Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

LEGAL ASSESSMENT ACCOUNTING AND ANALYTICAL TOOLS IN THE SERVICE SECTOR FRANCHISE BUSINESS

Tsapulina F.Kh. 1 Aleksandrova N.V. 2 Bagaderova M.V. 1
1 Chuvash State University
2 Chuvash State University
Успешному развитию российского бизнеса мешает несовершенство законодательства. Нормативно-правовое регулирование основной информативной базы для принятия эффективных управленческих решений - бухгалтерского учёта - не всегда должно так динамично меняться. Правовые акты учётно-аналитических процедур зачастую непонятны и сложны для налогоплательщиков, российским предпринимателям. В настоящее время одной из популярных и успешных форм бизнеса является франчайзинг, который не может достаточно динамично развиваться из-за несовершенного нынешнего положения отечественного законодательства по бухгалтерскому учёту. Анализ мирового опыта подтверждает перспективность франчайзинговой модели развития бизнеса сферы услуг российской экономики. Поэтому развитие франчайзинга в России может помочь без дополнительных бюджетных затрат и специальных административных усилий существенно модернизировать сферу отраслевых услуг экономики. Таким образом, определение аргументированного и оптимального юридического статуса учётно-аналитических инструментов такого перспективного бизнеса как франчайзинг представляется значимым и актуальным для современной российской экономики.
Successful development of Russian business prevents inadequate legislation. Laws and regulations affecting the main informative basis for making effective management decisions - accounting - not always be so fast to change. Accounting and legal acts of the analytical procedures are often incomprehensible and difficult for taxpayers to Russian entrepreneurs. Currently one of the most popular and successful forms of business is a franchise that can not sufficiently develop dynamically due to imperfect current situation of the domestic legislation on accounting. Analysis of international experience confirms the promise of the franchise model of business development services sector of the Russian economy. Therefore, the development of franchising in Russia can help without additional budgetary costs and special administrative effort significantly upgrade the scope of the services sector of the economy. Thus, the determination of optimal and reasoned legal status of Accounting and analytical tools such as long-term business Franchising is meaningful and relevant to the modern Russian economy.
the effectiveness of legislation in the field of business services
innovative aspects of accounting standards and the economy
historical accounting procedures
the provisions on accounting
global experience of franchising
the regulatory framework for business development
resource potential
franchising services
Франчайзинг в России, как и в других странах мира с развитой и развивающейся экономикой, представляет собой уникальное явление. Прежде всего, это форма организации бизнеса, передачи и получения практических навыков по организации своего дела, а также способ глобализации различных стран в единую систему, которая дает возможность ознакомления с продуктами, товарами и сервисом различных стран по своему выбору, находясь на территории своего государства потенциальному потребителю. Отметим, что по темпам развития франчайзинга наша страна входит в число мировых лидеров, и подавляющее число франчайзинговых российских предприятий относится к сфере услуг. И по данным мирового опыта, франчайзинг в сфере услуг занимает большую долю рынка. В США сервисные франчайзи контролируют 50% рынка и представлены многими сферами бизнеса: туристический и гостиничный бизнес, салоны красоты, фитнес, обучение и консалтинг, агентства недвижимости, рекламные услуги, клининг, доставка и так далее [2].Отраслевая структура в данном случае объемна: представлены как нематериальные услуги (здравоохранение, туризм), так и материальные (розничная торговля, общественное питание). Таким образом, роль сферы услуг в становлении российской экономики инновационного типа значительна.

Однако, рассматривая успешность развития франчайзингового бизнеса, отметим, что некоторые франчайзинговые услуги не стандартизированы, или стандартизированы частично[3]. А проблема эффективного развития такого бизнеса заключается, по нашему мнению, в организации учетно-аналитического механизма - бухгалтерского учёта, с юридическим обоснованием. Небезосновательным является авторское предложение важной роли учетной модели любого бизнеса российской экономики, в том числе и франчайзинговых услуг. Ведение бухгалтерского учета на предприятии это очень важное и ответственное задание. Каждый предприниматель заинтересован в достоверном ведении бухгалтерского учета: в наиболее полном и всестороннем учете затрат и доходов бизнеса с целью выявления достоверного финансового результата предпринимательской деятельности. К примеру, ресторанный бизнес это не только вкусная еда и прекрасное обслуживание. За видимым великолепием скрывается кропотливая работа бухгалтеров, которые собирают информацию о поступающем продукте, о его расходе на изготовлении блюда, об остатках, о заработной плате задействованных в этой отрасли работников (от швейцара до шеф-повара). Вся эта информация обрабатывается и поступает на стол руководителю, который, изучая прогноз хозяйственной деятельности способен спрогнозировать развитие ресторана, запланировать дополнительные мероприятия, расписать затраты, модернизировать ресторан. Каждый бизнес, как и ресторанный, имеет свои особенности в ведении бухгалтерского учета, свои проблемы и способы их решения. От того насколько грамотно устроен учет в ресторане, зависит и возможность грамотного планирования бизнеса, адекватный учет всех рисков[4]. Приведённый пример отмечает важную роль учётно-аналитического механизма любого вида бизнеса в сфере услуг. Для решения возможных проблем в организации оптимальной бухгалтерии - это франчайзинг. Как известно, приобретая франшизу, предприниматель предполагает, что составной частью ее является отработанный, всесторонний, оперативный учет, дающий возможность наиболее полно учитывать издержки и правильно относить их на себестоимость продукции и объективно подсчитывать прибыль. Франчайзинг любой сферы услуг, в том числе и приводимой нами в качестве примера ресторанном бизнесе, страхует большинство рисков, связанных с выбором оборудования, подсчетом рентабельности и себестоимости рецептов, дает рекомендации по выбору поставщика и прочее. Отсюда, привлекательность франчайзинга.

Особо следует отметить, что планирование и прогнозирование при приобретении бизнеса по какой-либо схеме тесно связано с нормативно-правовым регулированием франчайзинга, то есть имеет прямую связь с юридической практикой. Многие российские предприниматели, которые работают по франчайзингу, говорят о том, что, несмотря на широкое применение данной схемы бизнеса, в нашей стране франчайзинга как бы и нет[5]. Это связано с тем, что законодательно не произведено закрепление Закона «О франчайзинге». С другой стороны, принятие Федерального закона № 216-ФЗ [8] - это важное достижение на пути создания работоспособной и сбалансированной системы франчайзинга в России, а процесс его быстрого принятия представляет собой положительный пример заботы государства о развитии бизнеса и конструктивного взаимодействия различных организаций и ведомств[5]. В частности, пересмотрены правила ГК РФ о франчайзинге[1]. Поправки касаются договора коммерческой концессии (франчайзинга).

С другой стороны, нормирование бухгалтерского учёта как основного учётно-аналитического механизма не только франчайзингового бизнеса и не только сферы услуг имеет общие для отечественной системы учёта недостатки. По нашему мнению, сюда можно отнести, прежде всего, недочёты в изложении определённых норм основных федеральных стандартов. К примеру, действующий Закон о бухгалтерском учёте [9] убрал ряд ограничений, которые «мешают» правильной, рациональной и грамотной постановке бухгалтерского учета в организации. И, как результат, наши чиновники «штампуют» целую цепочку методических, инструктивных указаний, федеральных законов: дополняющих или уточняющих положения уже действующего закона. Результаты нашего анализа показали, что только за последние два финансовых года (2013 и 2014 годы) изменения в основной закон «О бухгалтерском учёте» [9] были внесены в 2013 году: 28 июня Федеральным законом №134, 2 июля - №185-ФЗ, 23 июля- №251-ФЗ, 2 ноября- №292-ФЗ, 28 декабря - №425-ФЗ и №357-ФЗ; в 2014 году - 4 ноября №344-ФЗ [9]. Такое динамичное «законотворчество» очень серьёзно вредят эффективной во всех её ё направлениях деятельности. По нашему мнению, практически ни одно нововведение по бухгалтерскому учёту не соответствует требованиям современной экономики. Также отметим, что сегодняшний закон содержит ряд положений, ограничивающих организацию в таком построении учетного процесса, которое давало бы возможность полностью реализовать информационную и контрольную функцию бухгалтерского учета. Анализ ныне существующих законодательных документов показывает, что они не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий, которые вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать во избежание штрафных санкций. В условиях тотального контроля со стороны налоговых органов в отношении налогоплательщиков недопустимо в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета, в первую очередь принимаемых ПБУ (Положений по ведению бухгалтерского учёта) [7], употребление слов и словосочетаний: «может использовать», «могут быть», «разрешается» и т.д. Таким образом, создаётся ситуация, когда не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики - основного рабочего документа организации.

Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. В настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации. Сложность в работе франчайзинговых услуг возникает и в виду принятия таких юридических документов как «учёт принятия электронной документации от налоговиков» (ФЗ №134 от 28.06.2013); блокировка банковских счетов бизнеса при нарушении 10-дневного срока представления налоговой декларации (ФЗ №134 от 28.06.2013); постоянные изменения форм налоговых деклараций, зачастую необоснованные.

Для решения данных проблем необходимо по нашему убеждению достижение оптимального сочетания нормативных и законодательных актов, которое не заставляло бы предприятия подчиняться одним нормам, а другие - нарушать, заметим: неумышленно. Для этого предлагаем введение юридических актов по бухгалтерскому учёту для всех форм бизнеса с начала нового финансового года после предварительного и тщательного обсуждения профессионалами по предварительным срокам не менее года.

Таким образом, бухгалтерские услуги станут рентабельными и эффективными для развития всех форм российского предпринимательства и в целом отечественной экономики.

Рецензенты:

Серебрякова Т.Ю., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института, г. Чебоксары;

Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор кафедры отраслевой экономики ФБГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова», г. Чебоксары.