Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE ISSUES OF STATE SUPPORT OF INNOVATIVE SMALL BUSINESSES IN THE REGION

Raksha I.R. 1 Shilova N.N. 2 Ustinova O.V. 3
1 Charitable Foundation "Golden childhood"
2 Tyumen state oil and gas university
3 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
Внедрение инновационной деятельности во все сферы общественной жизни не могло не затронуть и малый бизнес, выдвинув на первый план вопросы государственной поддержки малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере инноваций. В представленной статье авторами определяется роль инновационного малого предпринимательства на современном этапе развития страны. Посредством социологического опроса собственников и руководителей малых предприятий юга Тюменской области, а также экспертного опроса государственных и муниципальных служащих, депутатов законодательных органов Тюменской области и муниципальных образований региона выявляются проблемы развития инновационного малого предпринимательства в регионе. Предлагается модель реализации государственной поддержки инновационного малого предпринимательства, учитывающая реальные потребности субъектов инновационного малого предпринимательства тюменского региона на различных стадиях жизненного цикла.
The introduction of innovation in all spheres of public life could not affect small businesses, highlighting the issues of state support of small enterprises operating in the field of innovation. The article defines the role of innovative small business in developing countries. Through a sociological survey of owners and managers of small enterprises of the South of the Tyumen region, as well as the expert survey of state and municipal officials, members of the legislative bodies of the Tyumen region and the municipalities of the region´s problems of development of innovative small businesses in the region. A model of implementation of the state support of innovative small businesses, addressing the real needs of innovative small businesses in the region at different stages of the life cycle.
innovative activity
innovative small businesses
and government support

Важность государственного регулирования инновационных процессов вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инновационных процессов меняется структура экономики, увеличивается доля наукоёмкого производства, ускоряются процессы реструктуризации отраслей народного хозяйства. В настоящее время наблюдаются позитивные тенденции в развитии российского инновационного малого предпринимательства и использовании его потенциала в промышленности и науке [9].

Именно малое предпринимательство является двигателем социально-экономического развития и благополучия российского общества. Еще в работах Фридриха фон Хайека было убедительно доказано, что свобода предпринимательства является базовым условием социально-экономического развития и общественного процветания всех слоев общества. Она способствует реализации научно-технического прогресса и выступает предпосылкой формирования человека нового типа, особыми характеристиками которого являются инновационная адаптивность, толерантность и индивидуализм [1].

Роль малого предпринимательства, в том числе и инновационного, в социально-экономическом развитии страны сложно переоценить. Нельзя не согласиться с мнением В. Карачаровского, что инновационное малое предпринимательство «является непременным элементом развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития» [2]. К основным функциям инновационного малого предпринимательства в общественном развитии относятся: развитие отраслей народного хозяйства; повышение занятости населения путем его вовлечения в деятельность субъектов инновационного малого предпринимательства как в качестве собственников, так и нанятых работников; участие субъектов инновационного малого предпринимательства в социальном развитии территорий; возможность претворения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, интеллектуализация трудовой деятельности, повышение ее наукоемкости; насыщение рынка товарами народного потребления, улучшение их качества, а также увеличение объема выпускаемой инновационной продукции, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей; вовлечение в производство новых производительных сил, создание товаров и услуг с меньшими затратами труда, материалов, энергии; приведение структуры воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды [4].

Вместе с тем, существуют проблемы развития инновационного малого предпринимательства, такие как: несовершенство нормативно-правовой базы, системы налогообложения; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов; административные барьеры и др. [5]. Учитывая относительно продолжительную статичность обозначенных проблем, необходимо признать действия государства в этой сфере недостаточно эффективными и пересмотреть стратегию государства в отношении инновационного малого бизнеса, переориентируя ее на достижение целей социально-экономического развития страны путем эффективного использования возможностей последнего [3]. В этих условиях особое значение приобретает совершенствование модели господдержки инновационного малого предпринимательства, отвечающей потребностям его функционирования и развития [7].

При условии, что проблемы развития инновационного малого предпринимательства не будут решены на региональном уровне, возможно инерционное развитие рассматриваемой сферы общественных отношений [6]. Без дополнительного вмешательства государства уже в ближайшем будущем инновационный малый бизнес как социальный институт может исчерпать импульс своего поступательного движения, и общество столкнется с необходимостью радикальных преобразований в предпринимательской сфере. В этом случае существующие институты поддержки в отрыве от научно-производственных предприятий, равно как и предприятия в отрыве от источников финансирования, будут вовлечены в неблагоприятную для региона тенденцию: относительно успешные и перспективные проекты будут «эмигрировать» в центральные регионы страны (преимущественно в г. Москву и Московскую область) или за рубеж, как это происходит сейчас, а менее успешные – будут вынуждены прекратить существование [8].

Авторы убеждены, что описанный сценарий является крайне пессимистичным, так как его последствия и рефлексия в обществе будут носить долгосрочный характер. В частности, вектор развития прикладной и фундаментальной науки будет отклоняться от мейнстрима технологического общества. Снижение темпов развития малого инновационного предпринимательства будет ускоряться ежегодно, при этом созданные институты поддержки окажутся не востребованными.

С целью исследования проблем функционирования и развития инновационного малого предпринимательства в регионе, а также оценки эффективности его государственной поддержки авторами проведен анкетный опрос собственников и руководителей малых предприятий юга Тюменской области (484 чел.), а также экспертный опрос государственных и муниципальных служащих, депутатов законодательных органов Тюменской области и муниципальных образований региона (200 чел.).

