Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

JOB PROSPECTS AS VIEWED BY STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Zadorina M.A. 1 Teslenko I.V. 1
1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin
Реформирование российской системы профессионального образования заложило фундамент для решения проблем избытка профессиональных кадров с высшим образованием, снижения численности, обучающихся профессиональных образовательных организаций, трудоустройства выпускников не по полученной специальности, что особенно четко прослеживается на региональном уровне, в том числе в Свердловской области. В связи с необходимостью изучения профессиональных ориентаций обучающихся, высказанной государственными органами власти Свердловской области в сфере образования, в 2012–2013 годах было проведено исследование профессиональных ориентаций студентов образовательных организаций среднего профессионального образования Свердловской области. Особое внимание уделялось анализу представлений студентов о перспективах их дальнейшего трудоустройства. Было установлено, что каждый третий студент колледжа или техникума не удовлетворен выбранными профессией и (или) учебным заведением. Большинство студентов профессиональных образовательных организаций не работает, а трудоустроенные студенты – работают не по специальности. При выборе образовательной организации среднего профессионального образования студенты руководствовались интересом к профессии, перспективами найти хорошую работу, престижем учебного заведения. По окончании колледжей и техникумов студенты намерены найти работу по специальности, достичь высокого уровня профессионализма, признания и уважения, а также получать высокие доходы. Поиск работы в соответствии с полученным образованием представляется студентам нелегким занятием, в связи с чем они высказывают желание трудоустроиться по месту прохождения производственной практики или, полагаясь на собственную инициативность, самостоятельно найти работу через Интернет, рассылая резюме по организациям. Исследование показало неполноту представлений студентов о современных способах трудоустройства (заблуждение о наличии распределения выпускников), что говорит о необходимости совершенствования профориентационной деятельности как в школах, так и в колледжах и техникумах.
Reform of the Russian system of professional education laid the foundation for solving problems of excess professional personnel with higher education, reducing the number of students of vocational educational organizations, employment of graduates out of accordance with their specialty. These problems are clearly shown in regional level, specifically in the Sverdlovsk region. Research of professional orientations of students of educational organizations of secondary vocational education of the Sverdlovsk region was conducted in 2012–2013 due to the necessity of studying professional orientations of students expressed by the public authorities in the field of education of the Sverdlovsk region. Particular attention was paid to the analysis of representations of students about their future employment prospects. It was found that one in three student is not satisfied with their chosen profession and (or) the educational institution. Most of the students of vocational educational organizations do not have a job and employed students – work out of accordance with their specialty. Students in choosing the educational organization of secondary vocational education paid attention to the interest in the profession, the prospects of getting a good job, the prestige of the educational institution. After graduation, students intend to find a job in accordance with their specialty, to earn substantial wage and to achieve a high level of professionalism, recognition and respect. Students are sure that finding a job in accordance with their education is not easy. That is why they wish to get a job at the place of practical training. In addition, students, relying on its own initiative, intend to find a job through the Internet, sending out resumes to organizations. The study showed incomplete representations of students about modern methods of employment (erroneous opinion about a distribution of graduates), which suggests the need to improve career guidance activities in schools and colleges.
job placement
employment
labor market
secondary vocational education
educational organization
vocational educational organization
educational institution
college
student

В 2013 году начался новый этап в развитии образования в Российской Федерации, связанный с изменениями законодательства об образовании, реорганизацией системы профессионального образования, которая теперь состоит из среднего профессионального образования и высшего образования (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации) [3].

Кардинальные меры по реформированию российской системы профессионального образования были нацелены на изменение сложившейся ситуации, характеризующейся «дефицитом объемов подготовки рабочих, гипертрофированными объемами контингентов высшего образования на фоне спада численности обучающихся в учреждениях среднего профобразования, низкими показателями трудоустройства по полученной специальности» [4, с. 108]. Особенно четко данные проблемы прослеживаются на региональном уровне, где общероссийские тенденции накладываются на социально-экономическую специфику того или иного субъекта Российской Федерации. Так, например, в Свердловской области можно наблюдать тенденцию снижения численности трудоспособного населения (с 62,9 % в 2007 году до 59,3 % в 2012 году от общей численности населения), снижение численности экономически активного населения (с 2405 тыс. человек в 2007 году до 2293 тыс. человек в 2012 году), увеличение численности безработных среди молодого населения в возрасте до 29 лет (с 25,4 % в 2007 году до 32,3 % в 2012 году), увеличение численности населения с высшим образованием в составе безработного населения (с 10,4 % в 2007 году до 12,7 % в 2012 году), снижение численности выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования (с 26,1 тыс. человек в 2007 году до 17,9 тыс. человек в 2012 году) [5].

