Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CLASSIFICATION OF INFRASTRUCTURE ELEMENTS OF THE REGIONAL ECONOMY

Oveshnikova L.V. 1
1 Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
The article infrastructure of the region as an object of study is considered as a multi-level system, dismembered by certain characteristics into its component subsystems. Allocation of infrastructure, establishing vertical and horizontal linkages between them provide a comprehensive picture of the structure of the object. Presented author´s classification of infrastructure elements of the regional economy based on certain specific features, which are grouped on the basis of industry infrastructure and highlighted their common features. Conducted a study to determine the composition of the region´s infrastructure is based on extensive research of domestic and foreign scientists involved in the development of regional infrastructure. Given in the article theoretical and practical aspects of research allowed to present the region´s infrastructure as a set of objects, comprising the following components: innovation, investment, supplying, marketing and production, ensuring the process of production and reproduction conditions of enterprises in the region.
regional infrastructure
regional economy
region
classification
blocks
components
Инфраструктура - это характеристика общих условий результативного развития материального производства и социальной жизни, а не просто совокупность определенных отраслей. Именно создание оптимальных условий для производства товаров, их свободного движения и личного потребления в определенных регионах и есть приоритет, который отличает инфраструктуру от других видов деятельности, является основополагающим признаком выделения ее отраслей из национального хозяйства. В условиях рыночных отношений производство благ, необходимых обществу, для ведения различных видов деятельности, требует иной инфраструктуры, что неизбежно трансформируется в качественные и количественные характеристики инфраструктурного комплекса конкретного региона.

Деятельность инфраструктуры и влияние инфраструктуры на региональное развитие называют территориальными функциями инфраструктуры. Классификация инфраструктуры по функциональному признаку, позволяет выделить такие ее виды как: производственную, социальную, финансово-кредитную, информационную, инновационную, институциональную и т.д. [10] Первым о классификации инфраструктуры заговорил американский ученый П. Розенштейн-Родан, который и ввел этот термин в экономическую науку. Им выделены два основных вида инфраструктуры: хозяйственная (или производственная) и социальная.

Инфраструктура региона определяет общие условия эффективного развития территорий, создает оптимальные условия для производства товаров и услуг, товарообмена и личного потребления. Это выделяет инфраструктуру из национального хозяйства в самостоятельный вид деятельности.

Поиски западными учеными критерия отнесения той или иной сферы экономики к инфраструктуре привели к попыткам обобщить характерные для нее черты и выявить основной признак Д. Кларк, Е. Тухтфельд и другие экономисты считают, что инфраструктурные объекты характеризуются неделимостью, внешним эффектом, недостаточной рентабельпостью, неподчинением рыночному механизму.

Штолер Я. выделяет три вида инфраструктуры: техническую, экономическую и институциональную. Техническими признаками он считает неделимость сооружений, долгий срок жизни. Экономическими - называются экономический эффект, инвестиционный характер, высокая доля в издержках постоянного капитала, высокий риск инвестиций. Институциональные признаки - наличие различных институтов инфраструктуры, дефицитность инфраструктурных объектов, централизованные контроль и руководство, законодательную базу развития инфраструктуры. Однако определить главный критерий отнесения той или иной сферы хозяйства к инфраструктуре буржуазные экономисты не смогли. Об этом откровенно заявил Я. Штолер, который в итоге своих исследований пришел к выводу об отсутствии основного признака [5].

Региональная инфраструктура имеет определенные специфические признаки, на основе которых можно сгруппировать отрасли инфраструктуры и соответственно выделить их из совокупности отраслей общественного производства.

Инфраструктура региональной экономики состоит из элементов, имеющих единые признаки, которые делают их взаимосвязанными и взаимодействующими. При этом каждый из них обладает специфическими свойствами. Соотношение ее составляющих образует структуру, поэтому далее необходимо исследовать виды региональной инфраструктуры и ее отраслевой состав. Классификация инфраструктуры может быть проведена на основе ряда признаков. Следует отметить, что каждая классификация разрабатывается с учетом определенных потребностей, отвечает тем или иным требованиям и задачам осуществления практической деятельности.

Р. Йохимсен различает материальную, институциональную, персональную части инфраструктуры. Под материальной инфраструктурой он понимает: совокупность всех сооружений, оборудования и производственных средств в народном хозяйстве, которые используются для энергоснабжения, обеспечения транспортом и телекоммуникациями; сооружения и т. д. Институциональная инфраструктура охватывает возникшие и узаконенные учреждения, в которых хозяйственные единицы формулируют свои экономические решения и осуществляют их в сотрудничестве с другими предпринимателями. Персональная инфраструктура включает «духовные, предпринимательские, профессиональные и прочие способности людей в условиях рыночного хозяйства» [5].

И. П. Бойков и Ф. Ф. Рыбаков [3] выделяют производственную, социальную, научно-техническую и рыночную инфраструктуру. Н. А. Журавлева [4] по функциональному назначению выделяет восемь основных видов инфраструктуры: энергетическую, транспортную, коммуникационную, экологическую, инновационную и др., отмечая, что методы управления ими существенно различаются.

По мнению Шопенко Д.В., общим классификационным признаком является ее разделение на производственную и социальную [9]. Однако на региональном уровне эту классификацию следует существенно уточнить. Инновационно-образовательная и институциональная инфраструктура играют в этой классификации особую роль, так как взаимодействуют со всеми видами функциональной инфраструктуры и определяют их развитие и саму модернизацию региональной экономики.

