Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIO-PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF AT-RISK FAMILIES IN RELATION TO CHILDREN

Romanova L.L. 1
1 Amur State University
This article discusses the current problem of modern society - the family unwholesome-received in relation to children, which has a destructive impact on the development of personality Reuben on, prevents the development of normal behavior, leading to uncontrollable behavior and deformation of the person. The technology works with this population, which are interrelated and interdependent. So social diagnosis precedes other technologies: prevention, adaptation, therapy, correction. Particular attention is paid to prevention, since it is one of the most promising and important areas of control and remedial activities in the Bachelor of Social Work. Based on the analysis of literature and formulated the definition given class-action of types of family troubles in relation to children, namely, trouble in the home in relation to children can be classified as: the nature of parent-child relations, emotional atmosphere by the presence of educational resources. In addition, the paper presents the Staten Terrorism data describing the state of the art in the city of Blagoveshchensk.
family
marital trouble in relation to children
social work
prevention of family trouble

В последнее время семья становится приоритетной сферой социальной политики государства. В ситуации экономического кризиса 2014 года большинство семей сталкивается со множеством проблем: уменьшением покупательской способности, повышением платы за услуги ЖКХ, изменением условий предоставления льгот и др. Что вкупе усложняет экономическое состояние достаточно большой части населения. В то же время наша страна заинтересована в том, чтобы данный институт семьи укреплялся и развивался. Ведь дети, растущие в семьях сегодня, это будущее нашей страны.

В исследованиях проблем российской семьи наметился комплексный, междисциплинарный подход. А работа с семьей является важным компонентом профессиональной деятельности социального работника.

Специалистам практикам следует руководствоваться следующим определением понятия «семья», которое представлено в национальном стандарте РФ по социальному обслуживанию: «лица, связанные родством и (или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство».

Семья выполняет ряд, жизненно важных для человека функций. Т.В. Андреева на основе анализа научной литературы выделила следующие функции:

1. Репродуктивная, которая заключается в воспроизводстве жизни, т.е. в семье человек удовлетворяет свою потребность в деторождении, продолжении рода.

2. Экономическая, здесь семья выступает источником восстановления истраченных на производстве сил с взрос­лых членов, кроме того, эта функция отвечает за ведение хозяйства, наличие бюджета, организацию потребительской деятельности.

3. Воспитательная, объективно одна из важнейших функций, заключающаяся в формировании личности ребенка, системати­ческом воспитательном воздействии семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни, постоянном вли­янии детей на родителей и других взрослых членов семьи.

4. Коммуникативная, которая означает посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искус­ством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха [1, с.52].

Успешное выполнение вышеперечисленных функций характерно для благополучной семьи, в то время как существуют неблагополучные семьи. Ситуации семейного неблагополучия можно рассматривать как ситуации затруднения или невозможности выполнения семьей ее основных функций и удовлетворения ведущих потребностей членов семьи в условиях неэффективной деятельности семейных механизмов адаптации и интеграции. В соответствии со сказанным, под неблагополучной необходимо понимать семью, где нарушена структура и игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, затруднено удовлетворение ведущих потребностей членов семьи. Необходимо отметить, что существуют такие формы семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными в современном обществе, а с другой, не всегда открыто проявляются на социальном уровне и поэтому не вызывают особой обеспокоенности, хотя их деструктивное влияние на формирование личности ребенка не менее опасно, чем в семьях, где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения.

В данном исследовании особое внимание мы уделяем неблагополучным семьям, имеющим детей. Исходя из всего вышесказанного, можно дать определение семейному неблагополучию по отношению к детям. Итак, семейное неблагополучие по отношению к детям – это социопсихолого-педагогический феномен, характеризующийся нарушением или невыполнением семьей воспитательной функции, применением деструктивных форм и способов воспитания, что приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего мира, плохо влияет на формы его поведения, вызывает деформацию личности ребенка в целом.

Проанализировав труды Алмазова Б.Н.[2] и Бочаровой Г.Г.[3], нами определена классификация семейного неблагополучия по отношению к детям.

По характеру детско-родительских отношений:

1) связанное с гиперопекой родителей – выражается в стремлении родителей всецело контролировать жизнь своего ребенка. Проявляется в контролировании внутреннего мира несовершеннолетнего, авторитарном воздействии и манипулировании. Вследствие чего, у воспитанного в таких условиях ребенка возникают трудности в принятии самостоятельных решений из-за привычки в состоянии подчиненного;

2) связанное с гипоопекой – противоположное явление, характеризующееся полным отсутствием контроля взрослого человека и игнорированием воспитания подрастающего поколения. Зачастую дети из таких семей попадают под наблюдение подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, семьи ставятся на учет;

3) связанное с зависимостью от порицания взрослых членов семьи, скептической оценки его возможностей. В таких семьях родители часто дают негативную оценку личности ребенка, что порождает неуверенность ребенка в себе, он замыкается в себе.

По эмоциональной атмосфере семейное неблагополучие по отношению к детям бывает:

1) характеризующееся неблагополучной эмоциональной атмосферой семьи, отношения между родителями и детьми конфликтные, мнение, желания, интересы ребенка подавляются авторитарностью взрослых;

2) характеризующееся отсутствием эмоционального контакта между родителями и детьми при внешнем благополучии;

3) характеризующееся нездоровой нравственной атмосферой. При денном виде неблагополучия ребенку прививается социально не приемлемый образ жизни (употребление алкоголя, курение, прием наркотиков).

По наличию воспитательных ресурсов:

1) семейное неблагополучие по отношению к детям с дефицитом воспитательных ресурсов, где дети от родителей получают меньше благ, чем их сверстники (денежных средств, помощь в учебе и т.д.);

2) семейное неблагополучие по отношению к детям с педагогической некомпетентностью родителей, где выбирается воспитательная практика, нарушающая естественное развитие ребенка;

3) семейное неблагополучие по отношению к детям с нестабильной обстановкой воспитания. Может проявляться в семьях, где родители конфликтуют друг с другом, а ребенок воспринимает атмосферу недовольства, агрессивности и недоверия.

Таким образом, семейное неблагополучие оказывает деструктивное влияние на развитие личности ребенка, препятствует развитию нормальных форм поведения, ведет к трудновоспитуемости и деформации личности. Неправильный выбор средств и методов педагогического воздействия ведет к формированию у ребенка нездоровых представлений и привычек, что, в дальнейшем затрудняет его отношения с обществом. В данном случае помощь профессионалов (социальных работников, социальных педагогов) дает возможность семье изменить ситуацию развития ребенка и помочь ему в социализации.

В работе с неблагополучными семьями с детьми социальный работник использует широкий спектр социальных технологий, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены, это диагностика, социальная терапия, технологии адаптации, патронаж, семейное консультирование, профилактика [4, 5]. С помощью профилактических мер можно устранять или уменьшать проблемы семьи, которые вызывают семейное неблагополучие по отношению к детям. Таким образом, профилактика, на наш взгляд, одно из перспективных и важных направлений контрольно-коррекционной деятельности в работе бакалавра социальной работы. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия.

В последнее время создана система профилактики семейного неблагополучия по отношению к детям. Она представляет собой комплекс учреждений, как на государственном уровне, так и на уровне общественных организаций, которые разрабатывают и реализуют новые формы и методы профилактической работы с семьями с детьми. В Амурской области на государственном уровне это: Министерство социальной защиты Амурской области, ГКУ УСЗН по городу Благовещенск и Благовещенскому району, ГАУ АО «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения Амурской области «Доброта», ГБУ АО «Белогорский комплексный центр обслуживания населения», ГКУ УСЗН по городу Белогорск и Белогорскому району, ГБУ АО «Свободненский комплексный центр обслуживания населения «Лада», ГКУ УСЗН по городу Свободный, Свободненскому району и ЗАТО Углегорск и другие. Помимо перечисленных учреждений, территориальная сеть социальных служб, ориентированных на помощь семье, может включать негосударственные профильные службы, церковные и светские благотворительные организации, подростковые центры и клубы, дома молодежи, культурно-досуговые учреждения для семьи и детей и др. Помимо социальной работы непосредственно с семьями, одной из важнейших функций социальных работников является посредничество между семьей и различными субъектами социальной помощи, среди которых наиболее важны органы социальной защиты, образования и здравоохранения, муниципальные структуры, службы помощи семье и детям, а также службы занятости

Социальную работу с неблагополучными семьями в г. Благовещенске осуществляют различные социальные службы и подразделение по делам несовершеннолетних ОВД. Нами были исследованы причины постановки таких семей на учет, на основе анализа документов Благовещенского комплексного центра социального обслуживания населения «Доброта».

Так, при постановке семьи на учет в комплексные центры социального обслуживания населения причиной постановки на учет является следующее: родители злоупотребляют спиртными напитками – 68 %; ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (ведут аморальный образ жизни, оставляют детей без присмотра, бродяжничают) – 29 %; конфликтные семьи – 3 %. Следует отметить, что 10,5 % семей состоят на учете по нескольким причинам неблагополучия (рисунок 1).

Характеристика семей, состоящих на учете: неполная семья – 37 %, многодетная семья – 18 %, малообеспеченная – 87 %, воспитание детей осуществляется ближними родственниками (бабушки-дедушки, тети-дяди, старшие сестры-братья) – 3 %.

В «Методических рекомендациях по осуществлению мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних», разработанных министерством социальной защиты населения Амурской области, этапы профилактической работы расписаны более подробно. Итак, первым этапом профилактики семейного неблагополучия по отношению к детям является выявление случая, поступление сигнала о ребенке или семье, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, «группе риска», и установление контакта с ребенком и семьей.

Рис. 1. Характеристика семей, состоящих на учете в БКЦСОН «Доброта»

Согласно данным рекомендациям, сигнал о случае нарушения прав несовершеннолетних на труд, отдых, жилище и других прав поступает в органы управления образованием; опеки и попечительства; по делам молодежи; управления здравоохранения; органы внутренних дел и другие учреждения из различных источников (соседи, учителя, воспитатели ДОУ и др.), либо выявляется специалистами самостоятельно.

Согласно данным рекомендациям, сигнал о случае нарушения прав несовершеннолетних на труд, отдых, жилище и других прав поступает в органы управления образованием; опеки и попечительства; по делам молодежи; управления здравоохранения; органы внутренних дел и другие учреждения из различных источников (соседи, учителя, воспитатели ДОУ и др.), либо выявляется специалистами самостоятельно.

На втором этапе происходит первичная диагностика состояния и потребностей ребенка и его семьи. Так, специалисты, впервые посещающие семью, определяют, существует ли угроза жизни и здоровью ребенка. По результатам обследования составляется акт обследования.

На третьем этапе происходит углубленная диагностика ребенка и семьи.

То есть, если непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребенка нет, но присутствуют признаки семейного неблагополучия, социальный работник совместно со специалистами органов системы профилактики проводят углубленную диагностику семьи. Для этого необходимо определить потребности семьи и причины возникновения трудностей, а также выявить слабые и сильные стороны семьи. Собрав данную информацию, социальные работники могут наиболее эффективно планировать оказание помощи семье. Полученные данные необходимо проанализировать и использовать далее для принятия решений для реализации профилактики семейного неблагополучия по отношению к детям. Кроме того, на данном этапе специалист составляет социальный паспорт семьи.

На четвертом этапе разрабатывается индивидуальная программа реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы. Для осуществления индивидуальной профилактической работы на основе проведенной диагностики ребенка и семьи в ОСЗН назначается специалист по ведению случая, который выбирает и описывает комплекс услуг и действий. Все намеченные услуги и действия представляются в виде «индивидуальной программы реабилитации ребенка и семьи» в рамках индивидуальной профилактической работы (приложение № 4 к Методическим рекомендациям). Программа разрабатывается при участии ребенка и его семьи. Специалист, ответственный за ведение случая, несет ответственность за координацию программы, ведение необходимой документации, отслеживает его выполнение.

Индивидуальная программа реабилитации включает описание краткосрочных целей и задач для реабилитации семьи и ребенка (на три или шесть месяцев), а также долгосрочных целей и задач, гарантирующих достижение наилучших результатов для этой семьи, в т.ч. детей. При разработке программы необходимо указать ответственного за достижение целей и задач программы специалиста (либо учреждение) и дату выполнения.

Критерии оценки результатов должны устанавливаться таким образом, чтобы можно было выяснить, достигнуты ли цели и задачи, поставленные в данном случае. Родители (законные представители) должны подписать план ведения случая для того, чтобы подтвердить свое согласие с его содержанием и согласие на свое участие в реализации запланированных мероприятий.

На пятом этапе происходит осуществление программы реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы (оказание междисциплинарной помощи семье).

Осуществление программы реабилитации предполагает организацию последовательных услуг, направленных на улучшение жизненной ситуации ребенка и семьи. В зависимости от результатов диагностики программа будет иметь различные направления и цели. Алгоритм организации индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми представлен в приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Шестым этапом является регулярная (промежуточная) оценка эффективности вмешательства (мониторинг). Данный этап подразумевает координацию предоставляемой помощи и оценку текущего состояния ситуации. На основе результатов мониторинга программа реабилитации может быть пересмотрена. На седьмом этапе происходит закрытие случая.

Таким образом, проблема семейного неблагополучия по отношению к детям очень значима и изучается такими науками как педагогика, психология, социология и социальная работа. Результаты исследований в данных отраслях знаний нашли свое отражение в определении ключевого понятия данной статьи. Нами сформирована классификация семейного неблагополучия по отношению к детям и представлены технологии социальной работы с данной категорией населения (в частности социальная профилактика).В это же время, необходимо отметить, что государственная социальная политика выделяет ресурсы на профилактику семейного неблагополучия по отношению к детям, что подтверждается наличием нормативно-правовой базы, созданием органов и служб, занимающихся социальной работой с семьей. Но низкие показатели возвращения неблагополучных семей к нормальной жизни обращают внимание на профессиональную подготовку социальных работников, занимающихся профилактикой семейного неблагополучия по отношению к детям. Что определяет дальнейшее исследование.

Рецензенты:

Лейфа А.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе, Амурский государственный университет, г. Благовещенск;

Щепкина Н.К., д.п.н., профессор, декан факультета социальных наук, Амурский государственный университет, г. Благовещенск.