Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

TOLERANCE AS COMPONENT OF PHYSICAL PREPARATION CADETS UNIVERSITIES MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Molostvov A.N. 1 Valiev A.N. 1
1 Federal public state educational institution of higher education "Kazan legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"
В статье представлен научный обзор педагогических исследований по проблеме толерантности; уточнено содержание толерантности как метапредметного понятия, представляющего собой системную целостность качеств и способностей личности, обеспечивающих формирование направленности на усвоение и реализацию социальной нормы взаимопонимания и конструктивного сотрудничества с другими людьми и образование готовности к признанию, устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства. Выяснено, что в структуре толерантности можно выделить следующие компоненты: субъектность, отражающую совокупность качеств, позиций, ценностей личности и опосредующую трактовку толерантности как личностного качества, способности личности; социальность, проявляющуюся в моделях социально-устойчивого поведения и позволяющую рассматривать толерантность как социальную норму; воспитуемость, предусматривающую процесс целенаправленного воздействия на человека для образования активно-действенного состояния принятия, как окружающих, так и самого себя, и позволяющую толковать толерантность как готовность, направленность личности.
The scientific review of pedagogical researches on a tolerance problem is presented in article; the maintenance of tolerance as the metasubject concept representing system integrity of the qualities and abilities of the personality providing formation of an orientation on assimilation and realization of social norm of mutual understanding and constructive cooperation with other people and formation of readiness for recognition, stability and conscious actions on the basis of a consent and social partnership is specified. It is found out that in structure of tolerance it is possible to allocate the following components: the subjectivity reflecting set of qualities, positions, values of the personality and mediating treatment of tolerance as personal quality, ability of the personality; a sociality, the tolerance which is shown in models of social and steady behavior and allowing to consider as social norm; the vospituyemost providing process of purposeful impact on the person for formation of an active and effective condition of acceptance, both people around, and itself, and allowing to interpret tolerance as readiness, an orientation of the personality.
vospituyemost
models of social and steady behavior
subjectivity
social partnership
consent
stability
readiness for recognition
constructive cooperation
mutual understanding
tolerance

На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [9]. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России – одна из составляющих их профессионально-прикладной подготовки, наряду с оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой подготовкой, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, одна из которых – способность к толерантному поведению. Цель статьи –провести научный анализ толерантности как метапредметного понятия. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: представить научный обзор педагогических исследований по проблеме толерантности; уточнить содержание толерантности как метапредметного понятия, выяснить структурообразующие компоненты толерантности. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Понятие «толерантность» широко используется и в науке и социальной практике. В 1995 году государства - члены Организации Объединенных Наций, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности, которая была утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО. Принятие данной Декларации актуализировало внимание к толерантности, как научной категории и феномену социальной реальности. Позиционирование образования как общественно значимого блага и целенаправленного процесса воспитания и обучения, осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, послужило одной из причин интереса педагогического сообщества к проблемам толерантности. Только в начале этого века (с 2000 по 2014 годы) в педагогике профессионального образования проблемам толерантности было посвящено более 60 научных исследований. Исходя из предмета исследования, диссертации, посвященные проблемам толерантности, можно разделить на несколько групп.

В исследованиях первой группы толерантность рассматривается как личностно-профессиональное качество, готовность личности к толерантному взаимодействию. Например, Т.В. Третьякова, определяет толерантность как личностно-профессиональное качество, включающееся такие ценностные характеристики как принятие богатого многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности[19]. А.В. Ладик рассматривает толерантность как интегративное личностное качество, выражающееся в уважении, сочувствии, терпимом отношении к людям, их индивидуально-личностным особенностям; критическом понимании социальных процессов, рефлексия которых позволяет выстраивать стратегию толерантного взаимодействия и реализуется в единстве толерантного мышления, поведения и коммуникации [7]. А.М. Гурьянов считает, что толерантность – это способность педагога признавать существование у обучаемых иных взглядов, отличных от его собственных, учитывать их индивидуальные особенности и физические возможности, а также терпимо относиться к их возможно нестандартному на занятиях по физической культуре [2]. В исследовании Н.Н. Жердяевой толерантность трактуется как интегративная характеристика специалиста, включающая отсутствие склонности к экстремизму, конструктивное поведение в ситуации профессионального конфликта, умение достигать взаимного понимания без насилия, подавления достоинства людей и употребления силы в ситуации столкновения интересов [3].

Исследования второй группы посвящаются научно-педагогическому обеспечению формирования и воспитания толерантности. К примеру, Э.Ю. Лесите, исходя из толерантного и интолерантного путей развития личности, - предлагает модель развития толерантного стиля мышления и деятельности у студентов системы среднего профессионального образования [8]. Д.М. Абдуразакова отмечает, что в современных условиях понятие «толерантность» - это сложное, многоаспектное и неоднозначно трактуемое явление, которое может проявляться в различных, иногда диаметрально противоположных, формах и наполняться специфическим смыслом в зависимости от контекста: понятие «толерантность» употребляется в значении «терпимость», «равнодушие», в зависимости, от условий ее проявления [1].В исследовании Ю.С. Яценко, подчеркивается, что цель воспитания толерантности студентов состоит в активизации потребности и готовности к конструктивному толерантному взаимодействию с людьми, независимо от их национальной, социальной, культурной и конфессиональной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения [20]. В диссертации О.В. Исаевой толерантность трактуется как качество личности [4].

В исследованиях третьей группы раскрываются модели построения толерантной среды, толерантного взаимодействия субъектов профессиональной подготовки. И.Г. Пчелинцева отмечает, что построение толерантной среды предполагает целенаправленные организационно-педагогические действия участников образовательного процесса по формированию стабильных и устойчивых условий для воспитания толерантной личности [18]. Е.А. Калач подчеркивает, что толерантность - это важное личностно-профессиональное гуманистическое качество специалиста, способствующее успешному осуществлению им своей профессиональной деятельности и, вследствие этого, подлежащее актуализации в процессе его подготовки [5].

Обобщая изложенное, отметим, что в современных педагогических исследованиях толерантность рассматривается как устойчивость к различиям. При этом, понятие устойчивости в широком смысле определяется как способность субъекта противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статического или динамического равновесия [6]. В узком смысле, устойчивость понимается как интегральное качество личности [10], ценностно-когнитивный конструкт, формирующийся в процессе социализации путем интериоризации закрепленных в общественном мнении норм культурного многообразия, индивидуальных различий и основных демократических ценностей [12].

По нашему мнению, толерантность – это метапредметное понятие, объективное осмысление которого возможно только в процессе диалогического мышления (см. рис.1).

Рис.1. Толерантность как системная целостность качеств, способности, направленности и готовности личности

Диалог - это наиболее универсальный способ общения людей и их совместной деятельности. Мы предлагаем рассматривать толерантность – это системную целостность качеств и способностей личности, обеспечивающих формирование направленности на усвоение и реализацию социальной нормы взаимопонимания и конструктивного сотрудничества с другими людьми и образование готовности к признанию, устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства [13].

В структуре толерантности можно выделить ряд компонентов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Структурообразующие компоненты, их сущность и смыслообразующие аспекты дефиниции толерантности

Структурообразующие компоненты

Сущность компонентов

Смыслообразующие аспекты дефиниции

 

 

 

 

 

 

субъектность

 

совокупность качеств (самообладание, спокойствие, дружелюбие, стремление к согласию, принятие окружающей реальности),

индивидуально-психологических особенностей (терпимость, поддержка, принятие, доверие, бесконфликтность, лояльность) личности

личностное качество (свойство), характеризующее отношение к ценностям, позициям, верованиям, поведению людей и выражающееся в стремлении достичь с ними взаимного понимания, обрести личностно-значимый смысл толерантности

способность личности к взаимодействию с окружающими людьми и продуктивному сотрудничеству, конструктивным действиям в пограничных ситуациях и ответственности за собственный выбор

 

 

социальность

модели социально-устойчивого поведения, детерминированные требованиями общества, осуществляемые посредством правовых и социальных норм

социальная норма, основанная на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов

 

 

 

 

воспитуемость

процесс целенаправленного воздействия на человека для образования активно-действенного состояния, обеспечивающего принятие, как самого себя, так и окружающих, уважение их прав и свобод и устойчивость к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов

готовность личности к пониманию и признанию, сотрудничеству с другими людьми

направленность личности на усвоение и реализацию социальной нормы, основанной на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов

Из таблицы 1 видно, что характеристика структурообразующих компонентов толерантности следующая:

- субъектность, отражающую совокупность качеств (самообладание, спокойствие, дружелюбие, стремление к согласию, принятие окружающей реальности), позиций (терпимость, поддержка, принятие, доверие, бесконфликтность, лояльность), ценностей (свобода, гуманизм, толерантность) личности [14] и опосредующую трактовку толерантности как, во-первых, личностного качества, характеризующего отношение к ценностям, позициям, верованиям, поведению людей и выражающего стремление достичь с ними взаимное понимание, а также обрести личностно-значимый смысл толерантности [15], а во-вторых, способность личности к взаимодействию с окружающими людьми и продуктивному сотрудничеству, конструктивным действиям в пограничных ситуациях и ответственности за собственный выбор [11];

- социальность, проявляющуюся в моделях социально-устойчивого поведения, детерминированных требованиями общества и осуществляемых посредством правовых и социальных норм [16], и позволяющую рассматривать толерантность как социальную норму, основанную на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов;

- воспитуемость, предусматривающую процесс целенаправленного воздействия на человека для образования активно-действенного состояния принятия, как окружающих, так и самого себя [17], и позволяющую толковать толерантность, как, во-первых, готовность личности к пониманию и признанию, сотрудничеству с другими людьми, а во-вторых, направленность личности на усвоение и реализацию социальной нормы, основанной на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов.

Вывод. Толерантность - это не просто конгломерат разнокачественных компонентов (субъектность, социальность, воспитуемость), а целостная динамичная система, представляющая собой диалектическое единство качеств, позиций, ценностей, способностей, активно-действенных состояний личности и социальных норм, сконцентрировавших в себе всеобщие идеи свободы и гуманизма. Между компонентами толерантности образуются различные зависимости (структурные, причинно-следственные и другие), которые и делают возможным выделение таких смыслообразующих аспектов дефиниции толерантности, как: личностные качества, способности личности, направленность личности, готовность личности.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.