Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

PROFESSIONAL PREPARATION OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TO WORK WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP AT TEACHERS COLLEGE

Lobastova M.A. 1
1 State budgetary educational institution of the city of Moscow College of Architecture, Design and Reengineering No. 26"
Модель профессиональной подготовки учителя физической культуры к работе с учащимися СМГ, теоретически обоснованная и экспериментально апробированная в ходе исследования, сконструированная на основе системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов, релевантная к выявленным традициям и проблемам физкультурно-оздоровительной работы с учащимися СМГ, требованиям ФГОС СПО и профессиональному стандарту педагога, представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, содержательного, технологического, результативно-диагностического. Эффективность созданной модели, комплекса учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в педагогическом колледже подтверждена данными, свидетельствующими о наличии устойчивой тенденции к увеличению доли выпускников, имеющих оптимальный и предельный уровни сформированности изучаемой компетентности.
Training model of physical education teachers to work with students SMG, theoretically proved and experimentally tested in the study, constructed on the basis of the system, student-activity and competence approaches that are relevant to the identified problems and traditions of sport and recreation activities for students SMG, the requirements of the GEF ACT and professional standards of the teacher, is a complex system consisting of interconnected blocks: target, methodological, substantive, technological, diagnostic and effective. The effectiveness of the developed model, the complex of educational and methodical provision of training physical education teachers to work with students in a teacher training college SMG confirmed by data indicating the presence of a stable tendency to increase the proportion graduates with profound professional skills in research area.
pedagogical college
students of special medical group
the teacher of physical culture
educational standard
professional training
Развитие физической культуры как основного фактора укрепления и сохранения здоровья граждан является одной из приоритетных задач Российской Федерации. На ее обеспечение направлена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы».

Проведенные нами научные исследования и анализ результатов реализации различных целевых программ по здоровьесбережению школьников и требований ФГОС, возможности большинства школ в оздоровлении учащихся, особенно относящихся к специальной медицинской группе (далее - СМГ), реализуются недостаточно эффективно. Одной из причин этого является, с одной стороны, при формальном наличии фактическое отсутствие уроков физической культуры для этой категории детей, с другой - неготовность учителей физической культуры к работе с учащимися данной группы.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что большинство учителей физической культуры общеобразовательных школ получает образование в педагогических колледжах, несмотря на то что профессиональная подготовка по этой специальности осуществляется и в вузах. Поэтому качественное совершенствование процесса и результата подготовки учителей физической культуры в педагогическом колледже к работе с учащимися СМГ требует обоснования соответствующих научных подходов к ее содержанию и организации, разработки не только отдельных специальных методик обучения, но и построения теоретической модели профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в условиях педагогического колледжа.

При этом должны быть учтены специфические особенности подготовки учителей физической культуры, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 015041 «Физическая культура», в том числе к такому виду профессиональной деятельности выпускников, как оздоровление детей. Анализ содержания данного стандарта показывает, что, несмотря на то что в нем определена такая область профессиональной деятельности выпускников, как оздоровление детей, ФГОС СПО не выделяет общие и профессиональные компетенции, необходимые для ее осуществления. Очевидно, что определение таких компетенций и их составляющих (дескрипторов), а также разработка педагогической технологии их освоения студентами является актуальной и необходимой. При этом данную проблему целесообразно рассматривать в контексте формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности как всеобъемлющей проблемы педагогической теории и практики (В.К. Бальсевич [2], К.М. Дурай-Новакова [3], М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [4], Л.И. Лубышева [5], В.А. Сластенин [7] и др.). Необходимость данного подхода объясняется тем, что подготовка к работе с учащимися СМГ затрагивает все стороны профессионального становления студента как будущего специалиста, учителя физической культуры.

Цель проведенного исследования заключалась в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать теоретическую модель, содержание и педагогическую технологию профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в педагогическом колледже.

