Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF LEGAL AND POLITICAL RISKS IN MOBILIZATION OF FOREIGN INVESTMENTS IN OIL COMPLEX

Tolstonogov A.A. 1 Prokhorenko A.A. 2
1 Samara State Technical University
2 N-SEE HVE “Povolzhskiy Business Institute”
This paper presents the matter of economic stabilization in the current crisis conditions by mobilization of foreign investments in all industrial sectors of Russian economy. From foreign investor point of view the most favorable ones are the ones where the jobs are created and the optimization of management processes in order to improve their performance runs. The authors consider previously used approaches to the investment attractiveness increase and offer a new one, which would allow countries with developing economies to fully enter into the global economic environment and effectively compete in it. The article presents an evaluation of the investment climate in Russia in the previous time of crisis. The authors give the basic elements of the investment attractiveness of Russian projects to attract foreign funds. The political and legal risks affect deeply this process. For a wider assessment the internal situation in the oil-exporting developing economies is examined. The main negative points are the problems associated with the modernization of the political and legal environment that with proper approach it is possible to eliminate or at least minimize.
oil complex
legal framework
economic effectiveness
risks
investments

Частные инвестиции, как в последнее время показывает практика, все чаще стали рассматривать в качестве необходимого и эффективного инструмента для увеличения внутреннего капитала, освоения новых технологий и облегчения доступа к зарубежным рынкам. Примечательно, что даже самые изолированные страны, такие как Северная Корея, стали использовать опыт привлечения иностранных инвестиций у соседних стран – Японии и Южной Кореи. Важная роль иностранных инвесторов в экономической ситуации страны была признана в ЮАР. Как показывает зарубежный опыт привлечения инвестиций, особо благоприятные условия для инвесторов создавались в отраслях, создающих новые рабочие места или требующих реформирования и оптимизации управления, с целью повышения доходности [2].

Доминирующий ранее подход основывался на главенствующей роли государственного аппарата и защите экономических интересов внутри развивающихся и развитых стран, был заменен на принципиально новый. Новый подход к развитию экономики был должным образом оценён экономистами во многих странах, а в особенности, в отношении транснациональных корпораций.

Иностранные инвестиции для экономической ситуации в странах, получающих капиталовложения, могут способствовать интеграции в конкурентную мировую среду, даже без дополнительных гарантий. Иностранные инвестиции способствуют развитию экспорта и качественному росту объёма экспортной продукции, а расширение ее ассортимента уменьшает незащищённость государств, в случае падения стоимости на сырьевые товары. В особенности это важно для стран, традиционно занимающимся экспортом сырьевых товаров, к которым относится множество государств, с развивающейся экономикой, а в том числе и Россия.

Достаточно часто у этих стран  возникает большое количество проблем из-за внутренних факторов, которые препятствуют привлечению необходимой величины иностранного капитала. Рассматривая современную действительность, вполне очевидно, что для России наибольшую нестабильность приносят политические риски и несовершенство законодательной базы, препятствующие притоку иностранного капитала [3, 4].

Если оценивать в целом инвестиционный климат в России, в период предыдущей волны кризиса, то ситуация выглядела следующим образом. С одной стороны, присутствовали проблемы на финансовых рынках из-за кризиса европейской банковской системы, а с другой, – оказывала воздействие политическая неопределенность. Так, буквально на следующий же день после выборов в Государственную думу, фондовые российские рынки просто рухнули из-за оттока средств западных участников, и эти явления имеют определенную цикличность.

Для многих зарубежных компаний привлечение иностранных инвестиций в Россию считается привлекательным, но наиболее охотно финансируются проекты, которые связаны с инвестициями в производственную сферу и в запасы, поскольку для любой организации они представляют определённый интерес с точки получения прибыли от вложенных инвестиций  [6].

В последнее время иностранные инвесторы оценивают вложения в российскую экономику как рискованные и предпочитают другие развивающиеся рынки. Сколько продлиться такая ситуация, сказать трудно, хотя очевидно, что ближайшие несколько лет вряд ли стоит ждать изменений  [7].

Очевидно, что решение правовых и политических вопросов позволит наиболее широко реализовать резервы по привлечению иностранного капитала во все сферы хозяйственной деятельности страны.

Как уже отмечалось авторами, подобные трудности в привлечении иностранных инвестиций возникают и у других стран – экспортеров углеводородного сырья. В частности хотелось бы попробовать проанализировать положение дел и поискать точки соприкосновения в подобной ситуации со странами экспортерами нефти американского региона, а именно – Венесуэлой и Мексикой.  

Выбор именно этих стран, на наш взгляд, наиболее интересен для сравнения. Во-первых, они относятся к странам с развивающейся экономикой, имеющим ярко выраженную нефтяную направленность, во-вторых, основу нефтяного сектора составляют государственные корпорации, в-третьих, в обеих странах наблюдаются проблемы, как политического, так и правового характера, препятствующие эффективному развитию нефтяного сектора и привлечению необходимого объема иностранных инвестиций.

Попробуем оценить, как обстоят дела в направлении развития законодательной базы и политической ситуации в Венесуэле и Мексике.

Национальная политика Венесуэлы в отношении частных инвестиций базируется на принципе равного отношения и равных юридических гарантий для национальных и иностранных инвесторов. В конституции отмечается, что для иностранных инвесторов  предоставляются те же условия, что и для национальных. Законодательная база Венесуэлы, в части иностранных капиталовложений, соответствует принятым в мире стандартам международного бизнеса. Тем не менее, ряд стратегических секторов экономики практически исключается из сферы доступа  для зарубежных инвесторов. К ним относятся  нефтяной сектор и некоторые другие,  представляющие государственные стратегические интересы. В связи с этим большинство компаний, которые первоначально проявили интерес к инвестициям в Венесуэлу, воздержались от участия в торгах. Это такие гиганты как BP, Shell, Total и Statoil  [1].

Основной нефтяной промышленности страны является государственная компания PDVSA (Petroleos de Venezuela, S.A.), с которой по всем направлениям взаимодействуют иностранные инвесторы. Относительно резервов Венесуэла с 2011 г. считается страной, обладающей самыми большими доказанными запасами нефти. По данным ОПЕК, на конец 2010 г. запасы Венесуэлы составили 296,5 млрд баррелей. До этого нефтяные ресурсы страны оценивались скромнее, – пока огромные запасы тяжелой и сверхтяжелой нефти пояса Ориноко не были признаны доступными для разработки. За последнее время Венесуэла подписала с иностранными нефтяными компаниями контракты на освоение месторождений в нефтеносном поясе Ориноко, которые призваны удвоить объемы добычи в этом районе, и потребуют инвестиций в размере до $80 млрд, то есть, Венесуэла поставила себя в зависимость от рынков, чтобы проверить, насколько реален интерес в резервах. По результатам можно отметит положительный эффект, но его размер можно считать скромным.

Смягченная позиция Венесуэлы по вопросу участия иностранцев в отечественном нефтяном секторе, между тем, может отражать отход от политики тотальной национализации ресурсов в условиях снижения цен на нефть. Несмотря на готовность властей страны к смягчению условий договоров за счет снижения и устранения некоторых налогов, правительство смогло привлечь иностранцев к разработке только двух из трех проектов Карабобо. Тем не менее, несмотря на опасения некоторых ведущих нефтяных компаний, тот факт, что на участие в блоке Карабобо подали заявки Chevron и Repsol, свидетельствует о растущей у крупнейших нефтедобытчиков необходимости увеличения их резервов.

После того, как контракты на непосредственную разработку ряда месторождений в нефтяном блоке Хунин с предполагаемыми инвестициями в $50 млрд получили российские и китайские компании, а также итальянская Eni, консорциум во главе с американской Chevron и испанской Repsol завладели миноритарными долями в двух проектах в блоке Карабобо, каждый из которых потребует капиталовложений в $15 млрд.

По сути похожая ситуация складывается и на Мексиканском нефтяном рынке. Иностранные нефтяные компании с интересом присматриваются к глубоководным и сланцевым запасам страны. В стране постоянно ведется модернизация законодательной базы, создающей условия для входа на рынок зарубежных игроков, но необходимо постоянно отслеживать современные тенденции, позволяющие привлечь максимально выгодные инвестиции в развитие нефтяного комплекса и экономики в целом  [1, 4].

Реформа неэффективного энергетического сектора будет способствовать ускорению экономического роста и привлечению инвестиций в экономику Мексики, но по политическим причинам, этот процесс может быть серьезно растянут по времени. Реальная ситуация такова, что государственная нефтегазовая корпорация Pemex будет иметь право выбирать, какие месторождения будет развивать самостоятельно, а для каких – привлекать партнеров. Соответственно у Chevron, BP, ExxonMobil и Royal Dutch Shell появится возможность подать заявки еще до начала первого тендера.

Для этого Национальной комиссии по углеводородам необходимо стать сильным независимым регулятором, который бы безупречно провел первый этап приема заявок. В ходе реализации этой задачи присутствует риск того, что из-за отсутствия достаточного опыта организации подобных мероприятий можно отпугнуть инвесторов, как в организационном плане, так и за счет непривлекательных для инвесторов условий контрактов.

Мексика планирует сотрудничать с частными компаниями через лицензии и соглашения о разделе продукции и прибыли, а не концессионные соглашения. Концессии, предполагающие передачу прав на эксплуатацию природных ресурсов, запрещены мексиканской конституцией. Это может отпугнуть инвесторов, так как создаст неопределенности и задержки при решении любых юридических вопросов.

Аналогичным образом необходимо определить структуру роялти и налогов в нефтяном секторе. Сейчас треть поступлений в национальный бюджет составляют налоговые платежи Pemex.

Вместо того, чтобы конкурировать с США в сланцевой революции, Мексике стоит сосредоточиться на импорте дешевого газа, чтобы поддерживать конкурентоспособность производства, отмечают аналитики. Но для этого необходимо построить новые газопроводы. Газовая труба Los Ramones, которая будет проложена от границы с США до центральной части Мексики, – крупнейший проект по развитию инфраструктуры за последние годы. Планируется, что ее строительство будет закончено в 2018 г.  Но к тому времени, потребность в газе увеличится, и этот газопровод уже не будет способен полностью ее удовлетворить.

Тем не менее, у Мексики есть большой потенциал в виде глубоководных запасов нефти и газа. Страна занимает шестое место в мире по технически извлекаемым запасам сланцевого газа и восьмое – по запасам сланцевой нефти, а запасы нефти на морском шельфе могут достигать 26 млрд баррелей. Глубоководные резервы – это большой приз. Месторождение Perdido, обладающее большим потенциалом для Pemex, находится рядом с месторождением Great White, которое в американской части Мексиканского залива разрабатывают Chevron, Shell и BP.

Существует достаточное количество возможностей внутри страны, например, месторождение Chicontepec. Pemex получила только половину заявок на тендере на сервисное обслуживание из-за непривлекательных условий,  и реформа делает Chicontepec «главным кандидатом» на заключение партнерств с  иностранными компаниями на привлекательных условиях.

Пересмотр подхода к участию иностранного капитала в развитии нефтяного сектора Венесуэлой и Мексикой привлекает всеобщее внимание,  но теперь они должны показать серьезность своих намерений и способность их реализовать. Отличительной чертой Венесуэлы и Мексики можно считать тот факт, что они по политическим соображениям особо не допускают в нефтяной сектор  иностранный капитал, хотя в последнее время наблюдаются положительные сдвиги.

Очевидно, что в Венесуэле и Мексике наибольшие проблемы оказывают именно политические риски, но правительство этих стран четко понимает, что целесообразность и эффективность зарубежных капиталовложений оправдана передачей новых технологий, которые значительно влияют на развитие индустриальной базы. Кроме этого, иностранные инвестиции помогают снизить уровень безработицы в стране, поскольку создаются новые рабочие места. Снизить негативное влияние правовых и политических рисков возможно также за счет повышения эффективности на основе ресурсного потенциала и совершенствования рыночных механизмов [5, 8].

Анализ ситуации показывает общие тенденции в сфере правовой и политической обеспеченности нефтяного сектора необходимой для его развития базой. Экономики всех рассмотренных стран серьезно зависят от нефтяного сектора, но в любом случае наблюдаются определенные тенденции в оптимизации его функционирования. Во всех рассмотренных странах существуют крупные государственные нефтяные компании, оказывающие серьезное влияние на формирование бюджета страны. Главным негативным фактором выступает очень тяжело идущий процесс реформирования сложившейся законодательной и политической ситуации, напрямую влияющей на привлечения иностранных инвестиций и реализацию внутренних резервов развития, как нефтяного комплекса, так и экономики стран в целом.

В заключение хотелось бы отметить, что стабилизация ситуации, во всех рассмотренных странах возможна, только за счет грамотного решения собственными силами существующих внутренних проблем.

Рецензенты:

Гагаринская Г.П., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление организацией» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» Минобрнауки Российской Федерации., г. Самара;

Косякова И.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Национальная и мировая экономика» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» Минобрнауки Российской Федерации, г. Самара.