Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF CREATION OF WORDS ABILITIES CHILDREN 5-6 YEARS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH (III LEVEL) IN PRODUCTION OF NAMES OF PROFESSIONS

Filicheva T.B. 1 Tumanova T.V. 1 Batrakova A.E. 1
1 Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov
We have proved the inportance of creation a sistev for the formation of verbal creativity abilities in preschool children 5-6 years with the general underdevelopment of speech. We carried out research the experimental study of linguistic creativity processes in this cathegory of children. It showed that only 3 % of preschool children with general underdevelopment of speech could form neologisms (neologism is word, which was not in language before) in accordance with linguistic patterns. 97 % of them responses were inadequate. We presented the quantitative and qualitative processing of examination results and we have identified 4 levels of development of linguistic creativity processes. We have identified stages of work on the formation linguistic creativity skills for these children in the formation of names of professions, including exercises on interpretation of neologisms, creative derivation by analogy and the formation of the active creation of words by adding and suffixal derivation. Special education involved the use of traditional and informational technologies (multimedia presentation).
informational technologies
names of professions
neologism
general underdevelopment of speech
word formation
the creation of new words
Овладение словообразовательными процессами в дошкольном возрасте имеет существенное значение для успешного обучения в школе, накопления и обогащения словаря, усвоения грамматических категорий (Г.В. Бабина, А.Н. Гвоздев, М.С. Кунусова, Т.В. Туманова, А.А. Хохлова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский и др.) [1, 2, 5, 6] . В свою очередь характерный для онтогенетического развития этап словотворчества (создания новых слов), расцвет которого наблюдается к 5 годам, позволяет ребенку экспериментировать с языком, на практике познавать закономерности лингвистики (С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, и др.). Такую лингвокреативность детей можно сравнить с предметными, игровыми действиями, ее результатом часто становятся неологизмы - слова, которых раньше не было в данном языке, или производные слова, совпадающие с нормативными.

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня речевого развития явления словотворчества представлены весьма скудно, что не дает возможности таким детям «пощупать» слово, экспериментировать с ним. Для успешного решения задач по развитию словообразовательных процессов у дошкольников данной категории нами предпринято исследование по изучению и формированию словотворческих возможностей детей 5-6 лет с ОНР (III уровень) в образовании названий профессий.

Целью данного исследования является обследование лингвокреативных процессов у данной категории испытуемых, а также обучение детей толкованию семантики продуктов словотворчества и способам образования неологизмов названий профессий. Настоящее исследование предполагало решение следующих задач:

1) обучение дошкольников умению анализировать отсылочную часть производного слова и словообразовательные аффиксы названий профессий;

2) упражнение в умении внимательно слушать и запоминать небольшие рассказы о профессиях;

3) знакомство с различными способами словотворчества и суффиксами, которые используются в образовании названий профессий;

4) закрепление умения образовывать названия профессий, соответствующие нормам родного языка;

5) овладение навыками экспериментирования в области обозначения наименований профессий путем словотворчества как по аналогии, так и без опоры на лексический образец.

В рамках настоящего исследования, которое было проведено в ГБОУ СОШ 777 ДО № 2 г. Москвы, было разработано краткое испытание, направленное на изучение возможностей использования словотворчества детьми с ОНР при образовании названий «сказочных» профессий. Экспериментатор показывал сюжетную картинку с изображением волшебной страны и давал инструкцию: «Давай отправимся в волшебную страну. Там у людей необычные профессии, которых нет у нас. Придумай им названия. Кто там ловит жучков? (Кто перевозит жителей этой страны? Кто заботится о животных? Кто охраняет там людей? Кто добывает еду? Кто лечит там больных?)» При затруднениях педагог использовал помощь, образовывая неологизмы с разными суффиксами, характерными для наименования профессий.

За каждый ответ начислялись баллы по следующей системе: 1 балл - отказ от выполнения задания или непонимание задания, перечисление слов, не являющихся названиями профессий; 2 балла - образование названий профессий, не являющихся неологизмами; 3 балла - словотворчество с использованием одного суффикса; 4 балла - инноваций с помощью разных способов словопроизводства или двух и более аффиксов.

Затем подсчитывался средний балл и определялся уровень выполнения задания: 1 балл - очень низкий уровень, 2 балла - уровень ниже среднего, 3 балла - средний уровень, 4 балла - высокий уровень.

Результаты настоящего эксперимента убедительно показали крайне низкую способность к словотворчеству у старших дошкольников с ОНР (очень низкий уровень по среднему баллу): лишь в 3% случаев они давали адекватные ответы, в которых неологизмы были образованы в соответствии с закономерностями русского языка, в 97% ответы оказались неадекватными.

Нами были выделены 5 типов неадекватных ответов у дошкольников с ОНР:

  1. замена словотворчества нормативным производным, обозначающим профессию, но не подходящим по смыслу к данной ситуации (кто в волшебной стране ловит жучков? - «дворник», «полицейский») - 4% всех неадекватных ответов;
  2. замена инноваций соответствующим по семантике нормативным производным (жителей этой страны перевозит «водитель», охраняет людей «охранник») - 24%;
  3. упоминание существительных, не относящихся к названиям профессий (ловит жучков «муха», заботится о животных «дядя», «всякие зверьки», перевозит жителей - «такси») - 44 %;
  4. замена словотворчества перечислением сказочных персонажей (заботится о животных «фея», охраняет людей «царь») - 8%;
  5. отказ от выполнения задания - 20% .

При выполнении данных заданий детьми с нормальным речевым развитием в подавляющем большинстве случаев ответы были адекватными, они эффективно использовали помощь, неологизмы были образованы разными способами и с помощью различных суффиксов, случаи отказов от выполнения задания были связаны с высокой критичностью к собственной речи.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости разработки системы обучения детей с ОНР навыкам словотворчества. Учитывая закономерности развития словообразовательных процессов в онтогенезе, когда ребенок сначала овладевает интерпретацией производного слова, а затем учится образовывать новые слова (А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева), нами были выделены этапы по формированию словотворческих способностей у дошкольников указанной категории, которые включали прослушивание рассказа о «сказочных» профессиях и обозначение их нормативными производными словами; работу над семантикой названий «сказочных» профессий; словотворческое образование названий профессий по аналогии; формирование активного словотворчества с помощью сложения и суффиксального словообразования.

Упражнения предлагались детям в игровой форме с использованием куклы-перчатки, картинного материала, мультимедийной презентации с эффектами анимации.

Лексический материал, рассчитанный на одно занятие, включал слова, направленные на активизацию словаря (10-11 слов), и работу над новыми словами (около 4 слов в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей).

При прослушивании рассказа о «сказочных» профессиях и обозначении их нормативными производными словами педагог дает следующие инструкции.

  • Сегодня мы поговорим про профессии. Что такое «профессия»? (Это занятие человека, которому надо учиться и за которое он получает деньги.). Петрушка придумал интересную сказку. В ней есть новые слова, подумайте, про кого рассказывает.
  • «Я сегодня первый раз пришел в детский сад. Открыл калитку, и мне сразу встретился дворничист. Угадайте, что он делал? Потом я зашел в группу, а там оказалась очень добрая воспитальщица. Догадались, кого я увидел? Она звала детей мыть руки. А что еще она делает? Было обеденное время, так вкусно запахло супом, что я побежал на кухню, а там ... поварник как раз работал или как-то по-другому его надо назвать?»
  • Ребята, а как на самом деле называются эти профессии?

Работа над пониманием названий «сказочных» профессий включала разгадывание загадок. Петрушка называл «сказочную» профессию (музыкальник, врачильник, циркалист, продавалец, гитарник и т.д.), а дети - настоящую.

На этапе словотворческого образования названий профессий по аналогии Петрушка придумывал новые названия профессий, а дети подбирали похожие наименования («Убирает - «убиральник», а подметает - ? - «подметальник». Стрижет (стригальник), вытирает (вытиральник)» и т.д.). Затем происходила замена словообразующих суффиксов или даже способа словопроизводства. Петрушка предлагал придумывать слова немного по-другому: «Копает - копальщик, а стрижет (стригальщик), вытирает (вытиральщик)»; «Уколы делает уколодел, капусту режет - ? (капусторез), зубы лечит (зуболеч)»; «Яму роет - яморойка, дома строит (домостройка), колеса моет (колесомойка)» и т.д.

На заключительном этапе при формировании активного словотворчества с помощью сложения и суффиксального словообразования дошкольники с ОНР должны были сами, без опоры на лексический образец создавать неологизмы, используя усвоенные приемы и навыки. На этом этапе также организовывались соревнования, какая команда придумает больше «сказочных» названий профессий к названным Петрушкой «обычным» профессиям (почтальон, строитель, певец, конюх, доярка).

После представленного выше обучения дети с ОНР (III уровень речевого развития) стали ориентироваться в семантике производных слов (как нормативных, так и словотворческих), обозначающих названия профессий, обобщать значение корневой части и словообразующих суффиксов; могли свободно придумывать неологизмы с помощью сложения и суффиксального словопроизводства, что свидетельствует о начале становления у них языковых обобщений, анализа и синтеза.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование обнаружило практически полную неспособность дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) к активному словотворчеству, что, безусловно, тормозит накопление и систематизацию словаря, при дальнейшем школьном обучении затрудняет применение орфографических правил. Предложенная система по формированию словотворческих возможностей детей указанной категории на материале образования наименований профессий на практике доказала свою эффективность и опосредованное положительное влияние на другие стороны речевого развития.

Рецензенты:

Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.