В ходе теоретического исследования мы убедились в необходимости разработки теоретической модели профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ (рис. 1). При разработке данной модели был использован опыт, накопленный учеными в области педагогического моделирования. Так, Л.Ф. Мещерова определяет модель как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования, при этом модель какого-либо объекта может быть или точной копией этого объекта, или отражать некоторые характерные свойства объекта в абстрактной форме [6]. В.Н. Ашихмин утверждает, что модель может рассматриваться как материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты [1].

Рис. 1. Теоретическая модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ.

Мы предположили, что реализация разработанной нами теоретической модели подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ обеспечит положительную и достоверную динамику уровня готовности учителей физической культуры к данному виду деятельности, если будет апробирована и проверена в условиях реального образовательного процесса.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого бюджетного образовательного учреждения СПО «Алтайский государственный колледж» (КБОУ СПО «АГК»), Государственного бюджетного образовательного учреждения «Спортивно-педагогический колледж» Департамента физической культуры и спорта города Москвы (ГБОУ СПО «СПК» Москомспорта).

На основе созданной модели было определено содержание экспериментальной деятельности по профессиональной подготовке студентов к работе с учащимися СМГ, которое реализовывалось последовательно в рамках четырех взаимосвязанных между собой этапов: I этап - пилотажный эксперимент, проводимый в целях выявления проблем учителей физической культуры, бывших выпускников педагогического колледжа, по работе с учащимися СМГ; II этап - констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в изучении фактического состояния подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; III этап - формирующий эксперимент, основной целью которого было внедрение разработанной теоретической модели профессиональной подготовки студентов к работе с учащимися СМГ, формирование и реализация содержания и технологии подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; IV этап - контрольный эксперимент. Цель данного этапа заключается в осуществлении оценки эффективности предложенной теоретической модели.

Пилотажный эксперимент был проведен в 2007-2009 гг. для предварительного исследования состояния и проблем учителей физической культуры, выпускников педагогического колледжа в работе с учащимися СМГ. Мы выяснили, что уровень овладения компетенцией методического обеспечения процесса физического воспитания учащихся СМГ у большинства педагогов следует признать недостаточным. Результаты анкетирования показали, что многие из учителей физической культуры пренебрегают правилами здорового образа жизни, имеют скудные знания о нетрадиционных методах оздоровления и практически не владеют ими. Итоговые результаты тестирования знаний учителей физической культуры в области работы с учащимися СМГ показали, что 8% учителей физической культуры имеют предельный уровень компетентности, 69% учителей физической культуры имеют оптимальный уровень знаний в работе с учащимися СМГ и 23% учителей физической культуры обладают достаточным уровнем знаний в работе с учащимися СМГ. В рамках констатирующего эксперимента была осуществлена первичная диагностика уровня сформированности выделенных нами компонентов готовности студентов к данному виду деятельности. Обобщенные результаты диагностики уровня сформированности готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися специальной медицинской группы

(на начало эксперимента)

п/п

Компонент готовности

Уровень сформированности

низкий

достаточный

оптимальный

предельный

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

1.

Мотивационный

90,5%

95,5%

7,9%

2,8%

1,6%

1,4%

-

-

2.

Личностный

49,2%

65,3%

23,8%

18%

22,2%

13,9%

4,8%

2,8%

3.

Профессиональный

63,5%

59,7%

22,2%

25%

12,7%

13,9%

1,6%

1,4%

Как следует из приведенных в таблице данных, студенты контрольных и экспериментальных групп в начале эксперимента по уровню готовности к работе с учащимися СМГ не имеют значимых различий. В целом в обеих группах доминирует низкий уровень. Предельного уровня мы не имели ни в одной из групп. Следует обратить внимание и на тот факт, что менее всего сформированным в обеих группах является профессиональный компонент готовности будущих учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ.

Данные констатирующего эксперимента и выводы, полученные в ходе теоретического анализа исследуемой проблемы, послужили основой для проектирования технологии формирования готовности студентов к работе с учащимися СМГ. При этом учитывалась необходимость взаимосвязи различных форм и методов обучения, их взаимодополнение и усиление.