Социально-экономическое развитие региона характеризуют четыре группы показателей: 1) ресурсный потенциал (полезные ископаемые, земельные, лесные, водные ресурсы); 2) развитие энергетической инфраструктуры (дорожно-транспортной, коммуникационно-информационной, число и производственная мощность предприятий, стоимость их основных фондов); 3) развитие человеческого капитала, определяемое социальной инфраструктурой; 4) инвестиционный, инновационный и деловой климат, зависящий от институциональной инфраструктуры.

Абаев А.В. считает, что инфраструктура распадается на две большие категории: экономическую (производственную) и социальную. Экономическая включает в себя транспорт, связь, энерго- и водоснабжение. Социальная - объекты образования и здраво­охранения, Это деление достаточно условно, поскольку отдельные элементы инфраструктуры несут в себе как экономические, так и социальные черты. На­пример, образовательные учреждения, обычно относимые к социальной инфра­структуре, играют важную роль в генерировании человеческого капитала, кото­рый является важнейшим экономическим фактором роста [1].

Наряду с традиционно включаемыми в состав инфраструктуры такими отраслями, как транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, ремонтные и прочие вспомогательные службы, в этом случае относится подготовка кадров, производственное, и научное обеспечение, информационное обеспечение экономики, охрана тру­да на производстве.

Следует согласиться с мнением Красовского В.П., который под­черкивает, что круг отраслей и объектов, включаемых в состав ин­фраструктуры, характеризуется определенной гибкостью, в связи с чем не целесообразно предлагать строгую и жесткую классификацию инфраструктурных объектов. Инфраструктура - не просто накопленное материальное богатство, а сфера деятельности человека, «совокупность отраслей» предпри­ятий, обеспечивающих выполнение определенных функций в про­цессе общественного производства.

Представляет особый интерес точка зрения Семенковой Т.Г., ко­торая вскрывает политико-экономическое содержание категории инфраструктуры и ее связь с воспроизводственными процессами в регионе, утверждая, что условием существования всех инф­раструктурных объектов является объективная необходимость в них для нормального осуществления процесса расширенного воспро­изводства. Причем производительный характер отраслей предпри­ятий и учреждений, включенных в инфраструктуру, определяется не созданием прибавочного продукта на предприятиях, а связью с народным хозяйством в деле увеличения национального дохода в це­лом. То есть в инфраструктуру включаются практически все отрасли народного хозяйства за исключением промышленности и сельского хозяйства [7].

Терентьев В.Г. рассматри­вает инфраструктуру как комплекс, создающий общие условия, обеспечивающие транспортировку, аккумуляцию и распределение различных факторов и результатов производства. По его мнению, инфраструктура непосредственно обеспечивает развитие форм ор­ганизации общественного производства и прямо связана с углубле­нием разделения труда [8].

Блохин Ю.В. отмечает в своих трудах, что инфраструктуру со­ставляют вспомогательные, обслуживающие отрасли общего поль­зования, сферы материального производства и непроизводственной сферы, функциональная деятельность которых в процессе воспро­изводства обеспечивает условия нормальной производственной деятельности в отраслях основного производства. В отличие от ос­новного производства, функционирование инфраструктуры создает общие условия его существования [2].

В среде ученых-экономистов, занимающихся изучением институциональной экономики «...региональная инфраструктура представляет собой комплекс институтов, целевой функцией которых является создание условий для воспроизводства жизни населения посредством производства общественных и полуобщественных благ».

Приведенные взгляды ряда ведущих специалис­тов страны, а также точки зрения наиболее известных зарубежных специалистов свидетельствуют о достаточно серьезных разногласи­ях по составу, отраслевой и региональной принадлежнос­ти отдельных элементов инфраструктуры.

Таким образом, считаем, что вопрос об определении состава инфраструктуры, в частности в региональном аспекте, представляется весьма сложным, его окончательное решение требует дальнейших исследований в области классификации объектов по выполнению ими основных производственно-хозяйственных функций. Тем не менее, есть необходимость, определить состав объектов, входящих в систему инфраструктуры региона. Автор считает, что инфраструктура должна включать весь комплекс объектов, обеспечивающих процесс производства и условия воспроизводства деятельности предприятий региона. В соответствии с этим в ее составе должны быть представлены отрасли, виды производств и деятельности: отрасли, обслуживающие основное производство; отрасли непроизводственной сферы, институциональной, коммуникационной, инвестиционно-финансовой, инновационно-развивающей сферы [6].

Необходимо экономически обоснованно сгруппировать составляющие региональной инфраструктуры по функционально-целевому принципу предприятия и отрасли, и определить предметные области их развития, определив конкретные цели и задачи.

Понятие региональной инфраструктуры имеет высокий содержательный смысл: все ее отрасли, субъекты и виды деятельности должны быть в определенном соответствии, как с обеспечиваемыми объектами, так и между собой, и быть управляемыми на уровне региона.

Нами предлагается следующая классификация инфраструктур­ных составляющих и соответствующих им видов деятельности в эконо­мике региона, обеспечивающая ее гибкий поэлементный состав (рисунок 1).

Рисунок 1. Составляющие инфраструктуры региональной экономики (авторский взгляд)

Такой подход позволяет систематизировать современные направ­ления экономической деятельности, определяющие ускоренные тем­пы устойчивого экономического развития региона. При этом инфраструктура может и должна рассматриваться как социаль­но-экономический базис развития потенциала региональной эко­номики. Инфраструктура интегрируется с общехозяйственным комплексом и становится важным фактором его интенсификации и повышения эффективности, формирования инвестиционно привле­кательной экономики, создания предпосылок экономического роста и повышения уровня жизни населения региона.

Рецензенты:

Строева О.А., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов Орловский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Орёл;

Сибирская Е.В., д.э.н., профессор кафедры статистики ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова», г. Москва.