Опрос предпринимателей показал, что три четверти из них позитивно оценивают идею включения в инновационно-технологический процесс, участвуют в инновационной деятельности или намерены заниматься ею в ближайшем будущем. Анализ ответов респондентов о характере причин, побуждающих их заниматься инновационной деятельностью или планировать ее, показал, что треть опрошенных рассматривают ее в качестве стратегии выживания (рис. 1).

Рис.1. Причины, побуждающие предпринимателей заниматься инновационной деятельностью, %

Предприниматели негативно оценивают деятельность региональных органов власти в поддержке инновационного малого предпринимательства, при этом подавляющее большинство (87 %) указали на потребность в последней.

Одновременно выявлено, что 64 % предпринимателей ни разу не обращались за государственной поддержкой (рис. 2).

Рис. 2. Анализ обращений предпринимателей за господдержкой, %

Результаты опроса показали, что каждый пятый критически оценил эффективность государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменском регионе – «практически нулевая». Примерно одинаковый процент респондентов оценили ее как среднюю или низкую (27 и 24 % соответственно). Предприниматели негативно настроены в отношении деятельности органов власти в сфере поддержки инновационного малого бизнеса. Причины, снижающие эффективность государственной поддержки, представлены на рис. 3.

Рис. 3. Причины, снижающие эффективность государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменском регионе, %

По мнению экспертов, органы государственной власти не заинтересованы в развитии инновационного малого бизнеса или заинтересованы менее чем нужно (рис. 4).

Рис. 4. Заинтересованность органов власти в развитии инновационного малого предпринимательства, %

В оценке экспертами и предпринимателями эффективности государственной поддержки инновационного малого предпринимательства выявлены расхождения. Как «высокую» эффективность оценили 18 % представителей органов власти и лишь 3 % предпринимателей. Чуть меньше половины экспертов оценили эффективность как среднюю (46 %); среди предпринимателей, таких вдвое меньше (рис. 5).

Рис. 5. Соотнесение оценок эффективности государственной поддержки инновационного малого предпринимательства, сделанных экспертами и предпринимателями, %

Анализ ответов экспертов позволил авторам сформулировать вывод о том, что между государством и инновационным малым предпринимательством существует большой «разрыв», проявляющийся в слабой заинтересованности органов власти в развитии инновационного малого бизнеса, незнании реальных проблем предпринимателей, отсутствии практической реализации декларируемых направлений господдержки.

Для повышения эффективности развития инновационного малого предпринимательства в регионе предлагается модель реализации государственной поддержки инновационного малого предпринимательства, которая является, своего рода, механизмом вовлечения науки и бизнеса в инновационный процесс (рис. 6). Основная идея этой модели – четкое распределение ролей, функций и полномочий, а также непрерывность оказания поддержки на всех этапах развития новой технологии: от зарождения до массового применения в производстве товаров или оказании услуг.

Предложенная модель учитывает реальные потребности субъектов инновационного малого предпринимательства региона на различных стадиях жизненного цикла и обладает рядом преимуществ: четким распределением функций и полномочий; исключением временных разрывов в оказании поддержки; реализацией конкурентно-синергетического принципа взаимодействия субъектов инновационной деятельности друг с другом и институтами инфраструктуры поддержки и т.д. Инновационными особенностями модели являются:

1. Реализация децентрализованного подхода к организации взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и инфраструктурой поддержки инновационного малого предпринимательства.

2. Трансфер технологий от разработчиков к имплементаторам, разграничение их роли в инновационном процессе.

3. Учет реальных потребностей субъектов инновационного малого предпринимательства региона.

4. Создание Центра трансфера технологий, выполняющего социально-значимые, но не реализуемые на сегодняшний день функции: независимую экспертизу инновационных проектов; организацию взаимодействия между «производителями» технологии, организациями, занимающимися их внедрением и потенциальными инвесторами; распространение новых технологий и инновационной продукции.

5. Создание центров стартап-капитала, финансирующих субъектов инновационного малого предпринимательства не на начальной стадии их деятельности, а на начальной стадии реализации инновационного проекта, прошедшего селекцию малыми инновационными компаниями.

Комментируя предложенную модель, авторы отмечают, что университеты и научно-исследовательские институты – преинкубаторы – не должны в обязательном порядке становиться субъектами общественных отношений, касающихся коммерциализации результатов научных исследований и разработок. Напротив, в отсутствии рынка инновационных технологий, а также принимая во внимание сложности патентования и дальнейшего продвижения новой технологии, будет неоправданным распределение усилий учреждений науки на нехарактерную им деятельность. В рамках разработанной модели такие задачи возложены на центры трансфера технологий. Возможные аргументы о том, что в предлагаемой модели учреждения науки «оторваны» от рынка, так как не получают прямых запросов от инвесторов и потребителей инновационной продукции, авторы полагают безосновательными, поскольку эффективность посредничества центров трансфера технологий предполагает, помимо прочего, покупку лишь востребованных результатов научных исследований и разработок. Таким образом, при постоянном информационном обмене с центром трансфера технологий университеты и научно-исследовательские институты будут иметь возможность адаптировать свой исследовательский процесс под текущие и перспективные требования рынка, а не под имеющийся научный задел, как это имеет место сегодня.

Рис. 6. Модель реализации государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в регионе

Рецензенты:

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.