В ходе формирующего эксперимента решалась задача внедрения и оценки эффективности теоретической модели профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ посредством реализации разработанной технологии формирования готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ.

Технолого-педагогическое обеспечение формирующего эксперимента осуществлялось в группе студентов 3-го курса КБОУ СПО «АГК» и ГОУ СПО «СПК» Москомспорта в процессе изучения раздела «Физическое воспитание детей школьного возраста» междисциплинарного курса «Методика обучения предмету «Физическая культура» и студентов 4 курса при освоении раздела «Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинские группы) по общепрофессиональной дисциплине «Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа». Кроме того, в рамках формирующего эксперимента апробировались разработанные нами «Методический портфель» и спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления учащихся СМГ на уроках физической культуры и во внеурочное время».

В целом анализ данных, полученных в ходе эксперимента, показал, что у студентов экспериментальной группы произошли достоверные изменения в уровне готовности к работе с учащимися СМГ. Расчет достоверности изменений в личностном, профессиональном и мотивационном компонентах готовности выпускников к данному виду деятельности, измеряемых по установленным в работе критериям и показателям, был произведен по критерию согласия Пирсона (х² - критерию) (р < 0,01). Следовательно, можно заключить, что разработанная нами теоретическая модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ действительно способствовала повышению уровня их готовности к работе с учащимися СМГ в урочное и внеучебное время.

Обобщение и анализ результатов экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Требования ФГСО СПО к уровню подготовки выпускников по специальности 050141 «Физическая культура» требуют адекватных перемен в содержании и технологии обучения в педколледже, которые должны быть ориентированы не только на овладение студентами общих и профессиональных компетенций по физическому воспитанию здоровых детей, но и по работе с учащимися СМГ на уроках и во внеурочное время.

2. Обеспечение эффективности профессиональной подготовки студентов педколледжа к работе с учащимися СМГ обусловлено наличием в основной профессиональной образовательной программе общих и профессиональных компетенций и релевантных к ним вариативных дидактических единиц в учебных дисциплинах и междисциплинарных курсах, а также спецкурсов, отражающих содержание и методику данной деятельности.

3. Профессиональная подготовка учителей физической культуры, оптимизированная на физкультурно-оздоровительную работу с учащимися СМГ, должна включать мотивационный, личностный и профессиональный компоненты, интеграция которых позволяет достичь выпускникам готовности к проведению уроков и внеаудиторных мероприятий с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.

4. Технология профессиональной подготовки к работе с учащимися СМГ представляет собой совокупность последовательных целенаправленных взаимодополняющих совместных действий преподавателей и студентов в рамках технологических блоков: обеспечение мотивационной поддержки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; формирование у них практического опыта, умений и знаний в работе с учащимися СМГ; формирование компетенций методического обеспечения процесса физического воспитания учащихся СМГ и использования нетрадиционных методов оздоровления учащихся СМГ на уроках и во внеурочное время; участие студентов в практической работе с учащимися СМГ.

5. Реализация в образовательном процессе педагогического колледжа разработанной теоретической модели и технологии профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ позволила: повысить уровень сформированности мотивационного, личностного и профессионального компонентов готовности студентов педколледжа к работе со школьниками, имеющими проблемы с учащимися СМГ; создать необходимые условия для эффективного профессионального становления и мобильности выпускников педагогического колледжа за счет освоения ими дополнительных общих и профессиональных компетенций по работе с учащимися СМГ.

6. Решение проблемы профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в педагогическом колледже имеет важное научно-педагогическое и практическое значение, позволяющее получить серьезный социально-экономический эффект за счет, с одной стороны, повышения конкурентоспособности выпускников педагогического колледжа, с другой - воспитания здорового активного поколения молодежи.

Рецензенты:

Сокольникова Э.И., д.п.н., профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Крайник В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул.