и ряженых, представления народных драм.

Русская народная кухня: обрядовые печенья и пряники («козули», «колядки», «коровки»).

Образы зимних святок в русском классическом искусстве: в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», в цикле пьес «Времена года» П.И. Чайковского ("Декабрь. Святки"), в операх П.И. Чайковского «Черевички» и Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», в картине К.П. Брюллова «Гадающая Светлана» и др.

Отражение зимних русских календарных праздников в современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах (например, на открытии зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014г.). Празднования Зимних Святок в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в зимних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.

Образовательный маршрут «Весенние праздники»

Структура образовательного маршрута:

  • Масленица;
  • Вербное воскресенье;
  • Пасха;
  • Красная горка.

Основное содержание образовательного маршрута:

Масленица - старинный праздник проводов зимы и встречи весны. Период празднования: последняя неделя перед Великим Постом. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней масленичной недели: встреча (понедельник), заигрыш (вторник), лакомка (среда), разгул (четверг), тещины вечера (пятница), золовкины посиделки (суббота), проводы масленицы (или прощеное воскресенье).

Художественные элементы празднования масленицы:

а) музыкальные элементы праздника - масленичные народные песни;

б) танцевальные элементы праздника - хороводы (в отдельных местностях России);

в) изобразительные элементы праздника - изготовление чучел Масленицы, костюмов и «личин» ряженых и т.д.;

г) театральные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и "заигрыши" ряженых.

Особенности празднования различных дней масленичной недели. Народные игры. Народная кухня. Элементы театрализации в обрядах встречи и проводов масленицы.

Отражение праздника масленицы в русском классическом искусстве (в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка», в картинах Б.М. Кустодиева «Масленица» и В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»).

Вербное воскресенье. Традиции празднования. Вербные базары, подарки для детей -русские народные игрушки.

Пасха. Определение даты праздника по Пасхалиям. Икона праздника, пасхальные церковные песнопения и колокольные звоны. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Пасхальные яйца - крашенки и писанки. Детские игры с пасхальными яйцами. Ювелирные изделия в виде пасхальных яиц.

Отражение праздника Пасхи в русском классическом искусстве (в повести И. Шмелева «Лето Господне», в увертюре С.В. Рахманинова «Светлый праздник» и др.), в современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах.

Красная горка - первое воскресенье после Пасхи. Хороводы, сватовство и другие народные традиции празднования.

Русская народная праздничная кухня: обрядовые печенья - «жаворонушки», каравай, пироги, блины, куличи.

Празднования русских весенних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в весенних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.

Образовательный маршрут «Летние праздники»

Структура образовательного маршрута:

  • Семик;
  • Троица;
  • Русальная неделя;
  • Иван Купала.

Основное содержание образовательного маршрута:

Летние Святки как череда народных летних календарных праздников. Период празднования.

Семик. Происхождение названия праздника. Дата и традиции празднования. Семицкие хороводы и песни.

Троица (пятидесятница). Определение даты празднования. Происхождение праздника. Икона праздника (А. Рублев «Троица»), тропарь праздника Троицы. Народные гуляния на Троицу. Художественные элементы в обрядах встречи и проводов березки, завивания березок, кумления и раскумления, в девичьих гаданиях, в играх:

а) музыкальные элементы праздника - троицкие народные песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных музыкальных инструментах;

б) изобразительные элементы праздника - изготовление костюмов березки, колоска, ряженых, соломенной куклы;

в) танцевальные элементы праздника - девичьи хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия с березкой, театрализованные игры «Березка», «Колосок» и др.

Русальная неделя в троицком праздничном цикле, ее художественные элементы (песни, хороводные игры в русалку, жениха и невесту и др., игры-сценки при праздничном обходе домов, игры-хороводы в день проводов русалок).

Иван Купала. Период празднования. Мифологический образ Купалы. Древние обычаи и обряды праздника. Художественные элементы праздника (народные купальские песни и др.). Сбор целебных трав.

Отражение летних русских календарных праздников в русском классическом и современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах. Празднования русских летних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в летних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.

Образовательный маршрут «Осенние праздники»

Структура образовательного маршрута:

  • Осенины и другие народные праздники;
  • Праздничная осенняя ярмарка.

Основное содержание образовательного маршрута:

Праздник Рождества Богородицы (Осенины), Покров и другие осенние народные православные праздники. «Капустки», помочи, покровские посиделки.

Осенние праздничные ярмарки и их «торговые ряды»: русские народные игрушки, изделия народных художественных промыслов, народные ремесла, народные музыкальные инструменты. Русские матрешки, Хохлома. Дымковские, Филимоновские, Каргапольские глиняные игрушки. Богородские деревянные игрушки. Лаковые миниатюры: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера. Гжельская керамика. Жостовские подносы. Тульские самовары и гармони. Саратовские гармошки. Оренбургские пуховые платки. Народная вышивка, ткачество, гончарное искусство, расписные павлово-посадские платки и другие произведения народного декоративно-прикладного искусства. Русский народный костюм.

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, трещотка, кугиклы, рожок, гусли крыловидные и шлемовидные, и др.

Народные ярмарочные увеселения: балаганы, скоморохи, театр Петрушки, раек, паноптикум, медвежья потеха.

Отражение осенних русских календарных праздников в русском классическом и современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах. Празднования традиционных русских осенних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в осенних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.

Осваивая данные образовательные маршруты на уроках и в процессе внеурочной деятельности младшие школьники не только приобретают знания о русских традиционных народных календарных праздниках, участвуют в исследовательской и творческой проектной деятельности, но также, что особенно важно, получают первоначальные представления о важнейших традиционных духовно-нравственных ценностях русского народа и об их значении в современной жизни.

Рецензенты:

Жиров М.С., д.п.н., профессор Белгородского национального исследовательского университета, г. Белгород;

Костина Э.П., д.п.н., профессор Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород.