Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN´S FAMILY VALUES

Kildyushova P.E. 1 Valeeva R.A. 1
1 Kazan Federal University
This article discusses one of the important aspects of moral development of school children - their valuable attitude to the family. The author reveals the importance of family values in terms of its manifestations through the personal attitude to it, as well as a choice of family priorities as social norms of a family life. Actualization of the investigated problem is related to the formation of attitudes towards family values, which is an important part of the moral formation of the individual. The article analyzes the possibilities of family up-bringing, depending on what the values of life will be transformed into a child´s mind. The article describes the structure of children’s value attitude to the family. In this context, itis revealed the importance of personal meaning of schoolchildren’s valuable relations to their families. Therefore, it is concluded that the teachers are not just involved in the process of upbringing children, but also into a pedagogical management of family education, coordinating it with their educational activities.
family culture
a junior high school student
moral principles
educational potential
value attitude to the family
family traditions
family values
Происходящие в современном обществе радикальные изменения часто вызывают распад привычного уклада жизни, что ведет к социальной нестабильности и пересмотру прежних норм и идеалов. Отсутствие способности выбирать подлинные идеалы приводит, как следствие, к ценностной дезориентации детей и подростков, выбирающих себе в качестве жизненных ориентиров мнимые ценности. На этом фоне нравственное развитие личности учащихся становится важнейшей составляющей школьного образования. Это особенно касается семейных ценностей, трансформация которых актуализировалась в 90-е годы XX века, а их эволюция сегодня обусловлена сменой мировоз­зренческих доктрин. Одновременно семья всегда выступала реальным носителем ценностей, сохраняющих и укрепляющих всевозможные мировоззренческие установки, базирующиеся на систе­ме ценностей.

В этой связи на повестку дня выходит в качестве приоритетной образовательная цель воспитания ценностного отношения школьников к образованию и труду, природе и жизни, человеку и человечеству и, наконец, к Родине и семье. Реализация данной задачи позволила бы сформировать у учащихся важнейшие базовые ценности, обозначенные при этом в государственном образовательном стандарте общего образования. Например, в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России говорится о том, что нравственное развитие личности следует осуществлять как процесс социализации в ходе последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов [1, с.8].

Испокон веков семья выступала важнейшим источником критериев оценки, лежащих в основе ценностных представлений человека, обеспечивая, тем самым,  воспроизводство общественно значимых ценностей. Следует отметить, что к исследованию семейных ценностей обращались многие отечественные ученые (О.И. Волжина, Г.А. Горбова, О.Н. Шлычкова, И.О. Кон и др.). В исследовании данной темы особое значение для нас имеет образовательный аспект, поскольку позволяет рассматривать семейные ценности как общественное явление. Это связано с тем, что ценностная система семьи как института обладает воспитательным потенциалом по воздействию на детей в плане их личностного развития; а также с тем, что в условиях всевозможных изменений в обществе именно наличие устойчивой системы ценностей в семье позволяет противостоять негативным воздействиям извне. Данный тезис и берется сегодня за основу при разработке государственной политики поддержки семьи в вопросах воспитания молодого поколения. Поскольку семья не просто аккумулирует в себе ценности, приобретенные предшествующими поколениями, но способна и сама производить их, что является, по мнению исследователя А. А. Магомедова, продуктами жизнедеятельности и семьи, и  общества в целом, представляющие собой поступки людей, их моральные нормы и принципы, идеалы и понятия добра и счастья [5, с. 15-16]. Поэтому ценность семьи и проявляется через личностное отношение к ней, предоставляя каждому индивидуальный выбор ее ценностей, что говорит о возможности выбора семейных приоритетов как социальных нормы семейной жизни. А отсюда, как считает О.И. Волжина, «ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с ее социальной значимостью» [2, с. 38].

Исходя из этого, ценностное отношение к семье можно представить в виде  интегрального свойства личности, включающего в себя единство таких аспектов, как: понимание, эмоции, мотивы, убеждения и деятельность. Это, в конечном счете, должно привести к пониманию индивидом сопричастности семье и роду; осознанию им важности любви и взаимоуважения, дружбы и верности с точки зрения основы семьи; активному участию в жизни своей семьи; пониманию ценности семьи и брака; проявлению ответственности в семейных отношениях; осознанию мотивации к выполнению любых обязанностей и т.д. Вот почему ориентация к семейным ценностям является сегодня важной частью нравственного становления личности школьника, к чему призывают и материалы стандартов, регламентирующих в нормативных документах организацию образовательного процесса в средней школе, делая акцент на такие положения, как принятие ценностей семьи, ее нравственных устоев, ответственность  перед семьей.

При изучении вопроса о ценностном отношении младших школьников к семье важно еще раз отметить, что в процессе развития школьника данного возраста семейные ценности считаются базовым образовательным компонентом, поскольку в семье закладываются основы формирования нравственных начал ребенка, сохранения его психического здоровья и появлению у него личностной «Я-концепции». От того, какие интересы и ценности стоят во главе угла старших представителей данной семьи, зачастую и зависит, как будут развиваться дети и какими они вырастут. Поскольку ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает все, что происходит в жизни семьи, то это часто становится источником его социального поведения и, по сути, подготовки к жизни. К этому добавим, что структура семьи, закрепленная обычаями и традициями, объединена системой отношений между старшими и младшими, создавая тем самым психологический климат семьи, где ребенок учится воспринимать мир и окружающих людей, получает навыки общения и опыт совместной жизни. Поэтому так важно, насколько приоритетны в этой семье ценности, связанные с сопричастностью к своему роду, почтительным отношением к родителям и семейным реликвиям, любовью и толерантным отношением к своим ближним, а также, насколько в этой семье защищены самые маленькие и пожилые.