На рынке труда Свердловской области существует потребность в работниках со средним профессиональным образованием [1, с. 68]. Тем не менее выпускники системы профессионального образования чаще всего трудоустраиваются не по полученной специальности – на должности, не требующие полученного ими уровня квалификации. Выпускники учреждений высшего образования занимают места выпускников организаций среднего профессионального образования, которые, в свою очередь, либо остаются безработными, либо трудоустраиваются на должности, требующие более низкого уровня квалификации. По мнению государственных органов власти Свердловской области в сфере образования, существует необходимость в дополнительных исследованиях профессиональных ориентаций обучающихся, трудоустройства выпускников в соответствии с полученным образованием и учет результатов данных исследований региональной системой профессионального образования [2, с. 34].

Для того чтобы наиболее эффективно решать социально-экономические проблемы региона, необходима обратная связь с населением. Важно понимать, чем руководствуются молодые люди при выборе образовательных учреждений, уровня и направления образования, специальности или профессии. Важно знать, в какой мере современные студенты удовлетворены получаемым профессиональным образованием. В 2012–2013 годах было проведено исследование, опрошено 800 студентов образовательных организаций среднего профессионального образования (профессиональных образовательных организаций) Свердловской области с целью изучения профессиональных ориентаций обучающихся – отношения к миру профессий (специальностей) в целом и к каждой профессии (специальности) в частности, которое проявляется в осознанном выборе профессии (специальности) с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, а также в построении стратегических жизненных целей [3]. В рамках данной статьи остановимся подробнее на представлениях студентов профессиональных образовательных организаций о перспективах их дальнейшего трудоустройства.

Большинство респондентов составили выпускники средних общеобразовательных школ (95 %), выпускники специализированных классов и гимназий – 5 %. Больше половины опрошенных студентов организаций среднего профессионального образования проживает в средних и малых городах (53 %), пятая часть студентов (22 %) – в Екатеринбурге, каждый девятый опрошенный студент (11 %) – в селах, каждый седьмой (15 %) – в крупных городах. Количество опрошенных девушек в учреждениях среднего профессионального образования превышает количество опрошенных юношей на 11 % и составляет 61 %.

Мнение студентов образовательных организаций среднего профессионального образования о перспективах трудоустройства

Большинство студентов (64 %) удовлетворены выбранным учебным заведением и осваиваемой профессией, специальностью. Каждый шестой студент колледжа не удовлетворен выбором учебного заведения (17 %), каждый седьмой – выбранной профессией, специальностью (14 %). Не удовлетворены ни получаемой специальностью, ни выбранным учебным заведением 5 % студентов.

В настоящее время большинство студентов образовательных организаций среднего профессионального образования не работают (57 %). Треть студентов колледжей и техникумов работает нерегулярно. В каждом седьмом случае студенты организаций среднего профессионального образования имеют постоянную работу. Среди работающих студентов по получаемой специальности работают лишь 16 %, четверть студентов работает по смежным специальностям (24 %), остальные – не по специальности (60 %).

Сегодня у студентов разное понимание того, какие факторы играют основополагающую роль в достижении успеха в жизни. Студенты организаций среднего профессионального образования приоритетными считают связи и знакомства (32 %), инициативность (26 %). И лишь 23 % студентов отдает предпочтение образованию. Каждый десятый студент отдает предпочтение власти. Можно предположить, что студенты несколько разочарованы в образовании и его роли в жизненном успехе, в связи с чем, больше склонны полагаться либо на себя и собственную инициативность, либо на помощь других посредством связей и знакомств.

Выбор того или иного учреждения профессионального образования у каждого пятого студента связан прежде всего с интересом к профессии (20 %). Между тем желание получить диплом, неважно где и какой, присуще каждому тринадцатому студенту профессиональных образовательных организаций (8 %). Каждого десятого студента привлекает перспектива найти хорошую работу после окончания колледжа или техникума, равно как и престиж учебного заведения (по 10 % соответственно). Интересен тот факт, что соответствие направлений подготовки того или иного колледжа способностям обучающегося важно лишь десятой части студентов (10 %).

На рис. 1 представлено мнение студентов образовательных организаций среднего профессионального образования о наиболее важных аспектах будущей работы. В будущей работе для студентов важна возможность карьерного роста и достижения высокого уровня профессионализма (15 %), а также возможность получать высокие доходы (13 %). Каждый девятый студент в работе видит возможность достичь признания и уважения (11 %). Важно отметить, что для студентов важность представляют творческий и интересный характер работы (8 %), дружный коллектив (8 %), возможность принести пользу людям (7 %). Наименее распространенным ответом стало соответствие профессии склонностям и знаниям (5 %), что является следствием отсутствия комплексного подхода к профессиональной ориентации молодого населения.

Рис. 1. Мнение студентов о наиболее важных аспектах будущей работы, %

Особый интерес представляют профессиональные планы студентов о том, чем бы они хотели заниматься после окончания учебных заведений. Большинство будущих молодых специалистов высказывает желание работать по полученной специальности (46 %), каждый девятый студент желает освоить новую профессию или продолжить образование в вузе (11 %). Уехать за границу планируют лишь 6 % студентов. Данный факт может свидетельствовать о том, что студенты образовательных организаций среднего профессионального образования не считают свои шансы на трудоустройство и поступление в учебные заведения за границей высокими. Основать свое дело, бизнес высказывают желание 8 % опрошенных.

Студенты солидарны в том, что найти работу по специальности не очень легко, но можно. Поиск работы по специальности представляется легким каждому восьмому студенту колледжа или техникума (12 %). Четверть студентов (25 %) предполагает, что найти работу по специальности крайне затруднительно.

Как видно на рис. 2, студенты образовательных организаций среднего профессионального образования считают самым результативным способом найти работу – трудоустроиться по месту прохождения производственной практики (17 %). Студенты также отмечают самостоятельный поиск работы через Интернет (15 %), рассылку резюме по организациям и молодежные биржи труда, ярмарки вакансий и дни карьеры (по 12 % соответственно). Наименее популярно у студентов трудоустройство через службы занятости, кадровые агентства (по 2 % соответственно).

Рис. 2. Мнение студентов о наиболее результативных способах трудоустройства, %

Важно отметить, что до сих пор в студенческой среде распространено мнение о существовании системы распределения выпускников: трудоустроиться таким способом желает четверть студентов (24 %) профессиональных образовательных организаций. Данный факт свидетельствует о неполноте представлений студентов о современных способах трудоустройства и распространенности «советских мифов» и необходимости проведения комплексной профориентационной работы в образовательных организациях. Необходимость улучшения профориентационной деятельности в школах по ряду направлений высказывают и сами студенты профессиональных образовательных организаций: информирование об особенностях обучения в тех или иных образовательных организациях высшего и профессионального образования; психолого-педагогическое консультирование в целях содействия профессиональному самоопределению обучающихся, увеличения возможности самодиагностирования профессионально значимых качеств; адаптация методик и содержания преподавания к потребностям и склонностям обучающихся; информирование о мире профессий и о рынке труда и др.

Делая вывод, отметим, что студенты образовательных организаций среднего профессионального образования Свердловской области, оценивая перспективы трудоустройства, говорят о том, что найти работу по специальности нелегко, в чем уже успели убедиться работающие студенты. В связи с этим студенты профессиональных образовательных организаций чаще всего высказывают желание трудоустроиться по месту прохождения производственной практики или, полагаясь на собственную инициативность, найти работу самостоятельно через Интернет, рассылая резюме по организациям. При выборе учебного заведения и будущей профессии, специальности студенты колледжей и техникумов руководствовались, прежде всего, интересом к профессии, специальности, реже – возможностью получать большие доходы или престижем образовательной организации. Каждый второй студент после окончания колледжа, техникума намерен работать по специальности, а каждый девятый студент – продолжить образование в вузе или освоить новую профессию, специальность. В каждом третьем случае студенты колледжей или техникумов высказывали неудовлетворенность выбранными профессией и (или) учебным заведением. Данные результаты сопоставимы с точкой зрения выпускников средних общеобразовательных школ и выпускников учреждений среднего профессионального образования, получающие высшее образование [6; 7].

Таким образом, исследование показало, что в процессе получения среднего профессионального образования студенты в силу различных обстоятельств (ситуации на рынке труда; отсутствия возможности получить помощь при выборе направления образования, учебного заведения от специалиста по профессиональной ориентации; качества получаемого образования; собственных интеллектуальных особенностей и умений) были несколько разочарованы получаемым образованием ввиду сложностей с трудоустройством по специальности. Возможным следствием сложившейся ситуации стало отношение к образованию как фактору достижения успеха в жизни, которое у студентов образовательных организаций среднего профессионального образования стоит лишь на третьем месте – после связей и знакомств, а также собственной инициативности.

Рецензенты:

Паникарова С.В., д.э.н., профессор Института государственного управления и предпринимательства ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург;

Иванцов Г.Б., д.филос.н., к.э.н., профессор Института государственного управления и предпринимательства ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.