Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» IN CONDITIONS OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Goncharuk S.V. 1 Soloveychenko E.G. 1 Oleynik A.A. 1 Goncharuk Ya.A. 1
1 Belgorod state national research university
Среди студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета был проведен социологический опрос, целю которого, стало выявления уровня интереса к занятиям по дисциплине «Физическая культура». Исследования показали, что построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами занимающиеся, не вызывает особого желания заниматься физической культурой. Поэтому, При организации учебного процесса по физическому воспитанию необходимо учитывать, что главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, является мотивация. Особое внимание следует уделить популяризации массовой физической культуры и спорта. Способствовать этому будет систематическое проведение спортивных соревнований, спортивных праздников не только среди студентов, но и среди всего населения страны.
Among the students a sociological survey was conducted in order to determine a level of students’ interest on the subject "Physical Education". The research has shown that the construction of the educational process by means of the normative approach, in which external indicators are more important than students themselves, doesn’t do justice in attraction to physical activity. Therefore, it’s necessary to take into account that the main component for the successful realization of any activity, including sports one, is the motivation. Special attention should be paid to the promotion of mass physical culture and sports. To facilitate this will be the systematic conduct of sports competitions, sporting events, not only among students but also among the entire population.
mass physical culture
interesting activities
individual preferences
physical activity
need
motivation
exercises
physical education
physical culture
Образовательные и развивающие функции физической культуры наиболее полно осуществляются в целенаправленном процессе физического воспитания. В современных высших учебных заведениях Российской Федерации физическая культура является обязательной учебной дисциплиной. Она входит в число немногих обязательных дисциплин гуманитарного цикла и является важной составной частью общекультурной и профессиональной подготовки студентов[1].

Цель заключается в исследовании уровня интереса студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета к занятиям по физической культуре, а так же развитие у обучающихся основных физических качеств и получение специальных систематизированных знаний, но, что особенно важно, - создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни и физическому самосовершенствованию.

Материалы и методы исследования

Для совершенствования учебного процесса мы провели анкетирование, в котором приняли участие 774 человека (кафедра физического воспитания). Из них девушки составляют 65% (479 человек), юноши 35% (295 человек). Студентам был задан вопрос, вызывают ли у них интерес занятия физической культурой? Только 30% опрошенных ответили что высокий, а остальные 70% низкий и средний. На вопрос, какова цель посещения занятий по физической культуре? - 65% студентов выбрали вариант - получение зачета, 13 % хотели бы увеличить продолжительность занятий физической культурой, 20% сократить, 67% предпочли вариант - оставить все как есть. Лишь 33% хотели бы продолжать занятия по физической культуре на 4 и 5 курсах. Из всех опрошенных студентов только 15% участвуют в спортивной жизни факультета. Следует отметить, что половина опрошенных студентов (50,1%), на занятиях по физическому воспитанию очень хотели бы заниматься каким-либо видом спорта[2].

Из проведенного опроса видно, что построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами занимающиеся, не вызывает особого желания заниматься физической культурой[3]. Физкультурная активность обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями, привлекательностью физкультурно-спортивных занятий, доставляющих удовольствие[4]. Не случайно, видимо, в качестве мотивов таких занятий в первую очередь выделяют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности. В связи с этим огромное значение приобретает исследование структуры мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой студенческой молодежи, поиск путей ее повышения[5].

Таким образом, ориентируясь на выявленные мотивы в занятиях физической культурой и активно используя индивидуальный подход, учитывая различные типы личности студентов, отношение к физической культуре, индивидуальные предпочтения, а также факторы, препятствующие студентам заниматься физическими упражнениями на кафедре физического воспитания «НИУ БелГУ» был введен пилотный проект, суть которого заключается в том, что занятия проводятся как в первой половине дня, так и во второй. Занятия в первой половине дня проводятся по базовым видам спорта: баскетбол, волейбол, плавание, легкая атлетика и д.р. В свою очередь, для второй половины дня выбраны следующие дисциплины: аэробика, волейбол мужской и женский, баскетбол мужской и женский, атлетизм, спортивные танцы, туризм, ГТО, черлидинг, мини-футбол, плавание, настольный теннис, корригирующая гимнастика. Для студентов специальной медицинской группы предназначены такие виды спорта как корригирующая гимнастика, плавание и атлетизм. Для реализации данного проекта составлены методические рекомендации по следующим дисциплинам: аэробика, баскетбол, волейбол, атлетическая гимнастика, мини-футбол, а так же настольный теннис, плавание.

Вторая часть проекта будет реализован на первых курсах, 3-х выбранных факультетах. Занятия проводятся по дисциплинам, которые выбрали студенты как для первой половины дня, так и для второй. Занятия будут проходить по следующим дисциплинам: волейбол, баскетбол, мини-футбол, настольный теннис, аэробика, атлетическая гимнастика, плавание, многоборье. Для студентов специальной медицинской группы занятия проходят отдельно[6].

Результаты исследования и их обсуждение

Для того, что бы выявить промежуточные результаты осуществляемого проекта были проведен опрос. По первой части пилотного проекта, где студенты Белгородского государственного национального исследовательского университета выбирали дисциплину во второй половине дня, были получены следующие результаты

Таблица 1

Формирование групп вариативной части пилотного проекта (по выбору вида спорта)

вид спорта

количество групп

количество человек

аэробика

8

120

мужской волейбол

4

65

женский волейбол

4

68

женский баскетбол

2

40

мужской баскетбол

2

36

атлетизм

8

150

спортивные танцы

4

60

туризм

4

51

ГТО

2

40

черлидинг -

2

36

мини-футбол

8

130

плавание

4

58

настольный теннис

2

38

корригирующая гимнастика

8

115

ИТОГО

62

1007

В таблице 1 прописано количество студентов задействованных в данном эксперименте говорит о том, что форма занятий, при которой студент может сам выбирать для себя понравившуюся дисциплину, значительно повышает интерес к дисциплине «Физическая культура».

В свою очередь в ходе опроса были получены промежуточные результаты по второй части пилотного проекта, внедряемого на трех факультетах вуза: инженерно-физическом, историко-филологическом факультетах, а так же на факультете дошкольного, начального и специального образования, в которой студент выбирает себе дисциплину как для первой, так и для второй половины дня. Данный проект начнет действовать с первого февраля 2015 года.

Таблица 2

Формирование групп вариативной части пилотного проекта (общий вид спорта для базовой и вариативной части)

Виды спорта

Инженерно-физический,

Историко-филологический факультеты

факультет дошкольного, начального и специального образования

Итого

Волейбол

18 человек (одна группа)

17 человек (одна группа)

35

Баскетбол

15 человек (одна группа)

15 (одна группа)

30

Мини-футбол

15 человек (одна группа)

15 (одна группа)

30

Н/теннис

15 человек (одна группа)

16 человек (одна группа)

31

Аэробика

15 человек (одна группа)

30 человек (2 группы)

45

А/гимнастика

16 человек (одна группа)

15 человек (одна группа)

31

Плавание

15человек (одна группа)

17 (одна группа)

32

многоборье

20 человек (одна группа)

18 (одна группа)

38

СМГ

еще не проходили медицинский осмотр

по результатам медицинского осмотра СМГ составляет 3 человека

3

Итого

129

146

275

Данные представленные в таблице 2 получены путем опроса студентов об их желании заниматься тем или иным видом спорта во время занятий по физической культуре. К сожалению, эти данные предоставлены не в полном объеме, так как студенты, обучающиеся на первых курсах не до конца прошли медицинский осмотр, и им не присвоена медицинская группа. но это не мешает делать предварительные выводы из которых видно, что студенты отдают предпочтение игровым видам спорта: баскетбол, волейбол и мини-футбол, а так же таким дисциплинам, как атлетическая гимнастика, аэробика, плавание и настольный теннис.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что все представленные в проекте виды спорта пользуются большой популярностью у студентов, и способствуют повышению интереса к учебному процессу по дисциплине «Физическая культура», а так же здоровому образу жизни и спорту в целом.

Заключение

Особое внимание следует уделить популяризации массовой физической культуры и спорта. Способствовать этому будет систематическое проведение спортивных соревнований, спортивных праздников, спартакиад среди учебных групп, курсов, факультетов НИУ «БелГУ»[7]. При организации подобных мероприятий важен неформальный подход, добровольность участия. Информация о лучших спортивных командах университета, лучших спортсменах должна размещаться в СМИ вуза, предназначенных для этого стендах[8].

Рецензенты:

Собянин Ф.И., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физической культуры, факультета физической культуры, педагогического института, ФГAОУ BПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»., г. Белгород.

Кондаков В.Л., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания, факультета физической культуры, ФГAОУ BПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»., г. Белгород.