Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL BASES OF PROFESSIONAL CREATIVE COMPETENCE FORMATION OF THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF HIGH SCHOOL

Pakhtusova N.A. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University
This article reflects the methodological approaches to the problem of professional creative competence formation of the future teachers of vocational education. It is making a case to consider aggregation of systematic, synergistic, competency and activity approaches applied to solve the problem of professional and creative training of the future teachers of vocational training in the conditions of high school. A set of principles are described (integrity, self-development of future teachers in educational and creative activity, diagnosticity principle, the principle of professional and creative orientation of training content, the principle of creative activity, creative independence and reflexivity activity), based on constructing a model of professional creative competence formation of the future teachers of vocational training and implementation of the overall process of their training in the context of creative self-development.
approach
principle
creative professional competence
self-development
teacher professional learning
В настоящее время организация качественного профессионально-педагогического образования происходит посредством постепенной переориентации его с трансляции знаний и формирования навыков на овладение будущим специалистом компетенциями в процессе решения теоретических и практических задач, модернизацией его содержания и развитием новых педагогических компетенций.

Актуальность исследования проблемы формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза обусловлена сложившимися противоречиями между возросшими требованиями к уровню развития профессиональной творческой компетенции педагогов профессионального обучения и фактическим уровнем их подготовленности к творческой педагогической деятельности; между целесообразностью формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в вузе и недостаточной разработанностью теоретических основ формирования профессиональной творческой компетенции студентов в условиях вуза; между необходимостью методического сопровождения формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения и недостаточностью его программно-содержательного обеспечения в педагогической практике.

При этом под профессиональной творческой компетенцией будущих педагогов профессионального обучения мы понимаем интегративное свойство личности, включающее систему специальных знаний, умений, мотивов и совокупность профессионально важных качеств, обеспечивающих готовность к осуществлению профессиональной творческой деятельности, отражающей бинарную сущность педагогического процесса.

Концепции профессионально-педагогического образования разрабатывали Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, B.C. Леднев, Г.Н. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Н.Н. Тулькибаева, В.А. Федоров и др., в работах которых вузовская подготовка будущих педагогов профессионального обучения рассматривается как фактор профессионально-личностной самореализации студентов. Основные положения теорий педагогического творчества раскрыты в трудах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, A.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого и др. Психологические и дидактические исследования проблем активизации и развития творческого потенциала личности посвящены исследования В.И. Андреева, В.Н. Дружинина, М.М. Зиновкиной, Я.А. Пономарева, В.Г. Рындак и др.

Важным аспектом процесса формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза является выбор совокупности научных подходов и соответствующих им принципов, влияющих на выбор способов и средства обучения, построение целостного процесса профессиональной подготовки. Рассматривая формирование профессиональной творческой компетенции как сложный и многоаспектный процесс, полноценное изучение которого не может осуществляться с одной точки зрения, мы опирались на сочетание системного, синергетического, компетентностного и деятельностного подходов.

Системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.) составляет общенаучную основу исследования и позволяет рассматривать процесс формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения как сложную педагогическую систему, обладающую специфическим содержанием и соответствующую основным признакам педагогической системы; выделить системообразующий фактор формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, а именно - цель; спроектировать модель процесса формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, выявить составляющие ее компоненты, их место и значение; раскрыть диалектику их взаимосвязи. Основным принципом системного подхода к исследованию проблемы формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения выступает принцип целостности, который отражает структуру педагогической системы в многообразии необходимых для ее функционирования системно организованных компонентов и реализуется нами при построении модели данного процесса в условиях вуза.

Однако системный подход, обеспечивая общее направление научного познания, не раскрывает особенностей действующих субъектов представленной педагогической системы.

Синергетический подход (В.И. Аршинов, Е.Н. Князева, И.Р. Пригожин, Г. Хакен и др.) позволяет рассматривать педагога профессионального обучения как самоорганизующуюся систему, способную реализовать свой творческий потенциал через самоорганизацию в процессе учебно-творческой деятельности; определить сущность и содержание творческого саморазвития личности будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза как стратегию раскрытия их творческого потенциала; обосновывает роль творческого саморазвития личности будущего педагога профессионального обучения в процессе формирования его профессиональной творческой компетенции. «Синергетика как теория самоорганизации описывает поведение саморазвивающейся личности, изучает системы открытого типа, а ведущим принципом существования является самоорганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой» [4].

В качестве центрального выдвинем принцип саморазвития будущих педагогов в учебной и творческой деятельности, в рамках которой создаются условия для их перевода в статус субъектов образовательной деятельности - их поэтапного перехода от репродуктивной к активной, инициативной, творческой образовательной деятельности в контексте саморазвития личности, на основе анализа, коррекции и прогнозирования путей развития предшествующего учебно-профессионального опыта. Заключается в самоуправлении обучающимся учебно-познавательной и творческой деятельностью, способностью ставить цели, выбирать средства и методы, осуществлять процесс, анализировать и корректировать результат деятельности.

Стратегией исследования на конкретно-научном уровне выступает компетентностный подход (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.), который дает возможность рассмотреть профессиональную творческую компетенцию будущих педагогов профессионального обучения; раскрыть ее содержание и сущность как результат профессиональной подготовки в условиях вуза; определить критерии и показатели сформированности. Принципами компетентностного подхода выступают: принцип диагностичности, заключающийся в объективной оценке и самооценке уровня сформированности профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения на основе разработанных критериев и показателей, выполняющих роль обратной связи в развитии личности. Принцип и предполагает возможность получения оперативной информации о состоянии развития профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, прогнозирование ее результатов. И принцип профессионально-творческой направленности содержания подготовки, согласно которому усваиваемый студентом материал должен быть ориентирован на подготовку будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению творческой педагогической деятельности и соотносится с личностной направленностью процесса обучения. Реализация принципа творческой направленности заключается в организации учебно-творческой деятельности. Этот принцип воплощается в учебных программах, отборе изучаемого материала, в применяемых формах и методах, посредством расширения творческого компонента профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, а также в процессе решения будущими педагогами разноуровневых творческих задач профессиональной направленности, отражающих специфику их профессиональной подготовки.

Практико-ориентированной тактикой исследования выступает деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн Н.Ф. Талызина и др.), который позволяет рассмотреть особенности профессиональной творческой педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения; создать условия для формирования профессиональной творческой компетенции и саморазвития будущих педагогов посредством их включения в различные виды деятельности (творческая игровая, исследовательская, проектная и др.); определить содержание образования, формы, методы для организации активности будущих педагогов профессионального обучения.

Исходя из общих представлений о деятельности, отметим, что отличительной особенностью деятельности будущих педагогов профессионального обучения в процессе приобретения профессиональной творческой компетенции в условиях вуза выступает ее двойственность: 1) учебно-творческая деятельность - вид деятельности (во внешнем плане), процессуальный аспект и специфика которого обусловлена организацией образовательного процесса с применением форм, методов, технологий образовательного процесса; 2) саморазвитие личности (деятельность во внутреннем плане) - это управляемый процесс самопроявления и это деятельность личности, направленная на четко сознаваемый результат путем самопознания, самосовершенствования и самореализации своих возможностей и творческого потенциала, обеспечивающего эффективное формирование профессиональной творческой компетенции (процесс творческого саморазвития личности будущего педагога).

На основе вышеизложенного сформулируем принципы деятельностного подхода к исследованию проблемы формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза.

Принцип рефлексивности деятельности будущих педагогов позволяет задействовать их личностно-смысловую позицию путем включения механизмов самопознания (самоанализ, самооценка), самопроектирования и самоуправления и обеспечивает эффективную обратную связь через анализ каждым студентом реальных результатов своей учебной деятельности. Реализация принципа рефлексивности деятельности предполагает использование разнообразных средств самодиагностики будущими педагогами профессионального обучения в образовательном процессе и рефлексивной технологии, позволяющих им самостоятельно выстраивает траекторию своего развития и саморазвития профессиональной творческой компетенции: ставить цели, выбирать средства и методы, анализировать и корректировать результат деятельности.

Принцип творческой самостоятельности обеспечивает необходимые психологические предпосылки для реализации знаний, умений, проявления профессионально важных качеств в ситуациях, требующих самостоятельного принятия решений, связанных с собственным профессиональным становлением. К правилам реализации данного принципа мы относим следующие: предоставление альтернатив для самостоятельного выбора (творческого задания, творческого проекта, темы собственного исследования, вида внеучебной творческой деятельности и т.п.); использование таких методических приемов и форм организации учебно-творческого процесса, которые предполагают самостоятельную аудиторную творческую деятельность студентов (ролевые игры, дискуссии, составление кроссвордов, синквейнов, поисковых вопросов для обсуждения на семинаре, подбор игр и упражнений и т.п.) и внеаудиторную (самостоятельное выполнение творческих заданий проблемно-поискового характера, выполнение творческих проектов и др.).

Cледование принципу творческой активности будущих педагогов означает разумное сочетание руководства деятельностью студентов с развитием их инициативы и творчества, при этом акцент переносится с преподавательской активности педагога на учебную деятельность, основанную на инициативе и творчестве самих обучающихся. Следование принципу активности в учебно-воспитательном процессе предполагает: учет индивидуальных интересов и потребностей студентов; включение студентов в разнообразную творческую деятельность в учебном процессе, во внеучебной деятельности, в собственной практической деятельности; организацию активных видов познавательной деятельности обучающихся в контексте овладения профессией, использование в учебном процессе активных методов и форм обучения (проблемных, эвристических, игровых, тренинговых и др.), которые ставят обучающихся в активную позицию исследователей различных вариантов решений учебных задач.

Таким образом, совокупность системного, синергетического, компетентностного и деятельностного подходов определяет возможность всестороннего и глубокого исследования актуальной проблемы формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза и построения целостного процесса профессиональной подготовки. Мы выяснили, что для более эффективного и продуктивного осуществления образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, необходим учет определенных системообразующих педагогических принципов (целостности, саморазвития будущих педагогов в учебной и творческой деятельности, диагностичности, профессионально-творческой направленности содержания подготовки, принцип творческой активности, творческой самостоятельности и рефлексивности деятельности), которые в своем комплексе создают предпосылки к тому, чтобы будущий педагог профессионального обучения постоянно находился в условиях личностного и профессионального становления.

На основе вышеописанных методологических принципов и подходов нами была разработана модель формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения и педагогические условия ее эффективной реализации в условиях вуза.

Рецензенты:

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Шумилова Е.А.., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.