Как известно, личный опыт каждого ребенка всегда, по-своему, уникален; и этот опыт не просто с каждым разом усложняется и множится, он еще и интегрируется ребенком, когда ему приходится те или иные события интерпретировать и преломлять через себя. На этом и желательно, как нам представляется, выстраивать семейное воспитание, продуктивность которого напрямую зависит от того, какие жизненные ценности преобладают в семье, и как они будут трансформироваться в сознании ребенка. В этой связи всегда надо понимать, что становление ценностных отношениях младших школьников к семье начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным самоопределением подрастающего человека.

Как считает исследователь В.А. Ядов, ценностные отношения младшего школьника к семье могут иметь следующую структуру:

  • младшие школьники воспринимают семейно-бытовые традиции как элементарную установку отношений к семейным традиционным ценностям;
  • младшие школьники осознают ценностные отношения через такие компоненты, как: эмоциональный (оценочный), когнитивный (рассудочный) и поведенческий;
  • младшие школьники воспринимают семейные традиции как ценности культуры;
  • сочетание в младшем школьнике интересов и потребностей с ценностными ориентациями способствует регулированию его поведения [6].

С этой точки зрения и исследователь В.А. Василенко считает, что процесс усвоения семейных ценностей у младших школьников проходит три фазы: вначале ребенок эмоционально воспринимает все, что происходит в его семье; затем он начинает осознавать личную сопричастность к миру его семьи; и далее ценностное отношение к семье он соотносит с другими ценностями на уровне личностной значимости [1,.с.17]. Более того, вникая в семейные традиции и поддерживая их, младший школьник учится понимать ценность семьи, бережно относиться к ней и  гордиться ею. И, как показывает жизнь, семья - это еще  и важнейшая школа нравственности ее членов; именно здесь дети делают первые шаги на пути к моральному становлению личности. Если, например, активная общественная направленность деятельности родителей находит отражение в образе жизни семьи, то у них вырастают и идейно убежденные дети.

Таким образом, в ценностных отношениях младших школьников к семье лежит глубинный личностный смысл; и устойчивость этого ценностного отношения может быть обусловлено также грамотной деятельностью учителей. Процесс воспитания ценностного отношения к семье у младших школьников в условиях школы станет результативнее, если во внеучебную их деятельность включать внеклассные занятия, связанные с тематикой семьи; если на деле, а не формально, осуществлять систематическое взаимодействие учителей с родителями; если использовать такие формы, как совместные родительско-ученические собрания, праздничные и спортивные мероприятия, встречи с известными людьми пожилого возраста и т.д. Чтобы начальная школа в воспитательном отношении так же, как и семья, стала хранительницей семейного очага, учителям необходимо быть доверенными и надежными субъектами, согласующими свою воспитательную деятельность с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям [4, c.15].

Анализ сущностно-содержательной характеристики таких понятий, как «ценности семьи», «ценностные отношения» и «ценностное отношение к семье», представленных в психолого-педагогической литературе, привел нас к выводу, что понятие «формирование у младших школьников ценностного отношения к семье» представляет собой процесс воспитания у детей младшего школьного возраста отношения к семье как к высшей ценности путем приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности в рамках нравственных установок и моральных норм, связанных с принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепления установки на почтительное отношение к родителям и осознанное заботливое отношение к старшим и младшим, а также знакомства с культурно-историческими и этническими традициями национальной семьи с тем, чтобы младшие школьники чувствовали связь со своим народом, страной, понимали и уважали ее культурные ценности, реализуя тем самым ценностные ориентации в своей деятельности и поведении, закрепление которых в дальнейшем привели бы в статус качества личности.

Одной из основных целей модернизации обучения и воспитания в российском образовании является формирование самостоятельной и творческой личности, которое начинается еще в раннем детстве. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования именно в этом контексте и сформулирована главная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника, которая заключается, в частности, в становлении таких личностных характеристик младшего школьника, как любовь к своей семье, своей большой и малой Родине и своему народу; готовность к самостоятельным действиям и ответственность за свои поступки перед семьей и обществом и т.д. Здесь важно подчеркнуть, что педагогически грамотное осуществление преемственности в системе «семья - детский сад - школа» зависит от продуктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и родителями ребенка. 

Школа в этом вопросе является сегодня важнейшим социальным институтом, где не просто осуществляется воспитание детей, но также и педагогическое управление семейным воспитанием. Именно здесь должна вестись подготовка к жизни молодого поколения для развития у детей индивидуальности, способностей, ценностных ориентаций и идеалов. Только единство воспитательной деятельности семьи и школы может по-настоящему отвечать современным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям, включающим среди прочих научную обоснованность и постоянный творческий поиск в деле семейного воспитания. Для этого необходим учет воспитательного потенциала социального проектирования в формировании у младших школьников ценностного отношения к семье.

Заключение. Таким образом, содержательная сторона направленности младшего школьника по отношению к окружающему миру и другим людям, к семье, где он живет, и самому себе, представляет, по сути, сердцевину мотивации его жизненной активности и основу будущей жизненной концепции в вопросах семьи и брака. Главное, чтобы ребенок понимал непреходящую ценность семьи и для своего собственного развития, куда входит и его семейная культура, т.е. понимание и принятие безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к своему народу; почитание родителей и  забота о старших и младших; бережное отношение ко всем членам своей семьи; сохранение национальных и культурных традиций семьи и т.д.

Рецензенты:

Габдулхаков В.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань;

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.